Контрольно оценочные средства по дисциплине Психология общения для специальности 100116 «Парикмахерское искусство»


Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Тольяттинский колледж сервисных технологий и предпринимательства
(ГАОУ СПО ТКСТП)
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«Психология общения»
________________________________________________
по программе подготовки специалистов среднего звена
Специальность 100116 «Парикмахерское искусство»
Тольятти, 2014г.
Одобрен ПЦК
_____________________________
Протокол №
от «____» _______20__г.
___________/________________/
Разработчик
Е.Н. Морозова/_____________/
«____» _______2014г.
«Утверждаю»
Заместитель директора по учебно-методической работе
____________/Жесткова Н.М./
«____» ________20__г.


Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Рабочей программы по предмету «Психология общения»___________________________
________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Результаты освоения учебной дисциплины
Контроль и освоение учебной дисциплины
Комплект контрольно-оценочных средств
Контрольно-оценочные материалы для входного контроля по учебной дисциплине
Контрольно-оценочные материалы для рубежного контроля по учебной дисциплине
Контрольно-оценочные материалы для итогового контроля по учебной дисциплине
5. Форма оценочной ведомости по дисциплине.
ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ОГСЭ.03. Психология общения
(наименование профессионального модуля - указывается в соответствии с ФГОС СПО)
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет____________________________________________________________
2. Результаты освоения учебной дисциплины
В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний:
Таблица 1
Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции Показатели оценки результата Форма
контроля и оценивания
Уметь
У.1. Применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности
использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения Способность к коллективной работе, демонстрация навыков корректного общения с  коллегами, руководством, клиентами. Устный опрос;
Наблюдение и оценка практических занятий;
Тестирование;
Защита результата
У.2. Характеризовать:
У.2.1 Взаимосвязь общения и деятельности грамотное изложение Устный опрос;
У.2.2.
Цели, виды, уровни и функции общения грамотное изложение Устный опрос;
У.3. Объяснять:
У.3.1.
Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения Удовлетворительные и выше баллы выполнения практических работ Наблюдение и оценка практических занятий; тестов
У.4 Различать:
У.4.1.
Роли и ролевые ожидания в общении Удовлетворительные и выше баллы выполнения практических работ Наблюдение и оценка практических занятий; тестов
У.4.2.
Виды социальных взаимодействий Удовлетворительные и выше баллы выполнения практических работ Наблюдение и оценка практических занятий; тестов
У.4.3.
Источники и виды конфликтов, способы их разрешения Удовлетворительные и выше баллы выполнения практических работ Наблюдение и оценка практических занятий; тестов
У.6. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
У.6.1.
Того чтобы использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения Удовлетворительные и выше баллы выполнения практических работ Наблюдение и оценка практических занятий; тестов
Знать:
З.1. Взаимосвязь общения и деятельности Удовлетворительные и выше баллы выполнения практических работ Наблюдение и оценка практических занятий; тестов
З.2. Цели, виды, уровни и функции общения Удовлетворительные и выше баллы выполнения практических работ Наблюдение и оценка практических занятий; тестов
З.3 Механизмы взаимопонимания в общении Удовлетворительные и выше баллы выполнения практических работ Наблюдение и оценка практических занятий; тестов
З.4 Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения Удовлетворительные и выше баллы выполнения практических работ Наблюдение и оценка практических занятий; тестов
З.5 Техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения Удовлетворительные и выше баллы выполнения практических работ Наблюдение и оценка практических занятий; тестов
З.6 Роли и ролевые ожидания в общении Удовлетворительные и выше баллы выполнения практических работ Наблюдение и оценка практических занятий; тестов
З.7 Виды социальных взаимодействий Удовлетворительные и выше баллы выполнения практических работ Наблюдение и оценка практических занятий; тестов
З.8 Источники и виды конфликтов, способы их разрешения Удовлетворительные и выше баллы выполнения практических работ Наблюдение и оценка практических занятий; тестов
3. КОНТРОЛЬ И ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2
Элемент учебной дисциплины Формы и методы контроля
Входной контроль Рубежный контроль Итоговый контроль
Форма контроля Проверяемые У, ЗФорма
контроля Проверяемые
У, ЗФорма
контроля Проверяемые
У, ЗПредмет психологии делового общения. Тестирование
У1, У2,У3, У4, У5, У6 Самостоятельная/практическая работа У1, У2,У3, У4, У5, У6 Дифференцированный зачет У1, У2,У3, У4, У5, У6
Цели, функции, виды и уровни общения Устный опрос,
Самостоятельная/практическая работа У.1, У.2.1, У.5, З.1, З.2 Рефераты на тему:
«Виды общения»
У.1, У.2.1, У.5, З.1, З.2 Дифференцированный зачет У.1, У.2.1, У.5, З.1, З.2
Нормы и правила профессионального поведения и этики Устный опрос,
Самостоятельная/практическая работа У.1, У.2, У.3-4 З.1, З.2-5 Эссе «Основные заповеди делового этикета» У.1, У.2. У.3-4, З.1, З.2-5 Дифференцированный зачет У.1, У.2. У.3-4, З.1, З.2-5
Техники и приемы общения, правила слушания, ведение беседы, убеждения Устный опрос,
Самостоятельная/практическая работа У.1, У.2, У.3-4 З.6-8 Разработка презентации «Эффективные техники общения» У.1, У.2, У.3-4 З.6-8 Дифференцированный зачет все
4. КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
4.1. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ
по учебной дисциплине «Психология общения»
Цель: выстроить индивидуальную траекторию обучения обучающихся на основе контроля их знаний.
Задание:
Ответить на вопросы вводного теста
Инструментарий оценки:
Тест оценивается по 15 балльной шкале, балы переводятся в оценки
успеваемости следующим образом:
• 15-13 баллов – «отлично»;
• 12-10 баллов – «хорошо»;
• 9-7 баллов – «удовлетворительно;
• мене 7 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного
материала.
Инструментарий оценки:
За правильный ответ на вопросы выставляется положительная оценка – 1 балл.
За не правильный ответ на вопросы выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Инструкция для обучающегося:
Инструкция по заполнению заданий № 1-15: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.

