Урок на тему: Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре (11 класс)
МБОУ «Колонтаевская средняя общеобразовательная школа»
Льговский район Курская область
Урок на тему:
«Воплощение идеи абсолютной красоты в искусстве модерна. Модерн в архитектуре»
(МХК. 11 класс, программа Емохоновой Л.Г.)
Учитель русского языка, литературы,
мировой художественной культуры
Курбатова Галина Николаевна
2017 год
Цель: развитие у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению особенностей стиля модерн.
Художественно-педагогическая идея урока:
Путём погружения в живопись и архитектуру модерна прийти к пониманию основной идеи этого стиля – идеи Абсолютной Красоты.
Задачи урока:
Расширение культурно-художественного кругозора учащихся через знакомство со спецификой и образной системой стиля модерн;
Развитие у старшеклассников умения анализировать, систематизировать и критически осмысливать материал;
Постижение мировоззренческих акцентов искусства модерна, воплощенных в произведениях архитектуры и живописи.
Зрительный ряд:
Афиши и плакаты (А.Муха);
Иллюстрация портьерного узора «Удар бича» (Х.Обрист0;
Первая афиша выставки Сецессиона, общий вид здания Сецессиона в Вене (Й.Ольбрих);
«Бетховенский фриз» - иллюстрации отдельных образов (Г.Климт);
Интерьеры особняка Тасселя (В.Орта);
Общий вид Ярославского вокзала (Ф.Шехтель);
Общий вид и интерьеры собора Св.Семейства в Барселоне (А.Гауди).
Музыкальный ряд:
К.Сен-Санс «Лебедь».
Л.В.Бетховен Соната № 8 (Adagio cantabile), Симфония № 9 («Ода к радости»).
Г.Форе «Павана» ор.50, С.С.Прокофьев Вальс из балета «Золушка» (фрагмент).
Э.Вила-Лобос Ария из «Бразильской бахианы» № 5.
Литературный ряд:
О.Уайльд «Портрет Дориана Грея».
Стихотворения М.Волошина.
Материалы:
Карта Европы конца 19 начала 20 века (с городами – центрами модерна);
Карточки – иллюстрации для работы в группах: интерьеры особняка Тасселя (В.Орта), общий вид и архитектурные детали Ярославского вокзала (Ф.Шехтель).
Лепестки из цветной бумаги (заготовки для каждого учащегося), канцелярские принадлежности.
Оборудование (ТСО): музыкальный центр, магниты, экран, проектор.
Ход урока.
Лист 1. Аромат времени. Эмоционально-образное погружение в атмосферу начала 20 века.
Лист 2. Приметы стиля. Поисково-творческое задание по афишам и плакатам А.Мухи (работа в группах).
Лист 3. География модерна. Главные центры модерна, множество названий стиля.
Стебель. Знаковое выражение стиля. Линия модерна. Эмоционально-образное погружение «Художественный образ модерна».
Лепесток 1. Идея синтеза искусств (Венский Сецессион). Преобразование окружающей жизни Красотой.
Лепесток 2. Образы, олицетворяющие идею поисков Красоты (Г.Климт. «Бетховенский фриз»). Познавательно-творческое задание «Путь к Красоте» (работа в группах). Комментарий-импровизация «Движение как алгоритм эстетического восприятия фриза».
Лепесток 3. Преобладание живописности над симметрией. (В.Орта. Особняк Тасселя). Познавательное задание «Живописность как характерная черта модерна» (работа в группах).
Лепесток 4. Принцип «изнутри наружу» (Ф.Шехтель. ярославский вокзал). Эмоционально-образное погружение «Художественное пространство модерна» (М.Волошин «Сквозь сеть алмазную зазаленел восток…»). Поисково-творческое задание «Элементы русской архитектуры в модерне» (работа в группах).
Лепесток 5. Эстетизация национальной идеи (А.Гауди. собор Св.Семейства). познавательное задание «Идея прорастания архитектурной формы» (работа в группах).
Эпилог. Рефлексия «Мой лепесток в распустившемся цветке модерна» (индивидуальная творческая работа).
