Разработка урока литературы Художественные особенности повести Н.В.Гоголя Тарас Бульба
Цели:
выявить значение образа степи в повести;
совершенствовать навыки анализа художественного текста;
формировать умения находить в тексте выразительные средства;
развивать нравственно-этические представления у учащихся в ходе выявления значения образа степи
35464751654810Оборудование: портрет Н.В.Гоголя; иллюстрации к повести; выставка детских рисунков; мультимедийная презентация.
Ход урока:
1.Орг.момент.
2.Запись домашнего задания:
-Выучить наизусть одно из описаний степи (степь днём, степь вечером, степь ночью). (Глава II).
-Подготовиться к изложению «Смерть Тараса». Составить цитатный план. (Глава XII).
3.Слово учителя.
По оформлению класса вы уже, наверное, догадались, о чём пойдет речь на уроке литературы. Конечно же, о знаменитом Гоголевском описании степи. Почему Гоголь ввел описание степи в повесть? Чем является для Гоголя образ степи? Какую роль играет пейзаж в произведении? На эти и другие вопросы мы найдем ответ. Сегодня на уроке мы выступим в роли исследователей.
Опорными будут такие слова:
Пейзаж, цветопись, звукопись, эпитет, метафора, гипербола, сравнение, олицетворение.
-382270584835Описание природы в русской классической литературе - это не просто фон, на котором разворачивается действие. Оно имеет важное значение в общей структуре произведения, в характеристике персонажа, так как в отношении к природе раскрывается внутренний облик человека, его духовно-нравственная сущность.
В историю литературы Николай Васильевич вошел как первооткрыватель красоты украинской природы.
Примеры из других произведений
«Ночь перед рождеством»
Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но зато так было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты. Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег.
296418086995«Майская ночь, или утопленница»
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прохладно-душен, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь! Недвижно, вдохновенно стали леса, полные мрака, и кинули огромную тень от себя. Тихи и покойны эти пруды; холод и мрак вод их угрюмо заключен в темно-зеленые стены садов. Девственные чащи черемух и черешен пугливо протянули свои корни в ключевой холод и изредка лепечут листьями, будто сердясь и негодуя, когда прекрасный ветреник — ночной ветер, подкравшись мгновенно, целует их. Весь ландшафт спит. А вверху все дышит, все дивно, все торжественно. А на душе и необъятно, и чудно, и толпы серебряных видений стройно возникают в ее глубине. Божественная ночь! Очаровательная ночь!
Эту привлекательность и скрытое очарование украинских степных просторов воспевает писатель в повести «Тарас Бульба». Н.В.Гоголь видит вещи как бы под микроскопом, они часто меняют свой привычный облик, часто наделяются самостоятельной жизнью.
4.Анализ образа степи
Для того чтобы проникнуться чувством писателя, давайте проследим, как описывает Н.В.Гоголь степь.
-3251206214745Выразительное чтение отрывка .
Степь днём. (Ерёменко А.)
Беседа по вопросам:
Обратим особое внимание на композицию. Сначала Гоголь дает описание всего необъятного степного пространства (“Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою девственную пустынны.”) Затем автор рисует образ земли во всем ее многообразии (“Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов”.) И далее от описания земли автор переходит к описанию неба и птиц (“ Воздух был наполнен … и блеснула перед солнцем”) Таким образом, картина воссоздается от общего к конкретному, и в результате весь степной пейзаж объединяет в себе и землю, и небо, и птиц и представляется нам единым целым, что так изумительно сверкает и переливается в лучах яркого солнца.
3133090918210– Как правило, первое и последнее предложение текста играют важную композиционную роль. Прочитайте первое и последнее предложение текста и скажите, что они отражают? (Отношение автора к степи.)
– Почему в последнем предложении содержится такое восклицание: “Черт возьми, степи, как вы хороши!”. Ведь можно было сказать проще: “Как хороши вы, степи!”.
Ученики говорят о том, что автор выражает, таким образом, любовь, изумление, высшую степень восхищения. Степь до того красива, что Гоголь, наверное, связывает эту красоту с какой-то сверхъестественной силой.
– С чем ассоциируется у автора степь? Какие образы помогают нам увидеть необъятность степи? (образ волны, моря, океана). “Неизмеримые волны диких растений; поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном; чайка роскошно купалась в сиих волнах воздуха”.
Далее отмечаем, что, кроме необъятности, степь поражает читателя многообразием красок. Это называется цветописью.
– Каков же основной фон степной поверхности? (“Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов”.)
– Как вы понимаете слово “брызнули”? (Ррассыпались по всей поверхности, как разноцветные брызги.)
– А теперь посмотрим, какие же это были цвета. (“Голубые, синие, лиловые волошки; желтый дрок; белая кашка; синие волны воздуха”.)
