Рабочая программа по ДОП образованию прикладное творчество

Рабочая программа кружка
по декоративно – прикладному творчеству
«Мир фантазии»


Пояснительная записка

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке «Мир фантазии» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления.
Одной из главных задач на занятиях является развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового.
Работу кружка организовывается с учётом опыта подростков и их возрастных особенностей.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании.
Программа кружка «Мир фантазии» рассчитана на детей от 15 до 17лет. Программа рассчитана на год и предусматривает нагрузку 72 часа в месяц. Группа работает 4 раза в неделю по 4 часа 30минут. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 24 человека. Занятия проводятся по двум подгруппам (по 2 часа 15 минут на каждую подгруппу).

Цель программы - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
– научить ребёнка создавать поделки из цветной бумаги, природного материала, фольги и фантиков и бросового материала,
- научить работать с ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, со скорлупами, гофрированной бумагой, кожей, соломкой, вышивка лентой, техника изонити, работа с бисером, вязание крючком и спицами, работа с материалом – лоскутная техника.
Задачи программы
Обучающие:
обучение умению планирования своей работы;
обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание обучающихся;
развитие любви к природе.
Социально-педагогические:
·  Формирование общественной активности.
·  Реализация в социуме.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе, учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой, природным материалом, фольгой, фантиками, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками, кожей и материалом, соломкой, лентой и нитью, вязальным крючком и спицами.
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Программа кружка дополнительного образования
«Мир фантазии»
по целевой направленности программа кружка дополнительного образования
«Мир фантазии» является прикладной. 
По содержательной направленности - художественно-эстетической.

Условно в программе можно выделить следующие этапы:

1 этап. Введение: даются общие сведения о творческом кружке, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе кружка на предстоящий учебный год.
2 этап. Блок Работа с цветной бумагой картоном. Техника квиллинга. Аппликация. Изонить.
3 этап. «Художественная соломка» дает кружковцам сведения о технологии обработки соломы. Учащиеся учатся изготавливать сюжетные аппликационные картинки из соломки.
4 этап. «Макраме» знакомит учащихся с этим видом рукоделия, техникой плетения основных узлов «макраме». Учащиеся осваивают азбуку и грамматику макраме, плетут образцы сувениров.
5 этап «Лоскутная пластика» дает сведения об истории и технологии лоскутного шитья. Учащиеся изготавливают плоскую аппликацию из ткани ручным способом и с помощью швейной машины.
6 этап. Работа с кожей. Учащиеся учатся обработке кожи и изготовлению из нее декоративных поделок; заколки, броши, сувениры, панно.
7 этап. Работа с фольгой. Изучения материала, изготовление поделок и сувениров.
8 этап. Блок. Работа с бисером. Плетение и вышивка бисером. Работа с лентой; вышивка лентой – салфетки, наволочки, панно.
9 этап. Блок. Природный материал. Изучение качества природного и бросового материалов, изготовление панно, поделок и сувениров.
10 этап. Работа с соленым тестом. Изучение Техники изготовления поделок; картины, панно, игрушки из муки, соли, масла, красок и лаков.
11 этап. Блок. Вязание. Техника работы вязальным крючком и спицами, чтение и составление схем. Вязание салфеток, кукол, кружев.
Формы и методы работы

Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся.
Для реализации программы используются различные формы и методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используется разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности.
Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании курса
Должны знать:
·  Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
·  Народные художественные промыслы России и родного края.
·  Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.
·  Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.
·  Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.
·  Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
·  Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
·  Инструменты и приспособления для аппликации из соломки.
·  Технологию выполнения изделий в технике аппликации из соломки.
·  Инструменты и приспособления для плетения в технике макраме.
·  Способы навешивания нитей.
·  Технологию плетения изученных сувениров в технике макраме.
·  Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.
·  Основные приемы и элементы лоскутного шитья.
·  Иметь представление о традициях разных стран.
·  Технологию изготовления игрушек из лоскутков без применения иглы.
·  Технологию изготовления текстильного коллажа, аппликации.
· 
Должны уметь:
·  Правильно организовать свое рабочее место.
·  Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.
·  Работать с электронагревательными приборами.
·  Выполнять правила техники безопасности.
·  Приобрести навыки работы по изготовлению игрушек из лоскутков без применения иглы.
·  Подготавливать соломку к работе, окрашивать ее.
·  Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.
·  Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации из соломки.
·  Работать по шаблону.
·  Различать и называть основные узлы и узоры (макраме).
·  Плести основные декоративные узлы и узоры.
·  Уметь набирать квадрат из полосок, собирать треугольник из деталей различной формы и размера, изготавливать круг, полукруг.
·  Изготавливать разные игрушки и сувениры.
·  Плести плоские декоративные элементы узлами макраме.
·  Приобрести навыки работы с лоскутками.
·  Владеть приемами кроя, соединения и оформления изделий.
·  В процессе работы ориентироваться на качество изделий.
·  Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.
·  Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
Литература
1.  Артамонова Е. В. Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для дочек: Секреты-самоделки – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 64 с.
2.  Борисова А. В. Вышивка. Макраме. Филейное вязание: 500 узоров и модных аксессуаров для вашего дома.- М.: РИПОЛ классик, 2005.-320 с.: ил.-(Советы для дома).
3.  Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: Традиционные народные куклы. Керамика / авт.-сост. О. Я.Воробьева. – Волгоград: Учитель, 2009 – 140 с.: ил.
4.  Дильмон Т. Полный курс женских рукоделий / Пер. М. Авдониной, - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 704 с., ил. – (Книга для всей семьи).
5.  Кузьмина М. А. Азбука плетения. Второе издание. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 320 с.: ил.
6.  Обучение мастерству рукоделия: конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы \ авт.-сост. Е. А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.:ил.
7.  Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации \ авт.-сост. Л. В. Горнова и др. – Волгоград? Учитель, 2008 – 250 с.