Урок изобразительного искусства в 6 классе. Музеи России.


Предмет Изобразительное искусство
Класс 6
Тип урока Комбинированный, урок – конференция.
Технология построения урока проблемно-диалогическая
Тема Музеи России.
Цель познакомить учащихся с историей возникновения музеев, распределить их роль как хранилища духовного опыта человечества; показать учащимся уникальную роль музеев в русской культуре.
Основные термины, понятия Музей, Эрмитаж, галерея.
Планируемый результат
Предметные умения
- иметь представление о понятиях «музей», «Эомитаж»
- уметь сравнивать музеи.
Личностные УУД:
-формирование ответственного отношения к учению,
- формирование готовности к саморазвитию и самообразованию
- формирование целостного мировоззрения
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться по таблицам и шаблонам;
- ориентироваться в своей системе знаний, умений и навыков;
- находить ответы на вопросы в иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
Индивидуальная
Компьютер,, мультемедийная установка, фотографии музеев; рисунки детей.
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации) Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Актуализация опорных знаний и умений Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.)
Постановка учебной проблемы Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности.
Формулирование проблемы, планирование деятельности Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Открытие нового знания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, тренировочные упражнения
Применение новых знанийОбеспечение усвоения новых знаний и способов действий при выполнении практической работы
Рефлексия учебной деятельности Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и применение на практике.
Технология изучения
Учитель Ученик
Организационный момент.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
2 . Приветственное слово, 1-2
мин.
Приглашаем к выступление участников конференции.
Государственная Третьяковская галерея
«Русский музей»
Тобольский художественный музей. Здравствуйте! Садитесь!
Сегодня у нас необычный урок - конференция. Тема которой музеи России «вчера, сегодня, завтра» , План нашей конференции следующий:
1. Выступление представителей от каждого музея 3-4мин,
2. Игра «Рейтинг музея».
3. Подарок музею.
4. Подведение итогов. Подсчёт баллов каждого участника конференции.
(Дети садятся по группам:
• Эрмитаж
• Русский музей.
• Тобольский художественный музей
• Третьяковская галерея.
Прошу принять участие в жеребьёвке:
Первым давайте выясним «Что такое художественный музей?
2) 83 % детей знают Музеи России. прекрасный результат. Но! С какой неравномерностью посещают.
3) 56% посещают по мере возможности, с большим удовольствием 29%,, не посещают, либо не хотят 14%.
4)Огорчает периодичность посещения музея. 1 раз в год 36%,
1 раз в полгода - 27%, 1 раз в три года 29%.
Не посещают 2%, даже был ответ как поведут 2%.
Из анкет мя выяснили, что детям не безразлична судьба нашего прошлого. Поэтому мы в очередной раз собрались чтобы познакомиться с историей возникновения музеев.
Согласно проведённой жеребьёвке порядок выступления следующий.
1. Эрмитаж.
2. Третьяковская галерея.__
3. Русский музей.
4. Тобольский художественный музей.
Приглашаем выступить:
«Уединенный уголок» в Санкт-Петербурге.
Государственная Третьяковская галерея.
«Русский музей»
Тобольский художественный музей. Обучающиеся проверяют правильность расположения материалов и инструментов.
Обучающиеся высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места
художество- и означает слово «искусство», т.е художественный музеи - Музей искусства.
Никитин Никита.
Здравствуйте! Приглашаем вас на минуту окунуться в мир Эрмитажа, Будем рады видеть вас в нашем музее. представляем вам Эрмитаж музей
национального искусства. Эрмитаж» - слово французское. Оно означает «уединенный уголок» или «приют отшельника». Такие «приюты» в XVIII веке предназначались для отдыха и увеселений титулованных особ в узком кругу. Екатерина 11, большая поклонница живописи, которая из «уединенного уголка» сделала настоящий музей.
Местом для него послужили комнаты Зимнего дворца в Петербурге, построенного в 1760-Х годах знаменитым архитектором, Растрелли. Но поручению Eкатерины 11 русские послы при" иностранных дворах и специальные агенты должны были покупать для Эрмитажа произведения ваяния и живописи. Сегодня коллекции Эрмитажа разделены по 6, отделам и находятся в 353 залах. наибольшей славой пользуется - отдел -истории западноевропейского искусства, который собрат многие великолепные работы прославленных "Художников - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Веласкеса, Гойи, Терборха, Ренуара, Пикассо. Для публичного обозрений Эрмитаж был открыт в 1852 году.
