РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ. 04 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Краснодарский политехнический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
ПМ. 04 УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
для специальности среднего профессионального образования:
13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередач»
2016 г
Рассмотрена методической
цикловой комиссией СЭОГ и ОПД
протокол № 1от 31.08. 2016 г.
Председатель
___________И.В. Караева
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБПОУ КК КПТ
«____» «___________» 2016 г.
_______________ И.В. Остапенко
Рассмотрена
На заседании педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2016г
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 04 Управление персоналом производственного подразделения разработана на основе основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередач» (приказ Министерства образования и науки №829 от 28.07..2014 г., зарегистрированного Министерством юстиции (рег.№33722 от 20 августа 2014г.)), укрупненная группа специальностей 13.00.00 Электро - и теплоэнергетика и Профессиональных стандартов: «Работник по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2015г. №1178н зарегистрировано в Министерстве юстиции России №40853 от 28.01.2016г.; «Работник по техническому обслуживанию и ремонту кабельных линий электропередачи», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.12.2015г. №1165н зарегистрировано в Министерстве юстиции России №40861 от 28.01.2016г.
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы по специальности 13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередач» в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения и Профессиональных стандартов: «Работник по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи» и «Работник по техническому обслуживанию и ремонту кабельных линий электропередачи»
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский политехнический техникум».
Разработчики: Кулиш Н.В.
преподаватель ГБПОУ КК КПТ
_____________________
( подпись)
Караева И.В.
преподаватель ГБПОУ КК КПТ
_____________________
( подпись)
Рецензенты:
Внешние рецензии:
___________________________________________________________Ф.И.О.,
__________________ _____________
Квалификация по диплому:
_______________________________
(подпись)
___________________________________________________________Ф.И.О.,
__________________ _____________
Квалификация по диплому:
_______________________________
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
1
ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3
2
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
5
3
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
4
условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
16
5
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
19
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 04. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.09 «Монтаж и эксплуатация линий электропередач» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Управление персоналом производственного подразделения и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 4.1. Планировать работы персонала по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи.
ПК 4.2. Обеспечивать оперативное руководство работой персонала при монтаже, техническом обслуживании, ремонте и реконструкции линий электропередачи.
ПК 4.3. Оформлять оперативно-техническую документацию работ персонала по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи в соответствии с существующими требованиями.
ПК 4.4. Выполнять технико-экономические расчеты затрат на производимые работы.
1.2. Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- составления планов работы по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи с использованием современных средств обработки информации;
- руководства персоналом, выполняющим работы по монтажу техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи;
- оформления оперативно-технической документации по монтажу техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи с использованием современных средств обработки информации;
- выполнения технико-экономические расчетов затрат на производимые работы.
уметь:
- определять главнее направления в работе по монтажу техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи;
- ставить перед коллективом задачи по выполнению работ и контролировать их результаты;
- заполнять бланки оперативно-технической документации, вести технические журналы;
- рассчитывать расходы техническим материалов и человеко-часов на производство работ;
знать:
- виды технического обслуживания и ремонта оборудования, последовательность процессов, современные средства обработки информации;
- принципы и методы руководства, оперативные действия при решении задач, стоящих перед персоналом;
- перечень оперативно-технической документации и требования к ее оформлению;
- инструкции по заполнению технических журналов;
- типовые нормы времени и расходов технических материалов;
- прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы в области организации управления производством.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 255 час, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 219 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 146 часов;
в том числе практических - 48
самостоятельной работы обучающегося – 73 часов;
производственная практика – 36 часа.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация работы персонала производственного подразделения, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 4.1.
Планировать работы персонала по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи
ПК 4.2.
Обеспечивать оперативное руководство работой персонала при монтаже, техническом обслуживании, ремонте и реконструкции линий электропередачи
ПК 4.3.
оформлять оперативно-техническую документацию работ персонала по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи в соответствии с существующими требованиями
ПК 4.4.
