Конспект НОД Игры-драматизации по сказкам П. Бажова В гостях у хозяйки Медной горы

Сценарий спектакля.
«В гостях у Хозяйки Медной горы»
по мотивам уральских сказов П.П. Бажова.

Часть 1.
По сказке «Хозяйка Медной горы».

Действующие лица:

Хозяйка Медной горы
Дети
Степан


Декорация:
Макет, напоминающий гору, внутри вся переливается самоцветами /блесками/.

Атрибуты:
Змейки, коса, шкатулка под малахит.

Пролог.
Вед – В далёких Уральских горах, где много камней самоцветов скрыто, хранительницей была Хозяйка Медной горы. Худому с ней встретиться – горе, а доброму – радости мало.
Слуги у неё были ящерки да змеи и все разные; одни зелёные, другие голубые, которые в синь впадают, а то, как песок с золотыми крапинками.
И сама Хозяйка могла змейкой обернуться, то ящеркой, а могла и любого человека облик принять.
Люди мастеровые там жили, доля у них была тяжёлая, а Хозяйка их оберегала.

Сцена 1.
В центре сцены сидит девица, Хозяйка Медной горы, и со змейками играет. Появляется Степан с косой на плечах, идёт на покосы любуется, увидел девицу.

Вед. – Жил в тех краях уральский добытчик подземных богатств, Степан, о нём и сказ.
Хозяйка – Что же ты, Степан, на девичью красу даром глаза пялишь.
За погляд деньги берут, иди-ка поближе, поговорим.
Степан – Некогда мне с тобой разговаривать. Без того проспал, роса скоро спадёт,
А я ещё не косил траву.
Хозяйка – Разве не признал меня, Степанушка?
Ты не пужайся меня, худого тебе не сделаю. Посмотри на моё богатство,
оставайся у меня.
Степан – Богатство твоё царям впору, а я простой человек, ни к чему оно мне.
Хозяйка – Молодец, не обзарился ты на мои богатства. Не променял свою волю
на каменную девку. Вот тебе за это подарочек, малахитовая шкатулка.
Но обо мне, слышь, не вспоминай, и никому не сказывай, не то худо
будет. /Звучит музыка/






Часть 2.
По сказке «Малахитовая шкатулка».

Действующие лица:
Танюшка

Странница
Дети
Матушка

Молодец

Декорация:
Изба, стол с посудой, скамейка.
Атрибуты:
Малахитовая шкатулка, серьги, бусы, браслет, кольцо.
Вышивание, пяльца, иголка, нитки мулине, сумка через плечо, посох, вышитое шитьё-рукоделие.
Сцена 2.
Вед – А сейчас приглашаем вас в сказку «Малахитовая шкатулка».
Много ли, мало ли времени прошло, у Степана дочурка Танюшка подросла
и отца шкатулка ей досталась.
Танюшка – Сколь хорошо тятино-то подаренье!
Тепло от него, будто на солнышке сидишь, а лучи его тебя гладят.
/Сидит Танюшка, достаёт серьги, бусы и примеряет. Входит странница/.
Странница – Нельзя ли, хозяюшка, у тебя денёк-другой отдохнуть, ноженьки не
несут, а идти не близко.
Матушка – Места не жалко. Не пролежишь и с собой не унесёшь. Только хлеб-то
у нас сиротский.
/Странница достаёт рукоделие./
Странница – Иди-ко, дитятко, посмотри на моё рукоделие, коли поглянется и тебя
выучу. Видать цепкий у тебя глазок на эту работу.
Матушка – И думать забуть, соли купить не на что, а ты придумала шелками
шить.
Странница – Про то не беспокойся. Будет понятие у дочурки – будут и припасы.
За наше мастерство денежки платят, недаром работу отдаём, кусок
хлеба имеем.
Вед. – Скорёхонько Танюшка всё переняла, будто, что и раньше знала. Стала она
Мастерицей, каких мало.
/Входит молодец/.
Молодец – Что поделываете?
Танюшка – По заказу шью.
Молодец – Можно и мне заказ сделать?
Танюшка – Отчего же нет, если в цене сойдемся.
Молодец – Слышал я, у тебя малахитовая шкатулка есть, самой Хозяйкой
дарёная. Можешь примерить камни. Взглянуть охота.
Танюшка – Это можно.
Молодец – Выходи за меня замуж.
Танюшка - Вот что, слышала я, будто в царском дворце есть палата малахитом
– папенькиной добычей отделанная. Вот если ты в этой палате царицу
мне покажешь, тогда сторгуемся.


