Обучение основам экономических знаний как один из путей повышения математической подготовки учащихся (1-5 классы)


Обучение основам экономических знаний как один из путей повышения математической подготовки учащихся (1-5 классы)
Шепель Лариса Алексеевна, учитель математики МБОУ СОШ №1,
аул Кошехабль Республика Адыгея
В процессе разработки содержания и методики обучения экономическим знаниям учащихся начальных классов, нами была предпринята попытка учета возможностей детей к проявлению соответствующих компонентов рефлексивного анализа.
Однако, ряд компонентов рефлексивного анализа в полной мере, таких как фиксация взаимосвязей между компонентами, анализ структуры рефлексии и др., детям младшего школьного возраста не подвластны. Выделение рефлексивных аспектов мышления в качестве фактора, регулирующего творческий поиск, затруднено. В этой связи в методологии определения содержания и методики обучения учитывались возрастные особенности детей, проявление сенситивных периодов развития, а также индивидуальные способности.
Педагогика, учитывая узловые годы развития, делит учащихся на три группы: младшую, среднюю и старшую возрастные группы. Именно с учетом этих периодов нами определялось содержание и методика формирования экономических знаний. Однако, новое строится на фундаменте уже имеющихся качеств, отрицание старого происходит не путем "ломки" старого, а его перевода на новый уровень. Поэтому основой обеспечения взаимосвязи "старых" и "новых" знаний явился принцип системного подхода, обоснованный в работах П. К. Анохина .Таким образом, теоретической основой исследования являются:
Теория системного подхода, разработанного в работах П.К. Анохина;
Теория развивающего обучения, обоснованная в работах В. В. Давыдова, учение Л. С. Выготского о "зонах ближайшего развития;
Теория психологии игры, автором которой является Б. Д. Эльконин;
Теория организационо-обучающих игр, разработанная С. Д. Неверковичем и его учениками.
Кроме того, использованы персонажи детских книг Э. Успенского и Б. Заходера, как наиболее популярных детских "героев".
Разработанная нами программы состоит из цикла "Экономика для маленьких" для 1-4 классов: Основной задачей является знакомство с экономическими категориями, понятиями, формирование, умений их применения в игровых ситуациях.
При разработке программы обучения основам экономических знаний учащихся начальной школы с целью повышения математических знаний, мы придерживались следующих принципов:
Обеспечение вариативности учебного процесса.
Создание возможности включения в образовательный процесс с любого уровня обучения.
Учет индивидуальных потребностей и возможностей.
Создание взаимосвязанного, единого образовательного поля в процессе последующего периода за началом обучения.
Использование разных образовательных форм.
Цель, предлагаемой нами программы: знакомство с элементарными экономическими категориями, которые окружают всех нас в повседневной жизни.
Задачи:
Знакомство и восприятие экономических категорий на индивидуальном уровне.
Понимание экономических категорий в рамках программы.
Умение понимать экономические категории и применять их в игровых ситуациях.
Задачи в программе определяют собой три уровня.
Задача N1 -это уровень 1-го класса. Она позволит увидеть возможности детей в целом и каждого в отдельности по итогам года.
Программа первого класса включает в себя 15 часов, ведется классным руководителем по рабочей тетради 1 час в неделю. Целесообразно начать ее вести со второго полугодия.
Задача N2 - это уровень 2-го класса. На этом уровне ребенок не только знакомится со встретившимися категориями, но и понимает их значение в рамках обозначенной программы. Программа второго класса предполагает 30 часов в год, занятий - 1 час в неделю.
Задача N3 - это третий уровень - 3-4-й классы. На этом уровне происходит не только понимание значения категорий и их восприятия, но ребенок может их логически связать друг с другом и уметь применить в игровых ситуациях.
Особенности программы. Программа, предложенная нами, полностью составлена по детским книгам Э. Успенского "Дядя Федор, пес и кот", "Тетя дяди Федора". Название темы в тематическом плане программы соответствует главам в книгах.
Методическая база программы. В качестве методического обеспечения программы выступают книги Э. Успенского и разработанные нами на основе книги рабочие тетради.
Рабочие тетради представляют собой учебно-методическое пособие для учителя и ребенка по изучению и преподаванию экономики в начальной школе. Задания в тетради составлены на основе текста книги с введением элементарных экономических категорий: деньги (капитал), работа, труд, закон, товар и т. д.
Таким образом, задания даются не только в игровой форме, но и связаны между собой контекстом книги и логически. Взаимосвязь действий и явлений позволяет ученику домысливать отдельные действия героев и разбираться в понимании экономических категорий.
