Внеклассное мероприятие Великий и могучий русский язык


Интеллектуальная игра
«… Великий, могучий, свободный и правдивый русский язык...»
Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!
Николай Михайлович Карамзин
Цели:
совершенствовать знания учащихся по русскому языку;
развивать лингвистические способности детей;
воспитывать интерес к русскому языку.
Вступительное слово ведущего:
Такие прекрасные слова о нашем языке сказал Николай Михайлович Карамзин - русский историк, писатель, поэт, почётный член Петербургской Академии наук.
Пусть наша встреча поможет каждому из вас, ребята, в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Встреча пройдёт в форме игры “Великий, могучий, свободный и правдивый русский язык ”. В своём знании русского языка будут состязаться 3 команды. И первым заданием будет дать имя своей команде. Игра проходит в форме соревнования. Время, отведённое на подготовку, на разных этапах различно, поэтому оно объявляется перед началом каждого этапа. А начнем мы с отборочного тура.
За каждый правильный ответ вы получаете жетон (1 балл).
Отборочный тур
Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Азбука.)
Какой частью речи – числительными или существительными – являются слова тысяча, миллион, миллиард? (Эти слова – числительные, потому что называют число предметов, отвечают на вопрос с к о л ь к о? и могут быть записаны цифрами.)
Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой? (Твое имя.)
Можно ли смешливого человека назвать насмешливым? (Насмешливый – «любящий насмехаться», смешливый – «такой, которого легко рассмешить».)
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота.)
Какой раздел науки о языке изучает его звуковую сторону? (Фонетика.)
Назовите три слова, которые читаются одинаково слева направо и справа налево. (Тот, шалаш, боб, Анна, казак.)
В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон.)
Можно ли у существительных неряха, соня, грязнуля, плакса, подлиза определить род? (Это существительные общего рода.)
В названиях каких месяцев в русском языке произносится мягкий звук (р,)? (Январь, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь.)
Как с помощью наречий перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
Какую часть слова можно найти в земле? (Корень.)
Являются ли однокоренными слова пот и потолок? (Нет, потому что не имеют ни чего общего в значении.)
Являются ли однокоренными слова конец и начало? (исторически – да)
Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (Именительный.)
Как превратить слова АЙ и НО в местоимения? (Я, он.)
17.Как образовалось наречие сегодня? (Из местоимения сего «этого» и существительного дня.)
По итогам отборочного тура формируется жюри.
Этап 1. Лингвистическая разминка
(Каждой команде необходимо выполнить 8 заданий. Время на подготовку не даётся. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)Вопросы и задания для 1 команды.
1. Поставьте слово мастер в форму множественного числа именительного падежа. (Мастер?).
2. В эту же форму поставьте слово бухгалтер. (Бухг?лтеры).
3. Как правильно: кулин?рия или кулинарuя? ( Оба варианта являются правильными).
4. Поставьте слово чулок в форму родительного падежа множественного числа. (Чулок).
5. Употребите глагол звонить в форме 1 лица множественного числа настоящего времени. (Звонuм).
6. Ответьте на вопрос одним словом: листы бумаги, а что у дерева? (Листья).
7. Закончите предложение. Он красивый, а его сестра ещё…(красuвее).
8. Поставьте слово судно (в значении корабль) в форму родительного падежа множественного числа. (Судов).
Вопросы и задания для 2 команды.
1. Поставьте слово торт в форму именительного падежа множественного числа. (ТОрты)
2. В эту же форму поставьте слово шофёр. (Шофёры).
3. Как правильно: твОрог или творОг? (Оба варианта являются правильными).
4. Употребите слово носок в форме родительного падежа множественного числа. (Носков).
5. Поставьте глагол звонИть в форму 3 лица единственного числа настоящего времени. (Звонuт).
6. Ответьте на вопрос одним словом: у волка зубы, а что у пилы? (Зубья).
7. Ответьте одним словом. Одно яблоко, а килограмм…? (Яблок).
8. Употребите слово место в форме родительного падежа множественного числа. (Мест).
