«Народно-сценический танец как подлинная художественная энциклопедия социальной жизни народа!»
Муниципального бюджетного образовательного учреждения
Средняя общеобразовательная школа № 16 г. Смоленск.
Методическая работа по хореографии на тему:
«Народно-сценический танец как подлинная художественная энциклопедия социальной жизни народа!»
Работа выполнена
преподавателем хореографии
Корнеенковой
Лидией Александровной
СМОЛЕНСК 2017г.
Содержание:
1.Введение: актуальность выбранной темы.
2.Образовательная программа «Народно-сценический танец» состоит из 3-х разделов: экзерсис у палки, танцевальные упражнения и комбинации на середине зала, работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов.
3.Основное содержание: народный танец как подлинная художественная энциклопедия социальной жизни народа!
3.1. Народно-сценический танец как один из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин на хореографическом отделении муниципального учреждения дополнительного образования детей
3.2. Основные этапы программы: экзерсис у палки, танцевальные упражнения и комбинации на середине зала, работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов.
4. Заключение: итоги и выводы.
5. Список литературы.
1.Введение: актуальность выбранной темы.
Народно-сценический танец, как предмет обучения, является составной частью художественно-эстетического образования и воспитания, способствует формированию и развитию учащихся необходимых качеств. В процессе обучения учащиеся развивают свой суставно-связочный аппарат, эластичность и силу мышц, координацию и выразительность движений, подготавливаются к восприятию и усвоению любого рисунка танца. Занятия по народно-сценическому танцу оказывают воспитательное воздействие: у учащихся вырабатываются такие качества как трудолюбие, целеустремленность, творческая дисциплина, коллективизм, работа в ансамбле. При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы: целенаправленность учебного процесса, систематичность и регулярность занятий, постепенность в развитии танцевальных данных учащихся, строгая последовательность в освоении лексикой и техническими приемами танца.
Цели и Задачи:
формирование устойчивого интереса к предмету «НСТ».
развитие свободной творческой личности учащегося,
укрепление здоровья,
сохранение и совершенствование традиций русского народного танца,
подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцев разных народов,
воспитание трудолюбия,
воспитание исполнительской культуры.
всестороннее развитие всех мышц, суставов, связок,
развитие техники,
развитие координации, пластики,
развитие артистичности,
усвоение стиля и манеры исполнения танцев разных народов,
развитие ритма.
2.Образовательная программа «Народно-сценический танец» состоит из 3-х разделов: экзерсис у палки, танцевальные упражнения и комбинации на середине зала, работа над этюдами, построенными на материале танцев разных народов.
I РАЗДЕЛ. ЭКЗЕРСИС У ПАЛКИ
Раздел включает в себя повороты стопы и бедра, удары стопой, каблуком, полупальцами, движения на присогнутых ногах, движения свободной стопой, плавные и резкие приседания, прыжки, соскоки, подскоки, перескоки, большое значение придается перегибам корпуса и другим упражнениям, отражающим многообразие народно-сценического танца. Каждый урок включает 6-7 упражнений построенных по принципу чередования: упражнения плавные, мягкие чередуются с упражнениями быстрыми, резкими, упражнения на вытянутых ногах – с упражнениями на присогнутых ногах и т.д. Основу раздела составляют приседания, упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие броски, круговые движения ногой, низкие и высокие развороты ноги, дробные выстукивания, подготовка к «веревочке», раскрывание ноги на 900, большие броски. Основной задачей этого раздела является постепенное введение в работу суставно-связочного аппарата.
В названии движений сохранена французская терминология, а также употребляются образно-народные названия движений.
II РАЗДЕЛ. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И КОМБИНАЦИИ НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
Раздел включает в себя различные виды танцевальных ходов, дробей, движений, вращений, хлопушек, используемых в народных танцах, причем за основу взяты движения русского народного танца. В каждом классе предлагается изучение основных движений определенных народных танцев. На основе изученных движений, элементов постепенно выстраиваются танцевальные комбинации, которые из года в год усложняются движениями рук, наклонами и поворотами корпуса головы, исполняются с продвижением в разных направлениях, комбинируются с другими элементами танца.
