Конспект тематического занятия к 250-летию основания Эрмитажа «Часы «Павлин»


САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ СТАЦИОНАРНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
«ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ № 10»
Конспект тематического занятия к 250-летию основания Эрмитажа
«Часы «Павлин»
(в рамках Методических рекомендаций Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки России о проведении 01.09.14 г. мероприятий по темам, посвященным памятным датам российской истории и культуры);
Автор – составитель: Мелёхина М.Е.,
воспитатель «УСО ПНИ №10»

Санкт – Петербург
2014
Цель: познакомить реабилитантов с экспонатом государственного музея Эрмитаж – часами «Павлин».
Задачи
Образовательные:
-продолжать формировать представление о культурном наследии Эрмитажа;
- знакомить с составными частями механизма часов «Павлин»;
- формировать представление о последовательности работы часов «Павлин».
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, бережное отношение к предметам искусства.
Коррекционно - развивающие:
- корректировать зрительно и слуховое внимание, наблюдательность;
- корректировать эстетическое восприятие.
Предварительная работа:беседа о государственном музее Эрмитаж, рассматривание иллюстраций с изображением Зимнего Дворца, его залов. Работа над словарем: автоматические часы, механизм, композиция, Г. Потемкин, И. Кулибин.
Оборудование: ноутбук, слайды с изображениями, ножницы, клей, бумага, карандаши, заготовки для работы.Ход занятия
Вводная часть
Организационный момент (приветствие, привлечение внимания к занятию).
Заинтересовывающий момент
- Сегодня мы с вами празднуем День Знаний! И поговорим мы в этот день об еще одном замечательном событии. В этом году знаменитый музей Эрмитаж отпразднует 250-летие, с балом и масштабным праздником на Дворцовой площади.(слайд 2)
- Государственный Музей Эрмитаж — крупнейший в России и в мире художественный и культурно-исторический музей.(слайд 3)
- Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II.
- И мы с вами сегодня поговорим об одной из самых интересных и необычных достопримечательностей Эрмитажа – часах «Павлин».(слайд 4)
Основная часть
- Часы «Павлин» — это автоматические часы. Чьи же руки создали этот прекрасный шедевр, вдохновение какого мастера побудило его создать такую замечательную композицию? Кому через века надо сказать спасибо за эту красоту, за фантастическое зрелище, которым мы можем насладиться и сегодня?
- А изготовили эти часы английский механик Джеймс Кокс и мастер Фридрих Юри. Сейчас часы «Павлин» находятся в Павильонном зале Малого Эрмитажа.(слайд 5)
- Часы изготовлены в Великобритании, в Лондоне в 1770-е годы. Изготовлены они были из бронзы, серебра, страз и золочения. Уникальность этих часов заключается в том, что они до сих пор находятся в рабочем состоянии (часы работают, а сам Павлин заводится каждую среду в 19:00), и это единственный во всем мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений.
- Но как же появились эти чудесные часы в нашей стране? В Петербург часы попали так. Известный политический деятель, фаворит императрицы Екатерины князь Григорий Потемкин (слайд 6)заказал их в подарок для своей государыни. Потемкин был одной из самых ярких личностей своего времени. Он любил изящные, роскошные вещи, произведения искусства, а сложные механизмы и разные диковинки приводили его в неописуемый восторг.
- В бумагах канцелярии Зимнего дворца указаны выплаты (30 сентября и 14 декабря) часовых дел мастеру Юри за доставленные из Англии часы в сумме 11000 рублей. Выплата была произведена из личных средств императрицы по письму князя Потемкина.
- Но пока часы везли в Россию, некоторые части механизма подверглись повреждениям и нуждались в ремонте. Собрал эти часы в России Иван Кулибин(слайд 7), которому часы были доставлены в нескольких корзинках в виде груды деталей, некоторых, причём, недоставало. Кулибин не только отладил все устройства, но и отреставрировал "Павлина": обновил позолоту, вставил в композицию декоративные элементы из стекла, которые были утеряны. Такими мы видим часы "Павлин" и сейчас.(слайд 8)
- Какова же последовательность работы механизма и что символизируют эти часы?
