Программа спецкурса по биологии «Сложные вопросы общей биологии» для изучения общей биологии в профильных 10-11-х классах (136 часов)


Школа- лицей №62
Программа спецкурса по биологии
«Сложные вопросы общей биологии»
для изучения общей биологии в профильных 10-11-х классах
(136 часов)
Автор-составитель: учитель биологии
высшей категории
Атнагулова Марина Александровна
Астана 2016
Пояснительная записка.
Реальностью последних лет стало резкое повышение уровня требований, предъявляемых ВУЗами к знаниям абитуриентов. Сдающие экзамен по биологии оказываются при этом в особо сложном положении: от них требуется видение всей биологии, включающие в себя разнообразные области. Системный взгляд на всю биологию, умение выявлять внутрипредметные и межпредметные связи являются главным критерием оценки качества знаний.
На базовом уровне биология в 10 – 11 классах изучается 1 час в неделю и знания, полученные на уроках недостаточны для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену. В содержание курса включены наиболее трудные для понимания учеников темы биологии с углублением материала, которые позволяют расширить знания обучающихся общих закономерностей биологической науки.
Цель данного курса – не только помочь выпускникам грамотно подготовиться к сдаче выпускного экзамена по биологии за курс среднего (полного) общего образования общеобразовательной школы, но и поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. Данный курс рассчитан на 136 часов, с расчетом по 2 часа в неделю.
Цели курса:
1. Расширение и углубление знаний учащихся по общей биологии.
2. Развитие познавательных интересов обучающихся.
3. Целенаправленная профессиональная ориентация учащихся.
Задачи курса:
При помощи лекционных и практических занятий закрепить, систематизировать, углубить знания учащихся об общих закономерностях живой материи.
Создать условия для формирования и развития у учащихся умений самостоятельно работать с дополнительной литературой по предмету.
Развивать интеллектуальное и творческое мышление, способствующее развитию интереса к предмету.
Закрепить систему биологических понятий, законов и закономерностей;
Подготовить учащихся к сдаче выпускных экзаменов по биологии за курс средней школы.
Предоставить учащимся возможность применять биологические знания на практике при решении биологических задач.
Ожидаемые результаты обучения:
1. Расширение и углубление теоретической базы учащихся по общей биологии.
2. Сформированность навыков при решении биологических задач из сборников ЕНТ.
3. Мотивированный интерес к предмету.
4. Сформированность «биологической зоркости» в понимании специальной терминологии.
5. Уверенность в своих возможностях при сдаче ЕНТ на государственной (итоговой) аттестации.
Для достижения указанных результатов обучения в данном курсе применяются лекционные занятия, практические и семинарские занятия, посвященные решению биологических задач, тестирование и защита проектов.
Контролирующие материалы:
1. Для подведения итогов реализации учебной программы будут использованы зачеты (тематический контроль)
2. Решение заданий, включенных в ЕНТ.
3. Защита рефератов (проектов).
Обучающиеся должны знать:
Уровни организации живой материи, взаимосвязь биологических систем разных уровней.
Сущность и критерии живых систем.
Историю представлений о возникновении жизни на Земле.
Структуру и функции биологических объектов: клетки, хромосом, генов - особенности клеток
прокариот и эукариот, животных, растений и грибов;
Основные положения биологических теорий - Положения клеточной теории и теории симбиогенеза;
Сущность биологических процессов: обмен веществ, размножение, оплодотворение,
развитие - основные методы изучения биохимических процессов, методы описания кинетики
ферментативных реакций, методы определения последовательностей нуклеотидов ДНК и РНК; строение,
состав и функции основных классов органических соединений клетки, принцип удвоения ДНК, основные
этапы и механизмы синтеза белка; строение и функции клеточных мембран; основные метаболические
процессы клеток животных и растений, их роль в обеспечении организма веществами и энергией
Закономерности наследственности и изменчивости организмов.
Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека на Земле.
Давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам.
Решать биологические задачи из различных сборников по подготовке к ЕНТ, составлять элементарные схемы скрещивания.
Выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде.
Сравнивать биологические объекты, природные биологические процессы и делать выводы на основе сравнения:
использовать знания о химических и физических процессах и законах для объяснения механизмов работы живых систем, а именно: принципы термодинамики, их приложимость к живым системам; понятие катализа, его приложимость к ферментативным реакциям; взаимосвязь между строением, химическими свойствами и биологическими функциями углеводов, липидов, ДНК, РНК и белков; взаимосвязь между строением, химическим составом, физическими свойствами и биологическими функциями мембран; сравнивать особенности обмена веществ клеток эукариот и прокариот, растений и животных;
связывать строение органоидов клетки и клеток мышечной и нервной ткани с особенностями строения и функционирования их белков и биомембран;
раскрывать взаимосвязи между процессами анаболизма и катаболизма; процессами обмена белков, углеводов и липидов;
раскрывать роль АТФ и мембранного потенциала в обмене веществ клеток;
объяснять роль фотосинтеза, дыхания и брожения в функционировании клеток, в природе и в жизни человека;
объяснять роль различных компонентов пищи (углеводов, жиров, аминокислот, витаминов) в пластическом и энергетическом обмене человека;
связывать нарушения в обмене веществ (мутации генов ферментов, нехватка аминокислот и витаминов) с различными патологиями.
Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать.
Содержание курса.
1. Возникновение жизни на Земле (6ч)
-История представлений о возникновении жизни на Земле.
-Теории происхождения жизни на Земле.
-Начальные этапы биологической эволюции.
2. Цитология- наука о клетке (44ч)
- Химический состав клетки.
-Реализация генетической информации в клетке.
-Решение биологических задач на комплементарность, траскрипцию, трансляцию, определение размеров макромолекулмолекул.
-Ферменты- биокатализаторы в клетке. Функции белков.
- Метаболизм в клетке. Понятие о пластическом обмене.
-Обеспечение клетки энергией. Основные этапы энергетического обмена.
-Фотосинтез, его значение для жизни на Земле.
-Основные положения клеточной теории. Структура и функции клетки.
-Естественная классификация органического мира.
-Прокариоты. Бактерии, археи.
-Эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов.
-Вирусы - облигатные внутриклеточные паразиты.
-Решение биологических задач по цитологии.
3. Размножение и развитие организмов (18ч)
-Деление клетки - митоз- основа размножения и роста организмов.
-Основные способы размножения организмов. Бесполое размножение.
-Половое размножение.
-Мейоз – редукционное деление клетки.
-Митоз и мейоз в сравнении.
-Решение биологических задач.
-Индивидуальное развитие организмов.
4. Основы генетики и селекции (50 ч)
-Закономерности наследственности.
-Моногибридное скрещивание.
-Законы доминирования и расщепления при моногибридном скрещивании.
-Полное и неполное доминирование.
-Анализирующее скрещивание.
-Дигибридное скрещивание.
-Законы независимого и сцепленного наследования.
- Решение задач на моногибридное и дигибридное скрещивание.
-Полигибридное скрещивание.
-Взаимодействие генов. Комплементарность, полимерия, эпистаз.
-Решение генетических задач повышенной сложности.
-Генетика определения пола. Сцепленное с полом наследование. Наследование, ограниченное полом.
-Основные закономерности изменчивости.
-Комбинативная и мутационная изменчивость.
-Причины возникновения мутаций. Мобильные генетические элементы.
-Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменичвость.
-Генетика человека. Наследственные болезни человека и их предупреждение.
5. Эволюционная теория (12ч)
- Возникновение и развитие эволюционных взглядов в додарвиновский период.
- Возникновение эволюционного учение Ч. Дарвина.
- Происхождение видов путем естественного отбора.
- Учение о движущих силах эволюции.