Методы обучения:
Эмоционально-образное погружение;
Комплексное воздействие искусств;
Активизация восприятия, воображения и творческого мышления;
Создание ситуаций творческого поиска;
Анализ художественных впечатлений.
Формы обучения: сочетание групповой и индивидуальной познавательно-творческой деятельности.
Сценарий урока.
Художественно-педагогическая мизансцена.
Парты расставлены так, чтобы разместить 3 группы учащихся. На доске – только магниты (как звезды, усыпавшие небо). Иллюстрации прикрепляются на доску постепенно по ходу урока. Стол учителя сдвинут влево, на нем музыкальный центр и методические материалы к уроку.
Вариант с использованием CD: экран, перед ним проектор.
В час вечерний здесь каждый дрожащий цветок,
Как кадильница, льет фимиам умиленный,
Волны звуков сливая с волной благовонной;
Где-то кружится вальс, безутешно глубок;
Льет дрожащий цветок фимиам умиленный,
Словно сердце больное, рыдает смычок,
Где-то кружится вальс, безутешно-глубок,
И прекрасен закат, как алтарь позлащенный;
Словно сердце больное, рыдает смычок, -
Словно робкое сердце пред тьмою бездонной,
И прекрасен закат, как алтарь позлащенный;
Погружается солнце в кровавый поток…
(Шарль Бодлер)
Лист 1. «Аромат времени».
Эмоционально-образное погружение в атмосферу начала 20 века.
Учитель: Рост влиятельного и высококультурного среднего класса – банкиров, промышленников, торговцев, врачей, юристов – вследствие промышленной революции обусловил спрос на изящные, красивые вещи с ярко выраженной функциональностью. Однако заполнившие буржуазные гостиные тиражированные предметы роскоши разного стиля, абсолютно не сочетавшиеся друг с другом, не могли его удовлетворить. Новый гедонизм, преобладающей чертой которого явилось высокоразвитое стремление к Красоте, привел к возникновению элегантного стиля модерн, объединившего архитектуру, все виды живописи и ремесла. Модерн стал не только декоративным стилем, отмеченным цельностью художественного образа, но и новым мировоззрением, провозгласившим культ априорной Красоты.
Звучит «Лебедь» К.Сен-Санса.
Идею о том, что Красота выступает высшим видом Гения, четко сформулировал английский писатель и эстет Оскар Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея». «Она, - говорит один из героев, - великое явление окружающего нас мира, как солнечный свет, или весна, или отражение в темных водах серебряного щита луны. Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает… Красота – чудо из чудес. Только пустые, ограниченные люди не судят по внешности. Подлинная тайна жизни заключается в зримом, а не в сокровенном».
Лист 2. Приметы стиля.
Поисково-творческое задание по афишам и плакатам А.Мухи (работа в группах)
Учащиеся обсуждают работы художника, высказывают свои мысли.
Иллюстрации для работы групп.
Группа 1 – афиша спектакля В.Сарду «Жизмонда» с участием Сары Бернар (CD).
Группа 2 – рекламный плакат «Аллегория танца» (CD).
Группа 3 – рекламный плакат сигарет «Yob» (учебник, илл.83, с.175). Учитель: Рассмотрите в группах афиши и плакаты чешского художника Альфонса Мухи. Назовите характерные приметы стиля, которому посвящен наш урок.
Лист 3. География модерна.
Учитель демонстрирует карту Европы конца 19 – начала 20 века (с городами – центрами модерна) и располагает ее на доске.
Учитель: Главным центром модерна стала не «художественная столица мира» тех времен – Париж, а Вена и Брюссель. Ярко проявился стиль в таких точках Европы, как провинция Нанси (Франция), города Мюнхен и Дармштадт (Германия), Барселона (Испания), Турин (Италия). Центрами архитектурного модерна в России были Москва, усадьбы Талашкино и Абрамцево.
Стебель. Знаковое выражение стиля. Линия модерна
Эмоционально-образное погружение «Художественный образ модерна»
Звучат «Грезы любви» Ф.Листа.