Основной задачей раздела является постепенное и последовательное развитие и усложнение техники исполнения, силы и выносливости учащихся, приобретение навыков и умения передавать характерные особенности того или иного народного танца.
III РАЗДЕЛ. РАБОТА НАД ЭТЮДАМИ, ПОСТРОЕННЫМИ НА МАТЕРИАЛЕ ТАНЦЕВ РАЗНЫХ НАРОДОВ. Раздел включает в себя этюды в характере русских, украинских, белорусских, молдаванских, цыганских, испанских танцев. Каждый этюд должен представлять собой небольшой народный танец. Основной задачей раздела является закрепление полученных знаний и умений упражнений у станка и на середине зала, развитие и совершенствование техники танца, актерского мастерства.Предлагаемые народные танцы рекомендованы для обязательного изучения. Исходя из уровня подготовленности класса, преподавателю разрешается использовать творческую инициативу выбора хореографического материала.
Данная программа рассчитана на 4 года. 1-2 год обучения – по 2 часа в неделю, 3-4 год обучения – по 3 часа в неделю. Формы контроля. На 2-м и 3-м году обучения в конце 1 и 3 четверти – контрольный урок, в конце 2 и 4 четверти – открытый урок по требованиям, соответствующим году обучения.
На 1-м и 4-м году обучения – в первом полугодии открытый контрольный урок. В конце года 1 года обучения – переводной экзамен, 4 год обучения – выпускной экзамен является основной формой итоговой аттестации. Экзамен проходит по требованиям, соответствующим программному материалу.
Ожидаемые результаты: по окончании изучения программы по предмету «Народно-сценический танец» выпускники должны знать:
терминологию народно-сценического танца,
метроритмические раскладки исполнения движения,
особенности и традиции изучаемых народностей.
Ожидаемые результаты: по окончании изучения программы по предмету «Народно-сценический танец» выпускники должны владеть:
культурой исполнения,
хореографической памятью,
техникой движения.
передавать в движении сложные ритмические рисунки русских, молдавских, украинских и польских танцев,
исполнять технически сложные движения народно-сценического танца: вращения, дроби (для девочек), различные виды присядок, «хлопушек» (для мальчиков).
3.Основное содержание: народный танец как подлинная художественная энциклопедия социальной жизни народа!
Танец – это искусство, отражающее жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. На протяжении многовековой истории своего развития народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарным сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.) Он тесно связан и с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождение, свадьба, игры и т.п.) В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.
Народный танец неотделим от народной музыки и песни, которая всегда была явлением массовым и неотъемлемым от жизни народа. Песня накладывает отпечаток на характер и стиль танца, определяя особенности манеры исполнения, наполняя танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой. Развитие народного танца тесно связано со всей историей своего народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различными изменениям. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его лексика. Балетмейстеры-постановщики народных танцев черпают образы и сюжеты в богатом мире литературного творчества.
В произведениях передовых писателей, поэтов, критиков, ученых-исследователей есть блестящие, с любовью написанные страницы, посвященные народному танцу. Радищев в «Путешествии из Петербурга в Москву» описал виденный им красочный хоровод тверских крестьянок, который они исполняли под песню «Во поле береза стояла». Державин оставил восторженное стихотворение, воссоздающее яркую, правдивую картину девичьей деревенской пляски:
Зрел ли ты, певец тииский,
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российскиПод свирелью пастушка?
