Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) художественно-эстетической направленности Талисман
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
НИЖНЕГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ
Протокол заседания методист зам. директора
педагогического совета МБОУДО «ЦДЮТ» МБОУ ДО «ЦДЮТ»
______________ 2016г. ____________2016г.
от ______ 2016г. №___ __ С.А.Лебединская ____Д.Э. Усманова
Дополнительная общеобразовательная программа
(дополнительная общеразвивающая программа)
художественно-эстетической направленности
Талисман
Возраст обучающихся
от 4,5 до 7 лет
Срок реализации 2 года
Авторы– Россия, Краснодарский край, г. Геленджик
Центр развития творчества детей и юношества
Педагог дополнительного образования
Нешета В.В.
Педагог дополнительного образования
Маркевич Яна Александровна
Нижнегорский
2016г.
Пояснительная записка
Направленность программы «Талисман» по содержанию является художественно-эстетической, групповой, общедоступной, двухгодичной.
Программа разработана. Обучение в МБОУ ДО «ЦДЮТ» начинается с 4.5 лет. Наполняемость не превышает 15 человек на одном занятии, что соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
При организации учебно-воспитательного процесса используется:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468).
3. Приказ Минобрнауки РФ от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
4. Постановление от 04.07.2014г. № 41 «Об утверждении САНПИН 2.4.4. 3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
5. Постановление Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
6. Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Цент детского и юношеского творчества» Нижнегорского района Республики Крым. На основе программы и методических разработок педагога дополнительного образования Нещета В.В. Россия, Краснодарский край, г. Геленджик, Центр развития творчества детей и юношества.
Актуальность состоит в том, что в годы дошкольного возраста закладываются
основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется его личность.
Образовательная программа дополнительного образования детей и взрослых предоставляет широкие возможности обучения основам танцевального искусства, дает возможность ввести детей 4–7-ми лет в мир хореографии, с помощью игровых технологий познакомить с некоторыми хореографическими жанрами, видами и стилями.
Прослушивание ритмичной танцевальной музыки развивают и внутренне обогащают, прививают умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.
Педагогическая целесообразность программы разработана с учётом современных образовательных технологий.
Образовательная программа по хореографии «Талисман » определена тем, что ориентирует на приобщение каждого ребенка к танцевально-музыкальной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание индивидуального творческого продукта.
Кроме того, целесообразность образовательной программы мы видим в формировании учащегося чувства ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в коллективном процессе (общий танец), с одной стороны, и формировании самодостаточного проявления, всего творческого потенциала при выполнении индивидуальных партий ребенка в коллективном постановочном процессе формирования танцевального номера, с другой стороны.
Занятия осуществляются с учетом возрастных особенностей детей.
У детей на пятом году формируется навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, дети могут самостоятельно менять движения в соответствии с музыкой. Совершенствуются танцевальные движения, умение двигаться в парах по кругу, в танцах и хороводах, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения, подскоки.
На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.
Дети седьмого года жизни имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с ноги на ногу; самостоятельно строить круг, расширяя и уменьшая его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами; выполнять различные движения с предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения (выставлять ноги вперед на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружиться, продвигаясь вперед), способны передавать игровые образы различного характера.
Цель программы – Развить у детей любовь к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.
Задачи программы:
Сформировать у детей художественно-эстетический вкус.
Воспитать танцевальную культуру.
Ознакомить с основами классического, народного и современного танца.
Развить ассоциативность образность творческого мышления.
Развить силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю.
Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце.
Избавить от стеснительности, зажатости, комплексов.
Сформировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений и поз.
Отличительные особенности данной образовательной программы является изучение нескольких танцевальных направлений: классический, народный и современный.
Возраст детей, участвующих для реализации данной образовательной программы: от 4,5 до 7 лет.
Срок реализации программы два года обучения: начального и основного уровня.
Количество детей в группе первого и второго года обучения предусматривает 15 человек.
Режим занятий:
Первый год обучения 4 часа – 2 раза по 2 часа.
Второй год обучения 6 часов – 3 раза по 2 часа.
Продолжительность: занятие 30 – 35 минут, перерыв - 15 минут.
Основные формы работы с учащимися:
Игровая форма. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста..
Наглядная – выразительный показ под счет, с музыкой.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-ритмического движения.
Ожидаемые результаты:
В конце первого года обучения ребята будут знать:
Музыкальные размеры, темп и характер музыки;
Хореографические названия изученных элементов;
Требования к внешнему виду на занятиях;
Позиции ног и рук в разных стилях танцев.
Как воспроизводить заданный ритмический рисунок хлопками;
Как ориентироваться в пространстве;
Координацию своих движений;
Элементы классического, народного и современных танцев;
Исполнять хореографический этюд в группе.
После второго года обучения дети будут уметь:
Свободно ориентироваться в зале и на сцене;
Совершенствовать правильную осанку;
Совершенствовать танцевальную память.
Передавать эмоциональное настроение на сцене.