Выполнять технико-экономический расчеты затрат на производимые работы
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего
часов
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоятельная работа обучающегося
Учебная,
часов
Производственная (по профилю специальности),
часов
Всего,
часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
Всего,
часов
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПК 4.1, ПК 4.2,
ПК 4.3., ПК 4.4.
Раздел 1. Управление организацией
84
56
14
0
28
0
0
-
Раздел 2. Управление персоналом структурного подразделения
90
60
26
30
0
-
Раздел 3. Управление качеством
45
30
8
15
0
-
Производственная практика (по профилю специальности), часов
36
36
Всего:
255
146
48
0
73
0
0
36
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Раздел ПМ 1. Управление организацией
56
МДК 04.01. Основы управления персоналом производственного подразделения
Тема 1.1. Основы управленческой деятельности
Содержание
10
Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Функции менеджмента в рыночной экономике
8
1
История развития менеджмента
1
Сущность и характерные черты современного менеджмента
2
Система управления. Субъекты и объекты управления. Прямые и обратные связи
1
Цикл менеджмента. Взаимосвязь и взаимообусловленность функций управленческого цикла. Планирование. Организация. Мотивация. Контроль
2
Роли, функции и задачи менеджера в современной организации. Принципы и методы руководства, оперативные действия при решении задач, стоящих перед персоналом
2
Практические занятия
2
Сравнительный анализ различных подходов к управлению. Характеристика элементов цикла менеджмента.
Анализ должностных обязанностей руководителя структурного подразделения
Тема 1.2. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм
Содержание
8
Организация как объект менеджмента
6
1
Цели и задачи управления организациями
2
Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм
2
Соответствие целей и задач управления организациями основным направлениям развития отрасли
2
Практические занятия
2
Анализ структур управления организаций различных организационно-правовых форм. Определение задач организаций в соответствии с направлениями их деятельности
Тема 1.3. Внутренняя и внешняя среда организации
Содержание
16
Характеристики внешней и внутренней среды организации
12
1
Факторы среды прямого воздействия: поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты; законы и государственные органы, профсоюзы и др.
2
Факторы среды косвенного воздействия: состояние экономики, политические факторы, социально-культурные факторы, международные события, научно-технический прогресс и др.
2
Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная культура и др.
2
Методы выявления достоинств и недостатков организации
2
Влияние факторов внешней и внутренней среды на деятельность организации
2
Практические занятия
4
Ознакомление с организацией работы организации и ее структурного подразделения. Управленческое обследование достоинств и недостатков организации
Анализ и оценка совокупности факторов, приводящих к изменениям в деятельности организации (решение ситуационных задач)
Тема 1.4. Планирование деятельности организации и ее подразделений
Содержание
22
Организация как объект планирования. Принципы и методы планирования
16
1
Классификация планов. Система планирования в организации. Бизнес-планирование
1
Плановые расчеты и показатели. Перечень оперативно-технической документации и требования к ее оформлению. Инструкции по заполнению технических журналов
2
Информационно-аналитическая база планирования. Виды технического обслуживания и ремонта оборудования, последовательность процессов, современные средства обработки информации
2
Планирование по труду и заработной плате.
2
Методы планирования материально-технического обеспечения (МТО). Типовые нормы времени и расходов технических материалов
2
Методы планирования затрат и результатов деятельности организации
2
Методы планирования деятельности по выполнению производственных заданий. Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы в области организации управления производством
2
Методика оценки экономической эффективности производственной деятельности
2
Практические занятия
6
6.
Составление системы плановых показателей деятельности подразделения. Формирование информационной базы для планирования работ Составление планов работы по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи с использованием современных средств обработки информации.
7
Расчет потребности подразделения в топливе и электрической энергии на технологические цели. Оформление оперативно-технической документации по монтажу техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи с использованием современных средств обработки информации.
8.
Определение плановой производительности труда. Руководство персоналом, выполняющим работы по монтажу техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи.
9.