-3276607211695– Степь удивляет, очаровывает нас обилием цветов, оттенков, но видим ли мы на фоне этого “зелено-золотого океана” и бездонного неба над ним какие-либо живые образы? (“В небе неподвижно стояли ястребы”, “шныряли куропатки”, “подымалась мерными взмахами чайка”, туча гусей.)
– Итак, благодаря мастерству Гоголя, мы увидели не только степь во всем ее великолепии, но и множество птиц, обитающих здесь.
– Как вы думаете, какие это образы? (Зрительные.)
– Чего нельзя изобразить на картине, нельзя увидеть, но автор это описывает? (Звуки.)
– Какие это будут образы? (Слуховые.)
– И опять-таки автор с помощью слова создает теперь уже звуки. Это называется звукопись.
righttop– Найдите в тексте примеры звукописи. (“Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. …Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог знает, в каком дальнем озере”.)
– Какие еще звуки мы можем услышать в степи, о которых автор не говорит напрямую? (Шелест травы, в которой шныряют куропатки; хлопанье крыльев чайки, поднимающейся из травы; слышим тишину от того, что в небе неподвижно стоят ястребы.)
– Множество звуков, обилие красок – все это создает яркую, неповторимую картину природы.
– При помощи, каких изобразительных средств Гоголь сумел передать нам всю красоту, сумел сказать так, чтобы мы увидели и услышали?
Дети называют эти изобразительные средства языка.
Э п и т е т ы: зелено-золотой океан.
М е т а ф о р ы: “желтый дрок выскакивал вверх своей пирамидальною верхушкою”; “чайка роскошно купалась…”; “миллионы разных цветов брызнули”; чайка “мелькает одною черною точкою”.
Г и п е р б о л ы: “поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном”; “неизмеримые волны растений”; “миллионы разных цветов”; “тысяча разных птичьих свистов”; “туча диких гусей”.
– Теперь посмотрим, как автор описывает степь ночью, и попробуем сравнить эти два описания.
Ученица выразительно читает описание ночной степи.
Далее идет работа в группах. Ребята самостоятельно прослеживают те изменения, которые происходят в степи ночью и сравнивают ночной пейзаж с дневным.
-27749561791851-я группа – анализирует композицию и отвечает на вопрос: “Сохраняются ли во втором отрывке образ волны, моря, океана?”
2-я группа – находят зрительные образы (цветопись).
3-я группа – находят слуховые образы (звукопись).
4-я группа находят изобразительные средства языка.
5. Проверка работы в группах.
Ребята первой группы отмечают, что в первом описании Гоголь дает сначала свое отношение к степи, говорит о том, как она прекрасна, а только потом раскрывает, в чем же эта красота. Так и во втором описании автор сначала 319024041910выражает свое отношение к степи: “Вечером вся степь совершенно переменялась”. А далее Гоголь рассказывает о тех изменениях, которые происходят в степи ночью. И 1-й и 2-й отрывки начинаются описанием пространства. В первом отрывке: “Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею.”Во втором отрывке: “Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело…”.Далее автор переходит к описанию неба, звуков, наполняющих ночную степь, птиц, темной вереницей летящих по небу. Во втором описании сохраняется образ моря, океана. Гоголь пишет: “…самый свежий обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы”.
В основном композиция повторяется.
Ребята второй группы говорят о том, что все краски дневной степи к ночи совершенно изменились. Если днем они были яркими, то к вечеру сменились на более темные, пестрые. “Все пестрое пространство охватывалось последним ярким отблеском солнца и посте6пннно темнело…”. Степь становилась темно-зеленой, а днем она была золотисто-зеленой, небо стало изголуба-темное; на север летела темная вереница лебедей; из нор выползали пестрые овражки. Но на темном фоне мы видим кое-где светлые, блестящие тона: “легкие прозрачные облака белели клоками”, степь усеяна блестящими искрами светящихся червей.Таким образом, яркие дневные краски сменились на темные вечерние.
-4533905563870Ребята третьей группы отмечают, что о звуках ночной степи автор говорит так: “Вся музыка, наполнявшая день, утихла и сменилась другою”. И далее мы слышим ту музыку, которая раздается в ночной степи: суслики оглашают степь свистом, трещание кузнечиков становится слышнее, “бесчисленный мир насекомых наполнил траву, весь их треск, свист, карканье; все это звучно раздавалось среди ночи…”. Глаголы: оглашали, раздавалось – говорят о том, что в ночной тишине все звуки далеко раздаются. “Крик лебедя, как серебро отдавался в воздухе”. Автор сравнивает крик лебедя с серебром, наверное, потому, что он по своему звучанию напоминал тонкий мелодичный звон серебряного колокольчика.Таким образом, мы видим, что автор в описании ночной степи показывает нам гораздо больше звуков, чем в дневной.
