Тайна из бабушкиного сундучка. Тряпичная кукла
НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Әженнің сандығының құпиясы. Шүберіктен жасалған қуыршақ»
«Тайна из бабушкиного сундучка. Тряпичные куклы»
Выполнили: учащиеся 2 класса «Е» СОШ № 21
Ильченко Анастасия и Жаменкин Роман
Научный руководитель: Сушко Н. Н. СОШ № 21
учитель нач.классов. Павлодар, 2015г.
Содержание
Введение
«История» куклы.
Происхождение куклы
Виды кукол
Преимущества и недостатки
Анкетирование
Практическая часть исследовательского проекта.
3.1Изготовление русской тряпичной куклы «Закрутка»
3.2Изготовление норвежской куклы «Тильда»
Вывод
Ресурсы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Аннотация
«Тайна из бабушкиного сундука. Тряпичная кукла»
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она - обязательный спутник наших детских игр.
Цель исследования.
- изучение историю появления кукол как одной из самых первых игрушек детей.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. -выяснить историю создания и применения кукол;
2. -изучить способы изготовления и применение русских тряпичных кукол, изготовление куклы «Тильда»;
Объект исследования: тряпичные куклы
Предмет исследования: использование тряпичных кукол в игре современным ребёнком.
Гипотеза: предположим, что изучая историю и традиции народа, можно узнать способы изготовления и применения тряпичных кукол.
Методы исследования:
знакомство со специальной литературой, информацией в сети Интернет по данной теме;
социологический опрос и анализ результатов;
наблюдение, сравнение и анализ кукол;
конструирование.
Андатпа
«Әженнің сандығының құпиясы. Шүберіктен жасалған қуыршақ»
Заманауи әлемде ежелгі ұлттық өнеріне қызығушылық өсіп келеді. Біздің қазіргі білу тілегіміз, қандай ұлттық қуыршақтар болды, онымен қалай ойнады және ның мағынасы қандай, мұнда тек қана тагымдылыққа қызығушылыққа емес, ұлтын өткенің білу.
Орыс қуыршағы Ресей мемлекетінің белгісіз нышаны. Бұл жай ғана бала қуыршағы ғана емес, ежелгі әдет ғұрыптарының нышаны. Ежелгі заман қолөнершілері құыршақты өз қолдарымен жасаған.
Қолымен жасалған қуыршақ , сиқырлы қасиеттері бар деп саналған. Біздің ежелгі ата-бабамыз қуыршақтар жаман елестерден қорғайды және үйге бақыт алып келеді деп сенген. Сондықтан шығар қуыршақтарды тұмар ретінде алып жүрген.
Біздің таңдап алынған тақырыбымыз қызықты сияқты, өйткені қуыршақ ең ежелгі және танымды ойыншықтардың бірі. Ол – біздің балалық шағымыздың серігі.
Зерттеу мақсаты.
тарихқа үнеле қарасақ ең алғашқы балалардың ойыншығы.
Қойылған мақсаттарға жету үшін мынадай тапсырмалар орындалды:
– қуыршақтын пайда болуын және қолдануын білу;
– шүберектел жасалған орыс қуыршағының қолданысы және жасау тәсілдерін меңгеру, «Тильда» қуыршағын әзірлеу;
Зерттеу объектісі: шүберек қуыршағы
Зерттеу заты: заманауи балалар ойынында шүберек қуыршағын қолдану
Гипотезі: Болжам бойынша, ұттын дәстүрі мен тарихын меңгерсек, онда шберек қуыршақтардың қолданысы мен жасау тәсілдерін білуге болады.
Зерттеу әдістері:
бұл тақырып бойынша, интернет жүйесініен ақпаратпен, арнайы әдебиеттермен танысу;
талдау көрсеткіші мен әлеумет пікірі;
қуыршақтарды талдау мен салыстыру, байқау;
құрастыру.
Введение
Актуальность проекта.
Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Изящные, заброшенные, странные, жалкие, взрослые, детские, дорогие, дешевые, фантастические, удивительные...
С ними Мы играем в «школу», в «магазин», их ломаем, создаем, покупаем, дарим, любим, выпрашиваем, укладываем спать... Иногда их отправляем в мусор, или на чердак, шьем для них «одежку», даем поиграть друзьям, подружкам...
