Технологическая карта урока по литературному чтению Образ зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева Зима недаром злится..

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Название: УМК «Гармония» Предмет - литературное чтение Класс 3
Тема: Образы зимы и весны в стихотворении Ф. Тютчева « Зима недаром злится...»
Место и роль урока в изучаемой теме: данная тема из раздела «Весна идет, весне дорогу» первый урок.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель: знакомство учащихся со стихотворением Ф.Тютчева «Зима недаром злится»
Задачи:
Образовательные: - организовать деятельность учащихся по знакомству со стихотворениями Ф.Тютчева «Зима недаром злиться»
Развивающие:
- вызвать эмоциональную реакцию
- показать разницу в образах весны и зимы
- выяснить, с помощью чего удалось автору передать эту разницу
- Учиться передавать отношение с помощью интонации
- расширить знания об окружающем мире.
-учить видеть в стихах эпитеты, сравнения, олицетворения; учить определять настроение в стихотворении и учитывать это при выразительном чтении;
- развивать выразительную речь, память, образное мышление и внимание к слову;
- обеспечить развитие читательских умений,  навык работы над поэтическим произведением.
Воспитательные
- прививать любовь к русской поэзии,
- воспитывать чувство прекрасного посредством формирования представлений о красоте, добре, истине в ходе анализа стихотворения; -------- вызвать душевный отклик на лирические произведения о весне; - способствовать воспитанию любви к природе



Этапы урока
Ввремя, мин
Содержание учебного материала
Методы и приемы работы
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
ФУУД

1.0

1 мин
Организационное начало уроку
Цель:1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.
2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.: 3)проверить готовность к уроку





Словесный
Фронтальный
Молодцы, красиво встали, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с таким настроением мы начнем наш урок.

Подготовка к работе.
Самопроверка

1.1
3
мин
Постановка проблемы
Цель:
развитие умения анализировать, обобщать, наблюдать;
воспитывать интеллигентность
умение выслушать товарищей;
слово учителя
Фронтальный
Учитель. Сегодня мы с вами отправимся в мир поэзии. А что же такое поэзия?
Учитель.  Поэзия – это не только стихи. Поэзия – это красота. Даже в Толковом словаре  С.И.Ожегова даётся два значения этого слова. Первое: «Поэзия – это стихи, произведения, написанные стихами», и второе: «Поэзия – это красота и прелесть чего – либо».
Откройте учебник на стр ., прочитайте название нашего нового раздела.
- Ребята, кто может предположить , о чем мы будем читать в этом разделе?
(О весне )
Поэты соэдают образ весны в своих произведениях ,возможны ли другие средства для изображения весны?
Учитель Я предлагаю вам прослушать как изобразил весну великий композитор Пётр Ильича Чайковский из музыкального альбома «Времена года» и посмотреть репродукцию картин на тему весна и подумать какая весна изображена .
(Звучит запись произведений Пётр. Ильич. Чайковского «Март» и репродукция картин 
Какая изображена весна ранняя или поздняя на картинах художников? Почему вы так решили? А у нас сейчас какое время года? А кто-то может догадался какой месяц был изображен в этих произведениях? Почему?
А кто узнал музыкальное произведение?
-Какая была музыка грустная или весёлая? Почему?



Дети.         Поэзия – это стихи.
Один ученик работает со словарем











-Да, художники изображают её на своих картинах; композиторы в музыкальном произведении

Слушают произведение


Сопоставление музыки и картин художников.
Самоорганизация


2 .0

5
мин

Актуализация знаний
Сообщение темы урока и целеполагание
1)      Организовать актуализацию полученных ранее знаний по данной теме
для проблемного изложения нового знания.
2) Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.
3) Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания или в его обосновании.

беседа
Фронтальная работа




- Художник пишет картины кистью, чтобы выразить свои чувства, а поэт при помощи особых слов выразительности создает художественный образ, которыми тоже можно нарисовать картину, только словесную.
- Сегодня мы познакомимся с творчеством необыкновенного человека- Его называют «певцом природы»
- Как вы думаете, почему?
- Каждая строчка в его стихотворениях заставляет задуматься. Мне, например, нравится как он по разному, в зависимости от настроения, изображает зиму в своих произведениях. То она представляется в образе прекрасной волшебницы, чародейки Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит,, а то – злой ведьмой. Узнали поэта?
Федор Иванович Тютчев Посмотрите на его портрет. Знакомство с биографией поэта









.










