Конспект урока по окружающему миру на тему Безопасное поведение на дороге. Дорожные знаки

Пояснительная записка
к мультимедийному продукту

Преподаватель: Бударина Татьяна Александровна.
Предмет: окружающий мир.
Тема: «Безопасное поведение на дороге. Дорожные знаки».
Класс: 3, программа УМК «Школа России».
Образовательное учреждение: МОУ-лицей№21 имени генерала А.П.Ермолова г. Орла.
Авторский медиа продукт: презентация к уроку Pover point 21 слайд
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: познакомить с пятью группами дорожных знаков и правилами безопасного поведения на дороге.
УУД
Регулятивные:
понимать учебную задачу и стараться её выполнить.
Познавательные:
анализировать разные группы дорожных знаков, выполнять тесты, работать с терминологическим словарём.
Коммуникативные:
вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе.

Идея урока: охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения. Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности, таким образом, чтобы у каждого обучающегося сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и в соблюдении Правил дорожного движения.
Обучающиеся должны расширять информационную базу, не ограничиваться учебником.
Средства обучения: презентация, учебник «Мир вокруг нас», интерактивная доска, комплект дорожных знаков, тесты.
План урока

Организационный момент. Создание психологического комфорта. Рефлексия.
Проблемная ситуация. Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
Проблемное изучение нового знания.
Физкультминутка.
Первичное закрепление .
Домашнее задание.
Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока
1.Орг. момент. Создание психологического комфорта.
Учитель.
Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду и злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения, бережного отношения к себе и окружающим.

Рефлексия.
Учитель. Сейчас мы проведём урок окружающего мира. С каким настроением вы пришли на урок? Покажите их с помощью кругом, которые лежат у вас на столах. Зелёный - отличное настроение, красный- тревожное, жёлтый- затрудняетесь ответить.
Что напоминают вам эти цвета?
Ответ.
Учитель. Правильно, ребята, красный, жёлтый, зелёный- это цвета светофора. Что они означают?
Ответ. (Красный- запрещает движение, жёлтый- запрещает движение и предупреждает о смене сигналов, зелёный- разрешает движение).
Учитель. Для чего нужен светофор на дорогах?
Ответ.
2.Проблемная ситуация. Проверка домашнего задания.
Учитель. Я сегодня наблюдала такую ситуацию: переходя дорогу по зелёному сигналу светофора и не доходя до края дороги несколько шагов, на встречу мне выбежали двое ребят и со словами «Успеем» побежали через дорогу на уже мигающий зелёный свет. Правильно они поступили?
Ответ. Нет. Они нарушали правила дорожного движения. Зелёный мигающий сигнал предупреждает, что скоро включится жёлтый, а затем- красный Безопаснее всего дождаться следующего зелёного сигнала.
Учитель. Давайте вспомним правила дорожного движения уже знакомые вам. Разберём ситуацию.
Четыре мальчика поехали кататься на велосипедах по улицам города. Одному из них было 13 лет, а остальным – 15 лет. Сколько человек поступило правильно? (Трое. Ездить по улицам на велосипеде можно с 14 лет).
Из автобуса вышли семь человек. Трое из них обходили автобус сзади, двое пошли обходить спереди, а двое остались на остановке. Сколько человек поступило правильно? (Двое. Правильно подождать пока автобус отъедет от остановки и только тогда переходить).
Что легче соблюдать правила дорожного движения или их нарушать? Это мы постараемся выяснить на уроке.



3. Актуализация знаний.
Учитель. С этим нам поможет разобраться на уроке виртуальный инспектор ГИБДД( Слайд1).
В жизни так бывает,
Ты имей ввиду:
Кто всегда зевает,
Попадёт в виду!
Учитель. Современное развитие науки, техники и производства привело к тому, что на улицах появилось большое количество автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств.
По этой причине возросло количество дорожно-транспортных происшествий, в результате которых ежегодно гибнут, получают увечья различной степени тяжести сотни людей, в том числе и дети. Среди пострадавших каждый седьмой школьник. ( Слайд).
К сожалению, только за 11 месяцев этого года произошло 128 дорожно-транспортных происшествий с участием детей. В результате 132 ребёнка получили ранения, 6 детей погибло.
Учитель. Почему дети нарушают ПДД?
Ответ. Потому что не знают.
Учитель. Почему дети не знают ПДД?
Ответ. Потому что не учат.
(Слайд).
Исследования показывают, что основными причинами дорожно-транспортных происшествий являются:
Не умение оценивать дорожную обстановку
Не желание выполнять безопасные действия, пренебрежение ими
Подчинение неверным, опасным привычкам поведения на улице
Неосознанное подражание другим лицам, нарушающим правилам безопасности движения

Учитель. А в результате можно увидеть такую картину.
(Слайд. Мультролик).

Учитель. Какое впечатление на вас произвело увиденное?
Ответ.
Учитель. Какие выводы можно сделать?
Ответ.
Учитель. Что необходимо для того, чтобы правильно организовать движение на дороге?
Ответ. Дорожные знаки.
Учитель. Кто догадался какая тема нашего урока?
Ответ. Безопасность на дороге. Дорожные знаки.