Сегодня мы хотели бы рассказать о любимой игрушке всех времен и народов, без которой не проходит ни один день в жизни ребёнка.В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек-кукол, они сделаны на фабрике, но они не несут тепла души их создателей. Все куклы как игрушечные роботы, некоторые даже автоматизированы. Но раньше, во времена детства наших бабушек и дедушек не было такого разнообразия игрушек. Они самостоятельно изготавливали себе развлечения.
Куклы делались из различных материалов, различными способами, и конечно каждая из них выполняла какую-то определённую функцию.
Например, были куклы, которые выполняли функцию игрушки, другие выполняли функцию оберега. Причем у каждого народа куклы были весьма своеобразны.
Выбранная тема нам показалась интересной потому, что кукла - самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она - обязательный спутник наших детских игр
Проблема.
Итак, чтобы изучить кукол, мы задались вопросами: «А почему кукла самая популярная игрушка детей», «Кто ее придумал?», «Откуда произошло слово «кукла»?», «Как она появилась?», «Какие куклы существуют в мире», «В какие куклы играли в древности?», «Чем она отличается от современных?», «Что сделать, чтобы она была неповторимой и своеобразной»
Для нахождения ответов на данные вопросы мы расспрашивали взрослых-родителей, учителей. Однако полного и ясного ответа так и не услышали.
Для того, чтобы получить ответы на интересующие нас вопросы, мы задались целью провести исследование.
Цель исследования.
- изучение истории появления кукол как одной из самых первых игрушек детей.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
выяснить историю создания и применения кукол;
изучить способы изготовления и применение русских тряпичных кукол, изготовление куклы «Тильда»;
Объект исследования: тряпичные куклы
Предмет исследования: использование тряпичных кукол в игре современным ребёнком.
Гипотеза: предположим, что изучая историю и традиции народа, можно узнать способы изготовления и применения тряпичных кукол.
Методы исследования:
знакомство со специальной литературой, информацией в сети Интернет по данной теме;
социологический опрос и анализ результатов;
наблюдение, сравнение и анализ кукол;
конструирование.
Значимость и прикладная ценность работы: привить интерес к изучению истории и традиций своего народа. Развить на примере изготовления кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте народа.
«История» куклы.
1.1 Происхождение
Слово «кукла» греческого происхождения. В толковом словаре С. Ожегова говорится о том, что, оно произошло от слова «киклос», что означает «круг», нечто свернутое, например, в деревяшку или в пучок соломы, которых люди издавна пеленали.
Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений: первое - это детская игрушка в виде фигурки; второе - в театральном представлении - это фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом): куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост (словарь С. И. Ожегова).
Раскрывая историю (рис.1)возникновения, мы поняли, что куклы имеют многовековую историю.
С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой разных народов. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая. Во-первых, игрушка не была стандартна даже в пределах одной улицы. В каждой семье её делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых. Они несли отпечаток душевной среды этих семей, их понимания мира. Во-вторых, в игрушки, которые создавали для своих детей отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость. Дети чувствовали это и относились к своим куклам и игрушкам бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Рисунок -1 История куклы…
Автор книги о куклах Р. Головачева, пишет, что в древности с неба иногда лилась вода, и падал стрелами огонь (дождь и молния). Солнце тоже не всегда ласково согревало человека и землю. Были времена, когда оно сжигало всё засеянное, лишая людей урожая. И человек задавался вопросом: кто это всё делает? Конечно, это были, какие - то высшие и могущественные существа - боги. Люди создали скульптуры богов. Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Это и были самые первые куклы.
Виды кукол.
Нами были изучены виды кукол по назначению... Куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игровые и обрядовые.
Куклы - обереги. Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета.
Большинство кукол на Руси были оберегами (рис.2). Куклы - обереги на Руси ведут свою историю с древних языческих времен. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес - это среда обитания русского человека.
Рисунок 2 –Куклы обереги
Куклы, сделанные на основе берёзового полешка являются оберегом семейного счастья. Осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полешка, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов. Главная черта российских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что «если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда». По преданию, однажды такая кукла спасла жизнь, заменив человека во время жертвоприношения. Потом у оберегов появились и другие «обязанности». Свадебные неразлучники (рис.2) берегут молодую семью от сглаза, а куклы-лихорадки прогонят прочь все хвори.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. К игровым свёрнутым куклам относят, например, куклы - закрутки, «полено», «Барыня» (рис.3). В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания. Кукла стояла в прямом отношении к деятельности будущего члена общества.
Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.
