Использование возможностей сети Интернет в исследовательской деятельности школьников
Факультативное занятие «Использование возможностей сети Интернет в исследовательской деятельности школьников » в обучении образовательной области информатика занимает важное место в подготовке учеников к использованию средств ИКТ и Интернет-технологий в обучении и в решение многих задач.
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования в частности. В этой связи решающее значение приобретают знания связанные с ИКТ.
Одна из задач профильной школы – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающему по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся предлагается осваивать способы работы с информационными потоками – искать необходимую информацию, анализировать её, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, работать с различными типами информации, составлять документы, использовать информацию для решения учебных и жизненных задач.
Данный курс рассчитан на углубленное изучение темы «Коммуникационные технологии» и входит в обязательный минимум содержания основного среднего образования по дисциплине информатика. Направленность курса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательности учащихся.
При подготовке учащихся по данному профилю приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей всего образовательного процесса. Основным направлением в изучении курса является продуктивное использование ресурсов Интернета для успешного применения в дальнейшем обучении и использовании полученных навыков в профессиональной деятельности учащихся в будущем.
Данный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционного мышления; повышению интереса к информатике, а самое главное, решает вопрос об использовании услуг Интернета, показывает нужную учебную информацию.
Ученик может использовать содержательное наполнение образовательных ресурсов при подготовке домашних заданий, рефератов, контрольных работ, зачетов, экзаменов.
При проведении занятий в малой группе, каждый ученик может работать за компьютером индивидуально, а педагог лишь направляет действия школьника, не подавляя взаимодействие с образовательным ресурсом. Используя образовательные ресурсы Интернета, учитель демонстрирует учащимся, что даже в популярных, известных изданиях может содержаться неточная, недостоверная и некорректная информация. Применение проблемных и индивидуальных методов обучения тем самым формирует у школьников критическое мышление.
Место курса в образовательном процессе
Данный курс ориентирован на формирование культуры нового типа - информационной. Курс формирует как предметные (информационные), так и метапредметные (из истории, литературы, культурологии) знания, необходимые для понимания информационных явлений в обществе. Данный курс ориентирован на освоение учащимися практических умений и навыков, необходимых для работы с информацией.
Цели курса
· формирование у учащихся информационно-культурологического тезауруса, необходимого для понимания информационных явлений в обществе;
· знакомство с историей создания сети Интернет, его основными услугами и приемами работы в сети Интернет;
· историю создания Интернет;
· правила отправки электронного письма;
· многообразие возможных услуг Интернета и их использование;
· виды образовательных ресурсов.
Учащийся должен понимать:
· особенности современного этапа развития общества.
Учащийся должен уметь:
· работать в различных поисковых системах;
· использовать для решения познавательных задач различных источников информации, включая Интернет - энциклопедии, словари, различные образовательные ресурсы.
Общеучебные умения и навыки
1. Развивать осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров.
2. Развивать умение работать парами, группами индивидуально.
3. Развивать умение поиска рациональных путей выполнения работы.
4. Развивать умение исследовать несложные практические ситуации, выдвигать предположения.
5. Формировать умение искать и устранять причины возникших трудностей.
6. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения.
Методы обучения
В преподавании используются методы: индивидуальный, информационно-рецептивный, проблемное изложение, практические занятия.
Формы организации учебных занятий
· самостоятельные работы.
Каждая тема курса начинается с постановки задачи – характеристики работы, обзора основной терминологии, ученикам объясняется теоретический материал, который поможет реализовать задание на каждом отдельном этапе и отводится время для практической работы в сети Интернет.
Итоги работы курса по выбору подводятся по результатам учебной деятельности (посетил не менее 65% занятий по этому курсу и участвовал в работе) после окончания курса или проведения зачетной работы.
Учебно-методическое и программное обеспечение курса
Программа курса обеспечивается компьютерными программами, справочными материалами, которые могут браться из разделов справки или из различных источников сети Интернет.
Программное обеспечение
· Информатика и ИКТ.
· Видеоролик «История создания сети Интернет»
Учебно-тематический план курса
№ п/п
Наименование раздела
№ урока
Дата урока
тема
Всего часов
теория
практика
Форма проведения
1
История создания сети Интернет
1
3
2
Просмотр фильма, обсуждение
2
1
Написать мини-сочинение
2
Услуги сети Интернет
4
1
1
Беседе с учащимися
3
Аппаратное и программное обеспечение для осуществления связи по сети
5
4
0,5
0,5
Знакомство на практике со средствами выхода в интернет
6
1
Беседа с учащимися
4
Электронная почта
7
1
Работа с интернетом (заводим e-mail)
8
1
Работа с e-mail
9
1
Работа с почтовым клиентом
10
Поиск информации в сети Интернет
4
1
Обсуждение, беседа
11
Знакомство с web-обозревателями-Браузерами
1
Работа с браузерами
12
1
Подготовка докладов
13
1
Защита докладов
5
Поиск информации в сети Интернет
14
Поисковые сайты интернета: yandex, mail, google
2
1
Работа с поисковиками
15
1
Работа с поисковиками
16
Учимся «правильно» искать информацию»
1
1
Работа с поисковиками
17
Правила работы с интернетом
1
1
Беседа с учащимися
6
Википедия
18
Википедия: что это такое?
3
0,5
0,5
Работа с сайтом Wikipedia.ru
19
Использование сайта Википедия в учебной деятельности школьника
1
Работа с сайтом Wikipedia.ru
20
1
Написание реферата, используя ресурсы сайта
7
Авторские права
21
Авторские права
1
1
Беседа с учащимися
8
Безопасность при работе в Интернете
22
Безопасность при работе в интернете
1
1
Беседа с учащимися
9
Учимся скачивать рефераты
23
Интернет-реферат
3
1
Работа с рефератом
24
Обработка реферата
1
Работа с рефератом
25
Работа с рефератом
1
Защита реферата
10
Дистанционное образование
26
Дистанционное образование: роль, география, распространение
3
1
Беседа с учащимися
27
Дистанционные курсы
1
Беседа с учащимися
28
Участие в конкурсе «Найди свой ответ на WWW»
1
Участие в конкурсе
11
Регистрация на сайтах образовательных ресурсов
29
Регистрируемся на сайтах образовательных ресурсов
2
1
Работа с сайтами
30
Работа на сайте образовательных ресурсов
1
Работа с сайтами
12
Школьный сайт
31
Знакомство со школьным сайтом
2
1
Работа со школьным сайтом
32
13
Подводим итоги
33
Что мы узнали за курс факультатива?
2
1
Написание ми проекта
34
Защита проекта
15