Планирование затрат и прибыли предприятия (с использованием различных методов). Выполнение технико-экономические расчетов затрат на производимые работы.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1. Управление организацией
Выполнение домашних заданий
Самостоятельное изучение учебной и специальной технической литературы по темам программы
Систематическая проработка конспектов занятий.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Оформление выполненных практических работ, отчетов и подготовка к их защите
28
Примерная тематика домашних заданий
Характеристика особенностей менеджмента в разные исторические периоды и/или разных стран.
Анализ элементов цикла менеджмента.
Характеристика внешней среды.
Характеристика внутренней среды организации.
Анализ и оценка состояния внешней и внутренней среды организации.
Анализ влияния инновационных мероприятий на организацию труда
Раздел ПМ 2. Управление персоналом структурного подразделения
60
МДК 04.01. Основы управления персоналом производственного подразделения
Тема 2.1. Основы кадрового менеджмента
Содержание
10
Концепция «человеческого капитала». Кадровые ресурсы
4
1
Кадровая ситуация в регионе и в отрасли
3
Основные подходы к управлению персоналом
1
Организационная культура. Типология. Нормы организационной культуры и их принятие работниками
2
Приемы и особенности выбора оптимальных решений производственных задач в стандартных и нестандартных ситуациях
2
Подготовка планов работ подчиненных работников
Проведение регулярной технической учебы и инструктажей подчиненных работников перед началом производства работ
Практические занятия
6
10.
Анализ кадровой ситуации в регионе. Анализ кадровой ситуации в отрасли
11.
Характеристики различных видов организационных культур
Тема 2.2. Мотивация персонала
Содержание
14
Этика деловых отношений
10
1
Внешние и внутренние факторы, влияющие на эффективность работы персонала подразделения. Роль личного вклада руководителя
1
Регулирование и разрешение конфликтов в трудовом коллективе
1
Система материальной и нематериальной мотивации персонала
2
Приемы мотивации коллектива
2
Практические занятия
4
12.
Деловая игра «Мотивация сотрудников производственного подразделения»
13.
Выбор и использование различных управленческих стилей (решение ситуационных задач)
Тема 2.3. Нормативное обеспечение управления персоналом
Содержание
16
Основные положения законодательных актов в области трудовых отношений
8
1
Устав организации. Правила внутреннего трудового распорядка. Трудовой договор. Должностные инструкции. Локальные акты организации
1
Аттестация сотрудников. Назначение, порядок проведения. Заключения аттестационной комиссии
2
Нормативная база системы поощрений и наказаний
2
Методика расчета численности подразделения
2
Определение состава бригады по численности и квалификации с учетом условий выполнения работ
Оформление, выдача нарядов-допусков и распоряжений на проведение работ на оборудовании согласно действующей нормативно-технической документации
Ознакомление производителей работ и рабочих с проектами производства работ (технологическими картами)
Организация работ в соответствии с проектами производства работ, технологическими картами
Организация проведения аварийно-восстановительных работ на воздушных линиях электропередачи
Экспертное участие в составе комиссии в расследовании аварий, дефектов и отказов воздушных линий электропередачи, технологических нарушений и несчастных случаев
Практические занятия
8
14.
Расчет численности подразделения
15.
Принятие управленческих решений по результатам аттестации работников (решение ситуационных задач)
Тема 2.4. Обеспечение безопасности ведения работ
Содержание
20
Нормативно-правовая база по охране труда. Право работников на труд, отвечающий требованиям безопасности
12
1
Обязанности работодателя и работника по охране труда. Ответственность юридических и физических лиц за нарушение действующего законодательства в области охраны труда
2
Принципы организации охраны труда на предприятиях
1
Контроль правильного хранения, использования и списания материальных ресурсов
Обеспечение подчиненных работников инструкциями по эксплуатации оборудования, производственно-технологической документацией
Проверка соответствия подготовленного рабочего места указаниям наряда или распоряжения
Контроль наличия, комплектности необходимых средств защиты, приспособлений, такелажа, ограждающих устройств, инструмента, приборов контроля и безопасности
Контроль наличия и правильности эксплуатации средств механизации и транспортных средств, специального оборудования и приспособлений, применяемых при ремонте, своевременности их доставки на ремонтируемые объекты и перемещения между объектами
Обеспечение подчиненных работников спецодеждой, средствами защиты и предохранительными приспособлениями
Организация подготовки рабочих мест для безопасного производства работ, проверка отсутствия напряжения при допуске бригады к ремонту
Сдача-приемка рабочих мест, материально-технических ресурсов после проведения работ
Мероприятия по предотвращению производственного травматизма. Контроль соблюдения правил техники безопасности.