- Когда заводят часы "Павлин", первой "просыпается" сова(слайд 9), сидящая в клетке. Хрустальным звоном начинают петь колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и вращает глазами, а лапкой словно бы дирижирует в такт музыке. Сова еще с античных времен - символ мудрости и ночи. Она безраздельно царствует во тьме леса, когда все живое крепко спит. Кстати, фигура совы выполнена из чистого серебра. Блеск благородного серебра во все времена ассоциировался с мягким лунным светом.
- Механизм совы работает дольше остальных фигур - ее движения и мелодичное позвякивание колокольчиков сопровождают все действие.
- Но вот настала пора пробуждения солнечного веселого утра - очередь уже за павлином(слайд 10). Он грациозно кланяется маленькой изящной головкой и распускает свой прекрасный хвост. Золотым блеском сверкают роскошные перья - символ солнца. В восточных верованиях павлин ассоциировался с небом, непостижимым, загадочным космосом, сверканием жаркого солнца и таинственным, холодноватым сиянием далеких звезд.
Вот павлин поворачивается, и мы видим "изнанку" его хвоста - посеребренную поверхность, символизирующую ночь. Птица словно хочет сказать нам: все меняется и повторяется вновь и вновь, день сменится ночью, за тьмой снова приходит свет, а за светом вновь темнота. Сделав поворот, павлин возвращается в исходное положение и закрывает хвост, а мудрая сова все так же продолжает смотреть на нас, вертеть головой и звенеть своими чудесными колокольчиками.
Последним оживает петух(слайд 11). Зал оглашается хрипловатым, но жизнерадостным кукареканьем, и все замирает. Крик петуха возвещает начало нового дня, прощание с ночью, время радостных надежд, пробуждение к чему-то хорошему.
А теперь, давайте, мы с вами на минутку станем этими часами и так же немного «заведемся».
Физкультминутка «Часы «Павлин»
Реабилитанты встают со своих мест и повторяют движения за воспитателем.
- Молодцы! Справились с задачей.
- Итак, часы «Павлин»символизируют ход времени, его бесконечный поток.В наши дни за часами, как мы уже говорили, следит специальный человек – хранитель. Его зовут Михаил Петрович Гурьев, заведующий лабораторией часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа. (слайд 12) Михаил Петрович следит, чтобы часы всегда исправно работали и были в строю.
- Изначально часы "Павлин" были задуманы как праздничная игрушка: при династии Романовых их заводили только для торжественных случаев: балов, приемов... Сейчас часы заводят раз в неделю (по средам), иногда часы включают для важных персон: правительственных делегаций и зарубежных гостей.(слайд 13)
- Часы «Павлин» - один из самых важных и дорогих экспонатов государственного музея Эрмитаж. И мы с вами теперь знаем, как они работают и как выглядят. А я предлагаю вам создать своего собственного павлина с помощью бумаги, карандашей, ножниц и клея.
Практическая работа «Изготовление павлина»
Реабилитанты при помощи воспитателя изготавливают из заранее приготовленных деталей хвост павлина, прикрепляют хвост к туловищу.
- Молодцы! У вас получился замечательный павлин, которых можно смело поместить на нашей собственной выставке, ничем не хуже Эрмитажной.
Заключительная часть
- Итак, что же нового вы сегодня узнали? Какой праздник в этом году ожидает Петербургский Эрмитаж? (празднует 250-летие)
- А какой важный и очень красивый экспонат Эрмитажа мы с вами сегодня узнали? (часы «Павлин»)
- Из каких основных частей-животных состоит композиция часов? (сова, павлин, петух)
- Вам понравилось наше занятие? (ответы реабилитантов)
- Спасибо за работу. Наше занятие окончено.