Урок-игра по информатике «Чип спешит на помощь»
Мелкова Анна Владимировна,
учитель информатики
1 квалификационной категории
Внеклассное мероприятие по информатике
Форма проведения: Урок-игра «Чип спешит на помощь»
Материалы и оборудование:
Оформление:
Плакат с названием игры.
Плакат со слоном.
Изображение руки с числами.
Одежда для персонажей
Задания на листочках.
Названия устройств на листах (прикалываются к груди)
Цель:
Познакомить со счетными приспособлениями в разные периоды развития человека;
На элементарном примере разобрать действие компьютера и его устройства;
Создать представление о компьютере;
Закладывать основы компьютерной грамотности начиная с начальной школы.
Ход занятия. Сценка. (15 мин)
Действующие лица:
Женя
Ведущий
Чип
Первобытный человек
Египтянин
Средневековый ученый
Современный бухгалтер
Монитор
Клавиатура
Принтер
Системный блок
Мальчик Женя сидит за решением уроков.
Женя: Ну, никак эта задачка не решается. Попробую-ка я решить ее на калькуляторе. (Нажимает кнопки). И тут не получается. А интересно, что у этой штуки внутри и как она работает?
Ведущий: Случайно Женя нажал какую-то кнопку и из калькулятора выскочило непонятное существо.
Чип: Привет, Женя! Женя: А ты кто такой? Чип: Сам меня вызывал, а теперь спрашиваешь. Я - компьютерный Чип! Что, не можешь решить такую простую задачку? А как же тогда люди раньше считали без компьютеров? Вот смотри. Ведущий: Стал Чип показывать на экране как раньше люди считали. И как будто по волшебству ожили люди из прошлых веков.
Первобытный человек: Один да один будет два, два да два будет четыре, четыре да четыре будет восемь, восемь да восемь будет шестнадцать. Да... маловато воинов в нашем племени, в соседнем их двадцать.
Египтянин: 1 тысяча камней, 25 тысяч камней, 50 тысяч камней. Долго же мне придется считать камни, чтобы построить пирамиду.
Средневековый ученый: Я придумал телескоп, сделал много гениальных открытий... Я уже стар, но идей осталось много. Как сделать машину для проверки новых формул.
Современный бухгалтер (двигает костяшками счетов): Не успею, за всю жизнь не успею сосчитать. Где найти прибор, который считает в миллион раз быстрее?...
Чип: Вот люди и придумали меня. Ведь я умею считать на пальцах до тысячи. Женя: Что ты обманываешь, ведь на пальцах можно считать только до десяти, не считая, конечно, ног.
Чип: Не веришь, а вот сейчас я тебе покажу. (На руке) Когда ни одного пальца - конечно О, мизинец - 1, безымянный - 2... (Приложение 1)
Женя: Как же 2, если палец-то один.
Чип: Это по-вашему один, а я не пальцы считаю, а числа. Есть же разница между мизинцем и безымянным? Значит можно обозначить мизинец - 1, а безымянный - 2. Вместе будет 3. Теперь эти два опускаем. На среднем получаем 4.
Женя: Дальше снова начинаем с мизинца. Средний и мизинец - 5, средний и безымянный - 6, средний, безымянный и мизинец - 7, а указательный - 8.
Чип: А ты заметил, что каждый новый палец больше предыдущего в два раза. Женя: Ага! Ой, а ведь на второй-то руке ты сосчитал всего-то 512, не до тысячи, как хвастался.
Чип (обиженно): Прошу запомнить раз и навсегда, калькулятор не обманывает, если он не сломался. Давай сложим все числа на пальцах, сколько получится? Ребята, помогите Жене. 1023. а ты говоришь не умею. Я даже стихотворение выучил, чтобы запомнить эти числа. (Приложение 2)
Слон живет у нас в квартире,
В доме 2, подъезд 4.
По часам привык питаться:
Утром в 8, днем в 16.
Ест на завтрак непременно
32 охапки сена.
После утренней прогулки -
64 булки.
На обед ему приносим
Огурцов 128.
Помидоров может съесть
Двести пятьдесят и шесть.
Съест блинов 512.
Это если не стараться.
А замесишь на кефире - 1024.
Женя: Ой, Чип, какой ты умный.
Чип: Я-то умный, а вот мой брат компьютер еще умнее. У меня только одно устройство, а у него целых четыре и каждое делает свое дело. Да он сам о себе расскажет.
Ведущий: Чип подошел к компьютеру, нажал кнопку и вдруг появились четыре компьютерных человечка.
Монитор: Я - монитор. Я показываю все, что делает компьютер.
Клавиатура: Я - клавиатура. На мне печатают все, что потом показывает монитор. У меня очень много кнопок.
Принтер: Я – мышка, только не настоящая, а компьютерная. Я упрощаю работу в разных программах, когда не справляется клавиатура.
Системный блок: А я – Системный блок. Здесь я самый главный. Все записываю в память, считаю и даю задания. Но, хотя я и главный, без своих друзей я не смог бы прожить. Да и без человека тоже, кто для меня писал бы алгоритмы и программы.
Чип: А и правда, алгоритмы и программы придумывает человек - ведь это задание компьютеру. Давайте и мы ребята попробуем составить алгоритм по сказке «Репка»!
Ребята-зрители разбиваются на 3 группы и составляют алгоритмы на листочках.(10 мин.)
Системный блок: Молодцы, ребята! А теперь назовите, какие еще сказки вы знаете, по которым можно составить алгоритм. (Называют)
Чип: Ребята, как вы хорошо работаете. Молодцы! Ну нам, с компьютером пора работать помогать ребятам решать задачки! Желаем вам успехов в изучении информатики!
Ведущий: Чип и его друзья волшебным образом пропали, а мальчик Женя понял, что надо рассчитывать не только на помощь Чипа, но и на свои силы!!!
Список литературы
Соболев А. «Игры с Чипом»- М.: «Детская литература», 1991 г.
Тэтчелл Дж. и др. Осваиваем микрокомпьютер: в 2-х кн.- М.: Мир, 1989 г.
Ресурсы Интернет
Газета «Информатика» приложение к газете «1 сентября» № 35, сентябрь 2000 г.Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Заголовок 115