Как склонясь главами, ходят,
Башмачками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят?1
А как значительны и современны слова Гоголя, посвященные описанию русских и других народных танцев! «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так как швейцарец, шотландец не так, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешенный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий…» Описание народного танца исследователями, писателями, поэтами убедительно дополняют многочисленные картины, гравюры, лубки и литографии этого периода, запечатлевшие исполнение хороводов, плясок, переплясов и игровых сцен в ярких, красочных народных костюмах. Создаваясь на протяжении многих столетий, народный танец стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа!
3.1. Народно-сценический танец как один из основных предметов специального цикла хореографических дисциплин.
Главная цель программы – создание условий для приобщения учащихся к богатству танцевального и музыкального народного творчества во всех его проявлениях:
- развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
- развитие индивидуальных возможностей и творческих способностей детей
- воспитание самодостаточного человека, патриота на основе любви к народной культуре, народному танцевальному творчеству
- овладение учениками основами народно-сценического танца;
- организация постановочной и концертной деятельности;
- обучение выразительному исполнению народного танца
- формирование знаний по народной культуре.
- создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности и условий для общения;
- формирование художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего имиджа, культуры эмпатического общения.
- развитие у детей способности к самостоятельной и коллективной деятельности;
- развитие творческой инициативы и способности к самовыражению в танце.
Определение целей, задач и содержания программы основывается на таких важнейших принципах, как последовательность и доступность обучения, опора на интерес, учет индивидуальных особенностей ребенка. Соблюдение этих принципов позволяет определить перспективы развития не только каждого воспитанника, но и танцевального коллектива в целом.
Направленности дополнительной образовательной программы
1. социально-педагогическая
2. художественно-эстетическая
3. культурологическая
Необходимость создания данной программы, ее актуальность и педагогическая целесообразность связаны со спецификой работы нашего учреждения. Направленность хореографического отделения МЭЦ, как концертного коллектива (с большим количеством выступлений), обуславливает написание программы, в которой основу составляет изучение русского народного танца. Другие народности изучаются минимально, в уменьшенном объеме. Изучение какой-либо народности углубленно происходит тогда, когда это необходимо для постановки сценического номера, на материале данной народности. Это и является отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих, и позволяет качественно освоить учебный материал и не допустить эмоциональной и физической перегрузки учащихся.
К изучению народно-сценического танца, который начинается со 2-го класса (3 год обучения), учащихся подготавливает прохождение предмета «Ритмика», главная задача которого научить детей соотносить простые движения в пространстве с музыкой. А на втором году изучения ритмики учащиеся знакомятся с простыми танцевальными движениями народного танца. Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Занятие подразделяется на изучение:
1. Танцевальных элементов
2. Дробных движений
3. Сложных технических элементов («трюки»)
4. Этюдов, концертных номеров
3.2. Основные этапы программы:
I. Подготовительный этап длится 2 года (2 и 3 классы) и рассчитан на детей 8-10 лет. В это время решаются следующие задачи: воспитание интереса к народно-сценическому танцу, национальной культуре, развиваются способности самовыражения посредством танца, закладываются основы исполнительского мастерства.
II. Основной этап рассчитан на обучение 10-13-летних детей в течение 3-х лет (4, 5, 6 классы) и решает задачи развития и формирования творческого потенциала учащихся, повышения техники и культуры исполнения народно-сценического танца, что является основой формирования чистоты стиля и хорошей манеры исполнения. С этого этапа у учащихся начинается концертная деятельность.
III. Итоговый этап длится 2 года (7 и 8 классы), возраст обучающихся 13-15 лет. Задачи: ориентирование на успех, совершенствование исполнительского и актерского искусства. В этот период идет накопление концертного репертуара и активная концертная деятельность.