Рабочая тетрадь (прилож.2) составлена так, что в ней можно работать не только классом в школе с учителем, а и дома каждому ребенку вместе с родителями. Тетрадь позволяет осуществлять индивидуальный подход к ученику.
Тематический план программы по курсу "Экономика для маленьких" называется "Путешествие в Простоквашино" и рассчитан на 15 часов в 1-ом классе (табл.2).
Цикл «Экономика для маленьких»
Путешествие в Простоквашино (программа по экономике для учеников 1 классов)
Тематический план
Таблица 2
Название темы Количество часов
1. Путешествие в Простоквашино. Первое знакомство. 2
2. Кот Матроскин примеряет фамилию. 4
3. Деревня. 2
4. Наш дом – наведем порядок в нем. 2
5. Что такое капитал? 2
6. Принятие решения о первой покупке. 3
ИТОГО: 15 часов
Раскроем содержание тем.
Тема 1. Путешествие в Простоквашино. Первое знакомство
Первая часть знакомит с главными героями дядей Федором и котом, а также наших учеников друг с другом. Визитная карточка. Рассказ о себе, своей семье. Напишите. Дядя Федор собирался в дорогу. Какое главное экономическое слово взял из вещей. Письмо родителям. Знакомство с котом. Объявление. Отгадайте слова. Решите задачку с бутербродами. Сделайте куклу дяди Федора.
Тема 2. Кот Матроскин примеряет Фамилию
Угадайте по точкам котов. Ребус как звали кота. Разговор с котом. Путешествие по дороге. Отгадайте пословицу, поставив буквы алфавита вместо чисел. Познакомьтесь с экономическими словами. Сделайте поделки всех, кто встретился по дороге в Простоквашино: еж, рыбки, бабочки, кот. Описание прилагается. Можете дополнить, изменить что-то. Творчество и фантазия потребуются от вас.
Тема 3. Деревня
Друзья приехали в деревню. Им повстречался житель деревни. У ребят появляется новый знакомый. Это Шарик. Сделайте его по выкройке. Он представляется сам. Выбор дома. Несколько ситуаций. Логические рассуждения. Знакомство с новыми экономическими словами. Игра "Захват чужого дома".
Тема 4. Наш дом - наведем порядок в нем
Новые экономические слова помогали нашим друзьям наводить порядок (трудились). Слово труд. Ученику надо рассказать, любит ли он труд. Шарик использовал природный ресурс - земля. Предметы потребления росли на природном ресурсе: капуста, картофель, морковь.
Урок строится в порядке рассуждений учителя и ученика.
Нарисовать, что делали герои в доме.
Значение слов работа и труд. В чем отличие?
Какой природный ресурс (запас) использовал Шарик? (Река, вода).
Отгадайте предмет первой необходимости, которым не мог пользоваться Шарик. (Мыло).
Знакомство с интересной информацией.
Отгадать, кто какого природного ресурса боялся. (Кот - воды).
Какой природный ресурс светил по дороге. (Солнышко). Природные ресурсы принадлежат всему обществу и являются общественной собственностью.
Странная профессия. Отгадайте. (Почтальон Печкин).
Не та профессия. (Милиционер). Рассказ о профессиях.
Проблема собственности. В чем отличие общественной собственности от личной?
Тема 5. Что покое капитал?
Что потребовалось коту? (Молоко). Предмет потребления. Дает его живое средство. Нарисуйте его. Средство надо купить. Деньги. Простое определение денег. Деньги превращаются в капитал. Задачка-ребус как зарабатывать деньги. Ребус со словом клад. Ребус со словами запас (накопление) и еда (потребление). Купим корову. Рисунок-задание. В огороде можем не работать. Нарисуй задание. Отгадай пословицу (Работа не волк, в лес не убежит).
Мы все на рынке можем покупать. Нарисовать задание.
Поиграем в магазин. Что хотел купить в магазине Шарик? (Кости).
Куда пришли дядя Федор, пес и кот? Нарисовать. Кто там жил? (Нарисовать).
Насколько частей хотел поделить клад пес? Нарисовать. Куда хотели использовать каждый свою часть герои? Кто оказался самым практичным? Порассуждайте и напишите.
Отгадайте вид коровы Шарика (козы).
Каким экономическим словом называют лопату, связанным со словом труд? (Орудие труда).
Отгадайте, что еще превратилось в капитал. Подарок - это капитал или нет?