4. Проблемное изучение нового.
(Слайд)
Учитель. Дорожные знаки появились в древние времена.
Самые старые из них – указатели расстояний. Так в Древнем Риме устанавливали каменные столбы-указатели, а в центре Рима, у здания Форума, стоял Золотой мильный камень, от которого вёлся счёт расстояний всех главных дорог. (Слайд)
На Руси, наши предки-славяне, тоже заботились о путешественниках: устанавливали каменные или деревянные кресты.
Более 300 лет назад при царе Алексее Михайловиче стали устанавливать верстовые столбы. Он приказал между Москвой и загородной резиденцией –селом Коломенское- поставить высокие столбы, чтобы их не заносило снегом. В народе их прозвали «Коломенской верстой». (Слайд).
Позднее стали устанавливать столбы на перекрёстки и делать на них надписи, куда какая дорога ведёт. (Слайд)
Но когда вместо саней и колясок, запряжённых лошадьми, появились автомобили, стало ясно, что нужны дорожные знаки. (Слайд).
В Париже в 1909 году на Международной конференции по дорожным знакам были приняты 4 международных знака.
В 1968 году введено уже 126 знаков.
В 1978 году принят новый государственный стандарт, который установил 7 групп дорожных знаков.
Учитель. С пятью из них мы познакомимся сегодня.
(Слайд).
Первая группа – предупреждающие знаки. Это знаки в виде треугольника с красной полоской по краю.
Как вы думаете, о чём они предупреждают? (Они предупреждают водителей о приближении к тому месту, где нужно быть особенно внимательным).
(Слайд).
Вторая группа – запрещающие знаки. Дорожные знаки в виде белого или синего круга с красной полосой по краю. Что они обозначают?
(Запрещают водителю что-либо. Например, въезд, обгон, остановку. На многих из них есть красная перечёркивающая линия).
(Слайд)
К третьей группе относятся знаки в виде голубого круга с белым рисунком – предписывающие. Предписывать – значит приказывать или предлагать обязательно соблюдать что-либо.
Четвёртая группа – информационно-указательные знаки. Многие из них - голубые квадраты и прямоугольники. Что указывают эти знаки?
(Где находятся пешеходный переход, остановка автобуса, трамвая и т.д.)
(Слайд)
Пятая группа – знаки сервиса. Сервис – это обслуживание. О чём могут подсказать эти знаки водителю? (Где можно отдохнуть, поесть, починить машину и т.д.)
5. Физкультминутка.

6. Первичное закрепление .
Работа с учебником.
Откройте учебник на с.14-16. Рассмотрите все дорожные знаки, изображённые на страницах и найдите среди них те, которые особенно надо знать пешеходу. К какой группе они относятся. (Информационно-указательные).
(Слайд)

Фронтальное задание.
Вы видите 2 знака. В чём отличие этих знаков? (Один предупреждающий, а другой информационно-указательный)
На какой знак можно переходить дорогу пешеходу?
Работа в группах.
Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа получает комплект дорожных знаков. Из них первая группа выбирает предписывающие знаки, вторая – запрещающие, третья – предупреждающие, четвертая – информационно-указательные, пятая – знаки сервиса.
Индивидуальные задания. (Тест).
У каждого есть лист с заданиями. Надо взять красный и синий карандаши и отметить красным карандашом правильные ответы по вашему мнению, а синим - не верные
Проверка задания. ( Слайд )
( Слайд ).
Учитель. К нам пришло письмо от молодёжного союза автомобилистов. Давайте его прочитаем.
Уважаемые ребята! У водителя труд нелёгкий. Одни водители очень опытные, хорошо знают, соблюдают правила дорожного движения. Они способны решительно действовать и в опасной ситуации. Другие водители не такие опытные, и в сложной ситуации могут растеряться.
Мы убедительно просим вас
Учитесь предвидеть опасность. Старайтесь представить что может случиться.
Всегда думайте о том, как избежать опасность. Ничего не делай наспех, необдуманно.
Всюду, где есть движение транспорта, люди должны быть очень внимательны и хорошо знать правила дорожного движения. Учитель. Как вы думаете, что водители хотели донести до вас? Ответ.
7.Домашнее задание.
Учитель. Но бывают случаи не корректного поведения водителя на дорогах. Составьте своё письмо водителю, где бы вы могли выразить свои пожелания.
8.Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель. Ребята, сможете вы теперь ответить на вопрос что легче соблюдать правила дорожного движения или нарушать?
Чему научил вас наш урок?
(Слайд)
Правила дорожного движения должен знать каждый человек. Они очень важны. Эти правила помогают нам сохранить самое главное – ЖИЗНЬ!
На нашем уроке присутствует настоящий инспектор ГИБДД. Предоставим ему слово. (Вручение удостоверений).
Учитель.
Изменилось ли ваше настроение в ходе нашего урока? Покажите на кружках. Я очень рада, что ваше настроение у многих улучшилось. Вы подарили радость не только себе, но и окружающим. Наш урок окончен.