Анализ работы МО Естественно-математического цикла за 2015-2016 учебный год.


Анализ работы методического объединения учителей предметов естественно – математического цикла МБОУ «Изобильненская СОШ-ДС» за 2015 – 2016 учебный год
 
В 2015 – 2016 учебном году методическое объединение учителей предметов естественно – математического цикла работало над темой: «Совершенствование профессиональной компетентности учителя с целью создания условий для реализации обеспечения изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса в соответствии с государственными стандартами нового поколения».
Цель работы: Освоение активных форм и методов обучения, воспитания и развития творческих и самостоятельных учащихся.
Исходя из цели,  были поставлены задачи, над которыми работали учителя,  входящие в методическое объединение:
1. Повышать профессиональную квалификацию учителей МО, формировать научно-методическое и информационное сопровождение процесса введения и реализации  ФГОС ООО.
2.Обеспечить преемственность реализации ФГОС НОО и  ООО в школе.
3. Совершенствовать качество преподавания предметов естественного цикла путем использования современных образовательных технологий.
4. Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на обобщение и распространение  опыта введения и реализации ФГОС ООО  в учреждении и за его пределами.
5.Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся и интерес к естественно – научным дисциплинам, продолжать целенаправленную работу учителей с учащимися, мотивированными на учёбу, обеспечить выход на практические конференции и конкурсы.
6.Обеспечивать качественную подготовку к ГВЭ учащихся 9 класса и учащихся 11 класса.
7. Оказать помощь молодому специалисту при адаптации в новом коллективе, создать информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями. Каждый учитель МО работал над темой самообразования:
Пономарёва Л.В. «Использование инновационных технологий для формирования УУД в условиях внедрения ФГОС.».
Альфеттаев Т.Р. «Использование ИКТ для формирования УУД в условиях внедрения ФГОС ООО на уроках химии и физики».
Халилова У.Д. «Развитие познавательной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС».
Колодич АГ. «Внедрение системно - деятельностного подхода на уроках географии».
Поставленные задачи были выполнены благодаря активной и продуктивной деятельности всех членов методического объединения. Работа  учителей направлена на повышение профессионального мастерства. Значительную помощь в овладении новыми педагогическими технологиями учителя получают в методическом объединении. Для него характерна практическая направленность: учителя обмениваются опытом работы, посещают открытые и рабочие уроки своих коллег. На  заседаниях школьного методического объединения педагоги изучают нормативные документы, теории и методики предмета. Учителя обсуждают результаты педагогической деятельности.
В течение учебного года было проведено 5 плановых заседаний методического объединения. На первом организационном заседании был проведён анализ работы методического объединения за 2014–2015 учебный год, составлен план работы на 2015 – 2016 учебный год, в который были внесены пункты работы с молодым специалистом ( Колодич АГ) Был изучен обязательный минимум содержания образовательных программ, проведен анализ и утверждены рабочие программы и календарно-тематическое планирование по предметам. Также были рассмотрены вопросы о результатах итоговой аттестации выпускников школы по предметам естественно-математического цикла
Темы следующих заседаний были такими:
Что такое ФГОС ? Новые стандарты обучения.
Реализация ФГОС на уроках в основной школе.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) в основной и старшей школе.
Оценивание достижений учащихся по ФГОС в рамках стандартов нового поколения.
На заседаниях были рассмотрены следующие вопросы:
Анализ работы МО за 2014/2015 учебный год.
Обсуждение и коррекция задач, необходимых для реализации проблем школы и МО естественно математического цикла.
Обсуждение и уточнение проблем, над которыми будут работать члены МО.
Составление графика взаимопосещений и проведения открытых уроков.
Утверждение рабочих программ и календарно-тематических планов учителей.
Планирование самообразовательной деятельности и отчетности по ней.
Итоги ГВЭ 2015. План по подготовки к ГВЭ в 2015-2016 уч. году.
Уточнение нагрузки и списка аттестующихся учителей.
Готовность кабинетов к началу учебного года.
Изучение нормативных документов и рекомендаций по преподаванию предметов естественно математического цикла в 2015/2016 учебном году.
Знакомство с годовым календарным графиком работы школы на 2015/2016 учебный год.
Работа с одарёнными детьми: а) изучение положения о работе с одарёнными детьми.
б) подготовка и проведение I – тура школьных олимпиад . Обсуждение результатов районной олимпиады по предметам.
в) Итоги проведение предметных недель,
Преемственность реализации ФГОС НОО и  ООО .
О выполнение практической части программ
Виды и формы домашних заданий и их дозировка.
Открытый урок по биологии в 7 классе, с последующим его анализом.
Открытый урок по математики в 5 классе, с последующим его анализом в свете ФГОС
Итоги работы за I семестр и коррекция плана на II семестр.
Обмен опытом учителей по формированию УУД по предметам.
Об организации и проведении международного конкурса «Кенгуру»
Изучение нормативных документов по ГВЭ.