На протяжении всего периода обучения в процессе репетиционно-постановочной работы нарабатывается техника танца, разучиваются новые танцевальные движения, максимально раскрывается творческий потенциал детей, совершенствуется их актерское мастерство. При организации образовательного процесса используются методы: наблюдения, убеждения, стимулирования, создания ситуаций успеха для каждого ребенка. Успешное решение обучающих, воспитывающих и развивающих задач требует от преподавателя знания и учета возрастной специфики психического развития ребенка:
Младший школьный возраст
- деятельность, определяющая все развитие ребенка в этом возрасте – учебная. Она имеет свои особенности. В структуру учебной деятельности входят учебные мотивы, учебные задачи, учебные действия, действия контроля и оценки. Обязательным условием эффективного осуществления учебной деятельности является наличие проблемных ситуаций и положительных эмоций (в частности, интереса) к поставленной проблеме;
- оценки результатов труда учителем важнее оценок сверстников. Учитель поддерживает и развивает чувства, связанные с успешно выполненной работой. От личности учителя зависят эмоциональное благополучие и формирование положительного отношения к труду;- трудиться побуждают: радость труда, удовлетворенность от сделанного, от хороших результатов;Подростковый возраст
- социальная ситуация развития – взаимоотношения со сверстниками очень значимы (общественное мнение сверстников, оценочные суждения), взаимоотношения с учителем (устанавливает отношения со многими учителями на основе высоких требований к деятельности, поведению и личности учителя);
- ведущий вид деятельности – общение (у младших подростков 10-13 лет) и учебно-профессиональная деятельность (у старших подростков 13-15 лет);
- какая сфера психики преимущественно развивается – мотивационно-потребностная сфера (у младших подростков) и интеллектуально-познавательная сфера (у старших подростков);
- направленно-познавательная деятельность на познание мира отношений и мира вещей;
- общение со сверстниками, умение сопоставлять мнения других людей о качествах собственной личности и достижениях в конкретных видах деятельности приводят к тому, что важнейшим содержанием психического развития становится развитие его самосознания;
- расхождение между реальными достижениями и притязаниями подростка, стремлением его быть не только на уровне требований окружающих, но также и на уровне собственных требований и самооценки в этом возрасте нередко приводит к острым переживаниям своей «плохости», «неполноценности»;
- одни подростки отказываются от каких-либо активных попыток преодоления кризиса: замыкаются в себе, прогуливают уроки. Другие, наоборот, становятся агрессивными, дерзкими, с готовностью дискредитируют взрослых «проживем и без вас». Но за этими реакциями часто скрывается стремление обрести во взрослом человеке поддержку и понимание;
Итоговый этап
- несоответствие между достигнутым уровнем развития его личности, душевных, практических способностей и умений и объективно ограничивающих его позицией, социальной ролью школьника. Это противоречие порождает особый комплекс потребностей и поведенческих реакций, выражающихся в стремлении «выйти за рамки», желании во что бы то ни стало утвердить свою независимость, самостоятельность. Неудовлетворенность этих стремлений чаще всего и порождает типичные для этого возраста конфликты со взрослыми;
- между быстро развивающейся девочкой и медленно развивающимся мальчиком возможен разрыв в 6 лет. Столь же велики могут быть отличия в умственном, эмоциональном и социальном развитии подростков;
- дети лучше чувствуют и успешнее развивается в условиях демократического руководства;
- подростковый возраст – это переходный, кризисный период в жизни человека и он характеризуется своими особенностями. Не стоит преувеличивать проблемы и трудности, равно как и преуменьшать их. Задача педагога, зная особенности подростка, помочь ему в создании условий для самостоятельного и успешного разрешения этих проблем и трудностей.
Ожидаемый результат определяется в зависимости от возрастной группы (класса) и этапа освоения программы и выражается в сформированности качеств: знаний, умений и навыков, которые являются критериями отслеживания результатов.
В конце первого этапа учащиеся должны знать основы исполнения русского и белорусского танцев. В конце второго этапа – основы исполнения греческого танца, владеть техникой исполнения дробей и «трюков».
В конце курса учащиеся должны знать:
- основы исполнения русского, белорусского, украинского, молдавского, греческого, испанского танцев;
- владеть техникой исполнения дробей и «трюков»;
- владеть основами актерского мастерства и «чувством ансамбля»;
- обладать художественным вкусом, творческим воображением.
