Сценарий мероприятия на тему Могучий и великий русский язык (брейн-ринг)
«Могучий и великий русский язык»
Брейн-ринг 6 класс.
Цели внеклассного мероприятия:
Систематизация и обобщение изученного материала по русскому языку в 5-6 классах;
Расширение знаний по русскому языку;
Формирование уважительного отношения к родному языку, к родному слову
Ход мероприятия.
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
И сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка.
А в самом начале викторины я хочу зачитать вам отрывок из стихотворения:
Я люблю свой родной язык:
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
(А. Яшин)
Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.
Для начала вам необходимо разделиться на команды.
Ведущий: Уважаемые игроки и болельщики! Игра «Бейн-ринг» состоит из 7 раундов: «Зашифровка-расшифровка», « Эрудит», «Фразеологическая атака», «Черный ящик», «Рассказ на одну букву», «Конкурс капитанов», «Лингвистический пазл». За каждый правильный ответ команда получает баллы. Если команда не знает ответа, отвечает любая другая команда. Объявляется жеребьевка. Капитаны, подойдите ко мне. В соответствии с выбранным номером команды и будут отвечать на мои вопросы.
Команды, займите места за игровыми столами.
1 тур. «Зашифровка-расшифровка»
Нужно с помощью знаков зашифровать название своей команды, чтобы команда-соперник смогла расшифровать и записать отгадку. (2б – первой команде, по 1б остальным)
2 тур Разминка (за правильный ответ – 1б)
В каких словах по сто согласных? ( сто-л, сто-г, сто-н).
Какую часть слова можно найти в земле? (корень).
Как большой дом сделать маленьким? (Добавить суффикс «ик»: дом-ик).
В каком слове сорок гласных? (сорока)
Какая по счёту буква «р» во втором месяце весны? (третья, апрель)
Когда у имён существительных после шипящих пишется мягкий знак?
(У имён существительных женского рода III склонения после шипящих пишется мягкий знак).
Назовите главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).
Назовите второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Назовите виды предложений по интонации (восклицательное, невосклицательное).
Назовите виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).
3 тур « Эрудит». Угадай слово по его лексическому значению.(правильный ответ – 1б)
Сосуд, особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания и нагревания. ( Термос)
Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (Акваланг)
Тот, кто любит свою Родину, предан Отечеству. (Патриот)
Круглая площадка в цирке, на которой дается представление. (арена, манеж)
Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках, соревнованиях. (Жюри)
Разговор двух лиц. (Диалог)
Памятный подарок. (Сувенир).
Устное народное творчество народа (Фольклор)
Струя жидкости, с силой бьющая вверх. ( Фонтан)
4 тур «Фразеологическая атака» Подобрать по 3 фразеологизма с одним общим для них словом. (3б за 3 фразеологизма к 1 слову. Максимально – 9б) Слова: нос, нога, зуб, язык, голова, рука, ухо, глаз. Каждая команда получает карточку с 3 словами.
Нос – водить за нос, совать всюду нос, держать нос по ветру, задирать нос, не видеть дальше собственного носа, остаться с носом, носа не показывать, комар носа не подточит.
Нога – унести ноги, встать не с той ноги, на короткой ноге, чёрт ногу сломит, падать с ног, путаться под ногами, ног под собой не чуять.
Зуб – говорить сквозь зубы, иметь зуб, зубы заговаривать, ни в зуб ногой, положить зубы на полку, в зубах навязло, скалить зубы.
Язык - язык прикусить, язык проглотил, язык не поворачивается, не сходит с языка, развязался язык, острый на язык, сорваться с языка, найти общий язык.
Голова – человек с головой, без царя в голове, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, как снег на голову, свалить с больной головы на здоровую, морочить голову.
Рука – отбиться от рук, всё из рук валится, умывать руки, прибрать к рукам, на скорую руку, своя рука владыка.
Ухо – держать ухо востро, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, развесить уши, ушки на макушке, прожужжать все уши, навострить уши, покраснеть до ушей, слышать краем уха.
Глаз – искры посыпались из глаз, мозолить глаза, хлопать глазами, глазом не моргнуть, как бельмо в глазу, с глазу на глаз, пускать пыль в глаза, говорить правду в глаза, хоть глаз коли.
Конкурс с болельщиками.
Пока наши участники готовятся к ответу, мы немного поиграем с болельщиками. Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.
Ответы:
Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой.
5 тур «Черный ящик»
(за ответ, что в ящике – 2б, за исправление в письме – 3б)
Ему все рады: и стар и млад. В древние времена его доставляли в устной форме. Сегодня его заменяют СМС. Из него мы можем узнать, как поживают дальние родственники, друзья. (Письмо)
Вот и мы получили письмо. Но сколько в нем ошибок. Ребята, давайте отредактируем его, т.е исправим ошибки.
Дарагой друк здраствуй!
Пишыт тибе Пьос. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу и нилюблю делать уроки.
Зато часта бывайу взаапарке фкино наречьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.
Дасвиданьи.
Пьос Музыкальная пауза (предварительный подсчет баллов)
Тур «Рассказ на одну букву» (максимальное количество – 5б)
В течение пяти минут написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву.
П или М
Побеждает та команда, в рассказе которой больше слов.
Конкурс с болельщиками. «Фразеологический зоопарк».
1. Голоден как… (волк)
2. Хитер как… (лиса)
3. Труслив как… (заяц)
4. Здоров как… (бык)
5. Изворотлив как… (уж)
6. Надут как… (индюк)
7. Нем как… (рыба)
8. Грязен как… (свинья)
9. Упрям как… (осел)
10.Колюч как… (еж)
11. Болтлив как… (сорока)
Конкурс капитанов.
(за каждый ответ – 1 б, максимум – 3б)
Сейчас мы познакомимся с капитанами команд поближе и проверим, достойно ли вы выбрали руководителя своей команды.
Капитанам предлагается отвечать на вопросы ведущего так, чтобы все слова начинались с одной буквы.
1 команда: М.
2 команда: К.
Вопросы:
Чем любите заниматься в свободное от учёбы время (хобби)?
Охарактеризуйте себя, назвав 3 прилагательных.
Озвучить свой девиз, используя русскую пословицу или поговорку
тур «Лингвистический пазл»
Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов. (5б)
Жюри подводит итоги, вручение дипломов.
Ведущий: подведя итоги, хочется пожелать всем удачи, успехов в изучении родного языка. В заключении прозвучит стихотворение Г.Зумакуловой, кабардино-балкарской поэтессы:
Родной язык!Он с детства мне знаком.На нем впервые я сказала «мама»,На нем клялась я верности упрямой,И каждый вздох понятен мне на нем.Родной язык!Он дорог мне, он мой,На нем ветра в предгорьях наших свищут, На нем впервые довелось услышатьМне лепет птиц зеленою порой.Но, как родной,Люблю язык я русский,Он нужен мне, как небо,Каждый миг.На нем живые, трепетные чувстваОткрылись мне.И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,Большое счастье жить в большой стране,С ним не боюсь я горя и ненастья,С ним не сгорю я ни в каком огне.Текут две речки в сердце, не мелея,Становятся единою рекой…Забыв родной язык – я онемею.Утратив русский, – стану я глухой.