Тема 6. Принято решения о первой покупке
Это занятие итоговое. Заканчивается первый год "Путешествия..". Вы повторяете все вместе все, что было в вашем путешествии. Подводите итоги. Какие экономические слова встретились, может быть не совсем ребята поняли их экономический смысл, но они должны к ним привыкнуть. Они с ними еще встретятся.
А наши друзья продолжают вести хозяйство. Родители. Жмурки-пряталки. Игра. Рассуждения друзей о жизни. Напрокат. Каким экономическим словом заменим?
Принятие решения о покупке. Корова. Ружье. Ошейник. Сумка. Что важнее?
Что решили купить? Вот так покупка. Ее надо сделать.
Решение задач второго уровня обеспечивается 30-часовым циклом занятий во втором классе, продолжающем тему "Путешествие в Простоквашино", тематический план цикла представлен в таблице 3.
Цикл «Экономика для маленьких»
Простоквашино(программа по экономике для учеников 2 класса)
Тематический план
Таблица 3
Название темы Количество часов
1. Хозяйство Простоквашино. 2
2. У Шарика появился секретарь-переводчик. 2
3. Новое оборудование. Средства производства. 2
4. Управление средствами производства, 2
5. Секретари. Процесс обучения. 2
6. Покупка Шарика. Новое занятие... 2
7. Профессионалы и непрофессионалы. 2
8. Общество. Люди. Семья. 2
9. Шарик меняет профессию. 2
10. Хозяйство кота. 2
11. Научные достижения в хозяйстве наших друзей.2 2
12. Расширение хозяйственных (потребительских) фондов. 2
13. Деловые переговоры. 2
14. Документы. 2
15. Товар. Полезность товара. 2
ИТОГО: 30 часов
В процессе изучения темы раскрываются основные экономические категории в игровой форме.
Тема1. Хозяйство ПростокваттоТема повторение. Как встретились герои. Игра-макет. Выбор дома. Ситуация. Как наводили порядок в доме. Какие экономические
категории помогали героям. Появление денег. Капитал. Все ли является капиталом. Первая покупка. Принятие решения. Карточки. Игра. В этой теме вы сможете повторить в игровой ситуации материал прошлого года.
Тема 2. У Шарика появился секретарь-переводчик
В хозяйстве наших друзей появился новый член их семьи - галчонок Хватайка. Какими качествами обладал Хватайка. Шарик нашел себе новое дело. Хватайка должен приносить пользу. Шарик решил сделать Хватайку секретарем и не просто секретарем, а секретарем-переводчиком. Выполнив задания в тетради ученики узнают, что это профессия. Какими качествами должны обладать люди этой профессии, что они делают, и почему она необходима в условиях рынка.
Все действие выполните с ребенком вместе.
Тема3. Новое оборудование. Средства производства
В этой теме учащиеся узнают, что оборудование, которое собирались приобрести наши герои из собственных средств, в экономике называется средствами производства. Средства производства необходимы в каждом хозяйстве, они облегчат труд, повысят качество труда и продукции.
Трактор. Вам предстоит сделать трактор и сформулировать его технические характеристики.
Что еще относилось в хозяйстве к средствам производства, об этом вы узнаете в следующей теме.
Тема 4. Управление средствами производства
Рассуждения с учениками о производстве. Производство молока. С помощью чего получается этот ценный полезный, питательный продукт? Средством для этого производства является корова. Изготовление коровы. Поделка по рекомендации в тетради. Дети разыгрывают ситуацию поведения коровы. Нацельте их на мысль, что любыми средствами производства надо управлять, иначе они принесут убытки. Убытки - вред, потеря денег, вещей. Элементарное представление об убытках. Для всего этого нужны знания.
Тема5. Секретари. Процесс обучения
В этой теме ребята узнают, что не такая простая профессия секретаря. Ей надо учиться. Что же из этого получится они узнают когда поиграют в игру "Секретари". В процессе игры они расскажут о хозяйстве героев их родителям и своим тоже.
Тема 6. Покупка Шарика. Новое занятие...
Шарик сделал себе покупку. С новой покупкой он решил себе приобрести и новое занятие. Что это дело, профессия. Будет ли от этого занятия польза.
Покупка. Всегда ли полезна покупка. Ребенку придется подумать. Можно ли считать ружье средством производства. Загадка. Что должен иметь еще Шарик к этой покупке. Разрешение на ношение оружия - лицензию.