Формы подведения итогов
Контроль усвоения программного материала осуществляется путем проведения начальных, промежуточных, итоговых диагностик и обобщающих занятий, а также при наблюдении за обучающимися в процессе обучения.
Начальный контроль осуществляется в начале года.
Промежуточный контроль осуществляется по итогам первого полугодия в середине года, определить изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. Оценивается правильность исполнения; техничность, активность, уровень физической нагрузки, знание теоретической и практической части.
Итоговый контроль проходит в конце учебного года (апрель-май), служит для выявления уровня освоения обучающимися программы за год, изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. В ходе итогового годового контроля оценивается : правильность исполнения, техничность, активность, уровень физической нагрузки, знание теоретической и практической части, творческий подход, артистичность.
Критерии оценивания
1 – начальный уровень: задания выполняются частично, при исполнении нет четкости в танцевальных движениях. Не выполняет требования педагога.
2 - средний уровень: задания выполняются частично. Учебные действия, однако, не носят осмысленный полностью и уверенный характер, требуется теоретическая и практическая дополнительная подготовка. Постановка корпуса не верная, допускаются ошибки. Обучающийся исполняет комбинацию не в характере, без стиля и манеры изучаемой национальности.
3 – высокий уровень: упражнения выполняются полностью, безошибочно, самостоятельно, эмоционально, в характере исполнения в полном объеме..
№ Фамилия Имя Шаги Прыжки Растяжка Музыкальность Ритмичность Количество баллов Средний бал
Всего Учебно-тематический план первый год обучения
№ Раздел, темы Количество часов
теория практика итого
1. Вводное занятие 2 - 2
2. Азбука музыкального движения 10 12 22
3. Партерная гимнастика 12 12 24
4. Элементы классического танца 12 12 24
5. Элементы народного танца 12 15 27
6. Элементы современного танца 11 12 23
7. Репетиционно-постановочная работа - 20 20
8. Итоговое занятие 1 1 2
Всего 60 84 144
Содержание программы
1.Вводное занятие(2 часа)
Цели и задачи творческого коллектива. Знакомство с историей танца. Беседа о правилах техники безопасности. Беседа о правильной форме одежды на хореографических занятиях.
2.Азбука музыкального движения(22 часа)
Слушание музыки, определение ее темпа, характера, настроения.
Разучивание поклона.
Виды шагов.
Изучение музыкального размера 2\4, выделение сильной доли.
Ритмические комбинации на хлопки и притопы.
«Разминка».
Упражнения на развитие ориентации в пространстве: самостоятельно находить свое место в зале, построение в линию, в 2 линии, построение в круг.
3.Партерная гимнастика (24 часа)
Различные положения стоп – выворотные и не выворотные, для голеностопа – «утюжки»
работа стоп к себе и от себя, из 6 позиции в 1 позицию, круговые движения.
Упражнения для тазобедренной выворотности «бабочка», «Лягушка»,
Упражнения для укрепления мышц спины и подвижности позвоночника:
«Березка», «Змейка», «Кошечка».
4.Элементы классического танца. (24 часов)
Прослушивание классической музыки, определение темпа, характера.
Изучение поклона. Изучение позиций рук и ног классического танца. Марш с носка. Марш с пятки. Марш на полупальцах. Марш со стопой на ребре. Марш с поднятыми коленями. Разучивание движений классического танца demi and grand plie по 1 и 2 по зициям, battement tendu по 1 позиции, rond de jambe par terrre по 1 позиции, grand battement по 3 позиции.
5. Элементы народного танца (27 часа)
Прослушивание народной музыки, определение темпа, строение, контрастность.
Изучение поклона. Изучение позиций рук и ног в народном танце.
Изучение базового движения, бега с отведением ног назад, бег с коленями вперед, подскоки на месте и в продвижении, притопы, галоп, ковырялочка, елочка, припадание, упадание. Изучение рисунков: «шеен», карусель», улитка», перестроения линиями, «расческа».
6.Элементы современного танца (23 часов)
Прослушивание современной музыки, определение темпа, строение, вслушивание в слова.
Разучивание ритмики по частям тела: шея, плечи, пальцы, кисти, локти, предплечье, тазобедренные упражнения, колени, стопы.
Упражнения на развитие актерского мастерства.
7. Репетиционно-постановочная работа (20 часов)
Изучение танцевальной лексики. Изучение этюдов. Прививание навыков ансамблевого исполнения. Прививание навыков синхронного исполнения. Прививание навыков выразительного исполнения. Постановка народных танцев. Постановка современных танцев. Репетиции выученных танцев. Работа с солистами и одаренными обучающими
Итоговое занятие.(2 часа) концерт. Показ умений достигнутых за прошедший год.