Вопросы и задания для 3 команды.
1. Поставьте слово договор в форму множественного числа именительного падежа (ДоговОры, в разговорной речи допустимо ДоговорА).
2. В эту же форму поставьте слово месяц (МЕсяцЫ).
3. Как правильно: запломбИровать или запломбировАть? (запломбировАть).
4. Поставьте слово сапог в форму родительного падежа множественного числа (сапог).
5. Употребите глагол вручить в форме 1 лица множественного числа настоящего времени. (вручИм).
6. Закончите предложение. Печенье сладкое, а конфета ещё…(слаще).
7. Ответьте одним словом. Один апельсин, а килограмм…? (Апельсинов).
8. Поставьте слово судно (в значении сосуд) в форму родительного падежа множественного числа. (Суден).
Этап 2. Загадочная фонетика.
(Команды получают карточки со словами. В течение минуты нужно поставить в словах ударение. Жюри проверяет и прочитывает слова в соответствии с нормами произношения. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.) Баловать, заржаветь, облегчить, вы правы, иконопись, подняла, ходатайство, некролoг, упростить, цемeнт, торты.
Досуха, клешня, свободнее, обеспечение, балую, оценена, бармен, цепочка, мельком, начала, звонит.Кашлянуть, жалюзи, заплесневеть, свекла, она занята, каталог, чистильщик, мизерный, обнял, отдала, щавeль.
Этап 3. В стране Грамматике.
(Команды получают карточки со словами, трудными для определения рода. Нужно подобрать к этим словам зависимые слова – прилагательные. Время на подготовку – 1 минута. Жюри проверяет карточки и зачитывает правильный вариант ответа. За каждый правильный ответ даётся 1 балл.) Тюль (новый)
Мозоль (старая)
Кенгуру (серый)
Замбези (быстрая)
Лазурь (февральская)
Какаду (красивый)
Кофе (чёрный)
Такси (новое)
Миссисипи (полноводная)
Авеню (широкая)
Шампунь (ароматный)
Какао (вкусное)
Вестибюль (просторный)
Килиманджаро (высокая)
Плато (горное)
Этап 4. Говорим правильно!
(Команды получают карточки. В предложениях необходимо исправить речевые или грамматические ошибки. На подготовку даётся 3 минуты. За каждую найденную и исправленную ошибку команда получает 1 балл.)Карточка для 1 команды.
1. Уважаемые покупатели! Вы можете приобрести в нашем торговом центре памятные сувениры. (Слово “памятные” является лишним.)
2. Все с большим вниманием слушали доклад Ивана Петровича Чибис. (Должно быть “Чибиса”, так как фамилии на согласный лиц мужского пола склоняются.)
3. Топор выскочил - и в зубы Стёпе. Он упал. (Неудачно употреблено местоимение “он”. Можно сказать: “Мальчик упал”.)4. Заведующая библиотекой ведёт с читателями тесную связь. (Неверно выбрано слово “ведёт”. Вместо него нужно употребить слово “поддерживает”.)Карточка для 2 команды.
1. На улице прохладно. Я одену пальто. (Вместо слова “одену” нужно употребить слово “надену”.)
2. Читая повесть “Капитанская дочка”, события становятся всё интереснее. (Неправильно употреблён деепричастный оборот: основное действие, выраженное глаголом, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относящимся к этому глаголу, должны обозначать действия одного лица. Читая повесть “Капитанская дочка”, чувствуешь интерес к изображённым в ней событиям.) 3. Гринёв рассказывает, что при первой встрече Маша мне не понравилась. (При замене прямой речи косвенной вместо местоимения 1 лица употребляется лицо автора чужой речи. Гринёв рассказывает, что при первой встрече Маша ему не понравилась.) 4. Бобчинский и Добчинский оказали городничему плохую медвежью услугу. (Слово “плохую” является лишним.)
Карточка для 3 команды.
Олень - один из самых красивых животных. (Олень – одно из самых красивых животных).
Около четыреста картин еще вчера были здесь. (Около четырехсот картин еще вчера были здесь).
