Урок по биологии На тему: «Класс Головоногие моллюски»
Коммунальное государственное учреждение
Волошинская средняя школа
Урок по биологии
На тему: «Класс Головоногие моллюски»
Подготовила: учитель биологии
Семенкова М.А.
2013г
Тип урока
Тема урока
Цель урока
Задачи урока:
Образовательные
Воспитательные
Развивающие
Методы и методические приемы
Оборудование
План урока
Ход урока:
Классический
Класс Головоногие моллюски
Изучить класс моллюсков, рассмотреть особенности их строения.
Продолжить формирование понятия о моллюсках.
Ознакомить с представителями класса.
Сформировать понятие о пользе и вреде беспозвоночных животных, относящихся к типу моллюски.
Продолжить формирование научно – материалистического мировоззрение на основе раскрытия взаимосвязи между внутренним и внешним строением моллюсков и выполняемыми функциями.
Способствовать развитию экологического воспитания, бережного отношения к природе, чувства сопереживания, потребности приходить на помощь.
Развитие логического мышления, памяти.
Развитие умений и навыков сравнивать объекты, работать с учебником.
Развивать умение анализировать, обобщать материалы, делать выводы.
Словестные - беседа, объяснение
Наглядные – демонстрация наглядных пособий
таблицы, рисунки, фотографии, интерактивная доска
Этапы урока:
I Проверка домашнего задания (15 мин.)
II Изучение нового материала(15)
III закрепление и обобщение (10 мин.)
IV домашнее задание (5 мин.)
Здравствуйте, садитесь!
Прежде чем начать изучение новой темы, проверим домашнее задание.
Задание по карточкам:
Вам предстоит написать какие органы обозначены цифрами.
Внешнее строение брюхоногих моллюсков
Сдаем листочки.
Переходим к новой теме. Запишите в тетрадь тему урока:
« Классы головоногие моллюски».
Откройте дневники, запишите домашнее задание §47,§49 читать, составить кроссворд по этим параграфам.
На прошлом уроке я говорила, о том что моллюски делятся на несколько классов, мы с вами уже изучили двустворчатых, брюхоногих, а сегодня познакомимся с головоногими.
В классе Головоногих моллюсков – около 650 видов. Головоногие – самые высокоорганизованные среди моллюсков, самые «умные» среди беспозвоночных.
Движутся головоногие реактивным образом. Всасывая и с силой выталкивая воду, они скользят в волнах, точно живые ракеты. Питаются они рыбами и прочими морскими обитателями. Едят они и друг друга. Но самая странная привычка головоногих – поедать самих себя. Иногда содержавшиеся в неволе осьминоги вдруг начинали себя есть: обкусывали начисто щупальца и умирали. Есть у головоногих и такое «средство» для спасения от врагов, как отрывание конечностей. Если спрятавшегося в норе осьминога потянуть за щупальце, то он тут же с ним расстаётся.
При приближении опасности головоногие выбрасывают в воду струю чёрной жидкости. «Чернила» расплываются в воде, и под этим густым чёрным облаком моллюск благополучно удирает. Головоногие – настоящие подводные хамелеоны: могут быстро менять цвет кожи. Если разозлить осьминога, он мигом сменит серый цвет на чёрный, а, успокоившись, снова посереет.
Среди наиболее просто устроенных головоногих – наутилусы, или жемчужные кораблики. У наутилусов в отличие от большинства головоногих есть многокамерная раковина. Подрастая, моллюск выстраивает себе всё более просторные камеры и селится каждый раз в последней, наибольшей. Наполняя остальные камеры водой или воздухом, он может всплывать или опускаться на дно. Из раковин жемчужных корабликов делают украшения, пуговицы.
К отряду осьминогов относятся животные с восемью щупальцами. Одна из примечательных черт обыкновенных осьминогов – самоотверженная забота о потомстве. Самка осьминога бдительно охраняет отложенные яйца.
Каракатица буквально оставила след в человеческой культуре. Ведь долгое время люди писали её чернилами. Не менее ценится и знаменитая «кость» (остаток раковины) каракатицы, которую собирают на берегу моря. Она применяется как чертёжный ластик, в измельчённом виде – как добавка к зубному порошку, а также лекарство.
Кальмары умеют не только прекрасно плавать, но и неплохо… летать. Вылетают из воды они, чтобы настичь добычу или спастись от врагов. Длина летающих кальмаров невелика – около 20 см. глубоководные кальмары поражают сложным устройством и величиной своих глаз. У некоторых из них они достигают 40 см в диаметре. Кальмары задают немало загадок учёным. Веками не умирают легенды о живущих в морских глубинах кальмарах-колоссах, надо сказать не вполне лишённые основания, так как самые крупные моллюски - гигантские кальмары рода архитеутис вырастают иногда до 17 метров в длину и весят до 2 тонн.
А теперь посмотрим как вы усвоили новый материал. Вы должны установить соответствия, вписав признаки, соответствующие каждому классу.(5-7 минут)
Двустворчатые Брюхоногие Головоногие
голова редуцирована
раковина редуцирована
жители суши
жители морей
глаза расположены по бокам головы
глаз не имеют
нога мускулистая, с широкой плоской подошвой
нога мускулистая, в виде направленного вперед клина
ног много и расположены на голове
медлительные, малоподвижные животные
обладают быстрым движением
растительноядные животные
хищники
имеют щупальца с присоскам
Рефлексия:
Тест «Верно-неверно»
1 Головоногих моллюсков – около 650 видов
2 Осьминог относится к головоногим моллюскам
3 Каракатица это двустворчатый моллюск
4 У осьминогов насчитывается 8 щупалец
5 Головоногие моллюски способны отбрасывать свои конечности
6 Головоногие моллюски могут поедать самих себя
7 Черную жидкость выбрасывают кальмары
8 Самый крупный кальмар достигает длины 20 метров
9 Самый крупный кальмар может весить 2 тонны
10 Головоногие моллюски – хищники
На этом наш урок подошел к концу, запишите д.з.