.
Представляем вашему вниманию Третьяковскую галерею. Отсчёт наша галерея начинает с 1856 года , когда Павел Михайлович Третьяков приобрёл картины русских художников.. Третьяков не только создал всем доступное хранилище из личных искусств, но и создал музейную коллекцию. 189" году состоялось открытие галереи. Государственная Третьяковская галерея обладает крупнейшим в мире собранием произведений древнерусского искусства,
насчитывающим более пяти тысяч памятников. История коллекции восходит к Началу 1890-х годов, когда Третьяков начал приобретать древние иконы. Русскую икону еще считали высоким искусством и подходили к- Щ. рассмотрению с -иконографической рения.
Благодаря ему галерея стала обладательницей лучшего собрания произведений художников-передвижников. . И. Крамского, Н. Ге, Н. Перова, Ярошенко, В. Максимова, Ф. Васильева, А. Саврасова, й. Шишкина, Й. Репина и В. Сурикова, В. Васнецова и В. Верещагина, И. Левитана, В. Серова и многих других. Также в нашем музее находится один из залов вашего земляка Василия Перова. Его картины: В 1892 году Третьяков подарил городу Москве свое обширное собрание вместе с завещанной ему художественной коллекцией брата Сергея Михайловича Третьякова. Приглашаем посетить наш музей.
Наш музей находится в городе Санкт Петербурге. До 1917 года Русский музей императора Александра 3, крупнейший музей русского искусства. Музей учреждён Николаем 2 в 1895 году. Помещения для музея было отвели в Михайловском дворце, 7 марта 1898 года состоялось официальное открытие. В основу вошли произведения, ранее хранившиеся в Эрмитаже, Академии художеств, а также
некоторые частные коллекции.. Нашу гордость музея составляют Зал Брюллова, Зал русского портрета.
Создаются отделения для новых течений Малевич, Шагал).
В 1956 году более семьдесят девять
Произведений искусства в том числе художников -передвижников, были принудительно переданы в Тюмень, для открытия Тюменского художественного музея. Город лишился спасенных от уничтожения икон ХУИ-ХУШ веков, древнерусской деревянной скульптуры, картин Брюллова, Айвазовского, Тропинина, Тобольский Государственный историко-архитектурный музей- заповедник, куда входил художественный музей, оставшийся практически без живописной коллекции за исключением отдельных работ старых мастеров (Иванова, Родченко, ) и работ местных художников.
II вот в 1991 году, по инициативе уроженца города, президента Российской академии / наук Юрия Сергеевича Осипова был создаг' фонд «Возрождение, -реконструкцию-развитие исторического Тобольска», который решил восстановить художественный музей в здании прежнего Тобольского губернского музея. В дар музею передавали свои работы и местные художники, - . Боцман, Г.С. Бочанов, П.П. Токарев, В.Г. Игловиков. Таким образом, основное ядро коллекции сформировалось за 1996-2000 годы. Тогда в дар музею от общественного фонда «Возрождение Тобольска», возглавляемого А. Елфимовым, передано около 600 работ.
В июне 2002 года состоялось долгожданное, торжественное открытие, который с радостью принимает гостей. сформировалось за 1996-2000 годы. Тогда в дар музею от общественного фонда «Возрождение Тобольска», возглавляемого А. Елфимовым, передано около 600 работ.
В июне 2002 года состоялось долгожданное, торжественное открытие, который с радостью принимает гостей.
2 этап Приглашаем поучаствовать в игре «Рейтинг музеев». Правила: кто больше наберёт очков тот и будет победителем. (Приложение №2)
Следующий этап урока Подари картину «Музею»
3 этап урока. Подари картину «Музею» 1-2 минуты,
Каждый из вас приготовил подарок- картину (рисунок) музею. Пожалуйста, представьте свои работы.
Выступление экспертной группы.
Итоги игры.
Подведение итогов 4 минуты.
Подведение итогов урока: Возьмите пожалуйста билет участника конференции и заполните объективно. (приложение №3).
Сегодня мы познакомились лишь с самыми крупными музеями России, Хотя существуют такие собрания, как Национальная галерея в Лондоне, Дрезденская галерея. Но объединяет их одно - каждый из музеев является гордостью той страны и того города, в котором он находится. Вернёмся к наши анкетам: Вопрос №4. «Художественные музеи необходимы для общества так, как:
1. 43% В них собраны уникальные возможности;
2. 36% хранители памяти о прошедших эпохах;
3. 19% кладовая нашей страны.