Инструкция для преподавателя: смотреть эталон ответов
Вводный тест по предмету «Психология общения»
№ п/пВопрос Вариант ответа Эталон ответа
Психология это:  наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения 
наука о становлении, развитии и реализации психических процессов психики 
наука изучающая мораль и нравственность 2
Объектом психологии выступает 1. внутренний (субъективный) мир человека 
2. отношение между людьми в обществе 
3. трудовая деятельность человека Вербальная коммуникация: 1. речевое (устное или письменное) общение
2. способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта
3. объединение людей в группы 1
Одна из форм психики человека: 1. двигательная система человека
2. сознание 
3. строение органов дыхания  2
Психическое состояние концентрации, на каком либо объекте это:  эмоции 
ощущение
внимание 3
Когнитивная психология это: наука о поведении 
процесс познания и активности сознания 
потребности человека 2
7. Осмысленный и означенный синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета:  1. мышление 
2.  восприятие
3. внимание 2
8. К основным методам психологии как научной дисциплины относят:  1. функционирование нервной системы
2. изучение анатомии человека 
3. наблюдение 3
9. Одно из основных свойств нервной системы, способность к воспроизведению прошлого опыта определяется как:  1. мышление 
2.  речь 
3. память 3
10. Наука о чувственном познании, постигающем и создающем прекрасное и выражающемся в образах искусства:  1.ноэтика
2. эстетика 
3. этика 2
11. Один из участников группы, который признает за собой «Психология общения» брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы, определяется как:  1. лидер 
2. независимый эксперт
3. интеллектуал  1
12. Запоминание:  это способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте 
это процесс порождающий новые знания, активная форма творческого отражения человеческой действительности 
это исходный мнемический процесс 2
13. Мотивация это:  сдерживающий фактор в деятельности человека 
творчество в деятельности человека 
побуждение к деятельности человека 3
14. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности, называется:  восприятие 
монолог 
воображение 3
15. Избирательное отношение личности к объекту в силу его эмоциональной привлекательности:  аффектация 
интерес
диалог 2

