Конспект урока окружающего мира по теме Живое и неживое, 1 класс

Конспект урока окружающего мира
1 класс
УМК «Школа 2100»
Тема: Живое и неживое
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить детей с живыми организмами и неживыми предметами и их свойствами.
Задачи:
Показать отличия живых организмов от неживых предметов.
Расширить представления детей о живой и неживой природе.
Развивать умения наблюдать, логически и творчески мыслить.
Воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас.

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД: формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД: формируем умение определять цель деятельности на уроке; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1класс. («Я и мир вокруг»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011,
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1 класс. – М.: Баласс, 2011.

Описание методики использования ИКТ во время урока:
На данном уроке используется компьютерная презентация, которая позволяет представлять на экране в различной форме учебную информацию. Презентация содержит 7 слайдов. Смена слайдов происходит по щелчку мыши.

1 слайд – тема урока (данный слайд является титульным, учащиеся его не видят)
2 слайд – Природа (фото)
3 слайд – 1) «Дерево природы» (появляются одновременно со сменой слайда)
2) группы природных богатств (появляются по щелчку)
4 слайд –
1) схема для повторение групп природных богатств (появляется одновременно со сменой слайда)
2) слово «вещи» (появляется по щелчку)
3) «живые организмы» (появляется по щелчку)
4) «силы природы» объединяются с группой неживых природных богатств (появляется по щелчку)
5) «неживые предметы» (появляется по щелчку)
5 слайд – проблемный вопрос (появляется по щелчку), используется анимированная картинка кота
6 слайд – фотографии с изображением собак (для рассмотрения свойств живых организмов)
7 слайд – свойства живых организмов (появляются по щелчку), используется гиперссылка (стрелка в правом нижнем углу) для возврата к проблемному вопросу.


План урока
Организационный момент (1 мин.)
Актуализация знаний и постановка проблемы (12 мин.)
Совместное открытие знаний (10 мин.)
Первичное закрепление (5 мин.)
Самостоятельное применение знаний (10 мин.)
Итог урока (5 мин.)
Рефлексия (2 мин)

Ход урока

Организационный момент (1 мин.)
Проверка готовности к уроку. Повторение правил поведения на уроке.

Актуализация знаний и постановка проблемы (12 мин.)
Слайд 2.
Посмотри, мой милый друг
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг природа.
Сегодня я приглашаю вас в клуб «Любителей природы» для того, чтобы поговорить, подумать и сделать новые открытия. Вы узнаете много интересного и поделитесь тем, что знаете сами.
Нет человека, который бы не слышал и сам не произносил с восхищением фразу: «Какая природа! Красота! Я был на природе!»
Что такое природа? Давайте попробуем ответить на этот вопрос. Посмотрите на «Дерево природы». Слайд 3.

На какие группы делится природа, природные богатства?
Слайд 4.

Что относится к живым природным богатствам? (Растения и животные)
Что относится к неживым природным богатствам? (Воздух, вода, почва, запасы земных недр)
Что относится к силам природы? (ветер, солнечный свет, течение рек)
Закрыли глаза. Представьте, что вы выходите из школы.
Что относящееся к природе вы можете встретить по пути, увидеть? (Деревья, собак, небо, солнце, ветер)
Что относится к живой природе?
А что ещё можем увидеть? (Дорогу, забор, скамейки, детскую площадку)
Относятся ли они к природе?
А откуда они взялись? (Их сделал человек)
Как их можем назвать? (Неживые предметы, вещи).
Слайд 5.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Какой главный вопрос мы поставим себе на урок?
Чем отличаются живые организмы от неживых предметов?

Совместное открытие знаний (10 мин.)
Откройте учебник на с. 46. Рассмотрите рисунки.
Кто из них живой?
Давайте рассмотрим живые организмы на примере собаки.
Слайд 6.

Что мы можем про неё сказать? (Двигается, дышит, питается, пьёт воду, у собаки могут появиться щенки, потом они вырастают)
Вот вы сами и перечислили свойства живых организмов.
Слайд 7.

Все живые организмы растут, дышат, питаются, рождают потомство (размножаются).
А если возьмём какое-нибудь растение? Давайте проследим. (Дети вспоминают путешествие Колобка. Началось путешествие с семени, затем росток, большое растение, плод.)
Что же можно сказать про растение? (Растения – это тоже живые организмы)
А теперь посмотрите на этот предмет. Стол. ( Дети рассуждают. Стол не дышит, не питается, не пьёт воду, у стола не могут появиться маленькие столики, он не растёт.)
Вывод. Таким образом, свойства у неживых предметов совсем противоположные, т.е. они не двигаются, не дышат, не пьют воду, не приносят потомство.

Физкультминутка
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнём.
Остановимся и дружно
Глубоко мы все вздохнём.
Руки в стороны, вперёд!
Дружный мы какой народ!
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И нисколько не устали!

Первичное закрепление (5 мин.)
Работа по учебнику на с. 47.
Догадайся, какие свойства живых организмов изобразил художник. (Миша вырос и рукава курточки ему стали короткими, Лена и собака на прогулке дышат свежим воздухом, собака питается, у курицы появились цыплята - потомство).
Могут ли живые организмы жить вечно? (Нет.)
Что может произойти с растением, если его перестать поливать? А с животным, если плохо за ним ухаживать?
Вывод. Верно, каждый живой организм существует определённое время, а потом он умирает, на его месте появляются новые. Но если мы не будем беречь растения, животных они могут умереть раньше своего срока. Поэтому мы должны помнить о том, что природа – наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны беречь и приумножать её богатства. А как это сделать? (Заботиться о животных, сажать деревья, не засорять природу, воздух, воду)
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом!
– Сравним свои выводы с выводом учебника на с. 47.

Самостоятельное применение знаний (10 мин.)
Работа в парах (Рабочая тетрадь, с. 56, задание 2)
А теперь предлагаю вам разгадать кроссворд и продемонстрировать свои знания. Внимательно рассмотрите картинки и впиши в клеточки свойства живых организмов. Дети выполняют задание в парах с последующей проверкой.
Как вы оцениваете свою самостоятельную работу?
Что вызвало затруднение?
Не расстраивайтесь, если допустили ошибки, их всегда можно исправить, повторив материал.
Работа с учебником.
– Посмотрите в учебники на с. 48. Сравните картинки. Ответьте на вопросы.
Работа в парах с последующей проверкой.
Проведение опыта. Чтобы увидеть, как из семечка вырастет новое растение, мы сегодня на уроке посадим семена фасоли. Потом мы будем наблюдать, как оно развивается и растёт. Эти наблюдения помогут нам в изучении материала урока «Растения и животные».
Проводится подготовка семян фасоли к проращиванию.

Итог урока (5 мин.)
Вот и подошло к концу занятие в клубе «Любителей природы».
Над каким проблемным вопросом мы сегодня работали на уроке?
Ответили мы на него? Давайте повторим.
Что нового вы узнали на уроке сегодня?
Что повторили из того, что уже знали?
На какие вопросы получили ответы?
Когда вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?

Рефлексия (2 мин.)
Работа с «Еженедельником первоклассника», самооценка урока.




































Литература

Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 1 класс. («Я и мир вокруг»). Учебник в 2 частях. Часть 2. – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 1 класс («Я и мир вокруг»). – М.: Баласс, 2011.
Окружающий мир («Я и мир вокруг»). 1 класс. Методические рекомендации для учителя /Под ред. А.А. Вахрушева. – М.: Баласс, 2011.

Интернет-ресурсы

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Неживые предметы

Живые организмы



Рисунок 2Рисунок 415