Конспект урока по русскому языку в 11 классе Бессоюзные сложные предложения
18.01.17г. Русский язык №51.
Урок русского языка в 11 классе
Тема: Бессоюзные сложные предложения.
Цель:
1) систематизировать знания о правилах постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;
2) формировать умения:
- устанавливать смысловые отношения между частями БСП;
- определять интонационные особенности этих предложений;
- правильно выбирать знаки препинания;
- выполнять синтаксический разбор сложного предложения;
3) воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность стать грамотным человеком и успешно сдать ЕГЭ.
Повторение: простое и сложное союзное предложение (сложносочиненное, сложноподчиненное), обособленные определения и обстоятельства, однородные члены предложения, вводные слова; стиль и тип текста, тема и главная мысль.
Ход урока.
Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Вводный контроль.
Задание классу по вариантам: изобразить при помощи схем:
1 в. - все случаи постановки двоеточия в БСП;
2 в. - все случаи постановки тире в БСП.
(В конце работы - взаимопроверка. Ученики сверяют ответы с записью на доске и ставят оценку.) Пунктуационный анализ предложений.
(Карточка размножена отдельно для каждого ученика. Работа выполняется самостоятельно. Затем - коллективная проверка по цепочке и самооценка.)1. Снизу было хорошо видно колонна автомашин уже спускалась с перевала. 2. Будешь опаздывать придется краснеть перед руководством. 3. Придет время ты безусловно все поймешь. 4. Выходить в море никто не решался ветер достиг 8 баллов. 5. Мы хотели посмотреть фильм времени к сожалению не оказалось. 6. Вокруг обычным спокойным порядком шла работа сигналили машины гремела арматура раздавалась барабанная дробь пневматических ломов. 7. Наступила весна скоро начнется дачный сезон.
Дополнительное задание:
1. Все в картине и весенняя зелень и летучий свет и неслышный ветерок зарябивший воду в реке и капли дождя на влажной листве все говорило о необыкновенном таланте художника. 2. Двадцать лет совершенно ничтожный срок в жизни народов. 3. Зеленели дубы и островерхие пихты вековые липы развесив свои кудрявые кроны закрывали небо.
4. Смутно поблескивает река в предрассветной дымке журчит по прибрежным камешкам голышам. 5. Высоко над нами зашумел ветер предвестник бурана. 6. Солнце зашло и начало смеркаться. 7. Я не оставлю вас пока не дадите ответа. 8. Безветрие и все небо залито ровной синевой. 9. Не то солнце зашло не то тучи налетели одним словом стало темно. 10. Там куда еще не проникли солнечные лучи все утопало в тумане.
Работа с заданиями ЕГЭ (ученики выполняют тест, затем сверяют ответы).
1) Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
После долгих споров было принято твердое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
2-я часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в 1-й части.
2-я часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2) Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
На пути уходящей с отливом рыбы сети не ставят: течение очень сильное, сносит любые заграждения.
Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2-я часть БСП раскрывает, поясняет содержание первой части.
Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
3) Как объяснить постановку тире в данном предложении?
Учитесь у всех - не подражайте никому.
Содержание одной части БСП противопоставляется содержанию другой части.
1-я часть БСП указывает на время или условие того, о чем говорится во 2-й части.
2-я часть БСП заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первой.
В БСП говорится о резкой смене событий.
Синтаксический разбор предложения.
Снег падающий крупными хлопьями густо завалил плюшевую куртку и Зоя отряхиваясь подумала что напрасно это делает и что надо поберечь варежки они и так промерзли насквозь и не греют.
Итоговый контроль. Работа с текстом.
Беседа по содержанию:
О чем текст, какова его тема?
Назовите время суток, место действия.
Чему автор уделяет больше внимания: событиям или состоянию природы?
Какова главная мысль данного отрывка?
Назовите тип текста и стиль речи.
Задание классу: расставить в тексте знаки препинания, графически их объяснив.
Фонарей на этой захолустной улице не было юноша шагал наудачу. Раз он больно
ударился коленкой о столбик и поморщился боль мешала думать. Кругом находились сады и поэтому хорошо пахло как пахнет во время дождя в лесу.
Было так темно что казалось темнее не может быть. Когда же молодой человек вышел на берег реки и уже не было видно силуэтов домов и огоньков в окнах тьма стала глубже и тяжелее и так близко надвигалась сверху и с боков точно хотела задушить. И грязь стала глубже и лужи чаще и уже не пахло садами пахло невидимой водой и тучами.
(По JI. Андрееву.)Итоги урока.