4.2. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ
по учебной дисциплине «Психология общения»
Цель: объективно оценить качество освоения программы дисциплины «Психология общения», стимулирование учебной работы обучающихся и мониторинга результатов.
Перечень работ
№п/пРаздел Вид работы(задания)
1.
Предмет психологии делового общения. Подбор тестов и проведение тестирования по теме: «Общение»
2. Цели, функции, виды и уровни общения Рефераты на тему:
«Виды общения»
3. Нормы и правила профессионального поведения и этики Эссе «Основные заповеди делового этикета»
4. Техники и приемы общения, правила слушания, ведение беседы, убеждения Разработка презентации «Эффективные техники общения»
Подбор тестов и проведение тестирования по теме: «Общение»
Цель: научить проводить диагностику по методу «тестирования», обрабатывать полученные данные, формировать выводы (заключение)
Задание: подобрать тест по теме «Общение» (не менее 10 вопросов), провести тестирование 3 человек, сделать обработку полученных данных и сформировать вывод.
Составить реферат на тему: «Виды общения»
Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме «Виды общения». Научиться письменно излагать основные мысли сообщения, объединенных одной темой.
Задание:
Повторить тему «Виды общения»
Выбрать тему реферата, например, «Эффективные техники общения»
Подобрать информацию
Ознакомиться с требованиями, предъявляемые к реферату
Подготовить реферат, быть готовым к устному выступлению
Результат: защита реферата
3. Написать эссе на тему: «Основные заповеди делового этикета»
Цель: Сформировать навык делового общения.
Задание: Подготовьте диалог на тему по выбору:
Заключение «сделки»
Собеседование «Прием на работу»
Проведение совещания
Встреча делегации
Результат: устное выступление на уроке
Разработка презентации «Эффективные техники общения»
Цель: Сформировать навыки применения техники и методов общения
Задание: Подберите информацию по выбору «Техники общения»
Ознакомьтесь с правилами разработки презентации
Разработайте электронную презентацию на данную тему
Результат: демонстрации презентации
Критерии и показатели, используемые при оценивании
Реферата, эссе, презентации
№ п/п Критерии Максим.
количество баллов Показатели
1. Новизна
текста
20 баллов - актуальность проблемы и темы;- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытия
сущности проблемы 30 баллов соответствие плана теме реферата;- соответствие содержания теме и плану реферата;- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;- обоснованность способов и методов работы с материалом;- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
3. Обоснованность
выбора источников 20 баллов круг, полнота использования литературных источников по проблеме;- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение
требований
к оформлению
15 баллов
правильное оформление ссылок на используемую литературу;- грамотность и культура изложения;- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;- соблюдение требований к объему реферата;- культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность
15 баллов
-отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

4.3. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
для итоговоГо КОНТРОЛЯ
по учебной дисциплине «Психология общения»
Цель: комплексная оценка уровня усвоения программного материала
Задания для проведения
дифференцированного зачета
Цель: провести контроль знаний студентов по данному предмету.
Задание:
Ответить на вопросы итогового теста
Инструментарий оценки:
Тест оценивается по 15 балльной шкале, балы переводятся в оценки
успеваемости следующим образом:
• 15-13 баллов – «отлично»;
• 12-10 баллов – «хорошо»;
• 9-7 баллов – «удовлетворительно;
• мене 7 баллов – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного
материала.
Инструментарий оценки:
За правильный ответ на вопросы выставляется положительная оценка – 1 балл.
За не правильный ответ на вопросы выставляется отрицательная оценка – 0 баллов.
Инструкция для обучающегося:
Инструкция по заполнению заданий № 1-15: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.

