Презентация Героический подвиг крейсера Варяг


Героический подвиг крейсера "Варяг"Автор: Максимова Ксения,ученица 10 класса МОУ Выровской СОШ Майнского района Ульяновской области

Актуальность: В современном обществе незаметно стали исчезать связи между прошлым и будущем, утеряны исторические ценности. А как известно, без прошлого нет будущего. Крейсер "Варяг" был построен по заказу Российской империи на судостроительной верфи "Уильям Крамп и сыновья" в Филадельфии (США). Он сошел со стапелей филадельфийских доков 1 ноября (19 октября по ст.ст.) 1899 года. По техническим характеристикам «Варяг» не имел себе равных: оснащенный мощным пушечным и торпедным вооружением, он был к тому же и самым быстроходным крейсером России. Кроме того, "Варяг" был телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации. После испытаний в 1901 году корабль был представлен петербуржцам В 1902 году «Варяг» вошел в состав Порт-Артурской эскадры. Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер первого ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152,4-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.  Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукторов и 20 офицеров  Матросы крейсера «Варяг» Капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, выходец из дворян Тульской губернии, опытный морской офицер, вступил в командование крейсером 1 марта 1903 г. Это было сложное и напряженное время. Япония усиленно готовилась к войне с Россией, создав здесь значительное превосходство в силах. За месяц до начала войны царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер «Варяг» из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (ныне Инчхон). 26 января 1904 г. японская эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев подошла к заливу Чемульпо и остановилась на внешнем рейде. На внутреннем рейде в это время находились русские корабли - крейсер "Варяг" и мореходная канонерская лодка "Кореец", а также грузо-пассажирский пароход "Сунгари". Здесь же находились и иностранные военные корабли. Рано утром 27 января 1904 г. В.Ф. Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С. Уриу с требованием покинуть Чемульпо до 12 часов дня, в противном случае японцы грозили открыть огонь по русским кораблям в нейтральном порту, что было грубым нарушением международного права. В.Ф. Руднев объявил экипажу, что Япония начала военные действия против России. "Варяг" снялся с якоря и направился к выходу из залива. В кильватере шла канонерка "Кореец" (командир капитан 2 ранга Г.П. Беляев). На кораблях пробили боевую тревогу. У выхода из залива японская эскадра, превосходящая "Варяг" артиллерийским вооружением более чем в пять раз, а торпедным - в семь, преградила русским кораблям путь в открытое море. Шесть японских крейсеров в строю пеленга заняли исходные позиции. За крейсерами маячили восемь миноносцев. Японцы предложили русским кораблям сдаться. В.Ф. Руднев приказал оставить этот сигнал без ответа. Бой был жестоким. Всю силу огня японцы сосредоточили по "Варягу". Море кипело от взрывов, обдавая палубу осколками снарядов и каскадами воды. То и дело возникали пожары, открывались пробоины. Под ураганным огнем противника матросы и офицеры вели огонь по врагу, подводили пластырь, заделывая пробоины, тушили пожары. В.Ф. Руднев, раненный в голову и контуженный, продолжал руководить боем. Меткий огонь с "Варяга" принес свои результаты: серьезные повреждения получили японские крейсеры "Асама", "Чиода", "Такачихо". Когда же к "Варягу" устремились японские миноносцы, русский крейсер сосредоточил по ним свой огонь и потопил один миноносец. Затопленный «Варяг» во время отлива, 1904 год Израненный, но не побежденный "Варяг" вернулся в порт, чтобы сделать необходимый ремонт и снова идти на прорыв. Однако крейсер кренился на борт, машины вышли из строя, большинство орудий было разбито. В.Ф.Руднев принял решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, а канонерку взорвать, чтобы они не достались врагу. Совет офицеров поддержал своего командира. Моряки "Варяга" и "Корейца" несколькими эшелонами вернулись на родину, где их восторженно встретил русский народ. Горячо встретили моряков и жители Тулы, поздней ночью заполнившие привокзальную площадь. Большие торжества в честь героев-моряков прошли в Санкт-Петербурге. Во время боя, продолжавшегося в течение одного часа, "Варяг" выпустил по врагу 1105 снарядов, "Кореец" - 52 снаряда. После боя подсчитали потери. На "Варяге" из экипажа в 570 человек было 122 убитых и раненых (убиты - 1 офицер и 30 матросов, ранены - 6 офицеров и 85 матросов). Кроме того, было легко ранено более 100 человек. Памятник матросам крейсера «Варяг» на морском кладбище 30 сентября 1956 г. в Туле был открыт памятник командиру легендарного крейсера. А 9 февраля 1984 г. в деревне Русятине Заокского района состоялось открытие музея В.Ф. Руднева, созданного сотрудниками Тульского областного краеведческого музея при содействии Центрального военно-морского музея, а также офицера облвоенкомата Ю.И. Чернова и местного краеведа А.И. Трошина. Летом 1997 года во Владивостоке установлен памятник крейсеру «Варяг». Этот подвиг стал символом мужества и отваги русских моряков, поэтому ежегодно 9 февраля тихоокеанцы и жители города Владивосток собираются на Морском кладбище, чтобы отдать почесть морякам крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». 27 января 1904 г., в первый день русско-японской войны, крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в неравный бой с целой эскадрой противника. Корабли погибли, но не сдались. Воспитанные на вековых традициях русской воинской доблести, моряки «Варяга» и «Корейца» вписали новую страницу в книгу славы отечественного флота, поддержав, как того требовал Морской устав, «честь русского имени и достоинство русского флага». Интернет-ресурсыhttp://korabley.net/news/geroicheskaja_i_tragicheskaja_sudba_krejsera_varjag/2010-02-05-472 http://wordweb.ru/2008/03/03/krejjser-varjag-neizvestnye-stranicy.html http: varyag-rock.narod.ru/file1.html http://wordweb.ru/2008/03/03/krejjser-varjag-neizvestnye-stranicy.html http://studyport.ru/istoriya/kreyser-varyag http://historius.narod.ru/spravka/kruizers/varyag.htm Спасибо за внимание!