Методическая разработка открытого урока по дисциплине: «История» на тему: «Россия в первой половине XIX в.».

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Трубчевский политехнический техникум»







Методическая разработка
открытого урока по дисциплине: «История»
на тему: «Россия в первой половине
XIX в.».




Подготовил и провел преподаватель истории Клюев А.В.
Дата проведения: 13.10.2015
Группа: 17






Трубчевск, 2010 г.

Цель урока: завершить формирование знаний основных событий истории России I половины XIX века.
Задачи:
Образовательные: завершить формирование знаний основных событий истории России I половины XIX века: итоги царствования Александра I и Николая I, попытки реформирования государственного строя России, попытки решения крестьянского вопроса; итоги Отечественной войны 1812 года и Крымской войны; начало «золотого века» русской культуры.
Развивающие: умение выделять главное, делать выводы, сравнивать, использовать творческий подход в изучении истории;
Воспитывающие: патриотизм, чувство гордости за свою страну.
Материально-дидактическое оснащение урока:
Используемое оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска, компьютер.
Программное обеспечение:  программа для презентаций «Power Point».
Демонстрационный материал: 
Презентации (подготовили обучающиеся: «Герои Крымской войны», «Герои Отечественной войны 1812 г.», «Золотой век» русской культуры первой половины XIX в.».
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Продолжительность занятия: 90 минут.

План урока:
№ п/п
Этап урока
Время

1.
Организационное начало урока.
1-2

2.
Разминка на знание исторических дат.
10

3.
Сообщение темы и целей урока.
3

4.
Работа по теме урока.
41

4.1.
Итоги и значение Отечественной войны 1812 г.
20

4.2.
Причины и итоги Крымской войны.
20

4.3.
«Золотой век» русской культуры (первая половина XIX в).
25

5.
Подведение итогов урока.
10







Ход урока.

1. Организационное начало урока.
Приветствие. Проверка присутствующих.

2. Разминка на знание исторических дат.
Демонстрация вопросов разминки в презентации «Разминка».
- правление Александра I (1801-1825)
- указ «о вольных хлебопашцах» (1803)
- русско-шведская война (1808-1809)
- создание министерств (1802)
- Отечественная война (1812)
- Бородинское сражение(26 августа 1812)
- заграничный поход русской армии (1813-1814)
- Венский конгресс(1814-1815)
- русско-турецкая война в годы правления АлександраI (1806-1812)
- восстание декабристов(14 декабря 1825)
- правление Николая I (1825-1855)
- утверждение свода законов Российской империи (1833)
- реформа управления государственными крестьянами Киселева(1837-1841)
- финансовая реформа Канкрина (1839-1843)
- русско-турецкая война в годы правления Николая I (1828-1829)
- Крымская война (1853-1856)
- оборона Севастополя (1854-1855)

3. Сообщение темы и целей урока.
Преподаватель: На сегодняшнем уроке мы с вами завершить изучение основных событий истории России первой половины XIX века: подведем итоги царствования Александра I и Николая I; подведем итоги Отечественной войны 1812 года и Крымской войны и итоги начало «золотого века» русской культуры.

4. Работа по теме урока.
Преподаватель: В I половине XIX века очень актуальным становится решение крестьянского вопроса.
Вопрос: Так как же решался крестьянский вопрос в годы правления Александра I и Николая I?
Ответы обучающихся.
Преподаватель: В первой половине XIX века Россия активно участвовала во внешней политике. Здесь пришлось принять участие во множестве различных войн. Самыми значительными были Отечественная война 1812 г. и Крымская война.

