Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 7 классе«Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве ( фигура человека в движении) ».
7 класс. УРОК 6. Тема четверти: «Изобразительное искусство в жизни человека»
Тема урока «Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве ( фигура человека в движении ».
Цель
и задачи
Изображение фигуры человека в истории искусства. Пространственный образ фигуры человека и её движение. Изображения человека в искусстве новой эпохи. Новые представления о выразительности изображения человека в искусстве XX вв.
Образовательная: Знакомимся с творчеством выдающихся европейских и отечественных художников.
Воспитательная: Воспитание у детей любви и толерантности к человеку и интереса к изображению фигуры человека в движении графическим цветным материалом.. Развивающая: развивать умения и навыки изображения фигуры человека в движении, наблюдательность, глазомер, композиционное мышление, художественные способности обучающихся и креативность (творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных).
Тип урока Приобретение новых знаний.
Планируемые образовательные результаты Личностные: осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусств. Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства. Формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ.
Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений
Предметные: приобретение опыта работы различными художественными материалами (пастелью, восковыми мелками, цветными карандашами, фломастерами) и в разных техниках в различных видах визуально – пространственных искусств. Умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах.
Технологии Здоровьясбережения, поэтапного формирования умственных действий, развивающего обучения, совместной поисковой деятельности, сотрудничество
Зрительный ряд: Микеланджело - для повторения. Леонардо да Винчи «Мадонна в скалах» , Рафаэль « Мадонна Конестабеле», «Сикстинская мадонна», Эдгар Дега «Танцовщицы», Александр Мартынов «Счастье». Презентация: «Духовная и физическая красота человека»
Литературный ряд: Об изображении человека эпохи Возрождения, импрессионизма и современности.
Материал: Лист для рисования. Ретушь, фломастер, восковой мелок.
Задание: Изображение фигуры человека в движении.
Оборудование Компьютер, планшет. доска
Основные понятия пропорции, профиль, анфас, ракурс, ренессанс, космизм (современное направление в искусстве)
Дидактическая структура занятия Миницель(задачи)
Этапов занятия Методы и приемы раб. Образовательные технологии (элементы технологий) Форма деятельности Деятельность учителя Деятельность
ученика Планируемые результаты
Организационный этап
(2 минуты) Создание положительного эмоционального настроя обучающихсяВступительное слово учителя Фронтальная Доброжелательный настрой учителей, приветствие учащихся, готовность к уроку Приветствуют учителя, готовят рабочее место Личн.УУД: самоорганизация:
Метапредм. УУД: организация своего рабочего места
Регул. УУД: ученик учится определять цель своей работы
Мотивация
(2 минуты) Определить тему и задачу урока Просмотр репродукций
Фронтальная Задаёт наводящие вопросы Определение темы занятия Метапредм. УУД:
Познав. УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли. Коммун.УУД: аргументация своего мнения, учет разных мнений
Закрепление знаний
( 8 минут) Выделить главные и существенные признаки понятия, явления, обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала Исследовательский, эвристический. Просмотр презентации. фронтальная Помогает, контролирует и помогает анализировать рассматриваемые изображения человека в разные эпохи, раскрывая физическую и духовную красоту. В чем её выражение? Отвечают на вопросы, делают выводы: для чего? Зачем? С какой целью? Отвечаем на вопросы Метапредм. УУД:
Познав. УУД: самостоятельная деятельность определении выводов
Коммун.УУД: работают совместно с учителем
Личност. УУД:
сформированность познавательных интересов, творческих способностей.
Физкультминутка (1 мин) Снятие напряжения. Здоровьесберегающие технологии фронтальная контролирует и помогает выполнению упражнений Дети выполняют физические упражнения. Личн.УУД: самоорганизация:
Метапредм. УУД: организация выполнения упражнений на движение рук, головы, плеч
Переход к практической работе
(3 минуты) Применение познавательных знаний для выполнения практического задания. Практическая работа
«изображаем балерину в движении». Положение –человек во весь рост. Учитель контролирует работу ученика, который предварительно показывает изображение человека иллюзорно применяя пропорции на глаз (развитие глазомера) Ученик или ученица показывает, как будет выполнять работу. Фигура в движении. Кто нибудь из учеников (кто занимается в школе искусств может показать движение… Метапр. УУД:
осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Предм. УУД: показывает навыки работы с цветной бумагой. Задание на стр.102, 104.
Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)
Применение познавательных знаний и практических приобретённых ранее умений и навыков для выполнения практического задания. Практическая работа
«рисуем различными графическими материалами фигуру человека»
Индивидуально-коллективная Учитель контролирует работу учеников. Выполнение этюда фигуры человека в движении.
