Конспект открытого урока по литературному чтению по произведению В.А. Осеевой Волшебное слово
Конспект открытого урока по литературному чтению.
Класс: 2 «А».
Дата проведения: 16.03.2017 г.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: проектор, ноутбук, интерактивная доска (ИД), выставка книг В.Осеевой.
Присутствующие: зам. директор по УВР Мурскова Е.И., зам. директора по ИТ Жилякова Н.Н., руководитель м\о Барышова Н.Л., учителя начальных классов Хакимова Г.Г., Носикова Т.Н.
Пояснительная записка
Урок по теме « В. Осеева - Волшебное слово» был проведен в 2м"А" классе. Структура урока соответствует требованиям к организации урока усвоения нового материала. Четко выделены этапы подготовки и организации внимания учащихся, повторения и восприятия нового, усвоения новых знаний и первичной проверки, закрепления, применения, первичного контроля усвоения знаний, подведения итогов и рефлексии.
На этапах повторение, целеполагание, подведение итогов использованы приемы технологии развития критического мышления: «знаю-хочу узнать-узнал»; прием «верно-неверно» - на этапе контроля и самоконтроля. Цель применения данной технологии - создание условий для активизации познавательной самостоятельной деятельности учащихся, развития логического мышления. На этапе объяснения новой темы используется проблемное обучение.
Деятельность учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная. Организована работа по формированию метапредметных умений и навыков: умение участвовать в диалоге, организовать себя на выполнение поставленных задач, умение формулировать правило, обобщать сказанное, делать выводы, оценивать свою и чужую работу, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
Применены словесные, наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, практические методы обучения.
Тема: «В. Осеева – Волшебное слово».
Цели:
Обучающая: - Познакомить учащихся с рассказом В.А. Осевой «Волшебное слово», развивать внимание, навыки чтения, умение подтверждать свои высказывания цитатами из текста, учить находить главную мысль, делить текст на части.
Развивающая: - Развивать творческие способности, мышление, речь, коммуникативные навыки общения.
Воспитательная: - Воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу, доброжелательность к окружающим.
Задачи:
Показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека.
Развивать интерес к чтению.
Учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы.
Воспитывать уважение по отношению к окружающим
Планируемые достижения обучающихся:
Формировать УУД:
Общеучебные УУД: умение читать схемы-модели по условным обозначениям; соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать хороших взаимоотношений; формировать правила поведения.
Метапредметные УУД: осознавать сущность поведения героев; самостоятельно делать выводы; соотнести героев с нравственными нормами.
Познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения.
Личностные УУД: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей; способность к самооценке.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить, осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке.
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предположение убеждать и уступать, формировать умение договариваться, находить общее решение, развивать способности сохранять доброжелательные отношения друг к другу во время работы.
Методы: монологический, диалогический, исследовательский.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ОБУЧЕНИЯ: проблемное обучение, использование ИКТ, организация учебного сотрудничества на уроках (технология КСО), метод организации фронтальной деятельности обучающихся: словесный (эвристическая беседа, вопросы педагога и ответы детей), наглядный метод, методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия: одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся), практический метод и частично-поисковый, развитие критического мышления через чтение, здоровье сберегающая технология.
Приемы:
- чтение по ролям;
- обращение к личному опыту учащихся;
- прогнозирование по названию;
- кластер;
- использование разных вопросов;
Этапы урока
Формы работы
Название используемых ИКТ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Орг. момент
Проверка домашнего задания
Актуализация знаний
Физ. минутка
Постановка цели урока.
Введение в новую тему.
Систематизация материала
Фронтальная работа
Дифференцированная индивидуальная работа
Постановка учебной задачи, формулирование целей урока
Технология здоровьесбережения
Фронтальная работа
Открытие новых знаний.
Фронтальная работа
Первичное восприятие текста
.
Приём технологии «к
·ритического мышления» «перепутанные логические цепочки».
- кластер
Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо к бабушке идти: - Прочти, пожалуйста! Прочти! Не надо умолять сестрицу: - Ну, почитай еще страницу! Не надо звать. Не надо ждать. А можно взять И почитать!
Валентин Берестов
Сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем их.
- Какое у вас настроение?
