План — конспект урока по рукоделию с инвалидами по зрению на тему :общие сведения о бисерном плетении
План-конспект урока по теме:
«Общие сведения о бисерном плетении».
преподавателя рукоделия курса социальной реабилитации
Корнеевой Татьяне Геннадьевны
Тема: «Общие сведения о бисерном плетении».
Цели:
- ознакомить учащихся с историей создания бисера и бисерного искусства.
Задачи:
а) образовательная :
- ознакомить учащихся с историей создания бисера и бисерного искусства, расширять знания о народных промыслах и ремеслах.
б) развивающая:
- развивать интерес к бисерному плетению, творческие способности учащихся, эстетический вкус.
в) воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к народным традициям.
Тип урока: изучение нового материала.
План урока: Время:
1. Организационный момент. 3 мин.
2. Постановка цели занятия перед учащимися. 2 мин.
3. Объяснение нового материала.
а) теоретические основы темы. 35 мин.
б) практические действия. 42 мин.
4. Обобщение изученного на уроке. 3 мин.
5. Подведение итогов. 3 мин.
6. Домашнее задание. 2 мин.
Оснащение урока: образцы работ из бисера, разные вида бисера, проволока.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Постановка цели занятия перед учащимися.
III. Объяснение нового материала.
а) теоретические основы темы.
История возникновения бисера очень тесно связана с историей открытия стекла. Древняя легенда так рассказывает об этом: много-много лет тому назад купцы из Финикии отправились в Африку, чтобы купить там очень ценный и дорогой товар – природную соду. Сторговавшись, они отправились домой по Средиземному морю. Путь был долгим и тяжелым. Однажды они высадились на ночлег на пустынный берег. Ни камней, ни растительности не было на этом берегу. Чтобы приготовить себе ужин, купцы развели костер и обложили его вокруг крупными кусками соды. Костер тлел всю ночь. Проснувшись рано утром, купцы разворошили золу, и увидели великолепный слиток, который поразил их воображение. Слиток был прозрачен и чист, как родниковая вода, к тому же он был очень твердым. Этот слиток оказался стеклом. Со временем люди научились изготовлять из стекла круглые бусинки – кружочки со специальным сквозным отверстием для продевания нити. Именно так и появился бисер. Правда, в те далекие времена бисер был мало похож на современный, он представлял собой круглые матовые бусины из непрозрачного стекла. С течением времени величина бусинок изменялась, они становились меньше. Древние египтяне вплетали его в знаменитое ожерелье Солнца, которое было символом безграничной власти фараона. Из Египта бисер попал в Рим. Римляне научились у египтян искусству изготовления стекла, освоили основные приемы плетения из бисера. Примерно в 6 веке искусство бисерного плетения достигло своего расцвета в Византии. Оттуда оно перешло в Венецию, которая надолго стала лидером. Всемирную известность получили византийские мастера, которые открыли секреты изготовления цветного и прозрачного стекла. На знаменитом острове Мурано изготовляли не только бисер и бусины, но и всевозможные зеркала и сосуды. Именно этот остров надолго стал признанным центром производства бисера. Секреты изготовления бисера очень тщательно оберегались и передавались от учителя к ученику. За разглашение тайны виновного ожидала смертная казнь. Долгое время венецианские мастера были единственными производителями цветного и прозрачного бисера. В 1275 году в Венеции был издан специальный указ, который запрещал импортировать бисер. Таким образом Венеция пыталась сохранить свою монополию. Тех, кто осмеливался нарушить этот указ, объявляли государственными изменниками, любыми путями добивались их возвращения на Родину и казнили. Чтобы удержать выдающихся мастеров, правительство страны предоставляло им и членам их семей всевозможные льготы. Так, например, дочь мастера имела право выйти замуж за патриция. Мастера разных стран пытались открыть секрет изготовления качественного бисера. В течение многих лет, вплоть до 16 века, попытки мастеров оставались безуспешными. Но чудо произошло: мастерам из Тюрингии, а затем из Богемии удалось изготовить великолепный по своим качествам бисер. Особый блеск и красоту придавала бисеру эмаль. Технология изготовления такого бисера была очень сложной, поэтому он был дорогим. О необыкновенной красоте бисера свидетельствует и тот факт, что, отправляясь завоевывать неизвестные земли, европейские путешественники обязательно брали с собой небольшой мешочек с бисером. Круглые цветные бусинки настолько нравились аборигенам, что они с удовольствием обменивали его на золото, меха и другие ценности. Со временем искусству изготовления бисера из стеклянных трубочек научились во многих странах, однако самым качественным бисером считается чешский и японский.Благодаря совершенствованию технологии, со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер — мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его название происходит от «фальшивого жемчуга», изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер. Бисер обычно воспринимается как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом... В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и загрунтованы мелом... и насыпаны стеклярусом по зеленой земле». Различное расположение цилиндров стекляруса подчеркивало игру света в изделии. Сюжетные композиции, украшавшие, как правило, дворцовые интерьеры, получили название «французские обои». Этими «обоями» был отделан китайский кабинет дворца в Ораниенбауме, названный впоследствии стеклярусным. Интересно, что в создании композиции настенных панно принимала участие сама Екатерина II. Для многих народов элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделялись женские головные уборы. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотым шитьем, стеклами в металлических оправах. Жемчужное шитье известно еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над поверхностью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.