Личностн. УУД: овладение приёмами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда.
Метапредм. УУД: овладение умением творческого видения с позиций художника, стремление к аккуратности, выразительной передачи образа.
Предм. УУД Умеем видеть образ в создаваемых формах. создаём образ с натуры.
Подведение итогов занятия (2 мин)
Подведение итогов занятия Информационный Фронтальная Анализируем работы Прослушивают информацию учителя, дают оценку выполненным работам Метапредм. УУД:
осознанно и произвольно строят речевые высказывания
Коммуник.УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий
Регул. УУД: оценивают достигнутый результат.
Рефлексия учебной деятельности
(2 мин) Заключительная беседа по вопросам; РЕФЛЕКСИЯ:
Сегодня на уроке: мы узнали
Открыли для себя,
Научились выполнять, мы смогли, похвалить своих одноклассников и себя… Поднимите руки, кому интересно было выполнять рисунок фигуры человека Определяют эмоциональное состояние на уроке; записывают материал к следующему уроку. Индивидуально-фронтальная Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и какие необходимо приобрести на уроке. Оценка выполненного труда на уроке. Регулятивные: оценивают свою работу
План урока № 6
Организационный этап (2 минуты);
Мотивация(2 минуты)
Приобретение знаний (8 минут) Просмотр презентации.
Физкультминутка (1 мин)
Переход к практической работе (3 минуты)
Самостоятельная творческая работа учащихся (18минут)
Подведение итогов занятия (2 мин)
Рефлексия учебной деятельности (3 мин)
Уборка рабочего места (1 мин)
Ход урока:
Организационный момент. Подготовка к уроку. Приветствие учеников. Приветствие учителя.
Мотивация к познанию и выполнению творческой работы.
Слайд №1. Называют тему урока. Показ изображений фигуры человека в движении - наброски (подлинники).
Дети приводят различные варианты темы урока. «Наброски фигуры человека в движении», «Балет в искусстве», «Фигурное катание».
Ребята давайте все ваши мысли объединим в одну и назовём тему урока «Понимание красоты человека европейском и русском искусстве (фигура человека в движении)». Но, прежде чем приступить к практической части урока, продолжим изучение темы года «Человек – главная тема искусства». Человек красив не только физически, но и духовно.
Слайд №2. Мы возвращаемся к рассуждению об идеале. Идеал – совершенное воплощение, лучший образец.
«Каждый народ имеет свой идеал человека» (К.Д.Ушинский).
Каждая историческая эпоха представила свой идеал человека.
Слайд 3. Вращается весь мир вкруг человека, –Ужель один недвижим будет он? А.С.Пушкин. В этих двух строчках, в этом Законе Судьбы, сформулированном Пушкиным в одном из последних стихотворений, звучит утверждение почти тождества, равновеликости, глубинной связи человека и мира.
Слайд 4. Выбирая тот или другой момент жизни, художник утверждает его ценность, интересность, раскрывает то, чего до него никто не видел, не осмыслил или не прочувствовал, как он.
Эдгар Дега́ (19 июля 1834, Париж — 27 сентября 1917) — французский живописец, один из виднейших и оригинальных представителей импрессионистского движения выполнил целую серию картин – танцовщиц балетного искусства. «Голубые танцовщицы». На картине «Голубые танцовщицы» изображены четыре балерины в балетных пачках голубого цвета, которые, вероятно, ожидают своей партии. Мы застаем девушек в момент последних приготовлений, когда они проверяют в порядке ли сценические наряды, уложены ли правильно волосы, поскольку через минуту времени у них на все это уже не будет.
Слайд 5. «Три танцовщицы в репетиционном зале» Любовь к балетному искусству и восхищение трудом балерин воплотились в работах великого импрессиониста. В первую очередь балет для Дега – это тяжелый труд, изнурительная работа и многочисленные репетиции балерин.
Слайд 6. Розовые танцовщицы.
Слайд 7. Направление в искусстве, в котором работал Эдгар Дега, называется «Импрессионизм» - в переводе на русский язык «впечатление». В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Э.Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст.
Слайд 8. А вот искусство другого художника способно передать не только физический труд людей, но и рассказать об их чувствах, о духовной красоте. Счастье в картинах Александра Маранова . «Счастье - это то, что всегда с тобой». Картина « Солнечный ветер»
Сияющие картины художника Александра Маранова Счастье - это то, что всегда с тобой.