Тема 7. Профессионалы и непрофессионалы
В этой теме ребята узнают, кто такие профессионалы и чем они отличаются от непрофессионалов. Охотник. Столярная мастерская. Столяр. Стол. Убытки. Ребус о столе. Посчитайте. Придется не только решить задачу, но и сделать поделки, возместить убытки друзьям.Тема 8. Общество. Люди. Семья
Что такое экономика. Как общество связано с экономикой. Кто живет в обществе. Снова вопрос о собственности. Государство и семья. Как они функционируют друг с другом. Что такое семья. Очень интересный вопрос. Экономические проблемы в семье.
По картинкам в тетради ученики с учителем смогут разобраться, что экономика - это не только ведение домашнего хозяйства (натуральное хозяйство). Но это и общество, в котором работают люди. Это и их семья, которая вносит вклад в решение экономических проблем.
Тема 9. Шарик меняет профессию
Внешность на работе, важно ли это. Внешний вид. Несколько слов о моде и манерах. Решение задачек.
Какие бывают услуги в быту. Шарик делится энциклопедической информацией. Прочтите. Расскажите о прочитанном. Ответьте на вопросы.
Тема 10. Хозяйство кота
Потребление и накопление. Новые термины или нет. Экология в деревне. Обсудите проблему. Бережливость. Экономическая категория. Практичность кота. Вред или польза. Личные интересы и экономические.
Тема11. Научные достижения в хозяйстве наших друзей
Что такое наука. Кто такие ученые. Об этом расскажет ребятам кот Матроскин. Для чего нужны научные достижения. Институт. Что это такое. Связи. Деловые знакомства. Определение ученого кота.
Что такое вежливость? Игра.
Новый журнал. Источник информации. Реклама зверей. Дело или бизнес Шарика.
Тема12. Расширение хозяйственных (потребительских) фондов
Интересное слово фонд. Тоже экономическое. Хозяйство поделено на несколько фондов. Но главный фонд для Матроскина фонд (накопления) и фонд потребления для Шарика и дяди Федора.
Растраты. Выкупить средства у государства. Собственные средства. Квитанции. Накладная. Доверенность. Домовая книга. Журнал расходов. Журнал прихода.
Тема13. Деловые переговоры
Деловые переговоры - разговоры по делу с какой-нибудь целью. Игра. Круг участников. Проблема для обсуждения. Создание обстановки. Внешний вид. Документы. Подарки на переговорах. Несколько полезных слов об этикете.
Тема 14. Документы
В этой теме прочтите две главы книжки Э. Успенского "Дядя Федор, пес и кот" (главы 18,19).
Получение товара. Документы на товар. Печать. Упаковка товара. Определение товара.
Тема 15. Товар. Полезность товара
Товар. Полезность товара. Свойства товара. Марки на товаре. Товарный знак. Назначение товара. Сколько времени живет товар. Стоимость товара. Задачка.
Кроссворд.
Чему научились наши друзья. Чему научились ребята. Дочитайте книжку до конца.
Задачи третьего уровня решаются программой по экономике, тематический план которой представлен в таблице 4 и которая продолжает «Путешествие в Простоквашино».
Цикл «Экономика для маленьких»
Путешествие в Простоквашино (программа по экономике для учеников 3- 4 класса)
Тематический план
Таблица 4
Название темы Количество часов
1.Потребление и накопление. Расходы. Затраты. Доходы. 2
2.Новые идеи. 2
3.Планирование сельского хозяйства. 4
4.Экономика и политика Простоквашино. 4
5.Создание общественных организаций. 2
6.Помощь населению.
7.Административная работа. .
8.Отличная реклама. 2
2
2
.9. Политика. Государственная Дума в Простоквашино.
10.Служебный брак. Хозяйственные вопросы 2
2
11 Ассортимент продуктов. 2
12. Развитие Простоквашино. Новые должности. 2
ИТОГО: 30 часов
Раскроем содержание тем.
Тема 1. Потребление и накопление. Расходы. Затраты. ДожодыТема повторение уже пройденного материала.
Потребление, оно связано с определенными расходами. Какие бывают затраты: прямые и непрямые (ремонт забора и встреча гостей). Задача. Потребление связано с накоплением. Накопление получается, если в хозяйстве или от деятельности есть доход.
Тема 2. Новые идеи
Что такое идея. Идеи наших героев: Матроскина, Шарика, дяди Фёдора. Идеи их гостей. Придумывание идей. Проверим всякую ли идею можно осуществить. Реальные идеи и вымышленные.
Тема 3. Планирование сельского хозяйства
Сельское хозяйство, его структура. Что такое план. Составляем планирование. Решение задачи. Бизнес - план Матроскина.