- Учение о естественном отборе.
- Видообразование как результат микроэволюции.
- Биологические последствия приобретения приспособлений - макроэволюция.
- Закономерности эволюционного процесса.
- Развитие жизни на Земле.
- Антропогенез.
6. Экологические системы. Основы экологии (6ч)
- Жизнь в сообществах, экологические системы.
- Взаимоотношения организма и среды.
- Биосфера. Условия сохранения равновесия в биосфере. Ноосфера.
Тематическое планирование курса
№ п/пТема занятия Кол-во часов Деятельность обучающихся10 класс
Возникновение жизни на Земле
1 История представлений о возникновении жизни на Земле 2 Работа с модульными картами
2 Современные представления о происхождении жизни на Земле. 2 Работа с модульными картами, тест
3 Эволюция протобионтов. 2 Работа с модульными картами
4 История изучения клетки. Клеточная теория. Клетка – целостная система. Прокариоты. Бактерии. Археи. 2 Работа с модульными картами
Цитология
5 Органические вещества клетки. Биополимеры. Белки. Уровни организации белков. Функции белков. Ферменты-биологические катализаторы. 4 Работа в малых группах, моделирование
Защита проекта
6 Углеводы. Моно-, ди-, полисахариды. Функции углеводов. Липиды. 2 Работа в малых группах
7 Нуклеиновые кислоты. ДНК. Комплементарность. ДНК – носитель наследственной информации. Функции ДНК в клетке. 6 Работа в малых группах, моделирование, решение задач
8 Нуклеиновые кислоты. РНК. Виды и функции РНК. АТФ – специфический нуклеотид. Функции АТФ. 6 Работа в малых группах, моделирование, решение задач
9 Генетический код. Свойства генетического кода. 4 Решение задач
10 Метаболизм – основа существования живых организмов. Анаболизм – пластический обмен, биосинтез белка. Матричный принцип реализации информации. 6 Решение задач
11 Энергетический обмен – катаболизм. Гетеротрофный и автотрофный типы обмена веществ. Роль АТФ в обмене веществ. 4 Работа с модульными картами, тест
12 Клеточные структуры и их функции. Биологические мембраны. Свойства биологических мембран. Межклеточные контакты. 4 Работа с модульными картами, тест
13 Эукариотическая клетка. Цитоплазма и ее органоиды. Мембранные структуры клетки. ЭПС, комплекс Гольджи, лизосомы – единая мембранная система. Пластиды и митохондрии – полуавтономные органеллы клетки. 4 Работа с модульными картами, тест
14 Немембранные органеллы клетки – рибосомы, клеточный центр и центриоли, органоиды движения, клеточные включения. 4 Работа с модульными картами
15 Ядро. Хроматин и хромосомы. Кариотип – хромосомный набор клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом. Вирусы – неклеточные формы жизни. 4 Работа с модульными картами, тест
Защита проекта
16 Воспроизведение биологических систем. Деление клетки – митоз – основа бесполого размножения. 2 Работа с модульными картами, тест
Решение задач
17 Половое размножение. Мейоз. Гаметогенез. Оплодотворение. Партеногенез. Двойное оплодотворение у высших растений. 4 Работа с модульными картами, тест
Решение задач
18 Онтогенез. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков. Биогенетический закон. Взаимодействие клеток в многоклеточном организме. Развитие организмов и окружающая среда. 6 Работа с модульными картами, тест
Защита проекта
11 класс
Основы генетики и селекции
1 Закономерности наследственности. Моногибридное скрещивание. Законы доминирования и расщепления при моногибридном скрещивании. 4 Знакомство с генетической терминологией
Составление схем
Часть А2 Аллельные гены. Полное и неполное доминирование.