Ответы детей.











Самоопределение








2.1









Первичное восприятие
текста



Самостоятельное чтение фронтальная работа
Прочитайте название произведения которое мы будем читать
-Как вы думаете о чем оно?
Почему зима злится?
Назовите тему урока.
-Какие цели поставим на урок?

-Верно, а ещё мы на уроке будем работать с двумя образами: Весны и Зимы.
Послушайте стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится
Аудиозапись

Вам понравилось стихотворение?

-Прочитайте стихотворение самостоятельно и подумайте о чём в своём стихотворении  рассказал нам автор?

-Действительно, это рассказ о соперничестве старухи Зимы и юной Весны, борьба между которыми, хоть и веселая, но яростная.

-И как бы мы не любили зиму с ее кружевными и затейливыми узорами, на смену ей приходит весна с чистотой и веселостью, задором и оптимизмом.










Сообщение детьми темы урока и целеполагание
-познакомится с произведением Ф.И.Тютчева и научится выразительно читать стихотворение.
Слушают произведение
Дети читают текст самостоятельно вполголоса


Интересны и музыкальная, и словесная картины, но понятны описания словами, так как каждый из нас думает и рисует, прежде всего, при помощи слов


Самоосмысление

3.0
5 мин
Проблемное объяснение нового знания
цель:

1) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
2)Организовать использование предметных действий с моделями..
6)Соотнесение нового знания с текстом в учебнике 
3) Организовать фиксацию преодоления затруднения.








Объясни обьяснительно-иллюстративный

Фронтальная работа

4. Анализ текста.
Итак, поэт показал два образа – два настроения.
В своем стихотворении поэт использует прием контраста.
- Что такое контраст?
- Вспомните уроки изобразительного искусства. Какие цвета мы называем контрастными?
- Что описывается в контрасте?
На доске – таблички:  «Зима», «Весна






































Молодцы! Вы оказывается умеете рисовать не только красками, но и словами, вам удалось оживить свой рисунок при помощи удачно найденных выражений.


(Он радуется Весне, и осуждает Зиму, за то, что она не хочет уходить.)



(Контраст – это резкая противоположность.)




(Зима и Весна.)
Самоосмысление самоутвержде
Самоосмысление







Контрольно- оперативный метод


– Найдите в тексте слова характеризующие зиму. (Злится.)
– Какое слово написано в контрасте у поэта? (Хохочет.)и т.д.
На экране появляются два столбика из слов, доказывающих применение Тютчевым приема контраста:
Зима:
злится;
хлопочет;
ворчит;
ведьма;
злая;
взбесилась;
пустила
 
Весна:
хохочет;
гонит;
шумит;
дитя;
прекрасное;
горя мало
умылася, румяней стала


На сколько частей можно разделить это стихотворение? На 5
Как называется каждая часть? Строфа
Как называется каждая строфа? Четверостишье т.к. состоит из 4 строк


Самоосмысление

4.0
10
мин
Первичное закрепление во внешней речи
цель:
1 совершенствовать навыки выразительного чтения;
формировать навык самостоятельной работы;
продолжать работать над умением выполнять различные виды языкового анализа
активизация мыслительной и творческой деятельности;
развитие коммуникативных навыков через работу в парах, оценку и самооценку деятельности



· фронтальная работа

Чтение 1 строфы. (дети читают вслух)
Почему Зима злиться?
Как понимаете «недаром»?
Как понимаете две последние строчки?
Какие слова в этой части являются главными?
Чтение 2 строфы
Как понимаете «всё засуетилось»?
Что значит «нудит»? Почему здесь именно такое слово? (создаются такие условия, что зиме придётся уйти)
Как это - ВСЁ нудит? Что это ВСЁ?
Как надо читать вторую часть? (Ускоренно.)
Какие слова здесь главные?
