Учебно-тематический план
второй год обучения
№ Название темы Количество часов
теория практика итого
1. Вводное занятие 3 - 3
2. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений 15 20 35
3. Партерная гимнастика 18 20 38
4. Элементы классического танца 18 20 38
5. Элементы народного танца 18 20 38
6. Танцевальные этюды, игры, танцы. Элементы современного танца 17 20 37
7. Репетиционно-постановочная работа - 24 24
8. Итоговое занятие. 1 2 3
Всего 90 126 216
Содержание программы
Вводное занятие (3 часа)
Хореография как вид искусства. Правила поведения в хореографическом зале. Беседа о правилах техники безопасности. Обозначение целей и задач на будущий год.
Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений (35 часов)
Закрепление изученных движений и ознакомление с новыми элементами танцевальной азбуки.
Разучивание упражнений:
- для головы: наклоны вперед, назад, в стороны, по полукругу, по кругу;
- для плеч: спокойные и быстрые подъемы вверх и опускания их вниз;
- для рук, кистей пальцев. Работа над выразительностью подъема рук в стороны или вверх;
- упражнения с предметами.
Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины, постановкой головы.
Выполнение проученных движений танцевальной азбуки.
Партерная гимнастика (38 часов)
Беседа на тему «история возникновения танца».
- образные движения;
Танцевальные этюды на полу.
Выполнение проученных упражнений партерной гимнастики на растяжку и гибкость.
Элементы классического танца (38 часов)
Прослушивание классической музыки, определение темпа, характера.
Изучение поклона. Повторение позиций рук и ног классического танца. Изучение комбинированных позиций рук классического танцев. Изучение 1-го и 2-го пордебра. Марш с носка. Марш с пятки. Марш на полупальцах. Марш со стопой на ребре. Марш с поднятыми коленями. Повторение выученных движений классического танца demi and grand plie по 1 и 2 позициям, battement tendu по 1 позиции, rond de jambe par terrre по 1 позиции, grand battement по 3 позиции. Разучивание rond de jambe par terre из 1 позиции.
Элементы народного танца (38 часа)
Прослушивание народной музыки, определение темпа, характера. Умение различать музыку разных народнстей.
Ознакомление с новыми элементами танцевальных движений;
- равномерный бег с захлестом голени;
- легкие, равномерные, высокие прыжки;
- перескоки с ноги на ногу;
- простой танцевальный шаг, приставной шаг;
- шаги на полупальцах и пятках;
- притопы: удары стопы в пол равномерно и по три;
- « моталочка».
Выполнение проученных танцевальных движений.
Закрепление танцевальных элементов: полуприседания, повороты на двух ногах, повороты на одной ноге, вынос ноги по квадрату.
Повторение выученных рисунков.
Проведение игр для развития ориентации детей в пространстве.
Танцевальные этюды, игры, танцы. Элементы современного танца(37 часа)
Сочинение танцевальных элементов в статичном положении, а также в продвижении.
Слушание музыки , сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов.
Репетиционно-постановочная работа (24 часа)
Изучение танцевальной лексики. Изучение этюдов. Прививание навыков ансамблевого исполнения. Прививание навыков синхронного исполнения. Прививание навыков выразительного исполнения. Постановка народных танцев. Постановка современных танцев. Репетиции выученных танцев. Работа с солистами и одаренными обучающими.
8. Итоговое занятие.(3 часа) концерт. Показ умений достигнутых за прошедший год.
Методическое сопровождение
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие специального учебного кабинета, станка, скакалки, гимнастического обруча, гимнастического коврика, зеркало, форма для хореографических занятий (трико, купальник, балетки для девочек, футболка, черные штаны, балетки для мальчиков), ручка, аудио- и видеозаписи, видеофильмы, аудиопроигрыватель. Из дидактического обеспечения необходимо наличие тренировочных упражнений, индивидуальных карточек, разноуровневых домашних заданий.
Список литературы:
Для педагога
А. И. Буренина. Программа “Ритмическая мозаика”.
Т. И. Калашникова. Программа музыкально-ритмического воспитания. – ИГПК №1, 2007.
Ветлугина Н. А.Музыкальное развитие ребенка. — М.: Просвещение,
Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение для жизни и искусства. СПб — 1922.
Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. — М., 1960.
Лисицкая Т. Пластика, ритм. — М.: Физкультура и спорт, 1985.
Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие. — М.: Академия, 1999.
Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. Москва,
Просвещение, 1991
Костровицкая В. Сто уроков классического танца, СПб., 1999.
Урунтаева Г. Дошкольная психология, Москва, 1996 .
Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду, Москва, 1985.
«Ритмика для детей: учебно-методическое пособие, Москва, Владос, 2008)
Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая
гимнастика для детей: учебно-методическое пособие, СПб, Детство-
пресс, 2001.
Барышникова Т. Азбука хореографии, Москва: Айрис Пресс, 1999.
2. Для обучающихся и родителей
Михайлова М.А., Горбина Е.В. Поем, играем и танцуем дома и в саду: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, “Академия развития”, 1997г.
Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество. – с. 9-18. Искусство в школе № 2. – М. 1994.
Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002. С.166.
Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1988. - с.4.
Основные информационные ресурсы в сети Internet (по тематике программы)