Организация научно-исследовательской работы в школе (методическое сопровождение учителей -предметников).


Организация учебно- исследовательской деятельности учащихся.(Методическое сопровождение для учителей –предметников) Автор: Новокрещенных Т.Г. «Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я научусь». Китайская пословица. Научно – исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. Классификация научно -исследовательских работ. Типы работ Литератур-ные изыскания Иследова-тельская работа Исследова-тельскийпроект Учебное исследова-ние Реферат В чём различия между учебным исследованием и исследовательской работой? Учебное исследование – работа, целью которой является приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизации его личностной позиции. Учебное исследование не предполагает получение объективно нового результата. Таким образом, эти работы – как бы упражнения на заданную тему, в ходе которых учащийся оттачивает свои умения и знания, необходимые в будущем самостоятельного исследования.Исследовательская работа – подразумевает большую самостоятельность учащихся как при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Руководители выступают как консультанты на разных этапах выполнения работы. Результаты, которые могут получиться часто неизвестны даже преподавателям. В чём отличие реферата и литературного изыскания? Реферат – творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Реферат содержит подборку известных фактов по конкретной проблеме.Литературные изыскания – такого рода исследования не должны принимать форму рефератов. В результате анализа литературных источников должно вытекать нечто новое, на основе чего следует сделать надлежащие выводы. Что такое исследовательский проект? Исследовательский проект – Подразумевается деятельность учащихся по решению творческих задач, связанных с планированием, достижением и описанием определённого практического результата или теоретического решения значимой проблемы с заранее неизвестным результатом и предполагают наличие основных этапов, характерных для любой научной работы. Это комплекс поисковых, исследовательских, расчётных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально). На завершающем этапе деятельности обязательна рефлексия работы и презентация (защита) проекта. Формулировка темы и содержание исследовательского проекта должны предполагать: Интеграцию наук и различных областей практической деятельности;Практическую ориентацию целей, задач и содержания работы;Предметно – объективный принцип исследования;Практическую значимость результатов проекта. Основные требования к организации исследовательской деятельности: Необходим научный руководитель (чаще это учитель – предметник).Правильно выбрать тему, что значит наполовину обеспечить успешное её выполнение.Основное требование – новизна результата.Нужно учитывать возможности своей школы. Роль научного руководителя. Совместно с учащимися руководитель: участвует в выборе темы;формулирует цели и задачи исследования;выбирает объект и методы исследования;осуществляет наблюдение за ходом работы;оказывает помощь в случае возникновения каких – либо затруднений;рекомендует первоисточники;обсуждает полученные результаты;оказывает помощь в подготовке презентации работы;формулирует выводы. Советы руководителю исследовательской работы: Подходите к проведению работы творчески.Не сдерживайте инициативу учащихся.Поощряйте самостоятельность школьников, избегайте прямых инструкций. Помните о главном педагогическом результате — не делайте за ученика то, что он может сде­лать (или может научиться делать) самостоя­тельно.Не спешите с вынесением оценочных суждений.Оценивая, помните — лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.. Этапы научно -исследовательской деятельности . I этап - подготовительный.1.Выбор темы. Тема работы должна быть: актуальной, т. е. отражать злободневные проблемы современной науки и практики, соответствовать насущным запросам общества; интересной для исполнителей, содержать элемент новизны; не должна вызывать сомнений в возможности её реализации, т. е. тема должна быть посильной для учащихся (нельзя строить «наполеоновские планы»). формулировка темы должна содержать какой – то спорный момент; тема должна быть конкретной. 2.Формулирование целей, задач и гипотезы. Цель существенно шире задачи. Цель работы вытекает из предложенной темы и должна быть конкретной, чётко сформулированной, чтобы ясно выделить вопрос, на который мы хотим получить ответ. Задачи соответствуют сформулированной цели. Задач может быть много, они всегда конкретны, включают все существенные детали, требующие разрешения в процессе работы – подбор литературных источников и их проработка, освоение методики исследования, знакомство с объектом ит.п. Цель и задачи исследования должны быть понятны исполнителям, задачи – выполнимыми.