Часть 3.
По сказке «Голубая змейка».

Действующие лица:
Голубая змейка
Марьюшка
3 девицы } Дети
Отец
Ланко
Лейко
Декорация:
Лесная поляна на фоне горы, берег реки, изба, стол, скамейки.
Атрибуты:
Бобы, строительный материал, 2 обруча: чёрный и золотистый;
2 ленточки: чёрная и золотистая, 2 золотистые плиточки.

Сцена 3.
Сидят девицы в кругу и на бобах гадают.
1-я девица. – Смотри, что у тебя выпало, жених-то издалека будет.
2-я девица – Пустяки это. Одна забава.
3-я – По-другому ворожить боязно.
Марьюшка – А как, расскажи.
1-я девица - От бабушки слыхала. Надо колечко в святую воду положить и
в зеркало смотреть, кто привидится.
2-я – А вдруг Голубая змейка явится?
3-я – Замолчи, разве можно такое говорить? На весь дом беду накличешь.
/Ланко с Лейкой подходят ближе, прислушиваются/.
Марьюшка – Уходите отсюда на своё место.
Ланко – Ты слыхал про Голубую змейку?
Лейко – Нет, а ты?
Ланко – Тише, давай тятю спросим.
/На сцене появляется отец/.
Лейко – Тятя, расскажи нам про Голубую змейку.
Отец – Чур, чур, чур! Не слушай наша избушка-хороминка. Не тут слово сказано.
Пойдёмте на бережок. Там свободнее про всякое сказывать.
/Все уходят на поляну возле берега реки/.
Так и быть, скажу вам, а то ещё беды наделаете своими разговорами.
= Есть в наших краях маленькая Голубая змейка. Ростом она не больше
четверти и легонькая. По траве идёт, так ни одна былинка не погнётся.
1-я девица – Змейка эта не ползает. Когда она идёт, вправо от неё золотая струя
сыплется, а слева – чёрная-чёрная.
Марьюшка – Одному увидеть змейку прямо счастье. Наверняка золото окажется,
Где золотая струя прошла.
2-я девица – Только оно тоже с подвохом. Если лишку схватишь, да хоть
капельку сбросишь, всё обернётся простым камнем. Не жадничай.
Отец – А если змейка двоим или троим покажется, то чёрная беда случится.
Все рассорятся и врагами станут.
3 – я девица – Потому вот про Голубую змейку не говорят. Боятся, как бы она
не показалась при двоих или троих.
2-я - А показаться она везде может; в лесу и в поле, в избе и на улице.
1-я – Иногда она и человеком показаться может, только узнать её всё равно
можно. Как идёт, так даже на самом мелком песке следов не оставляет:
из правого рукава золотая струя бежит, а из левого – чёрная-чёрная.
\В глубине сцены появляется Голубая змейка проходит вдоль сцены и исчезает/.
Ланко – А как её звать?
Отец – Не знаю. А если бы знал, не сказал бы. Потому, опасное это дело.
/Все расходятся. Остаются Ланко и Лейко/.
Ланко – Ты гляди, про эту штуку не говори, как со мной вместе. В одиночку надо.
/Расходятся по разные стороны сцены и начинают строить из кубиков/.
Лейко – У меня – смотри-ко!
Ланко – А у меня! Хоть завод строй. /Поют/
= Эй-ко, эй-ко, Голубая змейка!
Объявись, покажись,
Колёсиком покружись!
/входит Голубая змейка, из рукавов сыплется золотая и чёрная струя /ленточки/
Ланко – Лейко, гляди-ка, вон она, Голубая змейка.
Лейка – Я и глазки рассмотрел.
Ланко – А я хвостик видел. Она им упирается.
Лейко – Думаешь я не видел. Из колечка-то хвостик чуть высунулся.
Ланка – Сейчас золота здесь добудем.
Лейко – Что ты делаешь? Загубишь себя. Не здесь рыть надо. Тут поди-ко чёрная
беда рассыпана. Здесь рыть надо.
Ланка – Не допущу в том месте рыться. Згинешь там. Сам видел, как в ту сторону
чёрная пыль сыпалась.
Лейко – Знаешь, Ланка, почему мы с тобой подрались? Мы видели Голубую
змейку с разных сторон, потому правая и левая у нас не сходятся.
Ланка – Как она нам головы закружила. Обоим навстречу показалась.
Лейко – Насмеялась над нами, до драки довела, а к месту и не подступиться.
Ланка – В другой раз не позовём. Умеем, а не позовём. /Снова строят./
Лейко – А что, если нам ещё раз Голубую змейку позвать? Только, чтоб с одной
стороны на неё глядеть.
Ланка - И чтоб не драться и не ссориться, а сначала понять: нет ли здесь обмана
какого.
= Эй-ко, эй-ко, Голубая змейка!
Объявись, покажись,
Колёсиком покружись.
/Появляется Голубая змейка, в руках у неё два обруча, один чёрный, другой золотой/.
Лейко – Отвернёмся, не будем на неё смотреть, а то опять до драки доведёт.
/Голубая змейка подходит к ребятам и надевает на них золотой обруч, ребята пытаются бежать, а обруч не пускает/.
Змейка – Из моих кругов никто не выйдет,если сама не уберу.
Лейка – Пожалуйста, отпусти, мы больше не будем тебя звать.
Змейка – А я сама пришла поглядеть на охотников добыть золото без работы.
Ланка – Отпусти, мы больше не будем. И без того два раза подрались из-за тебя.
Змейка – Не всякая драка человеку в покор, за иную и наградить можно.
Вы по-хорошему дрались, не из-за корысти, либо жадности, а друг
дружку оберегали. Недаром золотым обручем от чёрной беды вас
отгородила. Вот вам по золотой плиточки. Если большие станут
спрашивать: - Где взяли? Скажите прямо: - Голубая змейка дала,
да больше за этим ходить не велела. Побоятся дальше разузнавывать.



