Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме живое, неживое


Приложение 4.
Разработка урока окружающего мира в 1 классе по программе « Школа 2100»
Автор: Учитель начальных классов Юранева Людмила Григорьевна.
Тема урока: Живые обитатели планеты. Живое и неживое.
Цели урока:
Познакомить учащихся с живыми организмами и их свойствами, с неживыми предметами, с отличием живых от неживых предметов.
( 1-я линия развития – уметь объяснять мир.)
Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.
( 2-я линия развития – уметь объяснять свое отношение к миру.)
Оборудование к уроку:
Кабинет с интерактивной доской
Иллюстрации с изображением различных живых организмов и неживых предметов.
Растения: проростки фасоли, лука, пророщенные веточки деревьев тополя.
Учебник окружающий мир 1 класс А.А. Вахрушев, О.В. Бурский , А.С. РаутианРаздаточный дидактический материал для групп.
Современные технологии, используемые на уроке:
- коммуникативная технология
- технология развития критического мышления
- ИКТ
- исследование
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
Определять тему и главный вопрос урока с помощью учителя.
Учиться работать по алгоритму.
Формировать умение оценивать свои достижения на уроке.
Вести наблюдения за объектами( фасоль, ветка дерева, лук) , фиксировать изменения с помощью учителя.( опережающее задание)
Познавательные:
Сравнивать и различать и классифицировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам.
Уметь на основе анализа делать выводы.
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Умение оформлять свою мысль в устной речи.
Учиться вести диалог в группе.
Личностные:
оценивать правильность поведения людей в природе.
Оценивать свою работу по образцу.
Раскрытие содержания этапов урока:
II Организационный момент.Д. Не позволяй душе лениться
Чтоб воду в ступе не толочь
Душа обязана трудиться
И день, и ночь, и день и ночь
У. Ребята, я желаю вам хорошего настроения на целый день
Ш Актуализация знаний. Постановка учебной проблемы.
У. Ребята, сегодня наш урок окружающего мира превращается в научную лабораторию. В классе 4 научные лаборатории. – группы. Знаем ли мы правила работы в группе. Повторим их. В каждой из групп работает старший научный сотрудник. Познакомимся с ними.Старший сотрудник первой научной лаборатории – Лиза.
Старший сотрудник второй научной лаборатории – Вероника.
Старший сотрудник третьей научной лаборатории – Вита.
Старший сотрудник четвёртой научной лаборатории – Мария.
Познакомились. Начинаем нашу работу.Я предлагаю нашим лабораториям задание: рассмотреть картинки на трех листах, выявить общее и дать название. (На первой картинке изображены предметы: камень, сосулька, облако. На второй картинке - собака, стрекоза, гриб, цветок. На третьей - стол, велосипед, гвозди)У. Итак по какому плану будем работать?
Д. План.
Рассмотрите картинки.
Найдите общие признаки.
Дайте название каждой группе.
Ответы детей:
Д. Первую группу мы назовем живые предметы или живая природа.
Вторую группу – неживые предметы или неживая природа.
А третью группу – вещи, сделанные руками человека.
У. Вы – молодцы, ребята!
Давайте проверим. Верно ли выполнено задание? Откроем учебник на странице 46 и прочитаем правило в рамочке.
Д. Правило.
Камни, реки, озёра существуют в природе очень давно. Гвозди, автомобили, самолёты и множество других вещей люди придумали и сделали сами. Все это неживые предметы. Цветок, собака, гриб и стрекоза – живые организмы, и они очень интересны.
У. А теперь попробуйте выделить лишнюю группу.
Д. Эта группа предметов - вещи, сделанные руками человека.
У. А чем похожи две другие группы?
Д. Их создала природа.
У. Вы – молодцы!
Итак, посмотрим на две группы предметов и еще раз их обозначим.
Д. неживые предметы и живые организмы.
У. Так какая тема урока?
Д. Неживые предметы и живые организмы.
У. Ребята, а кто относится к живым организмам?
( предположения детей)
Я нашла научную информацию. Так вот ученые выделяют несколько царств. И вот основные царства, которые определили ученые, это:
- царство животных
- царство растений
- царство грибов
- царство бактерий.
Это всё живые организмы.
Какие из этих царств вам знакомы? Мы рассмотрим живые организмы на примере двух групп: растений и животных.
У. Ребята, а по каким признакам вы определите, где неживой предмет, а где живой организм?
( дети высказывают свои предположения)
У. Хотите разобраться? Какую цель поставим?
Д. Какие свойства есть у живых организмов?
Физминутка.
Только в лес мы вошли
Появились комары ( руки вверх, хлопок над головой, руки вниз- хлопок другой)
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.
( руки за голову клади и вразвалочку иди)
Снова дальше мы идем
Перед нами водоём
Прыгать мы уже умеем
Прыгать будем мы смелее
Раз-два, раз-два, позади теперь вода.
Мы шагаем, мы шагаем
Руки вверх мы поднимаем
Дышим ровно, глубоко
Впереди из – за куста
Смотрит хитрая лиса
Мы лисичку обхитрим
На носочках пробежим
Зайчик скачет быстро в поле
Очень весело нам всем
Подражаем» мы зайчишки»
Непоседы, шалунишки
Но закончилась игра
И учиться нам пора.
IIIСовместное открытие знаний и первичное закрепление.
У. Повторите тему урока и цель.
А человек – живой организм?
Я хочу Лизе одеть кофточку. Лизе кофточка оказалась мала. Почему?
Д. Лиза выросла.
У. Какое первое свойство живых организмов открыли? Что они делают?
Д. Они растут.
У. Верно.
У. А дома у вас есть живой организм, который бы вырос?