Контроль соблюдения подчиненными работниками мер безопасности, необходимых по условиям выполнения работ
Контроль действий членов бригады, в том числе для исключения ошибочного попадания их на действующее оборудование и несанкционированного выхода из зоны рабочего места
Контроль соблюдения технологической последовательности, правил производства работ, оперативное выявление и устранение причин их нарушения
Приостановление работы в случаях, когда нарушение требований охраны труда может повлечь за собой угрозу здоровью или жизни рабочих, с немедленным сообщением об этом руководителю
2
Виды инструктажей по охране труда, порядок их проведения и оформления
2
Классификация несчастных случаев на производстве
1
Порядок расследования и документального оформления несчастных случаев на производстве
Экспертное участие в составе комиссии в осмотре и опробовании воздушных линий электропередачи, сдаваемых в ремонт и вводимых в эксплуатацию после проведения на них ремонтных, строительных и монтажных работ
2
Порядок возмещения работодателем вреда, причиненного здоровью работника, в связи с несчастным случаем
2
Практические занятия
8
16.
Толкование основных нормативно-правовых актов по охране труда. Проведение и документальное оформление различных видов инструктажа по охране труда
17.
Обеспечение безопасных условий труда в производственном подразделении (решение ситуационных задач). Документальное оформление несчастных случаев на производстве
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. Управление персоналом структурного подразделения
Выполнение домашних заданий
Изучение нормативно-правовых актов по темам программы
Самостоятельное изучение учебной и специальной технической литературы по темам программы
Систематическая проработка конспектов занятий.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Оформление выполненных практических работ, отчетов и подготовка к их защите
30
Примерная тематика домашних заданий
Характеристика организационной культуры различных организаций.
Характеристика различных управленческих стилей.
Анализ возможностей руководителя производственного подразделения для мотивации персонала.
Анализ поведения сотрудников в конфликтной ситуации.
Анализ примеров разрешения конфликтов в трудовом коллективе.
Анализ должностных инструкций работников организаций.
Анализ подходов к организации охраны труда на предприятиях
Анализ типичных несчастных случаев на производстве
Раздел ПМ 3. Управление качеством
30
МДК 04.01. Основы управления персоналом производственного подразделения
Тема 3.1. Нормативная основа управления качеством
Содержание
6
Современные концепции менеджмента качества
4
1
Применение международных и отечественных стандартов качества для создания и совершенствования систем менеджмента качества организаций
2
Практические занятия
2
18.
Сравнение международных и отечественных стандартов качества
Тема 3.2. Эффективная организация труда
Содержание
16
Задачи и принципы организации труда. Виды технического обслуживания и ремонта оборудования, последовательность процессов, современные средства обработки информации.
12
1
Рациональная организация рабочего места. Эргономические характеристики рабочего места
2
Принципы рационального использования рабочего времени. Контроль использования рабочего времени. Принципы и методы руководства, оперативные действия при решении задач, стоящих перед персоналом.
1
Разделение труда по характеру выполняемых функций по профессиональному и квалификационному характеру
2
Виды норм затрат труда. Методы нормирования труда. Перечень оперативно-технической документации и требования к ее оформлению.
Инструкции по заполнению технических журналов. Типовые нормы времени и расходов технических материалов.
2
Характеристика производительности труда персонала. Показатели уровня производительности труда: выработка и трудоемкость. Методы измерения производительности труда
2
Практические занятия
4
19.
Планирование производственных заданий для работников. Определение норм затрат труда. Определение главных направлений в работе по монтажу техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи. Постановка перед коллективом задачи по выполнению работ и контроль их результатов. Заполнение бланков оперативно-технической документации, ведение технических журналов.
20.