Учителю о Маранове «Я мечтаю передать людям красоту Сияния, которое спасло меня и ввело в чудесный мир Красоты и Нежности, чего так недостает сейчас человеку и к чему он так стремится..."
"Как рождаются образы, запечатленные в картинах? Иногда под впечатлением произведений художественной литературы. Например, «Колыбельная» и «Маргарита» были написаны после серьезнейших раздумий над «Фаустом» Гете. Иногда во время набросков, зарисовок приходит некий образ...
Многие работы родились под музыку Баха, Вивальди, Чайковского - выключаю свет, закрываю глаза и отдаюсь на волю музыкальных волн, сантиметр за сантиметром «просматриваю» свою будущую работу и, пока она не явится внутреннему зрению как нечто целое, во всех деталях, с законченной композицией, не встаю к холсту. Иногда для этого нужен не один месяц…"
Так Москва открыла для себя Александра Маранова - художника необычного, яркого, запоминающегося и зрелого. Его сравнивают с Врубелем, Эль Греко, Чюрленисом... Искусствоведы причисляют к символистам и неоромантикам. И все же творчество Александра Маранова - это уникальное явление в современной российской культуре. И суть его в той труднодостижимой духовной сфере, с которой связано понятие жизненной миссии истинного мастера... Направление, в котором работает художник, называется Космизм. Едва ли можно спорить с утверждением, что художник отражает в своем творчестве ту реальность, которую он видит. Но что такое «реальность»? Только ли яблоки в вазе или сцены на улице? Духовный поиск – это реальность? Течение времени – это реальность? Тайны мироздания – это реальность? Мысль – это реальность? Могут ли зримые образы передать полет мысли?Художники, которых принято называть космистами, отвечают на этот вопрос своими произведениями. Отвечают – утвердительно. Своим творчеством они предвосхищают раскрытие тех процессов космической эволюции, которые разворачиваются в настоящее время, но пока не могут быть описаны средствами традиционного научного познания. В своих живописных произведениях они доносят до зрителей идеи нового космического мышления об одухотворенном Космосе, о Беспредельности, о взаимосвязи человека и Вселенной, о мирах иных измерений и иных состояний материи – взаимопроникающих друг в друга и существующих как единая реальность, о красоте этих нездешних миров. Космизм как новое направление в живописи явился продолжением русских духовных традиций, он особенно ярко заявил о себе в начале ХХ века. Это было связано с отражением в художественном пространстве космического мироощущения, за которым стояла новая красота и ее поиск. Новое направление отринуло символизм и соприкоснулось с космической реальностью, с его новой энергетикой. Впервые запечатленная на полотнах художников-космистов космическая красота инобытия приблизила искусство к реальности Космоса. Многие полотна художников-космистов музыкальны. Силой своего дара истинный художник переносит на холст звуки космических ритмов, и зритель становится сопричастным новой красоте и новой энергетике, которая расширяет его сознание, будит воображение, рождает новые высокие образы. .Слайд 9. Танец Весны.
Слайд. 10. Путеводная звезда
Слайд. 11. Создаём свой образ в движении. Балерина.
Слайд. 12. Поэтапное изображение балерины.
Практическое задание выполняется под музыкальное сопровождение: «Лебединое озеро» Чайковского или «Щелкунчик. Вальс цветов» - Чайковский.
Э.Дега «Голубые танцовщицы» А.Маранов
Практическая работа. Самостоятельная работа учащихся.
Подведение итогов занятия (2 мин)
Рефлексия учебной деятельности
(2 мин) простановка оценок. Задание к следующему уроку.
Уборка рабочего места.
А.Вивальди – Адажио музыка счастья
Чем дольше живешь на этом свете, тем яснее понимаешь, что счастье — это то, что всегда с тобой. Мы просто забыли (я — забыл, ты — забыла, они — забыли, но вот я вспомнил теперь и не забуду уже никогда), что счастье — это почти как спички: что оно всегда с тобой — просто сейчас они завалились в карман или за подкладку. Но оно все равно ЗДЕСЬ.
И ни от кого не зависит: ни от чужой любви, ни от нашей удачи, ни от нашего положения дел, ни от нашего одиночества и не одиночества. Оно — ПРОСТО ЕСТЬ. Даже если мы часто бываем несчастны. Это наш внутренний остов, скелет, состав крови, кальций в наших костях и постоянный бэкграунд ([англ. background задний план] 1) фон, задний план; рисованное или проецированное изображение как фон при киносъемках; 2) музыкальное или шумовое оформление) в наших ироничных умах.
Александр Маранов - художник Нового века и нового поколения, ново мыслящий и ново чувствующий…