Сценарий интеллектуально-познавательной игры Совет мудрецов
Внеклассное мероприятие по физике
для учащихся 7 классов:
«Совет мудрецов»
январь, 2013 г.
Интеллектуально-познавательная игра
«Совет мудрецов»
Цели:
образовательные:
Повторить изученный материал;
Совершенствовать навыки решения задач и работы с измерительными приборами
развивающие:
создать условия для развития логического мышления, внимания, речи;
воспитательные:
воспитывать думающую и анализирующую личность;
содействовать развитию активности;
воспитывать интерес к изучению физики.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, заготовки медалей, презентация.
Участники игры: Две команды мудрецов (по 6 человек), независимые эксперты (старшеклассники), которые оценивают деятельность мудрецов.
Содержание игры:
1. Организационный момент.
2. Разминка.
3. Задачки для мудрецов.
4. Физкультминутка.
5. Пойми меня
6. Лаборатория.
Ход игры
1 ведущий: Физика нужна!Физика важна!Без нее не сделать нам ни шагу!Как из березы получить бумагу?
2 ведущий: Как мобильный телефон превратить в магнитофон?Как получить незатухающий костер?Как сделать умный полотер?Как увидеть микромир?
1 ведущий: Как создать нам новый мир?Как нанотехнологии внедрить?И параллельные миры заполучить?Как заглянуть в другие времена?
2 ведущий: Как в невесомости взрастить нам семена?Ответ один: тут физика нужна!Учи ее, и станешь умным ты,Достигнешь с ней карьерной высоты!
1 ведущий: Что изучает физика?Знаете, как говорится в народе?Физика царица всех наук о природе!Физика много разделов включает,
Каждый вопросы свои изучает.
2 ведущий: Например, проводов всех величествоИзучает раздел ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.МЕХАНИКА все изучает движения,
Действия сил, точки их приложения,
1 ведущий: Тепловых процессов динамикуИзучает ТЕРМОДИНАМИКА.Отражение света, его преломление,Прямолинейное распространение,Как изображение глаз получает Все это ОПТИКА изучает.
2 ведущий: Что собой представляет ядро или атомМы из АТОМНОЙ ФИЗИКИ узнаем когда-то.В каждом разделе много полезного,Познавательного и интересного!
Ход игры
Здравствуйте уважаемые гости! Я рада приветствовать вас в нашем учебном заведении. Здравствуйте ребята! Сегодня мы проводим интеллектуально-познавательную игру «Совет мудрецов», в ходе которой мы ещё раз повторим изученный материал, узнаем некоторые новые сведения, и, надеюсь, ещё больше полюбим физику. В игре участвуют две команды 7-х классов. Команда «Наследники Архимеда» и команда «Физический меридиан»
Представляю команду «Наследники Архимеда», капитан команды …….
Далее представляются игроки
Представляю команду «Физический меридиан». Капитан команды………
Далее представляются игроки.
Наша игра будет состоять из 4-х туров, преодолев которые вы получите звание мудрецов, игроки команды занявшей 1-ое место, получат сертификаты мудрецов 1 ранга, а члены команды занявшей 2-ое место – мудрецов 2 ранга
Итак, перед вами 4 тура, которые вам необходимо преодолеть
Разминка
Задачки для мудрецов
Поими меня
Лаборатория
Итак приступаем к 1-му туру.
В первом туре вы отвечаете по очереди на вопросы и зарабатываете жетоны. Если команда не знает ответа, то право ответа переходит к другой команде. За каждый правильный ответ команда получает один жетон
Проведём жеребьёвку, чья команда будет отвечать первой. Капитаны команд подойдите ко мне.
№1 Тур «Разминка» (слайд № 3)
1.Наука, изучающая природные явления? (физика)
2. Что упало Ньютону на голову? (яблоко)
3.Основная единица измерения объема? (м³)
4.Величина, характеризующая быстроту движения? (скорость)
5.Как определить пройденный путь при условии равномерного прямолинейного движения (скорость умножить на время движения)
6.Линия, вдоль которой движется тело? (траектория)
7.Прибор для измерения массы тела? (весы)
8. Сотая часть метра (Сантиметр)
9.Какой буквой обозначают время? (t)
10. В формуле F=mg , g - это … (ускорение свободного падения)
11. Основная единица измерения скорости (м/с)
12. Чему равна ¼ часть часа? (15 мин)
А сейчас мы проведем небольшую экскурсию в историческое прошлое, и познакомимся с выдающимися учеными физиками. Имена некоторых из них вам уже знакомы.