Об организации итогового повторения.
Обсуждение результативности работы в данном учебном году.
Анализ качества знаний учащихся.
Анализ работы МО за 2015/2016 учебный год.
Обсуждение и составление плана работы МО на 2016-2017 учебный год
В рубрике «Советы молодому специалисту» рассматривались следующие вопросы:
Технологическая карта урока . Основные требования к календарному планированию.
Структура поурочного плана.
Схема анализа урока.
Виды опроса учащихся. Работа по предупреждению неуспеваемости школьников.
Для успешной реализации задач методического объединения участники   МО регулярно проходят курсовую подготовку, что способствует успешному решению многообразных проблем образовательного процесса, совершенствованию методов и форм обучения, освоению образовательных технологий. Так в этом году курсы прошли Халилова УД и Пономарёва ЛВ. Она же проходила  и очередную аттестацию, в результате которой подтвердила I квалификацонную категорию.
Учителя МО постоянно повышают свой методический уровень, прослушивая вебинары, организованные издательством «ПРОСВЕЩЕНИЕ». Так Альфеттаев ТР был участником вебинаров «Средства реализации требований ФГОС к результатам обучения химии на примере УМК «Сферы» по химии.(Журин АА), «Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся средствами УМК «Сферы .Химия. 8-9» и УМК «Химия» (8-9кл.) Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана издательства «Просвещение» (Куклева НА)
. Пономарёва ЛВ прослушала вебинары:
«Оценка сформированности навыков исследовательской и проектной деятельности» (Логинова ОБ),
«Использование УМК по математике в условиях введения и реализации Концепции математического образования РФ (на примере конструирования урока по УМК Никольского С.М. и др.)» (Марина Владимировна Генералова, методист Центра естественно-математического образования издательства «Просвещение»)
«Современный урок в условиях ФГОС средствами УМК по математике издательства «Просвещение» ( Пустовитова Елена Владимировна, ведущий методист информационно-методического отдела издательства «Просвещение»)
«Обеспечение преемственности на уровнях начального и основного общего образования при работе с содержательными разделами «Пространственные отношения. Геометрические фигуры» и «Геометрические величины» (Дина Александровна Ставцева, ведущий методист редакции естественно-математических предметов Центра начального образования издательства «Просвещение»)
Учителями МО в 2014 – 2015 учебном году проводились открытые уроки, так как это одна из форм повышения педагогического мастерства и возможность демонстрации опыта и мастерства учителя, а также один из способов повышения квалификации учителей, которые присутствуют на открытых уроках. Так Халилова УД давала 23.12.2015г урок в 7 классе по теме «Зерновые» , Пономарёва ЛВ – в 5 классе (21.032016г) по теме «Умножение обыкновенных дробей» с использованием инновационных технологий в условиях внедрения ФГОС. Уроки во многом отвечали условиям ФГОС.
Делятся учителя своим опытом и в интернет сообществах, работая в информационном пространстве. Так Альфеттаев ТР размещает свои уроки (6уроков) в интернет сообществе «Инфоурок». Пономарёва ЛВ разместила 4урока на школьном сайте, 3 урока на сайте «Про школу» и два урока в интернет сообществе «Инфоурок».
Результативным фактором работы учителя является качество обучения и степень обучен -ности учащихся, все учителя МО работают над тем, чтобы у учащихся была повышенная мотивация к изучению предметов естественно – математической направленности, так как в современном обществе всё большее значение приобретают технические профессии. Положительная мотивация учителей объясняется осознанием ими позитивного влияния на результаты собственной деятельности и результаты уровня успешности обучения.
 В работе методического объединения естественно – математического цикла в 2015 – 2016 учебном году было запланировано уделять как можно больше времени работе с одарёнными учащимися. Поэтому развитие интеллектуальной творческой личности школьника являлось основным направлением в деятельности каждого участника методического объединения. Так ученица 9 класса, Смаилова Джемиле, под руководством учителя биологии Халиловой УД, приняла участие в районном конкурсе исследовательских работ «МАН искатель» с работой «Биоритмы жизни» и заняла III место.
Все учителя МО провели олимпиады школьного уровня. Во II тур, по набранным баллам, прошли по биологии Батченко Оксана (11 кл) и Черноморченко Кристина (9 кл), по математике – Карепанов Даня (11 кл).
Халилова УД организовала участие учеников нашей школы ( Колонтаевский С, Шевченко С , Смаилова Д и Шариков А ) во всероссийской олимпиаде по биологии от сайта viourok.net. где Смаилова Джемиле заняла 8 место и все учащиеся получили сертификат участника.