Предложениями анкет адресуем факсом каждому музею.
Объявить о.подарке музею; , '
Включить круглосуточный распорядок; Снизить цены на билеты; Картины современных артистов; Организаций передвижных выставок, Картин средневековья.
Музей - это кладовые культуры человечества, хранилище его духовного опыта,
X. Домашнее задание: составить кроссворд но пройденному материалу «музеи России» пли написать своё мнение в газету «Тобольская правда» о прошедшей конференции.
Приложение №1 Материал для учителя
«Эрмитаж» - слово французское. Оно означает «уединенный уголок» или «приют отшельника». Такие «приюты» в XVIII веке предназначались для отдыха и увеселений титулованных особ в интимном кругу.
Очень часто эрмитажи украшались большим количеством различных произведений искусства.
возможно, это слово так незаметно и ушло бы в историю, если бы русская императрица Екатерина 11, большая поклонница живописи, которая из «уединенного уголка» сделала настоящий музей.
Местом для него Послужили комнаты Зимнего дворца в Петербурге, построенного в 1760-х годах известным, архитектором Растрелли. . поручению Екатерины И русские послы при иностранных дворах и специальные агенты должны были покупать для Эрмитажа произведения ваяния и живописи. Сегодня коллекции Эрмитажа разделены по 6 отделам и находятся в 353 залах.
Но наибольшей славой пользуется отдел истории западноевропейского искусства, который собрал многие великолепные работы прославленных художников - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Веласкеса. Гойи, Терборха. Ренуара, Пикассо. Для публичного обозрения Эрмитаж был открыт в 1852 году.
Спасибо.
Кто желает добавить?______________________________
Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея выдающийся памятник русской и советской художественной культуры, сокровищница отечественного искусства. Отсчет славной истории галереи начинается с 1856 года - времени приобретения! Павлом Михайловичем Третьяковым первых картин русских художников. Коллекционирование лучших произведений отечественной школы стало делом всей жизни основателя галереи, а создание общедоступного музея национального искусства - конечной целью собирательской деятельности.
Третьяков не только создал всем доступное хранилище из личных искусств, но и создал музейную коллекцию, которая позволила судить об истории и особенностях отечественной культуры, прояснит, и утвердить почетное место русской школы в ряду других рациональных школ искусства.. Все это уже, при жизни Третьякова общенациональным музеем страны.
Собрание галереи формировалось в период подъема демократического движения в России, в пору блестящих достижений русской художественной кулЬтуры. Особую заинтересованность Третьяки» проявлял к творчеству современных Мастеров реалистической живописи.
Благодаря ему галерея стала обладательницей лучшего собрания произведений художников-передвижников и других мастеров демократического направления, представлявших передовой отряд искусства второй половины прошлого столетия: . И. Крамского, Н. Ге, Н. Перова, Ярошенко, В. Максимова, Ф. Васильева, А. Саврасова, И. Шишкина и А. Куинджи, И. Репина и В. Сурикова, В. Васнецова и В. Верещагина, И. Левитана, В. Серова и многих других.
В 1892 году Третьяков подарил городу Москве свое обширное собрание вместе с завещанной ему художественной коллекцией брата Сергея Михайловича Третьякова.
Выступая на первом съезде русских художников в 1894 году, Николай Николаевич Ге выразил всенародную благодарность П.М. Третьякову следующими словами: «Настоящий съезд празднует открытие Третьяковской галереи, которая сделалась достоянием города. Она - дорогой памятник. В каждой вещи, в каждой картине я вижу страдания и радости - все то, что переживали мои дорогие друзья, умершие и ныне живущие. Она дорога не только тем, что собрала воедино русское искусство. Она дорога еще тем, что учит она, помогает молодым художникам двигаться вперед, указывает на то, что уже открыто». Государственная Третьяковская галерея обладает крупнейшим в мире собранием
произведений древнерусского искусства, насчитывающим более пяти тысячи памятников.
История коллекции восходит к началу 1890-х годов, когда Третьяков начал приобретать древние иконы. Русскую икону еще не считали высоким искусством и подходили к ее рассмотрению с историко-иконографической точки зрения.