Учитель демонстрирует иллюстрации «Удар бича» Хермана Обриста (учебник, с.174) и «Львиный зев» Уолтера Крэна (CD)
Учитель: Стиль модерн, промелькнув словно молния на рубеже 19-20 веков, не только заворожил современников и будущие поколения, но и совершил настоящую революцию в искусстве.
«Знаковым выражением стиля стала волнистая линия, заимствованная из растительного мира, поэтому в орнаменте преобладали водоросли, колеблющиеся в струях потока, растения с длинными стеблями и изысканно-утонченными цветами – лилии, цикламены, ирисы, орхидеи, восточные мотивы с хризантемами, стрекозами и павлинами. С ними соперничали женские образы с неимоверно длинными струящимися волосами, напоминающими то языки пламени, то океанские волны» (учебник, с.174-175).
Учитель: Красота выходит в мир и обволакивает предметы и самого человека своими пленительными линиями. Линия модерна гибкая, упругая, нетерпеливая, не признающая препятствий.
Лепесток 1. Идея синтеза искусств (Венский Сецессион)
звучит Соната № 8 (Adagio cantabile) Л.В.Бетховена.
Учитель демонстрирует иллюстрацию здания Сецессиона и закрепляет ее на доске.
Учащиеся знакомятся с текстом учебника и отвечают на вопросы. Учитель: Вы впервые видите это здание. С помощью текста учебника (с.175, 232) ответьте на вопросы:
Где находится это здание?
Кто его построил и с какой целью?
Как в названии отражена идея его создания?
Учитель: это здание венского Сецессиона – выставочного зала, созданного по инициативе молодых представителей австрийского искусства. В их группу входили писатель, архитекторы, художники, скульпторы.
При входе в здание Сецессиона на фризе можно прочесть надпись: «Der Zeit ihre Kunst, der Kunst ihre Freiheit» («Каждому времени свое искусство, каждому искусству свою свободу»). На стене парадного фасада крупными буквами написано: «Ver sacrum» («весна священная»).
Участники Сецессиона соединяли живопись, скульптуру, архитектуру и декоративное искусство. Предпочтение отдавалось тематическим выставкам, сосредоточенным вокруг одного произведения, которому подчинялись все остальные, рождая общее гармоничное впечатление.
Основной целью Сецессиона было преобразование жизни эстетическими средствами, исцеление болезней общества Красотой.за первые 7 лет существования объединения были организованы 23 выставки, экскурсии для рабочих, бесплатная раздача каталогов.
Четырнадцатая выставка Сецессиона (1902 г.) стала знаменательным событием в истории группы. Центарльным экспонатом выставки была скульптура «Бетховен» немецкого мастера Макса Клингера.
Приглушенно, как бы рождаясь из тишины, начинает звучать финал Девятой симфонии Л.В.Бетховена.
Оркестр Венской оперы исполнял 4 часть Девятой симфонии Бетховена, а три стены занимал грандиозный цикл панно «Бетховенский фриз», который выполнил Густав Климт.
Лепесток 2. Образы, олицетворяющие идею поиска Красоты (Густав Климт «Бетховенский фриз»)
«Бетховенский фриз» рассчитан на последовательное восприятие при движении слева направо. Он дает представление об основных образах симфонии Бетховена: это страдания человечества, силы зла и символический хор, исполняющий финал «К радости2 на слова одноименной оды Фридриха Шиллера – немецкого поэта эпохи Просвещения.
Один из учеников зачитывает фрагмент оды Ф.Шиллера (учебник, с.175-176).
Познавательно-творческое задание «Путь к красоте» (работа в группах).
Иллюстрации для работы групп (цв. Вкл. Учебника).Группа 1 – «Начало пути» (№ 66), «Враждебные силы» (№ 71).
Группа 2 – «Искусство» (№ 67), «Символ Единения») (№ 68).Группа 3 – «Хор «К радости» (№ 69), «Объятие» (№ 70).
Учащиеся работают в группах, обсуждают варианты ответов. Учитель: Главная идея фриза – тернистый путь человечества к Красоте. Рассмотрите в группах иллюстрации и ответьте на вопросы (каждая группа для своих фрагментов фриза):
Какие образы встречаются на этом пути? Почувствуйте их характер, настроение.
