Конспект занятия Лунтик в гости прилетел

Конспект занятия « Лунтик в гости прилетел»
Цель. Автоматизация звука [Л] в словах.
Задачи.
1.Коррекционно – обучающие:
- Уточнить артикуляцию звука [Л], закреплять артикуляцию в изолированном произношении и в слогах, словах и предложении;
- учить точно и полно отвечать на вопросы;
2. Коррекционно – развивающие:
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- развитие логического мышления, внимания, памяти;
- развитие речевой моторики, мелкой моторики пальцев рук;
3. Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию через использование занимательных упражнений; активность, усидчивость, стремление к преодолению дефекта.
Оборудование. Зеркало, фотографии с артикуляционными упражнениями, игрушка Лунтика, картинки с чистоговорками на звук [Л], сигнальные карточки, буква Л, памятка артикуляционного уклада звука [Л].
Ход занятия
Материал с сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1. Организационный момент
- Сегодня к нам в гости на занятие пришёл герой из мультфильма, отгадайте кто:
Знают взрослые и дети, Что упал с другой планеты – Фиолетовый зверек, Детям маленьким дружок. (Лунтик.)
- Итак, у нас в гостях Лунтик (логопед вывешивает картинку на доску). Покажи мне букву с которой начинается имя Лунтик (выбирает из предложенных букв букву Л (логопед вывешивает букву рядом с картинкой Лунтика).
- Правильно, это буква Л. Буква Л обозначает звук [Л], который напоминает гул летящего самолёта Л-Л-Л.
2. Сообщение темы
- Сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук [Л]. Заодно и Лунтика научим произносить данный звук. Что нужно для этого необходимо, чтобы губы и язычок хорошо работали?
Ответы детей..
3. Артикуляционная гимнастика
- А сейчас мы вспомним сказку о Весёлом Язычке и покажем её Лунтику перед зеркалом (на каждое упражнение логопед показывает картинку и фотографию с артикуляционным упражнением).
1. Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нём хозяин Язычок.
Он удобно в доме лёг.
2. Двери-губы гибкие.
Могут стать улыбкою.
Могут в трубочку собраться,
После снова улыбаться.
3. На качелях оказался.
Вверх взлетал и вниз спускался.
4. Надоели превращенья:
Лижет Язычок варенье.
5. А теперь наш Язычок
Моет нёбо-потолок.
Дыхательные упражнения (развитие физиологического дыхания и речевого дыхания).
А) Использование игровых тренажеров на развитие силы и глубины выдоха «Паровозик», «Птичка в клетке», вертушки.
Б) Игра «Ниточка»: Вдох носом, воздух набираем в живот и на выдохе тянем зв [Л], наматывая воображаемую нитку на руку, нитка-выдох должна получиться длинной.
- Молодец, ты отлично выполнил упражнения..
- А сейчас Язычок будет управлять самолетом, он будет кем? Машинистом? Водителем? Летчиком? Да.
- Давай вместе полетим на самолете?
4. Игра “Самолет летит”. Повторение артикуляции.
- А теперь давай ещё раз посмотрим в зеркало и запомним, как работают губы и язык при правильном произношении звука [Л]..
Акустико-артикуляционный образ звука.
 Логопед: Вспомним, когда мы произносим звук Л, что делают губки?
- Улыбаются.
Логопед: Что делает язычок?
- Поднимается за верхние зубки к бугорочкам (если отрабатывается зазубная артикуляция). Или:
- Кончик языка зажат между зубов.
Логопед:  Дадим характеристику звука Л.
- Звук Л согласный, звонкий, твердый.
- губы улыбаются;
- кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочкам;
- средняя часть спинки языка опускается;
- бока языка опускаются;
- воздушная струя проходит по бокам языка.
- Лунтику очень понравилась сказка о Весёлом Язычке, давай выполним следующее задание.
5.Чистоговорки. Самомассаж су-джок шариками.
Проговариваем чистоговорки и массируем ладони и пальцы. Шариком круговые движения по ладошке, потом продольные движения шариком по каждому пальчику (левая, правая рука).
Лы-лы-лы – ласточки малы.
Лы-лы-лы – облака белы.
Ла-ла-ла – ласточка мила.
Ла-ла-ла – у ласточки дела.
Лу-лу-лу – увидела пчелу.
Лу-лу-лу – радуется теплу.
Ло-ло-ло – летом так светло!
Ло-ло-ло – летом так тепло!
6. Физкультминутка.
А теперь давай прогуляемся по волшебной полянке.
«Любим с Лунтиком играть – Как кузнечики скакать, И как пчелки полетать. На цветочки тихо сели. Мы вздохнули и уснули».

Ребенок выполняет упражнения:
скачет на двух ногах;
машет руками;
садится на корточки;
руки под щеку.

7. Развитие фонематического восприятия
- А теперь Лунтик будет тебе показывать разные картинки, а ты должен хлопнуть, если в названии картинки будет звук [Л].
Картинки: лук – хлопок, бабочка, шапка, луна – хлопок, стол – хлопок, белка – хлопок, кукла – хлопок, шкаф, стул – хлопок, ручка.
Картинки, на которые хлопнул ребёнок, логопед кладёт перед ним.
8. Развитие языкового анализа и синтеза
- Сейчас Лунтик даст тебе сигнальные карточки, надо будет поднять соответствующую каточку, если звук [Л], стоит в начале, середине, и в конце слова.
(Лук, лак – звук стоит вначале слова.
Белка, кукла – звук стоит в середине слова.
Стол, стул – звук стоит в конце слова).
9. Игра «Измени слово». Самомассаж колечками су-джок.
«Назови слово ласково» (уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных). На каждое слово надеваем и снимаем колечко с пальчика.
Речевой материал: лошадь, палатка, яблоко, футболка, кукла, пила, голова, молоко, голубь, голос.
Гимнастика для глаз
Смотрим вправо – никого,
Смотрим влево – никого.
Раз – два, раз – два –
Закружилась голова.
Глазки закрываем.
Глазки отдыхают.
Как откроем мы глаза
Вверх посмотрим,
да – да – да.
Вниз ты глазки опусти,
Вверх опять их подними.
Пальцами погладь глаза,
Отдыхать пришла пора.
Резко перевести взгляд вправо – влево.
 
Выполнить круговые вращения глазами.
 
Зажмурить глаза.
Погладить брови.
Резко перевести взгляд вверх – вниз.
 
 
 
 
Мягко погладить веки указательными пальцами.
 


12. Итог занятия
- Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы учились произносить?
- А теперь Лунтик хочет с тобой попрощаться. На этом наше занятие окончено, до свидания!