4.1. Итоги и значение Отечественной войны 1812 г. Преподаватель: Каковы причины, итоги и значение Отечественной войны 1812 г.?
Ответы обучающихся.
Преподаватель: У любой войны есть свой герои, которые делали все возможное, чтобы спасти свою страну от врага.
Преподаватель: Каковы же герои Отечественной войны 1812 г.?
Заслушивается сообщение учащегося о героях войны (демонстрируется презентация).
Текст сообщения:
Во время Отечественной войны 1812 года Кутузов был избран начальником петербургского и московского ополчений, а в августе 1812 года его назначили главнокомандующим всеми действующими армиями. Кутузов умер во время Заграничного похода русской армии и был похоронен в Казанском соборе в Санкт-Петербурге.
В начале Отечественной войны 1812 года Багратион сумел вывести 2-ю Западную армию, которой он командовал, к Смоленску на соединение с 1-й Западной армией М.Б.Барклая-де-Толли. В Бородинском сражении в августе 1812 года Багратион был тяжело ранен и вскоре скончался. В 1839 году его прах перезахоронили на Бородинском поле.
Барклай–де-Толли в марте 1812 года был назначен главнокомандующим 1-й Западной армией и в начале Отечественной войны 1812 года успешно осуществил отход русской армии к Смоленску, где соединился со 2-й Западной армией Багратиона. Последние годы жизни Барклай-де-Толли занимался боевой подготовкой вверенных ему армейских подразделений, которые составляли большую часть полевых соединений России.
Во время Отечественной войны 1812 года Тормасов командовал 3-й Западной армией, противостоявшей войскам Наполеона на киевском направлении, принимал активное участие в сражениях под Малоярославцем, Вязьмой и Красным. Весной 1813 года, во время болезни М.И.Кутузова, Тормасов исполнял обязанности главнокомандующего русской армией. В 1814 году Тормасов был назначен генерал-губернатором Москвы. Занимая этот пост, он много сделал для восстановления города после пожара 1812 года.
Кожина Василиса, партизанка времен войны 1812 года, крестьянка (даты жизни неизвестны). Василиса Кожина была старостой хутора Горшкова Сычевского уезда Смоленской губернии. В ходе войны 1812 года после захвата французскими войсками Смоленской губернии Кожина организовала из подростков и женщин отряд партизан, вооруженных косами, вилами, топорами. Отряд Кожиной уничтожал и брал в плен солдат наполеоновской армии во время ее отступления из России. За заслуги перед отечеством Василиса Кожина была награждена медалью и денежной премией.
Курин Герасим Матвеевич, организатор и руководитель крупного крестьянского партизанского отряда во время войны 1812 года. (1777-1850) Герасим Матвеевич Курин был крестьянином села Павлово Богородского уезда Московской губернии. После захвата 23 сентября 1812 года города Богородска наполеоновскими войсками он собрал из крестьян Волховской волости крупный партизанский отряд (5.300 пеших и 500 конных). Курин привлек к командованию своим отрядом волховского воеводу Е.С. Стулова и сотенного И.Я. Чушкина, установил связь с начальником Владимирского народного ополчения князем Б.А. Голицыным. С 23 сентября по 2 октября отряд Курина имел семь столкновений с наполеоновскими войсками. Герасим Курин был награжден Георгиевским крестом.
Давыдов Денис Васильевич, генерал-лейтенант, поэт-партизан времен войны 1812 года (1781-1839). Денис Васильевич Давыдов получил блестящее для своего времени домашнее образование. В 1807 году он был назначен адъютантом к князю Багратиону и участвовал во всех сражениях этой кампании. В 1809 году Давыдов был при князе Багратионе в Молдавии.
В начале войны 1812 года Давыдов состоял в чине подполковника в войсках генерала Васильчикова. Перед Бородинским сражением именно он высказал мысль о выгодах партизанской войны и с отрядом в 130 человек начал нападать на французские части. Успехи отряда Давыдова убедили
М.И. Кутузова в целесообразности партизанской войны. Одним из выдающихся подвигов Давыдова было дело под селом Ляховым, когда его отряд взял в плен двухтысячный отряд французского генерала Ожеро.
В начале войны 1812 года Фигнер командовал легкой ротой артиллерийской бригады. После того, как французы заняли Москву, Фигнер проник в город с целью ведения разведки и добытые сведения пересылал в штаб Кутузова. Создав небольшой вооруженный отряд из жителей, он совершал ночные нападения на французских солдат. Будучи отозван из Москвы, с конца сентября 1812 года возглавил партизанский отряд из отставших от частей солдат и крестьян, с которым действовал в тылу противника, нарушая коммуникации и отбивая обозы с награбленными ценностями. В начале октября именно Фигнер установил изолированное положение французского авангарда у реки Чернишни, что содействовало успеху русских войск в сражении под Тарутино.