Как отражается идея синтеза искусств в этих образах?
Вопросы для групп.
Группа 1.
Почему, по-вашему, именно Гордыня и Сострадание подталкивают твоческую личность отправиться на поиски Красоты?
Почему в качестве враждебных сил Климт изображает дочерей тифона – Сладострастие, Вакханалию, Распутство? Может ли что-то (или кто-то) еще препятствовать стремлению человека к Красоте?
Группа 2.
Как вы думаете, почему Климт изображал Искусство как женщину, играющую на лире? А как вы представляете себе обобщенный образ Искусства?
Почему Красота, Любовь и Единение в эпоху модерна находят выражение именно в Искусстве? Как это соотносится с понятиями мифологического подсознательного?
Группа 3.
Как идея Единения выражена в позах и жестах женского хора?
Почему «поцелуй всему миру» - это поцелуй мужчины и женщины? Как это проявлено в колорите и композиции фрагмента?
Комментарий-импровизация «Движение как алгоритм эстетического восприятия фриза»
Представители групп, сменяя друг друга, комментируют образы «Бетховенского фриза» Густава Климта. Учитель: Сейчас мы попробуем создать эффект последовательного восприятия фриза. Для этого выберите одного-двух представителей от своей группы, которые смогут лаконично выразить основную идею образов. Импровизируйте, но слушайте друг друга, чтобы получился единый комментарий к фризу.
Учитель: Синтез музыки, поэтического текста и изобразительного ряда в этой работе Климта довершает стилизация под византийскую мозаику.
Учащиеся знакомятся с текстом учебника и отвечают на вопросы. А какими приемами художник добивается этого? Дополните свои впечатления материалом учебника (с.176).
Лепесток 3. Преобладание живописности над симметрией (Виктор Орта. Особняк Тасселя).Учитель: цельность художественного образа достигалась в модерне различными путями. В выставках венского Сецессиона это синтез искусств. В интерьерах особняков, ставших в то время особенно популярными, это сохранения единства стиля, в котором нет мелочей. Интерьер модерна создавал особую атмосферу, поэтому была важна каждая деталь. Единству стиля должны были отвечать «живописные фризы, скульптура, витражи, мебель, светильники, каминные решетки, посуда, даже украшения и одежда хозяев» (учебник, с.176).И все это было органично связано с внешним обликом здания. Первым архитектором модерна стал бельгийский мастер Виктор Орта.
Познавательное задание «Живописность как характерная черта модерна» (работа в группах)
Звучит «Павана» Г.Форе.
Учащиеся в группах рассматривают фрагменты фасада и интерьера особняка Тасселя (учебник, илл.85,с.177; илл.86, с.178).
Ответы, размышления учащихся. Учитель: Рассмотрите иллюстрации особняка Тасселя Виктора Орты в Брюсселе.
Назовите характерные черты стиля, проявляющиеся в экстерьере здания (учебник, с.177 – 178).
Назовите особенности стиля, проявляющиеся в интерьере (учебник, с.178 – 179).
Рассмотрите на конкретном примере, как соблюдается принцип преобладания живописности над симметрией во внутреннем и внешнем облике особняка Тасселя.
Лепесток 4. Принцип «изнутри наружу» (Федор Шехтель. Ярославский вокзал).Эмоционально-образное погружение «Художественое пространство модерна»
Звучит Вальс из балета «Золушка» С.Прокофьева (фрагмент).
Учитель: Сквозь сеть алмазную зазеленел восток.
Вдаль по земле, таинственной и строгой,
Лучатся тысячи тропинок и дорог.
О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!
Все видеть, все понять, все знать, все пережить.
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять – и снова воплотить!
М.Волошин
Учитель закрепляет на доске иллюстрацию здания Ярославского вокзала (или демонстрирует через проектор материалы СД).
Поисково-творческое задание «Элементы русской архитектуры в модерне» (работа в группах).
Учащиеся в группах рассматривают иллюстрацию правой башни Ярославского вокзала и декор его центральной башни (СД).