Расчет производительности труда Расчет расходов технических материалов и человеко-часов на производство работ.
Тема 3.3. Методы контроля и управления качеством
Содержание
8
Оценка качества как основа формирования механизма управления качеством продукции
6
1
Инструменты управления качеством: простые инструменты контроля качества (Q7), методы статистического управления качеством (SQC), инструменты управления качеством (N7). Прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы в области организации управления производством.
1
Контроль и текущая оценка достигнутого уровня качества, включая входной, операционный и приемочный контроль технологических процессов и производственных операций, а также проведение инспекционного контроля
2
Практические занятия
2
21.
Контроль качества продукции. Контроль качества технологических процессов и производственных операций
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2. Управление персоналом структурного подразделения
Выполнение домашних заданий
Изучение нормативно-правовых актов по темам программы
Самостоятельное изучение учебной и специальной технической литературы по темам программы
Систематическая проработка конспектов занятий.
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.
Оформление выполненных практических работ, отчетов и подготовка к их защите
Подготовка бригады к выполнению работ по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи
Руководство работой бригады по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий
15
Примерная тематика домашних заданий
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Производственная практика (по профилю специальности) виды работ:
- участие в планировании деятельности работников по выполнению производственных заданий;
- проведение инструктажа работников по безопасному ведению работ;
- выполнение работ по оценке экономической эффективности производственной деятельности;
- контроль качества выполнения работ (производственных заданий).
36
255
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы модуля имеется в наличии учебный кабинет «Управления персоналом».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- рабочие места обучающихся (рабочие столы и стулья);
- рабочее место преподавателя;
- доска для записей;
- комплекты учебно-методической и информационно-справочной литературы;
- зона для проведения тренингов;
- раздаточные материалы для тренингов (листы бумаги различных цветов и форматов, краски и кисточки, фломастеры, мячи, ленты, коробки и т. п.);
- стеллажи для экспозиции;
- шкафы для хранения.
Технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением общего и профессионального назначения;
- периферийное оборудование компьютера: принтер, сканер;
- копировальный аппарат;
- мультимедийное оборудование;
- интерактивная доска.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику в организациях по профилю специальности.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
Каждому обучающемуся должно быть предоставлено рабочее место.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
Основные источники:
Драчева Е.Л., Менеджмент. Учебник. 11-е изд., стер. – М.: Академия, 2010.
Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учебник для СПО. 11-е изд. – М.: Феникс, 2010.
Канке А.А., Кошевая И.П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012.
Дополнительные источники:
Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Учебник. 8-е изд., стер. – М.: Академия, 2010.
Борисов В.К., Панина Е.Н. Этика деловых отношений: Учебник. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011.
Драчева Е.Л. Менеджмент. Практикум. – М.: Академия, 2010.
Зайцева Т.В., Зуб А.Т. Управление персоналом. – М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2012.
Кибанов А.Я. Управление персоналом. Учебное пособие для ССУЗов, 2-е изд. – М.: КноРус, 2012.
Менеджмент. Учебное пособие для ССУЗов / Под ред. Разу М.Л. – М.: КноРус, 2010.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
При изучении данного модуля необходимо постоянно обращать внимание на то, как практические навыки и изученный теоретический материал могут быть использованы в будущей практической деятельности. При выборе методов обучения предпочтение следует отдавать тем, которые способствуют лучшему установлению контакта с обучающимися и лучшему усвоению ими материала. Занятия по изучению междисциплинарного курса профессионального модуля «Управление персоналом производственного подразделения» проводятся в аудиториях образовательного учреждения. Целесообразно использовать лекционно-семинарские формы; проводить организационно-деятельностные и деловые игры, тренинги, анализировать кейсы (практические ситуации), обучающиеся должны иметь возможность работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику. Желательно организовать экскурсию в организации, деятельность которых максимально приближена к будущей профессиональной деятельности выпускников.
Производственная практика по профилю специальности должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Руководство практикой по профилю специальности осуществляют руководители практики от образовательного учреждения (преподаватели) и руководители практики от организации. Формы отчетности по результатам учебной практики определяются образовательным учреждением (дневник-отчет, отчет и др.).