Рисунок-3 игровые куклы
Обрядовые куклы. Богата земля русская обрядами. И не только русская. Обряд - это совокупность действий, установленных обычаем, в которых воплощаются какие - то религиозные представления.
На всех континентах, все народы совершают своеобразные обряды, участниками которых бывают куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла «Плодородие», то будет достаток и хороший урожай. К обрядовым куклам можно отнести «Масленицу», «Коза» и др (рис.4).
Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.
Рисунок-4 Обрядовые куклы
Так же нам стало интересно происхождение норвежской куклы под названием Тильда.
В далеком 1999 году на свет появилась первая Тильда. Ее создательница – норвежка Тони Финнангер - не только придумала саму куколку и разработала ее выкройку, но и построила целый бизнес, основой которого стала кукла-тильда. История Тони и Тильды (рис.5) чем-то напоминает историю Джоан Роулинг и ее героя Гарри Поттера: сперва безвестность и вера в мечту, потом - кропотливый труд, а в результате - мировое признание, многолетний ажиотаж, настоящая народная любовь
Рисунок-5 Кукла Тильда и ее создательница
Исследуя мир современных кукол можно сказать, что на сегодняшний день существуют огромное количество самых разнообразных кукол. Но классическая кукла Тильда, имеет детские пропорции одежды.
С появлением «Барби» в кукольном мире произошёл переворот. Она стала мечтой и идеалом каждой девочки. Откуда появилась кукла «Барби»? Родилась она в Америке. Однажды Руд Хендлер, одна из владельцев компании «Маттел», увидела, как её дочь Барбара играла с картонными фигурами - трафаретами. Девочка надевала на них наряды. Так, родилась идея выпустить куклу не в старом образе младенца, а придать ей облик взрослого человека.
Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для неё надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга и так до бесконечности. Она очень красива, но бездушна.
Большинство детей любят куклу Барби, но все же в последнее время появляются новые виды кукол как «Братц».
Оказывается, появление новой куклы Bratz (Братц) на рынке серьезно изменила позиции известной, пожалуй, каждой девочке мира, куклы Barbie (Барби). Идея создания куклы Братц родилась в 2000 году у еврея иранского происхождения Исаака Лариана.
В отличие от Барби в ее облике нет ничего от принцессы: джинсы, кожаные куртки, ремни, застежки, солнечные очки. Да и фигурой она резко отличается от Барби - низкорослая, с непропорционально большой головой. Однако, первые куклы, появившиеся в 2001 г., Хлоя, Джейд и Саша, в тот же год заняли ведущую позицию по продажам.
Преимущества и недостатки кукол
Сравнив народную игрушку с современной игрушкой массового производства необходимо отметить, что как у традиционной народной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки.
Преимущества тряпичной куклы в том, что:
1)она была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер;
2) она быстро изготовлялась;
3) она была индивидуальна в своём роде и больше не повторялась. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия.
Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Многие тряпичные куклы были однодневками.
Преимущества современной куклы в том, что
она долговечна;
её можно мыть, расчёсывать, переодевать в разную одежду. По видам одежды кукла может менять профессию, побывав и врачом, и космонавтом и т.д. Она сопровождается
соответствующими аксессуарами, например, Барби с набором кухонной утвари называется “Барби - повар’’.
3) у современной куклы двигаются голова, руки, ноги и талия.
Недостатком современных кукол является то, что
они не индивидуальны, а являются массовыми
2)они притупляют вкус к разнообразию и фантазии, и не приучают детей к труду и рукоделию.
Анкетирование
Чтобы узнать мнения своих ровесников по отношению к куклам мы провели анкетирование (рис. 1) среди учащихся - девочек 2 класса. Опрошено 25 девочек
№ Вопрос Ответ
1 Увлекаешься ли ты куклами?
2 Какая любимая кукла?
3 Знаешь ли ты что нибудь о тряпичных, народных куклах?
Рис.1-анкета для учащихся
Результаты обработки ответов анкеты представлены в таблице 1, позволяют сделать вывод о том, что все наши ровесники увлекаются куклами, хотя некоторые отвечают что повзрослели, у них у всех есть эта игрушка, они шьют им костюмы. Просто они хотят казаться взрослее, на самом деле это не так.
Играют с куклами в самые различные игры: «домики», «дочки – матери», «врачи» и т.д.
А что касается народных кукол, к сожалению, о них они знают мало, хотя слышали где-то о них.