Тема 4. Экономика и политика ЛросжжвашшоЭкологическая программа, военная программа. Производство рыбы. Развитие почтового дела. Матроскин открывает столовую. Новый обшепит в Простоквашино. Образование и культура. Игра-макет. Условия игры в макете.
Тема 5. Создание общественных организаций
Общественные связи. Общественные организации. Их назначение и значение. Игра "Создание общественных организаций".
Тема 6. Помощь населению
Население. Проблемы населения. Оказание помощи. Составление проекта "Помощь населению".
Тема 7. Административная работа
Хозяйственные вопросы и административная работа. Кто такой администратор. Менеджер. Игра "А менеджер ли я?". Административные вопросы Простоквашино.
Тема 8. Отличная реклама
Реклама. Ее виды. Полезность рекламы. Характер рекламы. Театрализованное представление "Отличная реклама".
Тема 9. Политика. Государственная пума в ПростоквашиноПолитика. Кандидаты в депутаты. Государственная Дума, ее значение. Игpa "Депутаты выступают по телевидению, радио, в газете". Конкурс. Рисунки проблем.
Тема 10. Служебный брак. Хозяйственные вопросы
Развитие экономики. Товарное хозяйство. Производители и потребители. Товар. Качество товара. Контроль за качеством. Когда возникает брак. Хозяйственные проблемы. Деньги. Выпуск облигаций, Акции - ценные бумаги.
Тема 11. Ассортимент продуктов
Товары бывают промышленные и продовольственные. И в промышленных и в продовольственных есть важная экономическая категория -ассортимент. Понятие ассортимента. Составление матрицы ассортимента.
Обсуждение проблемы развития ассортимента в Простоквашино.
Тела 12. Развитие Лростоквашино. Новые должности
Гостиничный комплекс. Аэродром. Три военных санатория. Автотрасса. Банк. Город Простоквашинск. Новый город, обязанности мэра. Товарно-денежные отношения. Инвестиции. Внешние связи.
Визитная карточка наших героев.
Новые должности наших героев. Проблема выбора должности.
В третьем классе, если занятия по экономике не начаты ранее, идет знакомство с менеджментом на основе изучения взаимодействия известных детских литературных персонажей - мышонка Мики, Пуха, Пяточка и др.
Тематический план (табл.5) включает в себя 20 тем, рассчитанных на 39 часов.
Цель программы: формирование знаний, умений и навыков по основам элементарной экономики по программе развивающегося обучения.
Задача программы: восприятие экономических категорий в их логической взаимосвязи друг с другом в различных игровых ситуациях.
Таблица 5
Тематический план
Название темы Количество часов
1. Микки знакомит... 1
2. Микки вручает тебе деловую папку. 1
3. Менеджмент Пуха. 2
4. Размышления Пятачка. 2
5. Хозяйство Пятачка. 2
6. Планирование Хрюши-огородника. 4
7. Немного истории. Сказка о том, как по животным счет годам вести стали. 4
8. Когда же к нам приходил Новый Год? 2
9. Экономическая, моя подруга, потребность. 2
7. Немного истории. Сказка о том, как по животным счет годам вести стали. 2
10. Сделаем елку сами. 2
11. И снова о бюджете. 2
12. Функции денег. Что такое зарплата? 2
13. Почему Хрюша решил устроиться на работу? 2
14. Профессии бывают разные. 1
15. Устройство Хрюши на работу. 2
16. Новое дело Пуха. 2
17. Хрюша все трудится. 2
18. Шоу-бизнес Пуха. 1
19. Доходы. Расходы. Затраты Пуха. 2
20. Подведем итоги. ИТОГО: 39 часов
Раскроем конкретное содержание тем.
Тема 1. Микки знакомит
Мышонок Микки рассказывает ребятам о новой программе по экономике. Программа представлена в рабочих тетрадях.
Тема 2. Микки вручает тебе деловую папку
Заполните анкету и тогда состоится наше первое знакомство. Договор делового человека (требуется подписать). Карточки деловых качеств и первое задание.
Тема 3. Менеджмент Пуха
Поросенок не знает как завоевать друзей. Пух ему советует поучиться у Д. Карнеги. Кто он такой? Шесть его правил знает Пух. На каждое правило можно дома придумать задание, чтобы лучше понять и запомнить.
Тема 4. Размышления Пятачка
Размышления Пятачка вслух о друзьях. Пословицы и поговорки, Хрюша о подарках. Поговорите и вы о них. Меню Хрюши обсудите вместе. Самым верным помощником будет творчество и фантазия.