Пономарёва ЛВ организовала участие 15-ти учеников в международном математическом конкурсе «Кенгуру» (Волов М - 1 место, Куимов Д - 8 место и Черноморченко К – 6 место на районном уровне) Одним из аспектов работы с одарёнными детьми является предоставление учащимся возможности попробовать свои силы в преподавании любимого предмета. Так во время «Дня дублёра» каждый из учителей нашего МО помог детям в подготовке и проведении уроков естественно-математического профиля. Для привития интереса учащихся к изучению предмета учителями методического объединения были подготовлены предметные недели. В течении которых были проведены: Пономарёвой ЛВ - «Викторина занимательных задач» (5-11кл), урок сказка «Строим зоопарк» (5 кл), конкурс « умных и находчивых» (7кл ), « загадочные софизмы» (10кл), «математический бой» (11 кл), конкурс недели «задача одного дня». Были продемонстрированы фильмы: «Зачем нужна математика» (3-6 кл), «Занимательно о математике». Звание «Лучший математик школы» по результатам недели досталось Черноморченко Кристине.(9кл) Халиловой УД – игра «Что растёт в огороде» (5кл), поле чудес «Отгадай цветок» (6кл), бреин-ринг « Животные родного края» (7кл), КВН «За здоровый образ жизни» (9кл), Угадай мелодию «Биологические ноты» (10кл) , бреин-ринг по экологии.(11кл) Альфеттаев ТР в рамках предметной недели химии провёл следующие мероприятия: интеллектуальную игру «Как стать миллионером» (9-10 кл), конкурс «Антиреклама курения»( 11 кл). Во время недели географии, Колодичем АГ, была проведена выставка фотографий и рисунков «Земля – наш дом» (5-11кл), показ фильма «Зарождение планеты Земля» (5-9кл), познавательная развлекательная игра «Бреин ринг» (6-11кл ) Победители всех конкурсов были награждены грамотами и небольшими подарками. Немаловажным фактором привития эстетического вкуса и интереса к предметам является оформление кабинетов и рекреаций. Учителем биологии в кабинете были обновлены стенды: 1)Портреты учёных, 2) Митоз, мейоз, 3) Опасные растения, 4) Опасные животные. В рекреации оформлен материал по теме : а) Интересные факты биологии и б) Опасно ли ГМО. Учителем математики в кабинете обновлены стенды: а)Готовимся к ГИА, б) Это нужно знать (критерии оценивания устных ответов и письменных работ) , в) график проведения контрольных работ. В рекреации оформлен стенд «Выдающиеся учёные» и сменный стенд «Неделя математики». Учителем географии оформлены: 1) постоянные стенды :«Портреты выдающихся географов, путешественников, мореплавателей»
Экспозиция «Чудеса Крыма»
2) сменные стенды :Посвящение «Дню воды»
«Русское географическое общество»
«Материки и континенты».
                Общие выводы:
Показателями работы членов МО естественно – математического цикла можно считать:
·    Высокое качество результатов по предметам естественно – математического цикла.
·    Положительная учебная и творческая мотивация учащихся.
·    Системный подход к анализу и планированию своей деятельности. Применение в своей педагогической деятельности инновационных технологий.
 
Затруднения, выявленные в результате данного анализа:
Недостаточное тиражирование педагогического опыта.(Альфеттаев ТР не дал открытый урок, во II-полугодии не было достаточно организовано взаимное посещение уроков)
Неучастие педагогов естественно – математического цикла в конкурсах педагогического мастерства.
Низкие результаты на предметных олимпиадах. 
Результаты:
использование различных  видов  работ на уроках, как средство ликвидации пробелов учащихся;
сформированы методические умения педагогов по применению инновационных технологий;
сформированы методические умения по организации индивидуальной работы с учащимися.
Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что основная часть педагогов творчески решает вопросы воспитания, развития, обучения учащихся. Решение этих проблем возможно только при целенаправленной методической работе и  внутришкольном контроле в соответствии с индивидуальными возможностями каждого учителя.
В связи с данными проблемами целесообразно осуществлять работу методического объединения в следующем направлении:
Тема работы методического объединения: «Повышение методического мастерства учителей через применение на уроках активных форм и методов обучения в рамках внедрения ФГОС».
Цель работы: Освоение педагогами активных форм и методов обучения, воспитание и развитие творческих и самостоятельных учащихся. Задачи:
Изучить на теоретическом уровне активные формы и методы обучения.
Внедрять на уроках педагогический опыт по использованию активных форм и методов обучения путем использования современных образовательных технологий.
Обеспечить преемственность реализации ФГОС НОО и  ООО в школе
Делиться педагогическим опытом через посещение уроков коллег. Создать сайты, для того, чтобы обмениваться опытом с другими коллегами.
Анализировать результаты на заседания методического объединения.
Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на обобщение и распространение  опыта введения и реализации ФГОС ООО  в учреждении и за его пределами.
Развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся и интерес к естественно – научным дисциплинам, продолжать целенаправленную работу учителей с учащимися, мотивированными на учёбу, обеспечить выход на практические конференции и конкурсы.
Обеспечивать качественную подготовку к ГВЭ и ЕГЭ учащихся 9 класса и учащихся 11 класса.
Руководитель МО: ______________ Пономарёва ЛВ