Ведущие читают стихотворение «Людей неинтересных в мире нет» и сообщения об ученых.
Выступление ведущих:
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как истории планет,
У каждой всё особоё, своё,
И нет планет похожих на неё.
У каждого – свой тайный личный мир.
Есть в мире этом самый лучший миг,
Есть в мире этом самый страшный час,
Но это всё неведомо для нас.
Да, остаются книги и мосты,
Машины и художника холсты,
Да, многому остаться суждено,
Но что-то ведь уходит всё равно!
А если кто-то незаметно жил
И с этой незаметностью дружил,
Он интересен был среди людей
Самой не интересностью своей
И, если умирает человек,
С ним умирает первый его снег,
И первый поцелуй, и первый бой…
Всё это забирает он с собой.
Таков закон безжалостной игры,
Не люди умирают, а миры.
Людей мы помним грешных и земных.
Но что мы знаем в сущности о них?
Галилео Галилея (слайд 4)
Великий итальянский ученый Г.Галилей после окончания университета занялся исследованиями в области механики и астрономии. Им открыт принцип относительности движения и закон инерции. Главное достижение ученого в области оптики – создание оптической трубы (одного из первых телескопов). Ученый обессмертил свое имя рядом астрономических открытий, сделанных с помощью телескопа: обнаружил горы на Луне, открыл 4 спутника у Юпитера.
Исаака Ньютона (слайд 5)
Однажды вечером в 1665 году молодой человек двадцати трех лет сидел в фруктовом саду родительского замка и раздумывал. Среди тишины вечера яблоко, говорят, упало перед ним. Этот факт, такой простой, который мог бы пройти незамеченным для всех других, поражает и возбуждает его внимание. Луна видна на небе. Молодой человек принимается размышлять о природе той единственной силы, которая толкает тела к Земле; он наивно спрашивает себя: почему Луна не падает? Думая об этом, он приходит к одному из наиболее прекрасных открытий, которыми может гордиться человеческий ум».
Исаак Ньютон – великий физик, открывший закон всемирного тяготения.
Архимеда (слайд 6)
Этот ученый жил в Сиракузах, на острове Сицилия. Великий инженер и конструктор своего времени. Круг его научных интересов: математика, механика, оптика, астрономия. Он помог своему царю Гиерону избежать обмана. С одним из его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
По легенде, ему принадлежит возглас «ЭВРИКА!», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.
Переходим ко 2 туру «Задачки для мудрецов», в ходе которого вам необходимо будет решить ряд задач.
Проведём жеребьёвку.
Итак, первая задача предоставляется команде ….., но её решает и другая команда, в случае если ваши соперники её не решат, будете решать вы
За правильное решение задачи 2 жетон, если с какими-то погрешностями, то 1 жетон.
№2 Тур «Задачки для мудрецов»
Что мешает семикласснику Васе, пойманному директором школы на месте курения, распасться на отдельные молекулы и врассыпную исчезнуть из вида? (слайд 8)
Ответ: Взаимное притяжение молекул.
Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался - дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться? (слайд 9)
Ответ: явление инерции
Четырехлетняя Маша подкралась у мамы за спиной к зеркалу и, действуя совершенно бесшумно, вылила себе на голову три флакона французских духов. Как мама, сидя к Маше спиной, догадалась о случившемся? (слайд 10)
Ответ: По запаху. Произошла диффузия. Молекулы французских духов распространились по комнате и попали маме в ноздри.
Какой кинетической энергией обладает птица массой m=80 г, летящая со скоростью 18 кмч ? (11 слайд)
Ответ: 1 Дж.
5. Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем? (слайд 12)
Ответ: 0,0004 т
6. Длина пути от Сашиного дома до школы – 1800 м. Время оставшееся до начала занятий, - 30 минут. С какой скоростью должен равномерно двигаться Саша, чтобы наверняка не попасть на первый сорокапятиминутный урок – контрольную по физике? (слайд 13)
Ответ: Сашина скорость ни в коем случае не должна превышать 1 м/c. Иначе двойка по физике обеспечена.