Сформулировать гипотезу – это значит определить предполагаемый результат. Как правильно сформулировать задачи исследования. Типы задач: Количественные задачи (отвечают на вопрос «Сколько?»);Количественные задачи на выявление связей между явлениями («Какова связь?»);Качественные задачи («Есть ли?»);Функциональные задачи («Для чего?» или «Зачем?»);Задачи на выявление механизмов («Как?»);Задачи на выявление причин явлений («Почему?»). 3.Выбор объекта исследования. Объектом исследования называется процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Главный вопрос при определении объекта: «Что рассматривается?»Необходимо, чтобы биологические характеристики объекта соответствовали поставленным задачам. А ответ на поставленный вопрос можно было получить в обозримом будущем.Этические нормы ограничивают применение в качестве экспериментального объекта млекопитающих (объектом наблюдения они, конечно, могут быть). 4.Анализ литературы. Подборка литературы для анализа – задача руководителя, поскольку априори подразумевается, что самостоятельно учащиеся не смогут найти первоисточники.Школьники делают литературный обзор, что позволяет им познакомиться с состоянием проблемы, с тем, что сделано в этой области к настоящему времени.Сведения, полученные из литературных источников, обсуждаются совместно исполнителями и руководителем работы, обнаруживаются пробелы, часть которых исследователи – школьники могут восполнить в ходе работы. 5.Выбор методики проведения исследования. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам;Выбранные методы работы (наблюдения, эксперимент или работа с литературными источниками и др.) должны быть простыми и доступными для школьников;Наблюдение или эксперимент не должны быть единичным, должно быть несколько повторностей;Необходимо, чтобы методическое обеспечение работы учитывало все нюансы, способные повлиять на результаты исследования, и по возможности надо исключить их. II этап - проведение исследования. При проведении исследования по теме: Использовать выбранный метод исследования (наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение, моделирование, прогнозирование и др.)Строго придерживаться выбранной методики проведения исследования.Всякое исследование, по возможности, документируется не только обязательными записями (не надейтесь на свою память!), но и вещественными образцами (гербарии, коллекции добытых животных или следов их жизнедеятельности, фото- или видеоизображение);Необходимо учитывать, что любой опыт или описание нуждаются в контроле и в проверке. И если результаты несколько отличаются, следует оценить их достоверность с помощью статистики.Полученные результаты должны быть однозначными и не давать возможности различного толкования. III этап – обобщения научно-исследовательской работы. Этап обобщения:Систематизация и обработка полученных результатов;Обсудить полученные результаты с научным руководителем;Полезно вернуться к полученным задачам и посмотреть, решены ли они;Кратко изложить результаты работы, отвечающие на вопросы задач;Построить общую логическую схему выводов для подведения итогов. Задача учителя на этом этапе – предоставить учащимся максимальную самостоятельность и помочь проявить творческую активность в выборе форм представления результатов научно – исследовательской работы; стимулировать формы, которые дают возможность раскрыться каждому ученику. IV этап – оформления научно – исследовательской работы. Композиция работы. Композиция исследовательской работы – это последовательность расположения её основных частей:Титульный лист – является первой страницей работы и заполняется строго по определённым правилам;Оглавление – приводятся все заголовки исследования и страницы;Введение – обоснование актуальности темы, дата и место проведения, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, гипотеза, краткий обзор литературы по теме, указываются методы исследования, раскрывается структура работы; Композиция работы. Основная часть – рассматриваются ведущие вопросы темы: методика работы, т. е как выполнялась работа (писать в прошедшем времени) и изложение наблюдений, результатов опытов, измерений, сравнений, учётов и их обсуждение;Заключение – выводы о проделанной работе, кратко изложить основные моменты, достигнутые в настоящем исследовании; уместно поместить и благодарности тем, кто помогал в работе;Использованная литература- каждый литературный источник должен иметь отражение в работе; список составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов;Приложения – схемы, таблицы, графики, рисунки и т. п., на которые должны быть ссылки в основном тексте работы. V этап – подготовка к защите работы. Форм представления научно – исследовательских работ много: научный отчёт, статья, заметка, стенгазета, книга, доклад, презентация и т. п.