Взаимооценка Самовыражение






Выборочное чтение

Чтение 3 и 4 строфы
Найдите слова, которые передают настроение Зимы и Весны? (Хлопочет, ворчит, хохочет, шумит.)
Для кого характерно ворчать?
Как шумит Весна? Что значит «пуще»?
Найдите слова, которые доказывают, что Зима так просто не уйдёт? (Взбесилась, пустила.)
Как автор называет Зиму? (Ведьма злая.)
А как называет Весну? (Прекрасное дитя.)
Как вы представляете, что Зима взбесилась? (Погода меняется: то солнце светит, то снег пойдёт и т.д.)
На чьей стороне, по-вашему, автор?
А вы?
Почему вам хочется, чтобы пришла весна?












.











































Слово учителя
групповая работа


Чтение 5 строфы
Как Весна отреагировала на проказы Зимы? (Она не переживает и не обращает внимания на неё.)
Что значит «наперекор»?
Какие слова главные?
Прочитайте, изображая голосом, что Весна не унывает.
. В стихотворении есть слово «умылася» - это в данном случае свойственно автору. А как бы сказали грамотно мы? Дети.        Надо говорить «умылась».

Какими нам представляются зима и весна? Что делает их «живыми»?
Как называется этот литературный приём? (олицетворение)
А какие еще приемы применил поэт в своем стихотворении?
(метафора и эпитеты)

Работа по рядам 1 ряд – олицетворение
2 ряд – метафоры
3 ряд-эпитеты
Инд. Определить вид рифмы и доказать
1-я [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - 4 строки, четверостишие. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] злится-пора-стучится-двора. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ABAB - перекрёстная т.к. рифмуется через строчку
Проверка фронтальная

ЗАКОНЧИЛИ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ И ПЕРЕХОДИМ К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ










.

олицетворяется самостоятельно и по-разному действующими, имеющими свой характер.
Метафоры зима злится, весна стучится ,подняли трезвон, зима уже хлопочет и на весну ворчит, умылася в снегу,....а вот на счет наперекор врагу

Эпитеты: « ведьма злая прекрасное дитя,
Группы учащихся выступают перед одноклассниками, а остальные выслушивают, а потом высказывают свое мнение
умяней стала
Самовыбор

5.0
3 мин













5 мин
  Включение нового знания в систему знаний и повторение
1)      Организовать выявление типов заданий, где возможно использование новых знаний

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого
для обеспечения содержательной непрерывности.



индивидуальная работа групповая творческая работа
Выразительное чтение
- Одинаково ли будете читать про зиму и весну? Почему?
- Попробуйте передать отношения зимы и весны, их характеры интонацией при чтении..
Чтение детьми хором по лицам.-девочки за весну, мальчики за зиму

- Вам понравилось чтение по ролям?


Групповая творческая работа

Написать синквейн о весне, зиме
( используя слова произведения)
Составить паспорт героя (зима, весна- используя слова произведения)
Написать отзыв о прочитанном стихотворении
проверка. Паспорт-синквейн-отзыв

Вручаем нашим героям паспорт, их характеристику и наше отношение к стихотворению.
Вот у нас два образа и два продукта нашей деятельности на уроке.

Индивидуальная работа за компьютором
Задание - исправить ошибки
Зима недаром злится,
Пришла её пора -
Весна в окно стучится
И манит со двора.

выбирают темп чтения, интонацию, настроение, с которым будут читать данное произведение,
прослушивают друг друга, дают советы,
по мере готовности подают сигнал


Зачитывает лидер группы



6.0













5 мин
Итог урока
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности
на уроке и поставленной цели.
3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке.
4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности.
5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания.






Это закон природы, за зимой всегда наступает весна и так будет всегда.
Итог.
И так, сегодня на уроке смогли понаблюдать, как создают образ Весны и Зимы художники своими картинами, композиторы – музыкой, а поэты словом.
А похоже ли было наше произведение на сказку?
Чем?
Давайте вернемся к целям нашего урока и проверим выполнили ли мы их?
- Удалось решить учебную задачу, поставленную на урок?





Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые возникли во время работы
-  Да.
- Потому что, Зима и Весна – как живые существа.