Тем более, что среди шестидесяти двух школ, приобретенных Третьяковым, есть памятники, имеющие высокое' художественное значение, которые до сего времени находятся в экспозиции музея.
В началу XX века заинтересовались известные коллекционеры. В 30-е гады XX века галерея взяла на себя организацию и проведение экспедиций по сбору памятников древнерусского искусства. В итоге экспедиций было выявлено множество шедевров древнерусской живописи. Обобщение.
приобщение к единому В 1956 году более семьдесят девять
Произведений искусства в том числе художников -передвижников, были принудительно переданы в Тюмень, для открытия Тюменского художественного музея. Город лишился спасенных от уничтожения икон ХУИ-ХУШ веков, древнерусской деревянной скульптуры, картин Брюллова, Айвазовского, Тропинина,
Игровое поле для игры «Рейтинг музеев»
10 20 30 40 50
Эрмитаж В переводе с французского как « уединенный уголок» (Эрмитаж) Кто является архитектором «Зимнего дворца» (Растрелли) В каком году был открыт музей для публичного просмотра (1852 Сколько отделов насчитывает Эрмитаж? (6) Назовите автора данной картины (Леонардо да Винчи Мадонна с цветком 1478)
Русский музей Кем и когда был учреждён «Русский музей» (Николай 11, 1885) Как называется помещение , где располагается музей? (Михайловский друзей) Как называется зал изображения людей (Зал портретного искусства) Назовите автора картины? (Иван Шишкин)) Назовите картину художника(Третьяковская галерея В каком году Третьяковская галерея открыта для всеобщего обозрения (1891) В каком году Третьяков подарил галерею Москве? (1892) Назовите полное имя «третьяковки» (Павел Михайлович Третьяков) Назовите автора картины (Василий Перов) Назовите автора и название картины.
( Иван Крамской «Неизвестная»)
Тобольский музей. Кто стоял у истоков открытия Тобольского музея ( )В каком году состоялось открытие тобольского художественного музея? (2002) Кто был инициатором фонда «Возрождения»? (Юрий Осипов) Назовите направления в котором работал Знаменский (пейзаж, карикатура) Назовите автора картины? (Иванов)
Экспертная группа подсчитывает количество баллов.
Приложение №3

Рефлексия урока изобразительного искусства.
Тема: Музеи России.
Форма урока ~ урок беседа. Конференция,
Новизна данного урока заключается в том, что в уроке совмещены множество методов, что позволяет сделать урок интереснее. Дети подготавливаясь к уроку используют новые компьютерные технологии.
( работа в программе презентаций)
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения музеев, распределить их роль как хранилища духовного опыта человечества; показать учащимся уникальную роль музеев в русской культуре.
Урок проводится в классе, где большинство учащихся имеют определенные знания, умения и навыки, хотя, конечно есть и такие у которых отсутствует познавательный интерес. Это первый урок по изучению этой темы. Дети на прошлом уроке получили задание подготовить информацию, об одном из музеев России. Дети разделились на подгруппы, выбрали музеи России, включая и художественный музей г. Тобольска. Также дети выступили с предложением посетить музей родного города.
Образовательный аспект позволяет поставить такие развивающие цели урока: развитие мышления детей, через вовлечение детей в игру, умение анализировать, логически мыслить.
Считаю необходимым, продолжить воспитание учащихся данного класса доброжелательности, уважения к мнению других.
Усвоение нового материала шло, через вовлечение детей в игру. При анализе нового материала дети смогли сделать вывод о том что, данные музеи уникальны.
Воспитательный и развивающий аспекты урока планировали раскрыть уровень учебного материала, через индивидуальные, групповые способы организации деятельности, через всю атмосферу урока.
Все эти задачи были реализованы на уроке. Проведённая игра «Рейтинг музеев» по изученной теме способствовала отработке знания детей, их развитое внимание , а связанный, ответ в работе над вопросами - умению высказывать своё мнение, воспитание уважения к мнению других, умение слушать и критически оценивать ответы товарищей. На уроке использованы следующие виды работ: коллективная, самостоятельная работа.
Методы словесные: беседа, рассказ. Наглядные методы: рисунок, таблица.
Технические средства: компьютер, мультемедийная установка, аудио магнитофон.
Таким образом, исходя из всего сказанного, считаю, что урок своей цели достиг.
Дети в конце урока смогли сами объективно оценить себя. 8 человек получили «отлично», 14- «хорошо», 4 –«удовлетворительно».