(Ответы детей)
У. А теперь закройте носик двумя пальчиками ненадолго. Что заметили?
Д. Нам трудно дышать.
У. Какое свойство живых организмов открыли?
Д. Они дышат.
У. Куда мы с вами выходим третьим уроком?
Д. Мы выходим на улицу. Мы дышим чистым воздухом.
У. Прокомментируйте картинки на слайде. Что делают животные?
Д. Лошадь, кролики рыбки питаются.
У. Сделайте вывод об ещё одном свойстве живых организмов.
Д. Они питаются.
У. А теперь посмотрим мультфильм, который называется « Мусти – прибавление семейства» О каком свойстве организмов идет речь?
Д. Живые организмы приносят потомство.
У. Что у нас получилось? Сделайте вывод.
Д. У нас получилась схема. Её можно развернуть, рассказать что получилось.. Живые организмы растут, дышат, питаются и приносят потомство.
Живые организмы:
растут
дышат
питаются и пьют воду
размножаются
У. А растения? Что вы можете рассказать про растения.
Наш класс – это научная лаборатория. В каждой группе – старшие сотрудники. Они проводили исследования и опыты.Послушаем итоги опытов.
Рассказы детей по наблюдениям.
Рассказ №1
Название опытного образца - лук
Задача: вести наблюдения, устанавливать в какое время и какие изменения происходят с луком
Число: посадила лук 15 марта в воду, срезала верхушку у луковицы
Наблюдаемые явления: 17 марта появился корешок
20 марта появилось перо лука
У. Обратимся к таблице. Что происходило с луком?
Д. Он рос, дышал, питался
Рассказ №2
Название опытного образца: веточки дерева тополя
Задача: вести наблюдения, устанавливать в какое время и какие изменения происходят с веточками дерева
Число: срезали веточки тополя 15 марта и поставили в воду.
Наблюдаемые явления:
1. У ветки дерева стали набухать почки, завиднелись зелёные росточки.
2.Чешуйки, которые покрывающие почку, отпали.
Почка совсем распустилась, и мы увидели листочки.
Тайна веток деревьев
У. Почему на улице на деревьях нет листьев, а унас появились?
Что необходимо было для наших веточек?
Д. Им необходимы были тепло, свет, вода, воздух.
Рассказ №3
Название опытного образца: семя фасоли
Задача: Вести наблюдения, устанавливать в какое время и какие изменения происходят с семенем фасоли.
Число: 16 марта взяли семя фасоли. Положили во влажную марлю, в теплое место.
Наблюдаемые явления:
1.Через 2 дня у семени появился корешок.
2. положили проросток во влажную землю корешком вниз.
3. через несколько дней из земли вылез стебелек, и раскрылись два листочка.
У. Вот, ребята, посмотрите, Лиза рассказала о своих наблюдениях. Посмотрите у меня в стакане семена фасоли. Что с ними произошло?
Д. Они набухли.
У. А что произошло с семенами фасоли в тряпочке?
Д. Они проросли.
У. Почему в стакане с водой не проросли семена?
Д. Там нет воздуха.
У.. Да, ребята, под водой нет воздуха. Вот почему погружатся надолго под воду с аквалангом.
У.О каких свойствах живых организмов идет речь? Что мы наблюдали?
Д. Растения растут, дышат, питаются и пьют воду.
Какое свойство мы здесь не рассматриваем?
Д. размножение.
У. Да, ребята, размножение – это долгий процесс. Появится растение, затем цветок, затем плод. А в плодах семена.А у луковицы в земле вырастут новые детка, а старая погибнет.
У. На странице 47 прочитаем правило в рамочке. Проверим, верно ли мы сделали вывод?
Дети читают правило: Все живые организмы дышат воздухом, пьют воду, питаются и приносят потомство. Обращайся с ними бережно, чтобы они не погибли
У. А теперь посмотрите на предмет « камень» Что можете сказать?
Д. Он не растет, не дышит, не питается, не приносит потомство.
У. Ребята, а может живой предмет превратится в неживой?
Д.Да, он может умереть.
У. Посмотрите, что произошло с моими цветами?
У. Каждый живой организм существует определённое время, а потом умирает.На его месте появляются новые. Но если мы не будем ухаживать за растениями и животными, они умрут раньше времени. Поэтому мы должны помнить, что природа – наш щедрый друг, она создает необходимые условия для нашей жизни.А в ответ мы должны её беречь и преумножать.
А как беречь?
Сообщения детей:
1.Нельзя ломать ветки, рвать цветы, забирать животных.
2. Нельзя шуметь в лесу или громко слушать музыку, потому что животные тревожатся. Нельзя пугать лесных обитателей.
3. Нельзя разжигать костры. Может возникнуть пожар.
4. Если мы бросаем бумагу она лежит 2 года, консервная банка- 30 лет, полиэтиленовый пакет- 200 лет, стекло- 100 лет.
Д. Сажать деревья, не засорять природу, заботиться о животных.
У. Всегда помните о том, что к природе нужно относиться бережно. А человек - это часть природы. Главная задача человека – сохранять и умножать природные богатства. Ведь природа - наш большой друг!
Рефлексия.
У. - Какая была тема урока?
Д. неживая природа, живые организмы.
У. Чем отличается неживые предметы от живых организмов?
Оценивание.
У. Ребята в нашу лабораторию залетели бабочки.
У. Если вам все было понятно на уроке и интересно, возьмите зелёную бабочку и прикрепите на желтую ромашку, а если увас были вопросы и что то непонятно возьмите желтую бабочку и прикрепите на белую ромашку. Посмотрите, какие чудные ромашки у нас и бабочки!
У. А бабочки и ромашки, к какой природе относятся?
Спасибо всем за урок!!