4.2. Причины и итоги Крымской войны.
Преподаватель: Каковы причины и итоги Крымской войны?
Ответы обучающихся.
Преподаватель: Каковы же герои Крымской войны?
Заслушивается сообщение обучающегося о героях Крымской войны (демонстрируется презентация).
Текст сообщения:
Во время Крымской войны 1853-1856 годов, командуя эскадрой кораблей Черноморского флота, Нахимов обнаружил и заблокировал в Синопе главные силы турецкого флота, а 18 ноября 1853 года разгромил их. Официально занимая должность командующего эскадрой, а с февраля 1855 года – командующего Севастопольского порта и военного губернатора, Нахимов фактически с самого начала обороны Севастополя возглавлял гарнизон защитников крепости, проявив выдающиеся способности в организации обороны базы флота с моря и суши. Организатор и руководитель обороны Нахимов пользовался огромным авторитетом и любовью у защитников Севастополя. 28 июня 1855 года, во время объезда передовых укреплений на Малаховом кургане, он был смертельно ранен и вскоре скончался. Нахимов похоронен в Севастополе во Владимирском соборе.
 Накануне Крымской войны 1853-1856 годов Корнилов организовал быструю переброску морем на Кавказ пехотной дивизии, которая сыграла решающую роль в отражении турецкого наступления, а также крейсерские рейды русских судов на коммуникации противника. Во главе отряда пароходо-фрегатов Корнилов участвовал в первом в истории бою паровых кораблей. В сентябре 1854 года Корнилов был назначен начальником обороны Северной стороны Севастополя. После сражения на реке Альме Корнилов возглавил оборону Севастополя. Под его руководством за короткий срок была создана линия сухопутной обороны, усиленная артиллерийскими расчетами с кораблей. Во время первой бомбардировки Севастополя 5 октября 1854года Корнилов был смертельно ранен.
 Тотлебен Эдуард Иванович, военный инженер-фортификатор, генерал-адъютант. (1818-1884) во время крымской войны (1853-1856 годы) Тотлебен возглавлял инженерные работы в Севастополе. В 70-е годы XIX века под его руководством была возведена новая оборонительная система на западной границе России: крепости Новогеоргиевск, Ивангород, Варшава, Брест.
Истомин Владимир Иванович (1809, Эстляндская губ. - 1855, Севастополь) – герой Крымской войны. В 1850 Истомину, уже капитану первого ранга, поручили командовать новейшим 120-пушечным линейным кораблем "Париж", на к-ром он отличился в Синопском сражении (1853). Истомин, по рапорту Нахимова, "проявил примерную неустрашимость и твердость духа, благоразумные, искусные и быстрые распоряжения во время боя" и был произведен в контр-адмиралы. Высадка союзнической армии и осада Севастополя заставили Истомин драться на суше. Командовал обороной Малахова кургана. "Дистанция велика, стоит 105 пушек, - писал Истомин брату, - и мне пришлось быть и артиллеристом, и инженером, и начальником войск". С первой бомбардировки Севастополя 5 окт. 1854 и до дня смерти Истомина ни на день не покинул бастион. 7 марта был убит.
Пирогов разработал четкую систему организации хирургической помощи раненым на войне ("Начала общей военно-полевой хирургии...", на немецком языке, 1864 г., на русском языке, 1865-1866 гг.); впервые в полевых условиях применил эфир для наркоза, предложил и ввел в практику неподвижную гипсовую повязку, привлек помощь медсестер.
Петр Маркович Кошка, матрос 1-й статьи, герой Крымской войны. Во время Севастопольской обороны 1854 - 1855 Петр Маркович находился в числе команды так называемых «охотников», разрушавших ночами неприятельские траншеи и захватывавших пленных. Выдающейся храбростью, военной сметкой на вылазках, при разведке во вражеском тылу, захвате языков, разрушении неприятельских траншей. В исторической литературе имя Кошки олицетворяет подвиги тысяч безвестных героев русских солдат и матросов, участников обороны Севастополя. На памятнике адмиралу В.А. Корнилову в Севастополе Кошка изображен выбрасывающим из окопа попавшую туда бомбу.

4.3. «Золотой век» русской культуры (первая половина XIX в).
Преподаватель: Первую половину XIX века называют «золотым веком» русской культуры, потому что именно тогда произошел стремительный взлет в культурном развитии России.
Заслушивается сообщение обучающегося о выдающихся деятелях «золотого века» русской культуры и их творчестве героях (демонстрируется презентация).

5. Подведение итогов урока.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14715




Заголовок 315