Часть 4.
По мотивам сказки П. Бажова «Серебряное копытце».

Действующие лица:
Кокованя
Дарёнка
Мачеха } Дети
Кошка Мурёнка
Козлик Серебряное копытце
Декорация:
Изба. Стол с посудой. Лес. На фоне Медной горы.
Атрибуты:
Ружьё, моток ниток, шапка-ушанка, бусинки рассыпанные, блёски.

Сцена 4.
Вед. – А вот к нам спешит следующая сказка «Серебряное копытце».
/Кокованя входит в избу/
Кокованя – Это у вас Григорьева подарёнка?
Мачеха – У нас, у нас. Сами не досыта едим, своя семья больше десятка, а тут
ещё одна приживалка завелась, сиротку подкинули. Мало одной-то, так
ещё кошку дранную где-то подобрала. Отогнать не можем. Всех моих
ребят перецарапала, да ещё корми её.
Кокованя – Неласковые, видно твои ребята. У неё вон мурлычет.
- Ну, как, Подарёнушка, пойдёшь ко мне жить?
Дарёнка – А как ты узнал, что меня Дарёнкой зовут?
Кокованя – Да так, само вышло. Не думал, не гадал, нечаянно попал.
Пойдёшь ко мне жить?
Дарёнка – Пойду. Только ты эту кошку Мурёнку тоже возьми, гляди какая
хорошая.
Кокованя – Такую звонкую кошку как не взять. Вместо балалайки она у нас
будет.
Дарёнка – Ты хоть кто?
Кокованя – Я вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимою
по лесам за козлом бегаю, да всё увидеть не могу.
Кокованя – Застрелишь его?
Кокованя - Нет. Простых козлов стреляю, а этого не стану, говорят он у самой
Хозяйки Медной горы на службе стоит. Мне посмотреть охота,
в котором месте он правой передней ножкой топнет.
Козёл тот особенный. У него на передней правой ножке - серебряное
копытце. В каком месте топнет этим копытцем, там и появится
дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня,
а где ножкой станет бить – там груда дорогих камней окажется.
Дарёнка – Рожки у него есть?
Кокованя – Рожки-то у него отменные. У простых козлов на две веточки,
а у него на пять веток.
Дарёнка – А чем он пахнет?
Кокованя – Лесом, потому как в лесу живёт.
Дарёнка – Возьми меня на охоту, может я издалека того козла увижу.
Кокованя – Ладно, возьму. Только, чур, не реветь и домой до времени
не проситься.