Анализирующее скрещивание. 2 Решение генетических задач
Часть С
3 Дигибридное скрещивание. Законы независимого и сцепленного наследования. 4 Составление схем
Решение генетических задач
Часть С4 Решение задач на моногибридное (полное и неполное доминирование) и дигибридное скрещивание (независимое и сцепленное наследование) 4 Решение генетических задач
Часть С5 Полигибридное скрещивание. Взаимодействие генов. Комплементарность, полимерия, эпистаз. 2 Решение генетических задач
Часть С6 Решение генетических задач повышенной сложности 4 Решение генетических задач
7 Генетика определения пола. Сцепленное с полом наследование. Наследование, ограниченное полом. 4 Решение генетических задач
Часть С8 Основные закономерности изменчивости. Комбинативная и мутационная изменчивость. Причины возникновения мутаций. Виды мутаций. 4 Работа с модульными картами, тест
Защита проекта
Часть А, В
9 Множественный аллелизм. Мобильные генетические элементы. Цитоплазматическая наследственность. 4 Работа с модульными картами, тест
Часть А, В
10 Взаимодействие генотипа и среды. Модификационная изменичвость. Норма реакции. Вариационные ряды модификационной изменчивости. 4 Работа с модульными картами, тест Практическая работа
11 Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития. Дифференцировка и детерминация. 4 Работа в малых группах. Моделирование
12 Проявление генов в развитии. Плейотропное действие гена. Летальные мутации. Химеры и трансгенные организмы. Генетические основы поведения. 2 Работа в малых группах, дискуссия
13 Генетика человека. Методы изучения генетики человека- биохимический и цитогенетический методы. 2 Работа в малых группах, дискуссия
Часть А, В
14 Методы изучения генетики человека – генеалогический метод, близнецовый метод. 2 Анализ родословных
Часть А, В
15 Наследственные болезни человека и их предупреждение. 2 Работа в малых группах, дискуссия
Защита проекта
16 Селекция. Методы селекции. Порода, сорт, штамм – искусственные популяции организмов. Биотехнология. 2 Работа в малых группах, дискуссия
Часть А, В
Эволюционная теория
17 Возникновение и развитие эволюционной теории в додарвиновский период. Работы К. Линнея, Ж.Б. Ламарка. Взгляды Ж.Кювье, Э. Дарвина. Учение Ч. Дарвина о происхождении видов. 2 Работа в малых группах, дискуссия
Часть А, В
18 Движущие силы эволюции. Учение о естественном отборе. Адаптации – результат естественного отбора – микроэволюция. 4 Дискуссия
Часть А, В
19 Закономерности эволюционного процесса. Макроэволюция. Главные направления эволюции. Дивергенция, конвергенция, параллелизм – основные пути эволюционных преобразований. 4 Дискуссия
Часть А, В
20 Развитие организмов в разные геологические эпохи. Антропогенез. 2 Защита рефератов
Часть А, В
Экологические системы. Основы экологии.
21 Сообщества, популяции. Жизнь в сообществах, экологические системы – биогеоценозы. 2 Дискуссия
Часть А, В, С
22 Взаимоотношения организма и среды. Факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. Роль факторов на состояние организмов в сообществах. 2 Дискуссия
Часть А, В, С
23 Биосфера. Условия сохранения равновесия в биосфере. Ноосфера. 2 Дискуссия
Часть А, В
Литература:
Албертс Б. и др. Молекулярная биология клетки. 2000г.
Айала Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. 1988г.
Биология. Справочник школьника и абитуриента под редакцией З. Брема и И. Мейнке. 1999 г.
Гвоздев В.А. и др. Структура и биосинтез нуклеиновых кислот. 1989г.
Крестьянинов В.Ю., Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. 1998г.
Льюин Б. Гены. 1987г.
Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. 1981г.
Рувинский А.О.и др. Общая биология. 2001г.
Степанов В.М. Структура и функции белков. 1996г.
Филиппович Ю.Б. Основы биохимии. 1999г.
Хесин Р.Б. Непостоянство генома. 1985г.
Уиллет Э. Генетика без тайн. 2009г.