При подготовке к защите нужно помнить: отчёт - представляет собой законченный материал, подводящий итог определённому периоду наблюдений; при изложении добиваться точности и общедоступности;не злоупотреблять научными терминами (частый грех начинающих);нельзя пользоваться словами, смысл которых не вполне ясен. Что сделать, чтобы подготовиться к презентации работы: сдать работу руководителю для получения отзыва и рецензии; подготовить текст для публичной защиты;не надо много делать выводов, но они должны быть чёткими и понятными, вытекать из результатов исследования и соответствовать целям и задачам исследования; подготовить демонстрационный материал: схемы, графики, диаграммы и т. п., которые необходимы для доказательства выдвигаемых положений. Содержание рецензии на исследовательскую работу: Название работы, её цель;Фамилия, имя автора(ов);Название образовательной области и учебных предметов, к которым относится работа;Перечень методов, использованных при выполнении работы;Перечень источников информации, использованных при работе над исследованием;Актуальность выбранной темы и её практическая значимость;Качество изложения материала (доступность, научность, логичность). VI этап – презентация работы. Защита:проводится публично;строится на основе чтения или пересказа заранее подготовленных тезисов доклада (постарайтесь убедить самого себя в своей правоте); речь должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной (предложите ученику Памятку «Как говорить»); придерживаться элегантности, аккуратности, подтянутости в одежде. Памятка «Как говорить» 1. Представиться, внятно назвать себя («Я…или «Меня зовут…»).2. Кратко пояснить, о чём вы будете говорить («Тема моего выступления…» или «Я хочу рассказать о …).3. Говорить по существу, не отклоняться от темы.4. Стараться приводить интересные факты, примеры.5. Если нужно использовать иллюстрации, поместить их на доске.6. Говорить достаточно громко, но не кричать.7. Стараться говорить, а не читать (В крайнем случае использовать краткие записи: цифры, даты, трудные имена). Помните, что последние 5 минут ваше выступление будут слушать только в том случае, если вам удастся заинтересовать аудиторию. VII этап – анализ успехов и ошибок (рефлексия). Коррекция. Формы рефлексии различны: устная или письменная.Проводится совместно с научным руководителем и учащимися: обсуждение успехов и неудач; если работа была коллективной, то оценить рейтинг участия в работе; дать оценку практической значимости проведённого исследования: что узнали нового? Чему научились? Где, когда и для чего эти знания и умения пригодятся в жизни? оценка исследовательской деятельности учащихся учителем. Письменно можно предложить закончить следующие фразы: Я узнала…Мне было интересно…Мне было трудно…Я бы могла ещё…Я узнала…Я научилась… По каким критериям оценивать научно – исследовательскую работу? К критериям оценки исследовательской работы инициаторы относят:Значимость и актуальность выдвинутых проблем;Самостоятельность разработки исследования;Активность каждого участника проекта в соответствии с учётом его индивидуальных возможностей (если работа групповая);Коллективный характер решений (если работа групповая);Доказательность решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;Использование различных видов источников информации;Оформление результатов исследовательской работы;Форма защиты исследования, речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов. Литература по теме: Журнал «Биология в школе»: «Организация исследовательской работы» №1/ 2007 «Организация исследовательской деятельности» № 6 /2004 » «Организация проектной исследовательской деятельности учащихся» №5/ 2006 «Технология проектного обучения» №3/ 2003 «Ода учебному проекту» №8/ 2004 «Научный доклад как итог исследовательской деятельности школьника». № 1/ 2003, «Формирование и развитие основ исследовательского творчества учащихся» №1/ 2006 «Биологические конкурсы». № 4/ 2005 «Мониторинговые исследования учащихся в природе». № 3 /2006 «Проекты как форма организации экологически ориентированной деятельности школьников». № 7 /2002 Литература по теме: Журнал «Практика административной работы» №6/ 2006: «Использование проектного метода в образовательном процессе» «Организация исследовательской деятельности».Журнал «Завуч»: «Метод проектов: история и практика применения». №6/ 2003 «Технология проектного обучения» №6/ 1999 «Использование интернет – технологий в исследовательской деятельности учителей и учащихся» №8/ 2003Журнал «История и обществознание»: «Организация научно – исследовательской деятельности на уроках истории». №4/ 2003 «Освоили метод учебных проектов…Что дальше?» №9/ 2005 Автор презентации: Новокрещенных Тамара Геннадьевна учитель биологии Зуевской средней общеобразовательной школы, Октябрьского района, Пермского края.д.т. 8-(34266)-3-45-16 сот.8-9504563898 Желаю удачи!