Сцена 5.
Вед. – Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Дарёнка, да кошка
Мурёнка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житьё
не плакались, и у всякого дело было: Кокованя на охоту ходил, Дарёнка
в избе прибирала, да кашу варила, а Мурёнка – мышей ловила.
/Лесная поляна. Балаган Коковани/.
Кокованя – Я на охоту пойду. Балаган у нас крепкий, волкам не добиться, и
Мурёнка с тобой. Не забоишься одна?
Дарёнка – Не забоюсь. А ты поскорей ворочайся. Не скучай, Мурёнка, завтра деда
непременно придёт.
/Раздаётся топоток копыт. Ещё раз, ещё./
Дарёнка – Не козёл ли тот прибежал? Выйду-ка я погляжу.
Смотри, Мурёнка, козёл-то тут он, совсем близко.
- Ме-ка, ме-ка, иди ко мне.
/Козёл засмеялся и убежал/.

Дарёнка – Поглядела я на Серебряное копытце и рожки видела, и копытце видела.
Мурёнка, Мурёнка, где ты?
Вед. - Видит Дарёнка, а кошка с козлом о чём-то шепчутся, переговариваются
и стали они вместе бегать. Козёл бьёт копытцем, как искры из-под ножки
камни посыпались: красные, голубые, бирюзовые.
Кокованя – Никогда такой красоты не видел. Дай-ка соберу хоть чуточку.
Дарёнка – Не тронь, Кокованя. Завтра днём на эту красоту ещё поглядим.

Часть 5.
По мотивам сказки П. Бажова «Каменный цветок».