Они не имеют представления о том, что из подручных материалов можно самим сделать их.
Наверное, взрослые просто им не рассказывают о них. Если бы они сами делали такие куклы, в которую вложили бы свои старания и душу, то она стала бы настоящей любимой игрушкой.
Увлекаешься ли ты куклами? Да–16 чел.
Нет-9 чел.
Какая любима кукла? Братц-6
Барби-7
МонстрХай-2
Др.-1 Знаешь ли ты что нибудь о тряпичных, народных куклах?
Да-5 чел. Нет-20 чел.
Таблица 1-Анализ результатов анкетирования
3.Практическая часть исследовательского проекта.
3.1 Изготовление русской тряпичной куклы «Закрутки».
Чтобы убедиться в легкости и увлекательности изготовления русской тряпичной куклы мы попробовали изготовить тряпичную куклу «закрутку» (от слова крутить, закручивать»).
Особенностью этой куклы является то, что при ее изготовлении иголка не нужна.
Туловище - это кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Таким же способом изготовлены руки, и, наконец, шарик - голова с помощью нитки прикрепленный к туловищу(рис. 6) .
Рисунок 6 –технология изготовления куклы «Закрутки»
При изготовлении тряпичных кукол недопустимо использование колющих и режущих предметов.
Нами легко и просто, но с большим старанием были созданы данные куклы. Ведь раньше по мастерству изготовления кукольной одежды судили о готовности девочек к обучению к настоящему ремеслу шитья.
3.2Изготовление норвежской тряпичной куклы Тильда.
Для того чтобы показать разнообразие мира тряпичных кукол, мы изготовили для сравнения норвежскую куклу Тильду.
Самые известные игрушки в этом стиле - это спокойные сони в пижамах, фигуристые купальщицы, нежные балерины, гномы и ангелы…
Не меньшей популярностью пользуются и куклы-звери: зайцы, мыши, слоны, птички, утки, улитки…
Сшить куклу-тильду не так-то просто (рис.7). Эти игрушки не терпят халатности и неопрятности. Для того чтобы создать самую простую куклу, требуется усидчивость, аккуратность и, конечно, любовь к делу и конечно же помощь родителей.
Рисунок7- Выкройка для изготовления куклы Тильды.
Тильда и ее отличительные черты. Только натуральные ткани: плотный хлопок, качественная бязь, лён, поплин, штапель. Приятные для глаз цвета. Лаконичность, некоторый аскетизм: как правило, прорисованы только глаза, пальцы ног и рук не оформлены. Практически всегда Тильда «в теле», чрезмерная худоба недопустима. Яркость образов, продуманность до мельчайших деталей.
Вывод
Наша работа помогла изучить разновидности кукол, познакомиться с историей их происхождения, с технологиями изготовления.
Ведь куклы - наши близкие друзья, благодаря им мы становимся чуткими, бережливыми, добрыми, у нас развивается вкус, фантазия, закладываются первые навыки шитья. Если очень захотеть, то каждый ребенок может сделать куклу, у нее будет свой характер, своя индивидуальность.
Итак, мы считаем что в своей работе достигли поставленных задач исследования.
Проведенное исследование может дать необходимые сведения учащимся, заинтересовавшимся игрушкой - тряпичной куклой.
Заключение
Начав исследовательскую деятельность, мы сомневались в практической ценности изучаемого вопроса. Изучив информированность одноклассников по данному вопросу, мы пришли к выводу, что изучать и изготавливать тряпичных кукол необходимо. Поскольку, в технологии изготовления тряпичной куклы, «сохранены» традиции и история целого народа. Если человек не знает историю своего народа, то он попросту не имеет Родины.
В процессе проведения работы, при изготовлении кукол, нам была оказана помощь не только родителей, но и всех одноклассников. Помогали искать информацию о куклах различных народов. Вовлеклись в изготовление тряпичных кукол целыми семьями, тем самым показывая свой интерес к истории и традициям.
Кукла - знак человека, его игровой образ-символ(рис.8). В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие. К этому благодатному источнику духовности и обращаются те, кто изучает народную культуру, кто стремится донести до потомков драгоценные ее крупицы.