Инструкция для преподавателя: смотреть эталон ответов
№ п/пВопрос Варианты ответов Эталон ответа
Использование языка в коммуникативных целях – это а. Речь
б. Проксемикав. Лингвистика
г. Орфография а
Речевое поведение, направленное на поддержание разговора называется а. Фатическимб. Экспрессивным
в. Подбадривающим
г. Заинтересованным
в
Возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого можно определить как а. Идентификация
б. Телепатия
в. Аттракция
в
Способность эмоционального сопереживания другому – это а. Эмпатияб. Рефлексия
в. Толерантность а
Уровень общения, на котором индивиды объединены интересами совместной деятельности, поиском средств повышения эффективности сотрудничества называется а. Деловой
б. Бытовой
в. Светский
г. Высокий
а
Форма делового общения, предполагающая специально организованный предметный разговор, служащий цели решения профессионально значимых задач – это а. Деловая беседа
б. Презентация
в. Деловая корреспонденция
а
Умение молчать, внимательно слушать, не вмешиваться в речь собеседника своими замечаниями является :а. Эмпатическим слушанием
б. Рефлексивным слушанием
в. Нерефлексивным слушанием в
Друзья мои, внушайте людям веру
И чаще говорите «добрый день».
И следуйте хорошему примеру-
Продляйте добрым словом жизнь людей.
О чем идет речь в данном стихотворении? а. О личном влиянии
б. Об имидже
в. О соблюдении правил бонтона
в
Стиль общения – это а. Уровень общения, на котором от человека ожидается выполнение определенной ролевой функции, демонстрация знания норм социальной среды, подтверждение себя и своего статуса
б. Общение людей как представителей тех или иных групп (возрастных, профессиональных и т.дв. Индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях его взаимодействия в
Культура речи – это а. Совокупность качеств речи, которые оказывают эффективное воздействие на адресата с учетом обстановки общения и в соответствии с поставленной задачей
б. Возможность проявить свои речевые возможности
в. сообщение партнеру по общению о своих чувствах и переживаниях в словесной форме
г. Форма организованного целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями а
«Канцелярит» как процветающий в литературе (30-е г. ХХ в.) стиль описывается К.И. Чуковским в произведении (укажите название):а. «Живой как жизнь»
б. «Родная речь»
в. «Психология делового общения»а
«Есть только два искусства, способные поставить человека на высшую ступень почета - это искусство полководца и …». О чьем искусстве еще идет речь в высказывании Цицерона? а. Оратора
б. Врача
в. Специалиста по социальной работе
г. Политика
а
Барьер коммуникативный – это абсолютное или относительное (…) эффективному общению, субъективно переживаемое или реально присутствующее в ситуациях общения. Вставьте пропущенное слово. а. Препятствие
б. Сообщение
в. Опознание чего-либо, кого-либо, установление тождества объекта или
личности в процессе
г. Желание а
Сложное, запутанное действие; система приемов и способов воздействия на сознание с целью навязывания каких-либо идей или введения в заблуждение; всякий прием, с помощью которого хотят облегчить общение для себя или затруднить его для партнера. О чем идет речь? а. О манипулировании
б. О мимики
в. О нормах литературного языка
г. О реципиентах
а
Способность влиять на других - это а. Лидерство
б. Критика
в. Комплимент
а


Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых при проведении итоговой аттестации
Материально-техническое обеспечение занятий
№ п/пМатериально-техническое обеспечение занятий
1 учебный кабинет
2 парты
3 стол преподавателя
4 шкаф
5 учебная доска
6 плакаты стенды
7 методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по психологи
общения
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ):
№ п/пНаименование Автор Издательство, год издания
ОИ 1 Психология делового общения и управления. Л.Д. Столяренко ГРИФ.-М. Феникс, 2009.
ОИ 2 Профессиональная этика и психология делового общения И.П. Кошевая, А.А. Капке ГРИФ.-М. Инфра-М 2009
ОИ 3 Этика и психология делового общения (Сфера сервиса) А.Д. Барышева, Ю.А. Матюхина, Н.Г. ШердерГРИФ-М. Инфра-М. 2009
Дополнительные источники (ДИ):
п/пНаименование Автор Издательство, год издания
ДИ 1 Основы речевой коммуникации: для студентов вузов и учащихся колледжей. О.Я. Гойхман, Т,М. Надеина. М. Инфра-М 2008.
ДИ 2 Этикет бизнесмена. М. БостикоМ. ЮНИТИ-ДАНА. 2008
ДИ 3 Правила хорошего тона. Как вести себя во время пребывания за границей. Х. Финтингер, Г. ШтерценбахМ. Омега-Л, 2006
ДИ 4 Социология управления: текст лекций Е.В. Еремина Пенза. Пензенский госуниверситет. 2009
ДИ 5 Технология и методы коллективного решения проблем. М.В. Самсонова, В.В. Ефимова Ульяновск, УлГТУ, 2003
ДИ 6 Командная работа: основы теории и практики. А.М. КрякинУчебное пособие.- Иваново. Ивановский госуниверситет.2007
ДИ 7 Московский психологический журнал Magazine.mospsy.ru
ДИ 8 Флогистон. Психология из первых рук. Flogiston.ru
Интернет-ресурсы (И-Р):
И-Р 1 http://ru.wikipedia.
И-Р 2 http://www.grandars.
И-Р 3 http://ru.wikipedia.
И-Р 4 http://russian-civil.
И-Р 5 http://base.garant..
И–Р 6 http://ozpp.ru/zknd/ugol
И–Р 7 http://ozpp.ru/zknd/admn/
И-Р 8 http://www.rg.ru/
И-Р 9 http://www.zppso.samr.ru/
И-Р 10 http://prokurors.ru/

5. Форма оценочной ведомости

Ф.И.О.
студентов Результаты аттестации по дисциплине Примечание
Входной контроль Рубежный контроль Итоговый контроль