Контрольная работа по роману-эпопее М.Шолохова Тихий Дон (12 класс)
МИНИСТЕРСТВО
ПРОСВЕЩЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА МУНИЦИПИЯ БЭЛЦЬ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ ИМЕНИ Н.В. ГОГОЛЯ
Фамилия_______________________________
Имя___________________________________
Отчество______________________________
Класс_____________________________________
«Утверждаю»
Директор
теоретического лицея
имени Н.В. Гоголя
_______________Плешко Н.В.
«___» ____________ 2015 года
Контрольная работа
по линии администрации лицея
РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
в XII классе
17 ноября 2015 года
Время выполнения: 90 минут
Необходимые материалы: ручка с синей пастой.
_______________________________________________________________
Памятка:
Внимательно прочитайте задания.
Выполнение каждого из них является обязательным.
_____________________________________________________________________________________
Желаем успехов!
Проверяющий___________________________________ Количество баллов__________
Прочитайте внимательно фрагмент романа М.А.Шолохова «Тихий Дон» (книга 4, часть 8, глава 7) и выполните задания.
Он спал, слегка приоткрыв губы, мерно дыша. Черные ресницы его, с сожженными солнцем кончиками, чуть вздрагивали, шевелилась верхняя губа, обнажая плотно сомкнутые белые зубы. Аксинья всмотрелась в него внимательнее и только сейчас заметила, как изменился он за эти несколько месяцев разлуки. Что-то суровое, почти жестокое было в глубоких поперечных морщинах между бровями ее возлюбленного, в складках рта, в резко очерченных скулах… И она впервые подумала, как, должно быть, страшен он бывает в бою, на лошади, с обнаженной шашкой. Опустив глаза, она мельком взглянула на его большие узловатые руки и почему-то вздохнула.
Спустя немного Аксинья тихонько встала, перешла поляну, высоко подобрав юбку, стараясь не замочить ее по росистой траве. Где-то недалеко бился о камни и звенел ручеек. Она спустилась в теклину лога, устланную замшелыми, покрытыми прозеленью, каменными плитами, напилась холодной родниковой воды, умылась и досуха вытерла порумяневшее лицо платком. С губ ее все время не сходила тихая улыбка, радостно светились глаза. Григорий снова был с нею! Снова призрачным счастьем манила ее неизвестность… Много слез пролила Аксинья бессонными ночами, много горя перетерпела за последние месяцы. Еще вчера днем, на огороде, когда бабы, половшие по соседству картофель, запели грустную бабью песню, – у нее больно сжалось сердце, и она невольно прислушалась.
Тега-тега, гуси серые, домой,
Не пора ли вам наплаваться?
Не пора ли вам наплаваться,
Мне, бабеночке, наплакаться… –
выводил, жаловался на окаянную судьбу высокий женский голос, и Аксинья не выдержала: слезы так и брызнули из ее глаз! Она хотела забыться в работе, заглушить ворохнувшуюся под сердцем тоску, но слезы застилали глаза, дробно капали на зеленую картофельную ботву, на обессилевшие руки, и она уже ничего не видела и не могла работать. Бросив мотыгу, легла на землю, спрятала лицо в ладонях, дала волю слезам…
Только вчера она проклинала свою жизнь, и все окружающее выглядело серо и безрадостно, как в ненастный день, а сегодня весь мир казался ей ликующим и светлым, словно после благодатного летнего ливня. «Найдем и мы свою долю!» – думала она, рассеянно глядя на резные дубовые листья, вспыхнувшие под косыми лучами восходящего солнца.
Возле кустов и на солнцепеке росли душистые пестрые цветы. Аксинья нарвала их большую охапку, осторожно присела неподалеку от Григория и, вспомнив молодость, стала плести венок. Он получился нарядный и красивый.
Аксинья долго любовалась им, потом воткнула в него несколько розовых цветков шиповника, положила в изголовье Григорию.
№ Тестовые задания Баллы
1. Озаглавьте композиционно-смысловые части предложенного фрагмента (можно использовать цитатный план).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ L/0/1/2/3
2. Подберите по одному синониму к выделенным словам:
Тихая улыбка__________________________________________________
Призрачное счастье_________________________________________________
Окаянная судьба____________________________________________________ L/0/1/2/3.
3. Выпишите антонимические пары (не менее 3-х). Прокомментируйте функцию их использования в тексте.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ L/0/1/2/3
0/2/4.
4. Поясните функцию умолчания в данном фрагменте. Каким графическим средством оно выражено в тексте?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ L/0/2/4
0/1
5. Охарактеризуйте душевное состояние Аксиньи, опираясь на текст (5-6 предложений).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ L/0/2/4/6
6. Как пейзаж помогает раскрыть душевное состояние героини? (5-6 предложений)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ L/0/2/3/4
7. В 3-4 предложениях прокомментируйте содержание данной фразы.
И она впервые подумала, как, должно быть, страшен он бывает в бою, на лошади, с обнаженной шашкой. Опустив глаза, она мельком взглянула на его большие узловатые руки и почему-то вздохнула.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ L/0/2/4/6
8 Меняются ли отношения Григория и Аксиньи от начала к концу романа? Почему Шолохов «не даёт» своим любимым героям счастья?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ L0/1/2/3/4/5/6/7/8/9/10
СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА
44 балла+15 баллов
Тестовые задания Критерии оценивания Всего баллов
1. Озаглавьте композиционно-смысловые части предложенного фрагмента (можно использовать цитатный план).
Всего 3 балла.По 1 баллу – за каждый заголовок, соответствующий содержанию. 3
Подберите по одному синониму к выделенным словам:
Тихая улыбка-
Призрачное счастье-
Окаянная судьба- Всего 3 балла.