Традиционная тряпичная кукла переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Рисунок 8- La Petite Fille Художник Эмиль МуньеКуклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам - они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Ресурсы:
1.С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка.-М.1996
2.М.Фисмер. этимологический словарь
3.Р.М.Головачева. Обрядовые куклы. Куклы-обереги. Калуга, 2003. 4.http://www.treeland.ru история народной куклы
5.http://stranamasterov.ruОТЗЫВ
научного руководителя Сушко Н.Н. на школьный научный проект «Тайны из бабушкиного сундука. Тряпичная кукла»
учеников 2 «Е» класса СОШ №21
Ильченко Анастасии и Жаменкина Романа
Проект носит теоретический и практический характер, позволяет вовлечь детей в творческий процесс.
Предлагаемый проект направлен на формирование образного, пространственного мышления и умения выразить свою мысль с помощью объемных форм, развивает смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству, формирует культуру и эмоциональное отношение к действительности, развивает мелкую моторику рук.
В ходе реализации проекта дается возможность освоения различных техник шитья, и работы с текстилем.
Содержание данного проекта направлено на изучение истории возникновения тряпичной куклы и создания оригинальных изделий из ткани с учетом определённых художественно-конструкторских правил. Особая важность данного проекта заключается в том, что происходит реализация и формирование следующих компетенций, в частности:
личностных: оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
описывать свои чувства и ощущения от конечных работ, уважительно относиться к результатам труда одноклассников;
способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых, эстетических, экологических, экономических и других качеств личности;
межпредметных:
проявление нестандартного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе инструментами и выполнении операций.
коммуникативных:
оформление технологической документации с учетом требований действующих стандартов;
публичная презентация и защита проекта изделия;
развитие способностей к моторике и координации движений рук при работе инструментами и выполнении операций.
Научный руководитель: Сушко Н.Н.
Приложение 1
ДНЕВНИК
работы над проектом
«Әженнің сандығының құпиясы. Шүберіктен жасалған қуыршақ»
«Тайна из бабушкиного сундучка. Тряпичные куклы»
Выполнила: Ильченко Анастасия, ученица
2 «Е» класса СОШ № 21
Руководитель: Сушко Н.Н.
ДНЕВНИК
Ильченко Анастасии
№ дата Действия
1 10.11.2014г. Поиск выкроек тряпичной куклы «Тильда»
2 12.11.2014 Выполнение выкроек деталей куклы на ткани
3 15.11.2014 Первичное сшивание готовых деталей
4 18.11.2014 Изучение стиля одежды характерной для куклы «Тильда»
5 19.11.2014 Выполнение эскизов одежды для «Тильды»
6 20.11.2014 Выкраивание деталей одежды.
7 25.11.2014 Изготовление одежды.
8 30.11.2014 Подготовка куклы к представлению на «проекте»
9 04.12.2014 Изучение материалов относительно национальной куклы «Закрутка»
10 11.12.2014 Изготовление куклы
11 17.12.2014 Подготовка к проектному выступлению
Приложение 2
ДНЕВНИК
работы над проектом
«Әженнің сандығының құпиясы. Шүберіктен жасалған қуыршақ»
«Тайна из бабушкиного сундучка. Тряпичные куклы»
229298570485002605717252348900384873539306500
Выполнил: Жаменкин Роман, ученик
2 «Е» класса СОШ № 21
Руководитель: Сушко Н.Н.
ДНЕВНИК
Жаменкина Романа
№ дата Действия
1 10.11.2014г. Поиск материалов относительно выбранной темы
2 12.11.2014 Детальное изучение истории возникновения куклы
3 15.11.2014 Анализ и отбор необходимой информации
4 18.11.2014 Систематизация отобранных материалов. Помощь ассистенту над работой по изготовлению куклы «Тильда»
5 19.11.2014 Помощь ассистенту над работой по изготовлению куклы «Тильда»
6 20.11.2014 Помощь ассистенту над работой по изготовлению одежды для куклы «Тильда»
7 25.11.2014 Помощь ассистенту над работой по изготовлению одежды для куклы «Тильда»
8 30.11.2014 Подготовка куклы к представлению на «проекте»
9 04.12.2014 Изучение материалов относительно национальной куклы «Закрутка»
10 11.12.2014 Помощь ассистенту над работой по изготовлению одежды для куклы «Закрутка»
11 17.12.2014 Подготовка к проектному выступлению
Приложение 3
Схемы-выкройки
изготовления тряпичных кукол
к проекту
«Әженнің сандығының құпиясы. Шүберіктен жасалған қуыршақ»
«Тайна из бабушкиного сундучка. Тряпичные куклы»
Выполнили: учащиеся 2 класса «Е» СОШ № 21
Ильченко Анастасия и Жаменкин Роман
От авторов
Дорогой друг!!!
