Урок русского языка по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова «Написание слов с орфограммой ЖИ-ШИ»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия «Лаборатория Салахова»













ПРОЕКТ УРОКА
по русскому языку








Тема урока: «Обозначение гласных звуков после букв Ж, Ш»
Дата проведения урока:
Класс: 1 «Г»












Тема урока: «Обозначение гласных звуков после букв Ж, Ш».
Цель урока: создать условия для принятия решения задачи обучающимися по поиску выбора гласной И или Ы после Ж и Ш.
Задачи урока:
1. Предметная: отработать умение объяснять выбор гласной буквы после согласных Ж и Ш.
2. Метапредметная: развивать познавательную активность, учить наблюдать, сравнивать, анализировать.
3. Личностная: формировать положительную мотивацию к обучению; формировать ответственное отношение к своей речи.
Тип урока: урок решения частных задач.
Методы и приемы: беседа, демонстрация, рассказ, работа в группах, игра «Живые звуки», «Знаем – Хотим узнать - Узнали».
Оформление доски






пружына
пружИна
Знаем

Хотим узнать
Узнали

А Я
О Ё
У Ю
И Ы
Э Е


Ж

Ш





Ж Ш



Ы ? И


Ж Ш



И
ЖИ - ШИ








машына
машИна









Этап урока

Содержание этапа


Организационный этап
2 минуты
Приветствие: «Доброе утро, девочки».
Вы когда-нибудь задумывались, почему люди говорят друг другу: «Доброе утро»? Ведь придумано кем-то просто и мудро, при встрече здороваться: «Доброе утро»! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, а «доброе утро» длится до вечера.


Анализ условий решения задач
3 минуты
Сегодня на уроке с героями букваря мы отправимся в путешествие по «Стране знаний», и конечно узнаем что-то новое. Чтобы нам было удобнее зафиксировать наши знания Авосик и Небосик, предлагают нам использовать прием «Знаем – хотим узнать - узнали». Так как в таблице есть графа «знаем», давайте вспомним, что мы знаем о работе букв.


Знаю

Хочу узнать
Узнал

А Я
О Ё
У Ю
И Ы
Э Е















Буквы 1 столбика могут выполнять либо 1, либо 2 работы. В зависимости от позиции в слове. Буквы 2 столбика всегда выполняют 2 работы.
Молодцы! Вспомнили, теперь поработаем в букварных тетрадях, чтобы отработать умение называть «работу» букв.

Создание ситуации интеллектуального конфликта
15 минут
Игра «Живые звуки». Прошу встать тех, кто сегодня обнаружил у себя на парте карточку со звуком. «Счастливчики» называют звук, дают ему характеристику.
Пример: звук [ж] – согласный, твердый, звонкий, я звук [п] – согласный, твердый, глухой и т.д.
Таким образом, класс догадывается, звуковую модель какого слова им необходимо составить и записать в тетрадь.
В данном случае это слова: пружина, машина.

Двое работают у доски: ,
Затем составляем буквенные записи с комментированием. На доске появляется запись: П Р У Ж Ы Н А
М А Ш Ы Н А
Дети, работая по привычному способу действия, (Звук [п] обозначаю буквой «пэ», звук [р] обозначаю буквой «эр», звук [у] обозначаю буквой «у», звук [ж] обозначаю буквой «жэ», звук [ы] обозначаю буквой «ы» и т.д.) допускают ошибку в записи слова.
Авосик и Небосик, так же как и вы составляли звуковые и буквенные модели этих слов. Авосик, как всегда, понадеявшись на авось, сделал такие записи:
А Небосик, решив, небось, повезет, сделал такие записи:
Кто прав?
Оценив работу, обучающиеся высказывают свои мнения по поводу выбора букв Ы, И после Ж и Ш.
С какой проблемой мы столкнулись? Точно не знаем, какую гласную выбрать.
В графе «Хотим узнать» появляется запись, обозначающая выбор гласной.

Знаем

Хотим узнать
Узнали

А Я
О Ё
У Ю
И Ы
Э Е


Ж

Ш





Ж Ш



Ы ? И

















Решение задачи, конструирование нового способа действий
10 минут
Что нужно учесть, при выборе гласной? Нужно учесть то, что звуки [ж] [ш] не парные по мягкости-твердости, и помощник в обозначении мягкости им не нужен, т.е. после этих букв должна стоять гласная, выполняющая 1 работу, самой подходящей из этого списка является буква И.
Вносим дополнения в графу «Узнали» эти сведения.

Знаем

Хотим узнать
Узнали

А Я
О Ё
У Ю
И Ы
Э Е


Ж

Ш





Ж Ш



Ы ? И


Ж Ш



И
ЖИ - ШИ















Теперь, когда мы выяснили, какую же все-таки гласную писать после Ж и Ш, закрепим знания, поработав в группах. Но сначала Авосик и Небосик приглашают вас на физминутку. Если в песенке вы услышите слова с новой орфограммой, хлопните в ладоши.
Физминутка: «На болоте жабы жили и друг с другом так дружили»
Задания для групповой работы:
Угадай и запиши слово. Подчеркни орфограмму.
1 группа:
Кот живёт у нас на крыше,
А в чулане живут ________ .
2 группа:
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни ___________ .
3 группа:
По полям бегут ручьи,
На дорогах _________
Скоро выйдут муравьи
После зимней _________ .

4 группа:
Покружилась в воздухе
Звёздочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Это __________)
Авосик и Небосик очень благодарны вам за работу и оказанную помощь, теперь они и мы с вами познакомились и узнали новую орфограмму. А наши герои с вами не прощаются, они приглашают вас продолжить путешествие по «Стране знаний» на следующем уроке.


Рефлексия
5 минут
Рефлексия «Лесенка успеха». На партах лежат фигурки с изображением человечка, а на слайде лесенка, состоящая из 3-х ступенек. Прикрепите человечка на ту ступеньку, которую считаете нужной:
1 ступенька – у меня ничего не получилось, я не поняла тему урока;
2 ступенька – у меня были затруднения в процессе выполнения заданий;
3 ступенька – у меня все получилось, со всеми заданиями справилась.
Спасибо за работу! До свидания!







Уруьуйдар 008Уруьуйдар 00815