Тема 5. Хозяйство Пятачка
Рассуждения Хрюши о своей хозяйственности и экономичности, (город Хрюши. Аренда - элементарное понятие экономической категории. Новые экономические категории: собственность, кредитор.
Тема 6. Планирование Хрюши-огородникаНовые экономические категории: потребление, продать, обменять. Порассуждайте, подставьте числа. И получится новая экономическая категория - бартер.
Планирование продолжается.
Доходы и расходы Пятачка. Элементарное понимание этих категорий: доходы - это прибавление, расходы - это убытки. Отгадайте кроссворд. В нем вы встретитесь со знакомыми категориями: бартер, баланс (равновесие доходов и расходов), банкрот.
Подготовка к Новому Году. Планирование Пуха. Подсчет расходов и доходов. Бюджет. Помогите розовенькому Хрюше разобраться в видах бюджетов. Задание.
Бюджет Пуха. Непростая наука - экономика.
Тема 7. Немного истории
Сказка о том, как по животным счет годам вести стали. Вслух внимательно прочесть с выражением. Придумайте вопросы по сказке с детьми вместе. Представьте сказку по ролям. Можно попробовать на основании представленного текста придумать сценарий по сказке. И будет целая постановка.
Тема 8. Когда же к нам приходит Новый Год?
Рисунок-загадка. Игра. Рассказ о животном по гороскопу. Где отметить Новый Год? Мой совет Пуху. Какое блюдо за каким подать на стол?
Твое любимое блюдо. Задание. Проявить творчество. Подарки.. Порассуждайте о том, что можно дарить, а что нет. Подарки Пуха друзьям. Как выбирал их Винни? Ёлку придумали древние люди.
Что такое обычай? Что такое потребность? С чего она начинается? В чём различия между: хочу и могу?
Тема 9. Экономическая моя подруга потребность
Проблема Хрюши. как решить проблему?
Деньги. Понятие личного, общественного, государственного на мере леса.
Новые категории. Закон. Природные ресурсы. Кража. По рассуждайте об этих категориях.
Тема 10. Сделаем елку сами
Практическое занятие. По итогам которого можно провести конкурс на лучшую работу.
Цель занятия: помогите Хрюше законным путем решить его проблему.
Рассмотрите процесс производства на примере изготовления елки.
Простое производство для личного потребления. Материалы - Средства производства - Технология изготовления - Готовый продукт (для личного потребления)
Тема 11. И снова о бюджете
Вспомним снова о доходах и расходах.
Потребительский бюджет. Задание: подсчитайте свой семейный бюджет. Вспомните о бюджете Хрюши. Экономическая категория -деньги. Функции денег, определите их.
Задание. Порассуждайте вместе.
Тема 12. Функции, денег. Что такое зарплата?
Простое понятие зарплаты. Зарплата - это плата за что-то. Это экономическая категория. Вспомните, что же такое экономика. Общество развивается по своим экономическим законам. Сформулируйте определение закона. Закон - правила (нормы), принятые государством, которые должны выполнять все граждане общества. Экономика - это не только ведение домашнего хозяйства, но есть еще и потребности. Практическое задание в тетради, а дома можно проверить.
Где же начинается экономика? По рассуждайте, проанализируйте, сделайте вывод.
Тема 13. Почему Хрюша решил устроиться на работу?
Аргументы Хрюши. Ваши рассуждения. Что такое работа? Работа и труд одно и тоже? Рассуждения.
Тема 14. Профессии бывают разные
Что такое профессия? Как сочетаются работа и профессия? Рас-суждения. Сделаем макет профессий. Поиграем..Тема 15. Устройство Хрюши на работу
Как Хрюша выбрал работу? Оформление на работу. Документы. 'Игра. Условия труда. Плата за труд или заплата. И опять деньги...
Тема 16. Новое дело Пуха
Что такое дело? Как мы еще называем дело? Известное слово всем. Какими делами занят Пух? Рассуждения. Повторение пройденного.
Тема 17. Хрюша-все трудится
Придумайте пословицы со словом труд. Задание. Давайте поможем Хрюше на работе. Заполним карточки. Нарисуем. Рассказ. Все делаем вместе.
Тема 18. Шоу-бизнес Пуха
Что такое шоу-бизнес? Рассуждения. Понятие. Отрасль развлечений. Почему Пух выбрал эту область? Элементарные рассуждения в тетради вместе с учителем и Пухом.
Тема 19. Доходы. Расходы. Затраты Пуха
Повторим что уже знаем. Определения и термины. Поиграем, посчитаем.