ДА

Записывают домашнее задание по выбору.
Самоанализ
Рефлексия

7.0


















8.0




















1 мин
Информация о домашнем задании
Цель: обеспечить понимание целей, содержания и способов выполнения домашнего задания.













Рефлексия



8. Домашнее задание.
Что бы вам хотелось сделать дома после знакомства с этим произведением?
Выучить наизусть
Выразительно прочитать
Показать разницу между зимой и весной с помощью рисунка
(я предлагаю детям самим выбрать домашнее задание в зависимости от чувств, испытанных ими на уроке
Оцените свою работу на уроке по оценочной лесенке.
Поменяйтесь листочками и оцените работу соседа, т. к. на уроке была и парная работа и групповая
Вложите оценочные лесенки в дневник.
-Кто доволен своей работой?
-Кто считает, что может работать лучше?
За что могли бы себя похвалить
- Мне очень понравилось работать с вами.

Отлично (задание выполнил полностью и без ошибок

Хорошо (задание выполнил, ошибки исправил)

Не совсем хорошо (Задание выполнил не полностью, не уверен в правильности)

Слабо (Выполнил часть заданий, есть ошибки)

Плохо (Ничего не выполнил, не знаю как делать)






















Зима недаром злится,
Прошла её пора -
Весна / в окно стучится
И гонит со двора.

И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.

Зима ещё хлопочет
И на Весну/ ворчит.


Та ей в глаза/ хохочет
И пуще лишь шумит

Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя

Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.


Недаром – не зря, значит, есть причины.
Засуетилось – ожило в природе,
проснулось.
Нудит – заставляет, принуждает, настойчиво просит.

Трезвон – шум, пение.
Пуще – сильнее.
Взбесилась – разозлилась.
Наперекор – назло.
Федор Тютчев «Зима недаром злится»

Инструкция к выполнению задания

Составь синквейн. Старайся использовать авторские слова


Тема
Весна

Какая?
(2 слова)



Что делает?
(3 слова)



Отношение к теме




Суть темы
(1 слово)






Федор Тютчев «Зима недаром злится»

Инструкция к выполнению задания

Составь синквейн. Старайся использовать авторские слова


Тема
Зима

Какая?
(2 слова)



Что делает?
(3 слова)



Отношение к теме




Суть темы
(1 слово)








Алгоритм
работы над каждым
стихотворением.

1. Чтение стихотворения учителем.
2. Словарная работа
3. Самостоятельное знакомство с текстом.
4. Определение паузы.
5. Выделение главного слова.
6. Выразительное чтение.












ПАСПОРТ ГЕРОЯ ПРИЗВЕДЕНИЯ

Имя ___ЗИМА

Создатель_____________________________________________

Прописка – ____________________________________________

Внешний вид – _________________________________________

Личные качества _______________________________________

Заветное желание ______________________________________
 






ПАСПОРТ ГЕРОЯ ПРИЗВЕДЕНИЯ

Имя ____ВЕСНА

Создатель_____________________________________________

Прописка – ____________________________________________

Внешний вид – _________________________________________

Личные качества _______________________________________

Заветное желание ______________________________________
 


Написать ассоциации о ВЕСНЕ.
(5 СЛОВ)







___________________________________________________________








Написать ассоциации о ЗИМЕ.
(5 СЛОВ)







___________________________________________________________








Отзыв к стихотворению.
Я прочитал стихотворение __
В этом стихотворении автор показал ______
Поэт сумел передать_______ настроение
Ф. И. Тютчев в этом стихотворении использовал следующие приемы ___________
 Это стихотворение  вызывает во мне          _____ чувство, потому что___
Мне понравилось ( не понравилось) это стихотворение.


Отзыв к стихотворению.
Я прочитал стихотворение __
В этом стихотворении автор показал ______
Поэт сумел передать_______ настроение
Ф. И. Тютчев в этом стихотворении использовал следующие приемы ___________
 Это стихотворение  вызывает во мне          _____ чувство, потому что___
Мне понравилось ( не понравилось) это стихотворение.










13PAGE 15


13PAGE 141815





15