На Руси бисер по сравнению с жемчугом ценился не высоко: им украшали одежду лишь знатные люди. Бисерные отделки существовали параллельно с жемчугом, но в значительно меньшем количестве. Большая часть украшений изготавливалась из речного жемчуга, который в великом множестве добывался в реках, бисер же использовали в качестве дополнения к нему. Их применяли при создании ожерелий, браслетов и поднизей, ими расшивали части одежды. И только XIII в. начинается широкое использование бисера. Им расшивали оклады икон, украшали покровцы, его подвешивали в качестве кистей, создавали из него шкатулки, различные украшения, которые до сих пор поражают своей красотой и искусством людей сделавших их.
В XI в. в Киеве появились небольшие мастерские. В них делали сосуды, смальту для мозаик, бусины. По некоторым свидетельствам, даже венецианские купцы, увидев в Киеве творения русских мастеров, восхищались их качеством и необычностью. Позднее мастерские появились в Чернигове, Владимире, Рязани и других русских городах. Нашествие татаро - монгол прервало развитие ремесла на Руси. С XV в. Появляются такие технологии как – вышивка по канве; саженье по бели, т.е. нашивание нанизанного на одну нить бисера вдоль шнура из хлопчатобумажной или льняной нити, выложенного по узорам; теснение по воску.С XVII в. предпринимались попытки организовать с помощью иностранных мастеров бисерное производство в России. В подмосковном селе Измайлово в 1668-1669 гг. началось строительство стекольного завода. По окончании строительства в 1670 г. в Москву прибыли венецианские мастера. Но наладить постоянное производство не удалось. Только Ломоносову удалось организовать бисерное производство в России. Великий ученый просил разрешения на постройку фабрики, приводя данные о сотнях пудов бисера и стекляруса, привозимых в страну через Санкт-Петербургский порт. Не только с помощью цифр и фактов Ломоносов убедить власти в необходимости развития стекольного производства в России. В этот период бисер становится более утилитарным: им расшивают дамские сумочки, бумажники, подстаканники и даже домашние тапочки. В это время появляются и развиваются техника ручного ткачества, вязание крючком и спицами, при котором бисеринки набирались на вощенную нить в соответствии с узором, сматывались в клубок и изделие вязалось как из ниток.
К началу ХIХ века в стране начался настоящий бисерный бум. В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да иглой деревня стоит".
В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.
В городах почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.
Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей любили расшивать вошвы — бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое.
В конце XIX в. в Подмосковье, в Тульской и Тамбовской губерниях были созданы небольшие бисерные производства. Изделия русских умельцев с успехом демонстрировались на выставках во Франции, Англии и Америке и пользовались большим спросом.- Появились новые виды техник - саженье по бели, вышивка по канве, теснение по воску. В конце XVIII-XIX веков увлечение бисерными ремеслами в аристократических кругах было столь значительным, что стало неотъемлемой частью культуры и быта России. Чаще всего бисер использовали для вышивания, вязания крючком и спицами. Кроме того, встречаются работы, выполненные в технике низания, ткачества, тиснения по воску. В отличие от европейских стран, в России бисерные изделия не предназначались для продажи. Рукоделие было домашним занятием. При выполнении больших работ иногда привлекались помощницы из крепостных. На изготовление таких предметов уходили месяцы кропотливой работы. На продажу изделия в основном производились в монастырях, но иногда и крепостными мастерицами в небольших мастерских.Область применения бисера в России оказалась очень широкой - от основы для клубка и детской игрушки до гобеленов для стен царского дворца. Этот красивый и прочный материал использовали при изготовлении кошельков, чехлов для зонтов, обложек для записных книжек и альбомов, футляров для карт, коробочек для табака.