А сейчас мы немножко отдохнём, проведём физкультминутку
Переходим к третьему туру, который называется «Пойми меня»
В этом туре вы должны своими словами описать прибор, а представителям другой команды угадать, что это за прибор и для чего его применяют. Каждая команда описывает по два прибора.
За безошибочное описание прибора и правильный ответ команда получает 1 жетон
Проводим жеребьёвку и получаем приборы для описания.
№3 Тур «Пойми меня».
15 слайд – весы; 16 слайд – секундомер; 17 слайд – термометр; 18 слайд – мерный цилиндр.
Переходим к 4-му туру, который называется
«лаборатория, в ходе которого вы должны с помощью динамометра определить вес тела.
Команде «Наследники Архимеда» я даю ….., команде «Физический меридиан»….
Оценивается в этом задании всё и техника исполнения и точность измерения и правильность записи результатов.
За правильное выполнение задания с учётом всего этого команда получает 5 жетонов
№4 Тур «Лаборатория». (слайды 19-20)
Мудрецы должны определить вес данного предмета с помощью динамометра.
Итак, подводим итоги, подсчитываем число жетонов, набранные командами.
Команда «Наследники Архимеда» набрала ….. жетонов
Команда «Физический меридиан» набрала …..жетонов
Игроки команды …….., получают сертификаты игроков 1 ранга, а игроки команды ….. 2 ранга
Право вручить сертификаты предоставляется исполняющей обязанности директора нашей школы Степановой Валентине Александровне.
Рефлексия
Сейчас ребята, я прочитаю вам притчу:
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановил их и задал каждому один и тот же вопрос: «Что ты делал целый день?» Первый ответил, что целый день возил эти проклятые камни, второй – что добросовестно выполнял свою работу, а третий ответил, что принимал участие в строительстве Храма.
Кто из вас работал, как первый человек, таскал тяжёлые камни, поднимите картинку на которой заполнена четверть пробирки, кто просто работал добросовестно – поднимите картинку на которой заполнена половина пробирки, а кто строил храм знаний, т.е работал творчески – поднимите картинку с полной пробиркой.
Какие моменты сегодняшней игры вам особенно понравились?
Выступление ведущих:
Любите физику, друзья!
Любите физику, друзья,Без космоса никак нельзя,Без света не прожить и дня,Как в древнем мире без огня.Учёный сильно удивлён,В магнитном поле электрон,И лазер - квантовый прибор,Идей талантливых простор.Машина или самолёт,Большой корабль колет лёд,И атом служит нам сейчас,Всё это физика для нас!Без физики не только свет,Компьютер или Интернет,Мы не могли бы получить,Давайте физику учить!
Анализ проведенного мероприятия
Мероприятие началось в ?, его продолжительность - ?. В самом начале ребята поделились на команды. В ходе мероприятия многие учащийся хорошо провели свою активность. При проведении мероприятия у детей было хорошее настроение, они ждали, когда настанет момент развлечений. Но также с интересом слушали подготовленные выступления ведущих. Во время прослушивания истории о ученых не скрывали, что многих фактов не знали до этого. То, что ребят заинтересовал материал, подтверждается тем, что во время конкурсов они быстро справлялись с заданиями. Во время игровой части им было весело. Конкурсная программа прошла очень весело и энергично. Взаимоотношения в ходе мероприятия были дружеские. Почти все учащиеся были активными.
Что удалось и почему?
Удалось привлечь внимание ребят, заинтересовать их. Считаю, что поставленные цели были достигнуты. Расходились они с улыбкой и говорили, что им понравилось, так как было интересно.
Одна из причин успеха – помощь детей. Они проявили при проведении мероприятия активность.
Что надо учесть на будущее?
В будущем, думаю, стоит чаще и побольше, проводить мероприятий с играми, с участием детей в подготовке к нему, т.к. я убедилась, что для них это интересно. Потому что, эта тема актуальная для любого возраста.
Выводы
Я считаю, что проведенное мероприятие сыграло положительную роль. Проведение этого мероприятия дало мне возможность получить дополнительный опыт по проведению внеклассной работы, который мне пригодится в дальнейшей работе в школе.