В период прохождения практики студенты обязаны:
выполнять правила внутреннего распорядка, требования техники безопасности в организации прохождения практики;
выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики, соблюдая график ее прохождения;
творчески относиться к выполнению порученных заданий;
представить отчетные документы по программе практики в установленной форме.
Студенты имеют право:
- по всем вопросам, возникающим в процессе освоения профессионального модуля, обращаться к администрации образовательного учреждения, преподавателям, руководителям практики;
- вносить предложения по совершенствованию образовательного процесса, в том числе по организации производственной практики.
При освоении программы настоящего профессионального модуля предусмотрено проведение консультаций, формы которых (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
Перед освоением программы настоящего профессионального модуля следует предварительно освоить программы следующих дисциплин:
- «Метрология, стандартизация и сертификация»;
- «Информационные технологии в профессиональной деятельности»;
- «Основы экономики»;
- «Правовые основы профессиональной деятельности»;
- «Охрана труда»;
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
Реализация программы профессионального модуля в части освоения междисциплинарного курса «Основы управления персоналом производственного подразделения» должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование по специальности «Менеджмент». Опыт деятельности в сфере управления является обязательным для преподавателей. Они должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Педагогические кадры, осуществляющих руководство практикой в рамках настоящего профессионального модуля, должны иметь высшее образование, соответствующее профилю специальности, опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы, проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения
профессионального модуля
(вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 4.1. Планировать работы персонала по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи
Обоснованность планирования производственных заданий
Адекватность выбора методов управления, обеспечивающих выполнение производственных заданий
Выполнение практических заданий
ПК 4.2. Обеспечивать оперативное руководство работой персонала при монтаже, техническом обслуживании, ремонте и реконструкции линий электропередачи
Оптимальность выбора методов руководства и решения производственных задач в условиях нестандартных ситуаций
Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе обучения
ПК 4.3. Оформлять оперативно-техническую документацию работ персонала по монтажу, техническому обслуживанию, ремонту и реконструкции линий электропередачи в соответствии с существующими требованиями
Точность оформления оперативно-технической документации работ персонала
Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося на производственной практике
ПК 4.4. Выполнять технико-экономические расчеты затрат на производимые работы
Верность оценки экономической эффективности производственной деятельности
Выполнение практических заданий.
Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося на производственной практике
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие
компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- активность и инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности;
- участие в студенческих конференциях, конкурсах и т.п.
Наблюдение и оценка на занятиях и в процессе учебной и производственной практик
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
- обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач;
- своевременность выполнения работ и оценка их качества и точности.
Экспертная оценка решения ситуационных задач
Наблюдение и оценка на занятиях и в процессе учебной и производственной практик
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
- быстрота оценки ситуации и адекватность принятия решений проблемных задач;
Экспертная оценка решения ситуационных задач
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
- результативность поиска информации в различных источниках, в т.ч. сети Интернет;
- адекватность отбора и использования полученной информации для решения профессиональных задач.
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях и в процессе учебной и производственной практик
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- результативность поиска информации в Интернете;
- адекватность отбора и использования информации для решения профессиональных задач.
Наблюдение и оценка на практических занятиях
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
- соблюдение этических норм при взаимодействии с обучающимися, преподавателями и администрацией, коммуникативная толерантность.
Наблюдение и оценка на занятиях, в процессе учебной и производственной практик
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий
Результативность исполнения функций руководителя работ, выполняемых группой
Наблюдение и оценка на практических занятиях
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
- позитивная динамика учебных достижений;
- участие в различных семинарах и конференциях.
Наблюдение и оценка
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
- участие в студенческих конференциях, конкурсах в области геодезии;
- быстрота оценки ситуации и адекватность принятия решений проблемных задач;
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях
Аттестация по МДК проводится в форме экзамена.
Разработчики: ___________ Н.В. Кулиш
__________ И.В. Караева
13PAGE 15
Заголовок 1Заголовок 415