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
- Ребята, вам было задано вспомнить произведения, которые написала В.Осеева и с которыми мы знакомились на предыдущих уроках.
- В чем заключается главная мысль произведения? Чему нас научили?
Биграфия В. Осеевой
Слайд 2-3.
Выставка книг
Вежливые слова в жизни каждого человека. Подборка стихов.
Слайд 4-6
Ребята, а какие стихи о вежливых словах знаете вы?
Ребята, я прошу вас выполнять упражнения только если услышите вежливые слова:
1.Встаньте, пожалуйста.
2. Поднимите руки вверх.
3.Поднимите руки вверх, пожалуйста
4.Опустите.
5.Опустите на пояс, пожалуйста
6.Разведите руки в стороны
7.Разведите руки в стороны, пожалуйста
6.Перед собой, пожалуйста
7.Присядьте 2 раза, пожалуйста
8. Молодцы, садитесь.
9.Садитесь, пожалуйста.
Заключение: какое слово нам помогало?
Слайд 7.
В.Осеева «Волшебное слово»
- Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.
- О чем может быть рассказ с таким названием?
Чтение текста учителем и учащимися. Одновременно-словарная работа.(Чуть не поддал хорошенько -чуть не ударил, стряпает-готовит пищу)
Прочитайте отрывок , в котором говорится о встрече старичка с Павликом.
Как произошла встреча с бабушкой?
Как брат отреагировал на просьбу Павлика?
Слайд 8.
Кто главные герои?
Чему учит рассказ? О чём заставляет задуматься?
Какая пословица о вежливости и доброжелательности знаете вы?
На доске таблички с названиями произведений В.А. Осеевой «Волшебное слово», «Хорошее», «Почему?» на другой стороне таблички с пословицами «Вежливости открываются все двери», «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Добрый человек добру и учит»
Ответы учащихся
Ученица рассказывает биографию писательницы.
Ученики читают стихи.
Выполнение упражнений учащимися
Пожалуйста.
Дети читают название произведения.
Ответы учащихся: о вежливости, о хороших словах, поступках.
Слушание;
Совместное чтение;
Ответы учащихся.
Учащиеся соединяют произведение и подходящие к ним пословицы.
Личностные:
- внутренняя мотивация обучающихся
на уровне положительного отношения к школе;
Регулятивные – самостоятельно организовывать своё рабочее место,
- осуществлять самопроверку; Коммуникативные
(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:
(общеучебные – структурирование знаний)
Личностные:
- внутренняя мотивация обучающихся
на уровне положительного отношения к чтению;
Коммуникативные: Умение слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей, вступать в учебное сотрудничество, оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательные отношения .
Личностные УУД: установка на здоровый образ жизни
Регулятивные УУУ: контролирование своей деятельности
Познавательные УУД: умение обосновывать свои суждения; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование.
Познавательные:
Оценивать прослушанное, умение работать с текстом.
Познавательные УУД:
обобщение, классификация, способность выполнять логические операции, умение работать с текстом
Познавательные УУД: логические – сравнение, анализ
Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу.
9.
10
Закрепление материала
Рефлексия
Фронтальная работа.
Приём технологии «критического мышления» - «кластер».
Слайд 9-15
На слайдах представлены вопросы , задача учащихся на основании изученного текста выбрать правильный.
Просмотр мультфильма «Волшебное слово»
по сценарию С. Михалкова.
Слайд 17
Чтобы ты рассказал дома об уроке?
Какими бы поделился впечатлениями?
Какое у тебя настроение после прочтения данного произведения?
Слайд 18
Нарисуй яблоко настроения.
Учащиеся выбирают правильный
ответ.
Обсуждение
Ответы детей
Учащиеся раскрашивают яблоко и вешают его на дерево.
Регулятивные УУД: контроль и оценка.
Познавательные УУД:
Обобщение, классификация, способность выполнять логические операции, умение работать с текстом
Познавательные УУД : рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
11
Домашнее задание
Творческое задание
Придумать свою историю, где волшебное слово помогло.
Познавательные УУД: оценивать прочитанное
Регулятивные УУД: планировать свои действия, проводить анализ работы
ЛичностныеУУД:
положительное отношение к проделанной работе
Зам. директора по УВР: Е.И. Мурскова
Заголовок 115