Бревна были тяжелые, поэтому их ложили на палки и несли. (Бревна были тяжелые, поэтому их клали на палки и несли).
Сыновья Тараса слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе. (Сыновья Тараса, которые учились в Киевской бурсе, слезли с коней).
Этап 5. Подумайте, вспомните, ответьте.
(Команды по очереди берут карточки с заданиями. На подготовку ответа на вопросы каждой карточки даётся 2 минуты. Максимальное количество баллов - 5)
1. Что обозначают следующие словообразовательные элементы? Придумайте с каждым из них по одному слову.
гео- (земля; география)
термо- (относящийся к температуре, к теплу; термометр )
био- (жизнь; биография)
2. Определите лексическое значение следующих слов:
аномалия (отклонение от нормы, общей закономерности)
референдум (всенародный опрос, голосование для решения важного государственного вопроса)
мораторий (отсрочка выполнения каких-либо обязательств, устанавливаемая правительством на определённый срок, вследствие чрезвычайных обстоятельств)
3. Что обозначают эти слова? Как они называются?
Чело, персты, длань. (Чело – лоб, персты – пальцы, длань – ладонь; это архаизмы)
4. Замените фразеологизм близким по лексическому значению словом или выражением. Расскажите о происхождении фразеологизма.
У чёрта на куличках.
(“Очень далеко”. Первоначальное значение – “где-то далеко в лесу”, так как кулички, кулига – расчищенная лесная поляна.) Ахиллесова пята.
(Уязвимое место. Мать Ахилла держала сына за пятку, окуная его в воды волшебной реки, чтобы сделать его неуязвимым. Лишь пятка Ахилла не коснулась воды. А убит он был стрелой, попавшей в пятку.)Показать кузькину мать.
( Жестоко наказать. Кузька – небольшой хлебный жучок, безобидный на вид, но очень прожорливый. Он считался бичом крестьян, так как налетал на хлебные злаки и высасывал их.)Этап 6. В стране Лексике.
(Команды получают карточку с заданием соотнести части, заимствованные из латинского и греческого языков, с их значениями. На подготовку задания карточки даётся 2 минуты. За каждую найденную пару команда получает 1 балл.)1. Анти. А. Все.
2. Эпо . Б. Около.
3. Пан. В. Народ.
4. Архи. Г. Вид.
5. Крат. Д. Речь.
6. Пери. Е. Сверх.
7. Прото. Ж. Против.
8. Демо. З. Ложь.
9. Морфо. И. Первый.
10. Псевдо. К. Власть.
11. Баро. Л. Кровь.
12. Гемо. М. Тяжесть.
Этап 7. Найди ошибку.
(Укажите номера с ошибкой в образовании формы слова. Время на подготовку 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.)говорить громче,
поедь завтра,
опытные доктора,
поезжай быстрее,
более интересный,
книга с четырёхстами страницами,
пара сапог,
пробежи двести метров,
согласно приказу
вопреки ожидания,
по окончанию школы,
по приезде из Москвы,
обсудило о работе;
оплатить за проезд;
отзыв на рассказ;
Этап 8. А как мы говорим?
Какие фразеологизмы и поговорки используют русские в ситуациях, когда иностранцы говорят:
а) Птицы одинакового оперения держатся вместе. (Два сапога пара)
б) Когда море вернет всех погибших в нём. (Когда рак на горе свистнет)
в) У него ещё за ушами не просохло. (Молоко на губах не обсохло)
г) Для каждой собаки наступит её день. (И на нашей улице будет праздник)
д) Тот не заблудится, кто спрашивает. (Язык до Киева доведет)
е) Не стоит пороха и дроби. (Гроша ломаного не стоит)
ё) Чёрная овца в семье. (Белая ворона)
ж) Разговорами риса не сваришь. (Без труда не выловишь рыбку из пруда)
з) Все хорошо в свое время. (Делу – время, потехе – час)
и) Где нет фруктовых деревьев, и свёкла сойдет за апельсин (Иран)(На безрыбье и рак – рыба)
Подведение итогов и заключительное слово ведущего.