Тема 20. Подведем итоги
Вам предстоит вспомнить все с начала. Задания для проверки знаний. Контрольная карточка на дом. Что мы знаем и что нет? Умения и навыки.
Актуальность темы экономического воспитания обусловлена ещё и тем, что дети не в состоянии воспринимать и понимать речевые обороты взрослых, а кроме того, учащиеся испытывают определенные трудности при общении на экономические темы. Экономические сведения помогут лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, хлебороба, коммерсанта и т.д.
Эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых идёт о производстве, урожайности, стоимости, о природе и сохранении её богатства, о преимуществах в условиях труда и его оплаты. Следует отметить, что в большинстве задач включённых в учебники математики, являются задачи с экономическим содержанием. Задачи вида» В магазин привезли 5 ящиков с огурцами по 8 кг в каждом. Сколько килограммов огурцов привезли в магазин?» можно считать «экономическими». Однако при их решении внимание учителя и учащихся направленно на то, чтобы осознанно выбрать арифметическое действие, посредством которого решается задача; её экономическая суть при этом остаётся незамеченной.
Рассмотрим следующую задачу:
«Рабочему было поручено изготовить 30 деталей за 10 часов, но рабочий, экономя время, успевал делать только 1 деталь за 15 минут. Сколько деталей сверх задания сделает рабочий за счет сэкономленного времени?»
1вариант - 1)600:15=10(дет) 2)40-30=10(дет)
2вариант - 1)15х30=450(мин) 2)600-450=150(мин), 3)150:15=10(дет)
3вариант - 1)600:30=20(мин) 2)20-15=5(мин) 3)5х30=150(мин), 4)150:15=10(дет)
Методика работы над задачами такого типа сводится к поиску различных способов решения, что, несомненно, оказывает положительное влияние не только на усвоение математических знаний, но и на общее умственное развитие школьников. Но, несмотря на то, что в задаче идёт речь об экономических понятиях (производительность, объём работы, время работы), экономический аспект описываемый в задаче ситуации, как правило, остаётся вне обсуждения. Для его усиления необходимо провести дополнительную работу над задачей после её решения. С этой целью уместно предложить детям вопросы, связанные с повышением за счет этого выпуска деталей. Возможно, уместным в этой ситуации будет разговор дополнительном заработке рабочего. Можно также решить несколько дополнительных задач.
Сколько денег получит рабочий за изготовление деталей, если за каждую деталь ему платили 200 рублей?
Насколько больше получит рабочий за счёт сэкономленного времени?
Следует отметить, что экономика оперирует числами, превышающими вычислительные возможности учащихся младших классов. Переработка учебников математики для начальных в последние годы отставала от реальной жизни. Для учащихся начальных классов до сих пор предлагаются задачи типа: «Заур купил на 2 больше, чем Миша, и заплатил на 6 копеек больше, чем Миша. Сколько стоит 1 тетрадь?»
Основной целью включения этой задачи в учебник и её решения на уроке является подготовка учащихся к решению задач на нахождение чисел по двум разностям. В процессе поиска решения учитель обращает внимание детей на то, что 2 тетради стоят 6 копеек и можно найти цену 1 тетради: 6:2=3(коп)
Чтобы приблизить решение задачи к условиям реальной жизни, можно провести дополнительную работу над задачей после её решения.
В ходе беседы с учащимися можно поставить перед ними такие вопросы:
Что такое копейка? Используется ли эта денежная единица в настоящее время?
Сколько на сегодняшний день стоит ученическая тетрадь?
Предлагаемые задачи, должны формировать у учащихся экономическое мышление. При их решении дети обучаются элементарным расчётам, оценивают сравнительную выгоду той или иной покупки сделки, предпринимательской деятельности и т.п. При этом экономическое воспитание должно и будет осуществляться через фабулу задачи, и при её решении, и при анализе результата решения.
Приведём в качестве примера несколько задач такого рода:
Урожайность чеснока – 20 кг с одной сотки (100 кв.м.). Какова масса чеснока, собранного с участка длинной 50м и шириной 40м? Какой доход получил фермер, если чеснок был продан по 100 рублей за кг, а на покупку семян он затратил 160 рублей?
Отец получает 4000 рублей в месяц, а мама 2000 рублей. Сколько денег они зарабатывают за год? Смогут ли они на деньги, заработанные за год, купить автомобиль за 30000 рублей, если половина зарплаты уходит на бытовые расходы?
Руслан и Люда помогли отцу-фермеру. Руслан вырастил 20 кроликов, а Люда – 80 цыплят. На рынке кролик стоит 50 рублей, а цыплёнок 20 рублей. Кто из детей заработал для семьи денег больше и на сколько?