Ты держишь в руках уникальное пособие. Оно позволит тебе окунуться в мир сказки и волшебства.
С помощью данной брошюры ты можешь самостоятельно изготовить тряпичную куклу, такую которая тебе понравится.
Возможно эта книжица, заинтересует тебя настолько, что ты сам начнешь искать новые образы для кукол, а быть может и сам придумаешь свой шедевр!
Удачи тебе!!!
С уважением Настя и Рома.
Пошаговая инструкция по изготовлению тряпичнойкуклы Тильда
Шаг 1. В первую очередь выкраиваем туловище. От стандартного силуэта оно отличается беременным животиком. Напоминаю, что у Тильды все элементы туловища выкраиваются в двойном экземпляре. Две части туловища сшиваются лицом к лицу и выворачиваются. Оставьте небольшое отверстие внизу для втачивания ножек, и набивайте наполнителем. Для наполнения возьмите синтепон, вату или холлофайбер.
Внимание! Кукла должна получиться достаточно плотной, но не перестарайтесь при набивке, чтобы она не стала «деревянной» или, наоборот, вялой и с комочками внутри.
Так как швы проходят как раз по центру личика и туловища, они должны быть максимально гладкими и аккуратными.
Шаг 1.
Шаг 2. Далее выкраиваем 4 элемента ручек и столько же элементов ножек. Сшиваем их попарно лицом к лицу, выворачиваем и заполняем наполнителем. Ножки вшиваем в низ туловища, ручки – просто по бокам.
Волосы в нашем случае сделаны из пряжи, но можно заменить на шерстяные нити или атласные ленты. Личико делаем стандартное – стежки-глазки, румяна на щёчках.
Шаг 2.
Шаг 3. Приступаем к пошиву одежды. Наша Тильда одета в брючки, короткое платье и шубку. На ногах тапочки, за плечами крылышки, а в руке сердечко.
Для платья выкраиваем одну полочку, одну спинку и два рукава. После пошива платья можно украсить подол кружевом, а рукава контрастными лентами.
Брюки выкраиваются в двойном экземпляре. Украшаем лентой на животе, наподобие пояса, и по низу, создавая манжеты.
Для пошива шубки нам нужно две детали полочки и одна – спинки. Цвет можно выбрать в тон отделке рукавов и брючин. Тапочки тоже лучше делать контрастные.
Шаг 3.
Шаг 4. Теперь приступаем к крыльям. Выкройка изображена на втором рисунке. Используйте стандартный белый цвет, что добавит Вашей Тильде ещё больше нежности. Нашивать их нужно на шубку. Для сердечка потребуется какая-нибудь пёстрая ткань, но в одной цветовой гамме с нашим костюмом. Оно крепится на тонком жгуте к ручке Тильды.
Наша Тильда замечательно оживит интерьер и добавит нотку романтики. И это отличный подарок для всех представительниц прекрасного пола.
Пошаговая инструкция по изготовлению тряпичнойкуклы «Закрутка»
В основе куклы плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка.
Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.
Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.
Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.
Шаг 1. Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет тулово нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.
Пошаговая схема-инструкция
Шаг 2. Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу скрутку ниткой или веревочкой.
Шаг 3. Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем скрутку по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.
Шаг 5. Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Вот и руки готовы.
Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.
Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!
Основа нашей куклы готова!
Шаг 6.Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.
Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка. Остальные детали одежды и украшения куклы - дело вкуса хозяйки!
Последовательность выполнения работы:
Заготовить 4 квадрата размером 16*16 см:
1 из однотонной ткани,
3 штуки из разноцветной ткани,
1 деталь треугольной формы с размером катета 13 см (косынка).
Кусочки ватина или синтепона.
Взять квадрат из однотонной ткани положить в центр детали синтепон и сделав шарик закрутить нитками. Из противоположных углов квадрата оформить ручки.
Сделать два шарика из разноцветной ткани это грудь куклы.
Приложить грудь к заготовленной детали и скрутить нитками.
Оставшуюся деталь сложить в виде треугольника или квадрата и, приложив к спинке куклы закрутить нитками.
Переходим к украшению куклы: на голову повязать косынку, на талию завязать передник (можно использовать тесьму, атласную ленту, кружево бисер, бусинки)