Ответы, размышления учащихся. Учитель: Рассмотрите иллюстрации.
Какой стиль стал источником творческой мысли архитектора?
Приведите примеры соединения архитектурных и декоративных элементов неорусского стиля и стиля модерн. Дополните свои ответы материалом учебника (с.179 – 180).
Найдите в этом сооружении проявления принципа «изнутри наружу», выражающегося в оформлении внешних объемов здания согласно внутреннему предназначению помещений.
Учитель: Архитектура Ярославского вокзала представляет собой уникальный пример соединения эстетизма и функциональности.
Лепесток 5. Эстетизация национальной идеи (Антонио Гауди. Собор Св. Семейства).
Приглушенно звучит ария из «Бразильской бахианы» № 5 Э.Вила-Лобоса.
Учитель: Недостроенный Антонио Гауди собор Св.Семейства – реплика так называемой каталонской готики, вобравшей в себя черты готической архитектуры и национальный колорит северо-востока Испании с ее огромным синим небом, огненно-красным солнцем, апельсиновыми деревьями, запахом ирисов и хвои.
Познавательное задание «Идея прорастания архитектурной формы» (работа в группах).
Звучит ария из «Бразильской бахианы» № 5 Э.Вила-Лобоса.
Учащиеся в группах рассматривают иллюстрации собора Св.Семейства.
Иллюстрации для работы групп (СД)
Группа 1 – Рождественский фасад.
Группа 2 – Внешний вид и декор Страстного фасада.
Группа 3 – Портал Милосердия и его декор.
Ответы, размышления учащихся.
Один их учащихся зачитывает фрагмент текста. Учитель: Рассмотрите иллюстрации собора Св.Семейства в Барселоне.
Какое впечатление производит на вас собор?
В чем состоят особенности изображения религиозных сюжетов в искусстве модерна?
Что роднит это сооружение с природными формами?
Прочитайте об этом на страницах учебника.
«В нем нет ни одного прямого угла, он органически «растет» как природная форма. О таких по-змеиному извивающихся стенах, о таком декоре из битых керамических черепков, маслянисто отсвечивающих на солнце, о таких витражах не только стен, но и башен, льющих потоки окрашенного света, готика в своем стремлении преобразить реальность не могла и мечтать» (учебник, с.181).
Эпилог.
Учитель: сегодня на уроке мы наблюдали прорастание цветка модерна из семени, несущего в себе идею Красоты как абсолютной ценности. Погружаясь в художественнон пространство стиля, напоенное внутренним динамизмом, пытаясь прочувствовать художественный образ – живой, пульсирующий, субъективный, мы выявили главные черты модерна:
Синтез искусств («Бетховенский фриз» Густава Климта);
Преобладание живописности над симметрией (особняк Тасселя Виктора Орты);
Принцип «изнутри наружу» (Ярославский вокзал Федоро Шехтеля);
Эстетизация национальной идеи (собор Св.Семейства Антонио Гауди).
Мы обращали внимание на удивительную цельность художественных образов модерна, на их изящную Красоту. И вот в финале нашего урока цветок распустился.
Каждый из вас по-своему воспринял, почувствовал и пережил то, что происходило здесь. Попробуйте выразить свое отношение к стилю модерн. Вы можете выбрать любую форму художественной рефлексии (прозаической или поэтический текст, графический или живописный образ, высказывание-афоризм и т.д.). ваши реплики, впечатления и размышления мы назовем «Мой лепесток в распустившемся цветке модерна».
Звучит «Лебедь» К.Сен-Санса.
Учащиеся записывают на «цветных лепестках» свои мысли (приложение), учитель прикрепляет лепестки в центр доски, составляя композицию распустившегося цветка.
Домашнее задание. Задание 27 в рабочей тетради (с.34).
Литература:
Мировая художественная культура (базовый уровень). 11 класс: книга для учителя с поурочным планированием и сценариями отдельных уроков: методическое пособие: среднее общее образование / Л.Г.Емохонова, Н.Н.Малахова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 2014. – 336 с.