Недостаток экономического воспитания нередко проявляется в том, что дети небрежно относятся не только к объектам общего пользования, но и к домашней утвари, личным вещам и т.д. Это обусловлено оторванностью родителей, занятых на производстве, от семейного быта. Дети без воспитателей –учителей не всегда в состоянии понять, что самая небольшая домашняя вещь стоит родителям немалых затрат труда. Для ликвидации этого пробела в экономическом воспитании можно предлагать задачи, в которых говорится о средствах, затраченных на покупку предметов повседневного пользования, об экономии средств семейного бюджета, бюджета школы и т.д. Это, например, задачи типа:
-На школьной аллее было посажено 70 деревьев, но вскоре 10 деревьев были поломаны. Сколько деревьев осталось на аллее? Подсчитайте, какой убыток понесла школа, если за покупку каждого дерева было заплачено 180 рублей, а за её посадку 40 рублей?
Решение задач с экономическим содержанием, на наш взгляд, должно преследовать ещё одну, чрезвычайно важную задачу – воспитание у молодого поколения чувства патриотизма. Это становится особенно актуальным в свете развернувшегося в нашей стране тотального экономического наступления зарубежных производителей, заполнивших отечественный рынок подчас недоброкачественной продукцией, а также насаждение в детском сознании через каналы телевидения «достижений» западного образа жизни. Какое, в сущности, представление о реальной жизни получает ребенок, если он видит на полках магазинов и в рекламе народную поступь всевозможных жвачек, сладостей и прочих аксессуаров быта зарубежного производства?
Всё это оказывает негативное воздействие на ум и чувства подрастающего поколения. Очевидным становится и слабое формирование чувства принадлежности к той стране, где родился человек, где его корни и место жизни будущих потомков. Пустить на самотёк формирование патриотического сознания учащихся начальных классов и ожидать, что они получат педагогическую компенсацию в старших классах или в кругу семьи было бы крайне недальновидно.
Устранить этот пробел помогут задачи, при решении которых дети будут учиться элементарным расчётам, помогающим оценивать выгодность той или иной покупки; задачи, в которых идёт речь о качестве и преимуществе отечественной продукции и т.п.
Например, задачи следующего типа:
Рыночная цена одного красного кирпича отечественного производства с доставкой на дом 80 рублей, а зарубежного 150 рублей. Насколько рублей отечественный кирпич дешевле зарубежного и в какую сумму обойдётся его закупка для строительства небольшой дачи, если известно, что на это потребуется 4000 кирпичей? Сколько денег можно сэкономить, если построить дачу из отечественного кирпича?
В нашей стране мужчины имеют право на получении пенсии в возрасте 60 лет, а в США, Франции, Германии – 70 лет. Где мужчины дольше работают и на сколько лет?
Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экономическим содержанием можно предлагать в занимательной форме, для чего в фабуле задачи вводятся любимые детьми герои сказок.(приложение 3)
Мышке-Норушке, Лягушке-Квакушке и их друзьям стало тесно жить в старом теремке, и задумали они построить новый. Подсчитали во что обойдётся строительство: фундамент заложить – 8000рублей, стены поставить – 12000 рублей. Половину этой суммы они взяли в банке в кредит. Сколько денег они должны вернуть в банк, если за использование кредита должны дополнительно уплатить 1/5 часть от суммы кредита?
Вспомним мультфильм «Простоквашино», про дядю Фёдора и его кота Матроскина. Как называются в экономике явления, когда кот Матроскин взял корову напрокат у государства?
ФЕРМЕР
в) АРЕНДА
Свой ответ можно подтвердить, если заполнить пустые клетки буквами, заменяя каждое число суммой меньших чисел из таблицы:
7 10 4 5 9 7
+ 2 5 7
2 Е А Д
3 Н Т Р1 К Ф М
При решении подобных задач школьники будут усваивать экономические понятия, которые являются ключевыми для всех возрастных групп учащихся, а сами задачи и арифметические расчёты при их решении по своему содержанию и логике максимально приближены к условиям реальной действительности, с которой повседневно приходится сталкиваться детям. Кроме того, решение задач с экономическим содержанием вносит разнообразие в урок, помогает активизировать деятельность учащихся, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный, математический и экономический запас школьников, закладывает задатки экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых будущим предпринимателям.
Систематическое решение задач на уроках математики поможет преодолеть имеющийся разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом, так школа должна готовить маленького человека к жизни уже в раннем возрасте.