Действующие лица:
Прокопыч, мастер
Данила
3 девицы } Дети
Странница
Хозяйка Медной горы
Катерина
Декорация:
Макет Медной горы. Лесная поляна. Изба, стол, скамейки.
Атрибуты:
Поделки из дерева, цветы, корзина, посох,
Сцена 6.
/Сидит Данила за столом и поделку рассматривает/.
Прокопыч – Ты это что? Кто тебя просил поделку в руки брать?
Что тут доглядываешь?
Данила – На мой глаз, не с этой стороны кромку отбивать надо.
Здесь узор, а его и срежут.
Мастер – Ты кто такой. Что ты понимать можешь?
Данило – То и понимаю, что испортили дело.
Прокопыч – Ну-ка мастер явленный, покажи как по-твоему сделать.
Данило – Вот бы узор вышел. Надо пустить досочку поуже, по чистому полю
кромку отбить, сверху плетешок оставить.
Прокопыч – Верно говорит. Из него толк выйдет.
Вед. – Учил Прокопыч Данила как камень околотать, как распилить, фасочку
снять, чем склеить, как полер навести и на медь или дерево присадить.
Мастер – Ты, Данилушка, здоров ли сегодня.
Данило – Чаша мне покою не дает. Охота мне её сделать, чтобы камень полную
силу имел.
Прокопыч – Сходил бы погулял, а то всё сидишь да сидишь за работой.
/Лесная поляна. Данила сидит, цветы перебирает.
Девушки заводят хоровод, песни поют
Хоровод «А я по лугу»./
1-я девица – Данил, не потерял ли чего?
Данила – Потерять не потерял, а найти не могу.
2-я девица - Вот чудной-то.
3-я – Блаженный какой-то. Уставится глазами на травинку, и чего увидеть думает.
1-я – Ой, неладно с ним.
/Девушки со смехом убегают. Входит странница./
Данила – Бабушка, ты всякий цветок в наших краях знаешь
Странница – Хвастаться не буду. А все будто знаю, какие открытые-то.
Данила – А разве ещё не открытые бывают?
Странница – Есть и такие. Папору вот слыхал? Она цветёт на Иванов день
Этот цветок колдовской, клады им открывают.
Данила – Вот чудеса-то.
Странница – А то ещё каменный цветок есть В Малахитовой горе растёт.
На змеиный праздник полную силу имеет.
Несчастный тот человек, который каменный цветок увидит.
Данила – А чем же он несчастный?
Странница – Сама Хозяйка Медной горы тем цветком к себе молодцев
приманивает, да навсегда в горные мастера забирает.
Данила – Какие мастера?
– В горе они живут, никто их не видит. Что нужно Хозяйке, они делают.
С нашими мастерами их не сравнить, их работу сразу видно.
- Это почему же так?
- Они Каменный цветок видели, красоту камня поняли
- Вот оно как. Вся красота в Каменном цветке скрыта.
- Не ходи к горе, а то попадёшь к Хозяйке в горные мастера и там сгинешь.
/Странница уходит, Данила подходит к горе./
Хозяйка Медной горы - Ну, что, Данила-мастер, не вышла твоя дурман-чаша?
Данила – Не вышла.
Хозяйка – А ты не вешай носа, другое испытай.
Данила – Нет сил больше. Покажи Каменный цветок.
Хозяйка – Показать просто, да потом жалеть будешь.
Данила – Покажи, сделай милость! Без цветка мне покою нет
Хозяйка – Тогда так, пойдём, Данила-мастер, в мой каменный сад.
Смотри, Данила-мастер на мои богатства. Такой красоты тебе нигде
не сыскать.
Данила – Так прекрасны, что ослепить могут своей красотой. Но не за ними я к
тебе пришёл.
Хозяйка – Оставайся у меня и владей всем этим богатством.
Данила – Благодарю тебя за щедрость, но всё твоё богатство мне не в радость.
А без цветка мне жизни нет.
Хозяйка - Ну что, Данила – мастер славный, люб ты мне, и за твёрдость твою,
секрет цветка тебе открою, вот пред тобою он, смотри.
/Танец «Каменного цветка». Музыка П.И. Чайковского «Грустная песня»/
Хозяйка – Ну что, Данилушка, доволен, исполнилось твоё желание, но с этих пор
навеки ты будешь у меня на службе стоять и мою волю исполнять.
/Хозяйка хлопает в ладоши и Данила замирает на месте.
На переднем плане сцены появляется Катерина/
Катерина – Данила, Данилушка, где ты? Где ты?
Эхо – Нет его. Нет его. Нет его.
Хозяйка – Ты зачем сюда забралась? Камень какой ищешь?
Катерина - Не надо мне твоего камня. Верни мне Данилушку.
Хозяйка – Знаешь ли с кем говоришь?
Катерина – Знаю, только не боюсь тебя совсем.
Хозяйка – Ой ли, ищи, коли найдёшь.
/Катерина входит в гору, подходит к Даниле, берёт его за руку./
Катерина - Данила, Данилушка, очнись, я за тобой пришла, пойдём домой,
тебя заждались, ты нам всем нужен.
Хозяйка – Выбирай, Данила-мастер, с ней пойдешь, всё забудешь.
Здесь останешься – её и людей забудешь.
Данила – Не могу я без людей жить, отпусти меня. Тяжко мне среди камней жить,
на сердце они давят.
Хозяйка – Твоя взяла, Катерина. Бери своего мастера. За храбрость и твёрдость
духа твою пусть мои богатства в памяти у тебя останутся.
Но про гору людям не сказывай. Не положено им знать. Прощайте.
Вед. – С тех пор в тех краях люди стали находить драгоценные камни.

Вот и закончилось наше путешествие по сказкам Павла Бажова.
Много мы узнали о жизни людей в старину. Но самое главное то, что они были честными, трудолюбивыми и очень любили свою Родину.
/Все выходят на поклон/.

















13PAGE 15


13PAGE 14815




15