По 1 баллу за каждый правильно подобранный синоним.
3
3. Выпишите антонимические пары (не менее 3-х). Прокомментируйте функцию их использования в тексте.
Всего 7 баллов.3 балла - приведены 3 примера антонимических пар.
2 балла – приведены 2 примера антонимических пар.1 балл – приведен 1 пример антонимических пар..0 баллов – неправильно выполнено задание.
4 балла - дан правильный комментарий использования антонимических пар в тексте, высказывание связно и логично.
2 балла – незначительные отклонения в объяснении использования антонимических пар, незначительные нарушения связности и логичности высказывания.
0 баллов – неверный комментарий. 7
4. Поясните функцию умолчания в данном фрагменте. Каким графическим средством оно выражено в тексте?
Всего 5 баллов.4 балла –дано правильное пояснение функции умолчания в данном фрагменте, высказывание связно и логично.
2 балла –незначительные нарушения связности и логичности высказывания.
0 баллов – пояснение неверно.
1 балл – верное определение графического средства.
0 баллов – графическое средство определено неверно. 5
5. Охарактеризуйте душевное состояние Аксиньи, опираясь на текст (5-6 предложений).
Всего 6 баллов.
6 баллов– самостоятельность полная, личностная позиция выражена, аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи, незначительные нарушения аргументации.
4 балла - самостоятельность полная, личностная позиция выражена, аргументированное изложение мыслей, отклонения от коммуникативных качеств речи незначительно.
2 балла - самостоятельность неполная, личностная позиция выражена недостаточно четко, незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи.
0 баллов – самостоятельность отсутствует, личностная позиция не выражена. 6
6. Как пейзаж помогает раскрыть душевное состояние героини? (5-6 предложений)
Всего 4 балла.
4 балла - самостоятельность полная, личностная позиция выражена, аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи, незначительные нарушения аргументации.
2 балла - самостоятельность неполная, личностная позиция выражена недостаточно четко, незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи.
0 баллов – самостоятельность отсутствует, личностная позиция не выражена. 4
7. В 3-4 предложениях прокомментируйте содержание данной фразы.
И она впервые подумала, как, должно быть, страшен он бывает в бою, на лошади, с обнаженной шашкой. Опустив глаза, она мельком взглянула на его большие узловатые руки и почему-то вздохнула.
Всего 8 баллов.4 балла - самостоятельность полная, личностная позиция выражена;
2 балла - самостоятельность неполная, личностная позиция выражена недостаточно четко;
0 баллов – самостоятельность отсутствует, личностная позиция не выражена.
2 балла – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств письменной речи;
1 балл – за незначительные нарушения аргументации и незначительные отклонения от коммуникативных качеств речи;
0 баллов – за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и коммуникативных качеств речи. 6
8. Меняются ли отношения Григория и Аксиньи от начала к концу романа? Почему Шолохов «не даёт» своим любимым героям счастья?
Всего 10 баллов
а) За соответствие содержания ответа предложенной теме:
4 балла – за полное соответствие содержания ответа предложенной теме;
2 балла - за незначительное отклонение в содержании ответа предложенной теме;
0 баллов - за несоответствие содержания ответа предложенной теме.
б) За аргументированность, языковое богатство и соблюдение коммуникативных качеств
письменной речи (правильности, логичности, смысловой точности, выразительности):
3 балла – за аргументированное изложение мыслей, языковое богатство и соблюдение основных
коммуникативных качеств письменной речи;
2 балла – за незначительные нарушения аргументации и отклонения от основных коммуникативных качеств речи;
1 балл – за частичную аргументированность и значительные отклонения от основных коммуникативных качеств речи;
0 баллов - за полное отсутствие аргументации, языкового богатства и серьезные отклонения от основных
коммуникативных качеств речи.
в) За композиционную стройность и стилевое единство ответа:
3 балла – за стройную, логически выстроенную композицию и полное стилевое единство ответа;
2 балла - за частичное нарушение композиции и стилевого единства ответа;
0 баллов - за полное отсутствие композиционной стройности и стилевого единства ответа. 10
Грамотность и оформление экзаменационной работы (15 б)
Схема оценивания Всего баллов
Орфографические ошибки нет ни одной ошибки 3
1-2 ошибки 2
3 - 4 ошибки 1
более 4 ошибок 0
Пунктуационные ошибки нет ни одной ошибки 3
1-2 ошибки 2
3 - 4 ошибки 1
более 4 ошибок 0
Соблюдение грамматических норм нет ни одной ошибки 3
1-2 ошибки 2
3 - 4 ошибки 1
более4 ошибок 0
Соблюдение стилистических норм нет ни одной ошибки 4
1-2 ошибки 3
3 - 4 ошибки 2
5- 6 ошибок 1
более 6 ошибок 0
Соблюдение требований каллиграфии и оформления письменной речи. Работа написана четким, понятным почерком, отсутствуют исправления, соблюдены поля. 2
Работа написана четким, понятным почерком, есть исправления. 1
Работа написана нечитаемым почерком, много исправлений. 0
Набранные баллы Оценка Набранные баллы Оценка
59-57 10 18-14 4
56-50 9 13-8 3
49-43 8 7-3 2
42-36 7 2-0 1
35-28 6 27 -19 5 МАТРИЦА СПЕЦИФИКАЦИЙ
Познавательная область
Компонент содержания Знание и понимание Применение и анализ (интерпретация) Синтез (интеграция)
Теоретико-литературные понятия 3 5 7
Базовые лингвистические сведения 4 2 Способы/средства работы с текстом 1 6 8
35% 30% 35%