Статья Использование возможностей сети Интернет как источника интеллектуальной, творческой и коммуникативной деятельности учащихся первого уровня образования


Анна Николаевна Бирева
МАОУ СОШ №1 города Тамбова
учитель начальных классов
Использование возможностей сети Интернет как источника интеллектуальной, творческой и коммуникативной деятельности учащихся первого уровня образования
Использование информационно-коммуникационных технологий в работе всех участников образовательного процесса на современном этапе развития образования связано с достаточно широким кругом возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет.
Интернет-сервисы открывают огромное поле деятельности для работы учителя начальных классов с разными целевыми группами.
Сегодня Интернет выступает уникальным источником активной интеллектуальной и коммуникативной  деятельности школьника, его творческой самореализации. Именно здесь осуществляется значительное количество проектов, направленных на обучение и развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся начальной школы.
В последние годы стремительное развитие получили дистанционные конкурсы и онлайн-мероприятия. В них могут принимать участие дети со всех уголков страны, и не важно, сколько детей учится в школе и где она расположена: нужен лишь доступ в Интернет.
Наши ученики пользуются предоставляемыми им возможностями. В течение последних трех лет в школе организована работа клуба «Умники и умницы», участники которого принимают активное участие в сетевых конкурсах, олимпиадах, проектах и мероприятиях.
В качестве примера хочу предложить виды мероприятий, доступных через Интернет, и сайты, которые в течение длительного времени являются нашими партнерами и помощниками.
Интеллектуальные межпредметные конкурсы включают задания по различным предметам, логические задачи, могут быть приведены головоломки, кроссворды и ребусы. Если задания объединены сюжетом, это увеличивает заинтересованность детей и их желание выполнить работу до конца. Работая с подобными заданиями, дети начинают лучше осознавать направленность своих интересов, выбирают область знаний, в которой они могут стать наиболее успешными. Анализ результатов таких конкурсов помогает определить сформированность различных УУД, склонности и интересы детей.
Это Всероссийская дистанционная мультиолимпиада-марафон «Муравейник» (http://www.irc43.ru/mur-uchastie.html ). Марафоны проходят в два тура – осенью и весной. Тематика их очень разнообразна. В первом туре ребятам предлагаются задания общеразвивающего характера, во втором – связанные с историей нашей страны, памятными датами («Путешествие в страну Лилипутию», «Охрана окружающей среды», «Олимпийские игры», «Культура России», «Просторы Мирового океана» ,«Великая Отечественная война», «Лес и его обитатели», «Освоение космоса» и т.д.).
Еще один очень интересный проект «ЭМУ» - эрудит-марафон учащихся (http://cerm.ru/ ). Один из его туров, ЭМУ-Эрудит, ставит своей задачей оценить сформированность метапредметных результатов образования. Он состоит из четырех раундов: «Смелый» - работа с текстом, «Умный» - компетентность в решении проблем, «Ловкий» - регулятивные УУД, «Быстрый» - коммуникативные и познавательные УУД.
Интересные задания, необычные ситуации, а также наградной материал, который позволяет проследить собственные успехи, привлекают учащихся начальной школы к участию в этих конкурсах.
 Предметные конкурсы позволяют учащимся проявить себя в любимой области знаний, научиться решать нестандартные задачи. Подобные конкурсы могут содержать комплекты заданий различного уровня сложности, что позволяет участвовать в них как одаренным учащимся, так и тем, кто недостаточно успешен в учебной деятельности. Учитель получает возможность оценить предметные результаты образования отдельных детей и целых классов.
Принять участие можно в следующих проектах: «Фактор роста» (http://www.farosta.ru ), «ЭМУ-специалист» (http://cerm.ru/ ), «Олимпис» (http://www.olimpis.ru ), «Инфоурок» (https://infourok.ru ), «Видеоурок» (http://lk.videouroki.net/page/start ), «Праволимп» (http://ovio.pravolimp.ru ), «ФГОСтест» (http://fgostest.ru ) и др.
 Творческие конкурсы и фестивали – одна из возможностей продемонстрировать свои способности широкой аудитории. Художественное, музыкальное, литературное творчество может представить любой ребенок, получив заслуженное признание, на сайтах МДТФ «Апельсин» (http://mdtf.ru ), «Южный полюс» (http://ujp.ru ). Выполнить задания, требующие приложения креативного мышления, можно приняв участие в эвристической олимпиаде «Совенок» (https://www.covenok.ru ).
Сетевые проекты - один из интереснейших видов мероприятий, участники которого совместно ведут работу над большим проектом. Он может иметь любую форму: небольшой энциклопедии, карты, огромного рисунка, презентации. Обычно ход работы организован в виде игры: дети выполняют задания шаг за шагом, общаются с другими командами, разгадывают шифры и головоломки, знакомятся с проектной деятельностью и учатся защищать свою работу. Возможность принять участие в подобных проектах предоставляют сайты «Nachalka.com» (http://www.nachalka.com ), «ГлобалЛаб - Глобальная школьная лаборатория» (https://globallab.org ).
Командные конкурсы и турниры позволяют развить навыки сотрудничества, работы в группе, порадоваться не только своему успеху, но и разделить эту радость с одноклассниками, поддержать друг друга в случае неудачи.
Дети могут проявить себя в интеллектуальной и творческой деятельности, получить опыт общения и сотрудничества с другими учащимися. Учителя, в свою очередь, могут выявить интересы и возможности ребят, развить их мотивацию к познанию и труду, заинтересовать чем-то новым.
Такую возможность предоставляют проекты «Град знаний» (http://www.gradznanij.com ) (турниры «Знайки», «Волшебный клубок», «Звездочет», «Мир вокруг нас») и «ЭМУ» (игра ЭМУ-квест).
Дети, особенно в начальной школе, любят участвовать в необычных мероприятиях, решать нестандартные, интересные задачи, рисовать и заниматься конструированием, соревноваться друг с другом. Современные технологии позволяют им выйти за рамки школы и проявить себя на уровне страны и мира.