4. Заключение: итоги и выводы.
При изучении каждого из разделов настоящей программы необходимо знакомить учащихся с национальными особенностями изучаемой народности, рассказывать о народных обрядах, традициях, жизни и истории народа. Все это поможет более глубокому пониманию национального характера, усилит выразительность исполнения. При этом не следует преждевременно навязывать детям и взрослым манеру исполнения, заставлять их «наигрывать» темперамент и утрировать мимическую «игру». Исполнение должно быть естественным, а предлагаемый материал – не только соответствовать техническим возможностям учащихся, но и учитывать их возрастную психологию. В процессе работы педагог должен строго соблюдать принцип «от простого к сложному». Для более быстрого понимания нового учебного материала мышечное и зрительное запоминание сопровождать речевыми комментариями. Дальнейшее увеличение мышечной нагрузки в течение всего периода обучения производится постепенно и планомерно; усложнение лексики, композиции танцевальных этюдов, введение новых технических приемов должны быть подготовлены всем предыдущим ходом обучения. В конце каждого года обучения необходимо подготовить развернутую композицию, этюд или законченный танец, где, наряду с усвоением элементов, можно было бы проследить за воспитанием чувства ансамбля и созданием сценического образа.
Программа дает возможность выбрать наиболее легко усваиваемый танцевальный текст, его варьирование. При подборе музыкального сопровождения каждого элемента у станка или на «середине» необходимо учитывать возраст учащихся, что значительно облегчит освоение технически сложных элементов и поможет развитию танцевальности и выразительности. В процессе обучения танцевальным дисциплинам важную роль играют творческие связи педагогов. Нельзя допускать, чтобы один предмет значительно опережал в прохождении материала другой. Преподаватель народно-сценического танца должен строить процесс обучения, учитывая степень подготовки класса по другим дисциплинам.
5. Список литературы:
1. Т. Ткаченко «Народный танец». Издательство «Искусство», М., 1967 г.
2. А. Климов «Основы русского народного танца». Издательство Московского государственного института культуры, М., 1994 г.
3. Т. Устинова «Русские народные танцы». Издательство «Искусство», М., 1976 г4. Ю. Чурко «Белорусский народный танец». Издательство «Наука и техника», Минск, 1972 г.
5. В. Курбет, М. Мардарь «Молдавские народные танцы». Издательство «Картя Молдавеняскэ», Кишинев, 1969 г.
6. Т. Барышникова «Азбука хореографии», Издательство «Айрис пресс», М., 2000 г.
7. Р. Захаров «Сочинение танца. Страницы педагогического опыта», Издательство «Искусство», М., 1989 г.
8. К. Василенко «Украинский народный танец», Издательство «Искусство», М., 1981 г.
9. Б.С. Волков «Психология младшего школьника», учебное пособие, Издательство «Педагогическое общество России», М., 2002 г.
Методическая литература.
Богаткова Л. Хоровод друзей.– М: Детиздат, 1957.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М: Владос, 2004.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. – М: Владос, 2005.
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Этюды. – М: Владос, 2004.
Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Первый год обучения: методическая разработка для студентов хореографического отделения.– СПб, 1999.
Звягин Д.Е. Народно-характерный танец. Второй год обучения: методическая разработка для студентов хореографического отделения.– СПб, 2004.
Звягин Д.Е. Белорусские народные танцы: методическая разработка для студентов хореографического отделения. – СПб, 2004.
Звягин Д.Е. Венгерский народный танец: методическая разработка для студентов хореографического отделения. – СПб, 2004.
Звягин Д.Е. Польские танцы: методическая разработка для студентов хореографического отделения. – СПб, 2000.
Звягин Д.Е. Прибалтийские танцы: методическая разработка для студентов хореографического отделения. – СПб, 2003.
Ткаченко Т.С. Народный танец. – М, 1954.