Вышивали иконы, картины с жанровыми сценками или роскошными букетами и птицами. Бисером обвязывали трости, курительные трубки, шкатулки, вазы, подстаканники, рожки для кормления детей. Стеклярусными гобеленами украшали стены во дворцах, в том числе и императорских. Пример тому - стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме под Петербургом. Его стены отделаны стеклярусом, произведенным на фабрике Ломоносова. В начале XIX века "бисерная лихорадка" из модных столиц распространилась по провинциальным городам и сельским усадьбам. В конце XIX века, когда появился недорогой бисер, это рукоделие прижилось и в крестьянских домах. Искусство изготовления изделий из бисера – одно из самых загадочных и интересных. Интерес к этому виду творчества в разное время то резко возрастал, то исчезал практически полностью. В середине 20 века казалось, что оно ушло в прошлое, но начиная с 70-х годов бисерное плетение стало потихоньку возрождаться.
На современном этапе развитие бисерного рукоделия идет в двух направлениях. Прежде всего — это изучение его возможностей материала, и естественно возникающая отсюда тяга к освоению традиций, внимание к национальным особенностям. Второе направление — экспериментальное. Поиск новых форм, совершенствование уже известных технических приемов и разработка новых комбинаций приводят к неожиданным художественным находкам и дают интересные результаты.
В последнее время бисерное плетение — старейший вид рукоделия — занял определенное место в современной моде. В новых коллекциях украшений дизайнеры соединили бисерное плетение, стеклярус и перья. Богатейшая цветовая гамма бисера, неограниченные возможности моделирования изделий из бусинок, большой ассортимент различных украшений могут осуществить любую мечту самой капризной модницы. Колье и серьги, пояски и брошки, шапочки и браслеты, заколки и сумочки в сочетании с натуральными камнями, жемчугом и янтарем придают внешнему виду оригинальность и неповторимость.
Многообразие бисера в настоящее время дает возможность воплотить свои фантазии, мечты при создании великолепных изделий, картин, украшений и многого другого, что красота их находит отражение в стихах:
Фантазии полет и рук творенье -С восторгом я держу в своих руках… Не знает, к счастью, красота старенья, Любовь к прекрасному живет в веках. Умелец может сделать из железки, Из камня, дерева – шедевры красоты. Из разноцветья бисера и лески, Как в сказке, чудеса творишь и ты. Я прикасаюсь к броши осторожно, Она чарует и ласкает взор.Представить трудно, как это возможно -Создать невиданной красы узор.Как результат терпенья и уменья –Изящества и цвета чистота,И совершенство формы... Нет сомненья,Наш мир спасут талант и красота!
***
Из бисера колье, серёжкиУкрасят женское лицо,А вот – гердан, браслеты, брошки,Цветы, пасхальное яйцо...Какие вещи- загляденье!От них исходит чудо-свет,Недаром бисероплетеньеТак популярно сотни лет.Ценился бисер средь народа,Он украшал наряд и быт.Менялись вкусы, стиль и мода,Но бисер всё же не забыт.Он может вышивкой стать гладкой,Цветком прекрасным и жгутом.И остаётся он загадкой –Волшебной, сказочной притом.Возрос вновь интерес к дизайну,К вещам красивым и словам.Пусть бисероплетенья тайнуОткроют эти руки вам.
Наиболее значительные вещи хранятся ныне в Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном музее этнографии народов СССР и Государственном Русском музее.
б) практические действия.
- ознакомление учащихся с разными видами бисера;
- показ образцов плетения и готовых изделий из бисера;
- простые действия по набору бисера на проволоку.
IV. Обобщение изученного на уроке.
V. Подведение итогов.
VI. Домашнее задание.