Ребята четвертой группы отмечают, что Гоголь, чтобы показать нам красоту ночной степи, использовал большое количество изобразительных средств. Это:
ЭПИТЕТЫ: неба изголуба-темное; степь темно-зеленная; облака легкие прозрачные; свет серебряно-розовый; ветерок свежий, обольстительный.
МЕТАФОРЫ: облака белели клоками; полосы из розового золота; блестящие искры светящихся червей.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ: ветерок дотрагивается до щек; звезды смотрели.
СРАВНЕНИЯ: крик лебедя, как серебро; ветерок, как морские волны; вереница лебедей сравнивается с красными палатками, летящими по небу.
ГИПЕРБОЛЫ: бесчисленный мир насекомых; как исполинской кистью наляпаны широкие полосы.
Гипербол во втором тексте намного больше, чем в первом, т.к. ночью уже невозможно так, как днем, увидеть необъятные просторы степи; ночью больше слышишь, чем видишь. Итак, в степи днем ярче краски, а ночью звуки.Гоголь – как настоящий мастер художественного слова изобразил степь во всем ее многообразии, изобразил так, что мы, прочитав это описание один раз, навсегда запоминаем яркость неповторимость красок, красоту звуков и то, как умело использовал автор изобразительные средства языка для того, чтобы передать нам все великолепие запорожской степи.
– О каких еще образах упоминает автор при описании ночной степи, о которых не упоминал при описании дневной степи. (Запахи. “Испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травинка испускали амбру и вся степь курилась благовониями”.)
– Выясните значение слов АМБРА и БЛАГОВОНИЕ. Способность чувствовать запахи называется обонянием, значит, образы эти будут называться обонятельными.
29273503825240– Самый внимательный читатель может заметить еще и осязательный образ. По словарю Ожегова осязание – это ощущение давления, тепла, холода, возникающее при прикосновении кожи к чему-нибудь. (“И самый свежий, обольстительный ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек”.)
– До чьих щек дотрагивался ветерок? (до щек людей, находящихся в степи.)
– Значит все изменения, происходящие в степи ночью даны с точки зрения героев.
– Значит все изменения, происходящие в степи ночью даны с точки зрения героев.
– Какую роль играет пейзаж в художественном произведении? (Раскрывает красоту окружающего мира, передает настроение, внутреннее состояние героев.) Вспомним начало повести: мать с болью, со страданием проводила своих 3681730101600мужчин из дома. Ей жаль расставаться с Тарасом. А теперь уже и сыновей, ее милых, дорогих ее сердцу сыновей, он забрал с собой. Сколько горя!Сыновья тоже опечалены расставанием. И здесь окружающий мир передает нам их внутреннее состояние. Вместо описания гнетущего настроения героев Гоголь ограничился одной фразой: “День был серый; зелень сверкала ярко, птицы щебетали как-то вразлад”. Мгновенно раскрывается душевное состояние персонажей. Путники расстроены, все окружающее кажется им лишенным единства, гармонии на столько, что даже птицы щебечут “как-то вразлад”. Но вот они увидели родную степь, облитую солнечным светом, и “все, что смутно, сонно было на душе у казаков, вмиг слетело, сердца их встрепенулись, как птицы”. Таким образом, в повести Гоголя “Тарас Бульба” мы видим связь картин природы с внутренним миром персонажей. Гоголевские герои ограниченно вписываются в мир природы и сливаются с ней, потому что степь это их родная земля, их родина. Значит, степь у Гоголя является образом родины.
– Завершая разговор о пейзаже, обратимся к нашим опорным словам. Какой художественный образ воссоздал автор и какие художественные изобразительные средства использовал?
Дети, подводя итог, говорят о том, что Гоголь создал яркий неповторимый образ степи, а для этого использовал такие изобразительные средства, как цветопись, звукопись, эпитет, метафора, гипербола, сравнение, олицетворение.
6.Подведение итогов урока
-С какой целью Н.В.Гоголь ввел описание степи в повесть о Тарасе Бульбе? (Степь – обобщенный образ Родины. Ради нее казаки совершали свои подвиги и умирали за нее. Она как мать, давшая жизнь своим детям-казакам. Степь ещё связывает два мира: дом Бульбы и Запорожскую Сечь)
Запись в тетради: Образ степи для Гоголя – это образ Родины. Родины-матери. Степь и казаки неотделимы друг от друга. Ради нее казаки и совершают свои подвиги и, если надо, умрут, защищая ее.
Комментирование оценок за урок (за чтение отрывков, за работу над образом степи, за рисунки)
Ребята, на уроке мы поработали исследователями-литературоведами. В завершении урока я вам предлагаю завершить предложения:
У меня получилось….
Теперь я могу….
Я понял, что…..
Меня удивило…..
-1224858-883864
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
Барабинского района
Провела:
Константинова Т.Г.,
учитель русского языка
и литературы
МКОУ СОШ № 1
Барабинск
2013 год