«Ниткография» Чудеса шерстяной нити « Дастархан»


Министерство науки и образования РК
ГУ «Комплекс школа – детский сад №33»
Творческий проект
«Ниткография» Чудеса шерстяной нити « Дастархан»
Направление: Этнокультуроведение
Исполнители :Алёхина Анастасия, ученица 9 класса
КШДС №33
Карагандинская область
Г.Караганда
Октябрьский район
Руководитель: Шинкарёва Татьяна Николаевна учитель технологии
КШДС№33

2015
Содержание.
Введение 4
Истории искусства ниткографии5
Идея проекта 11
Материалы, инструменты 12
Виды ниткографии13
Техника ниткографии14
Правила техники безопасности 15
Экологическая экспертиза 16
Самооценка 13
Заключение 17
Список используемой литературы 17
Приложение 1 18
Приложение 2 19
Приложение 3 20
Приложение 4 21
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
При выборе и выполнении изделия я должна учесть:
- уровень моего мастерства;
- необходимость такого изделия;
- затраты на приобретение материалов и инструменты для работы;
- количество времени, необходимого для выполнения изделия.
Целью: творческого проекта является выполнение такого изделия, которое наиболее полно представляло мои знания, умения, навыки, приобретенные в процессе обучения на уроках технологии. Раскрыть свои способности в каком-либо виде рукоделия.
Развивать представления о возможностях обычных материалов (нитки), находить неожиданные варианты их использования, учиться конструировать и моделировать.
Гипотеза: «Нет людей ни к чему не способных. Есть люди, которые не знают, где и к какому делу «лежат» их задатки».
Задачи проекта:
1. Обратить внимание на значение и разнообразие ниток в нашей жизни;
2. Познакомиться со свойствами и особенностями ниток в различных изделиях и постараться открыть ее новые возможности;
3. Обратить внимание на взаимосвязь особенностей нитки на здоровье человека.
4. Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную активность;
5. Активизировать личностную позицию .
6. Проследить «эволюционный путь» нитки.
7. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки воображение, любознательность, уверенность в своих силах.
Введение
Известна прямая связь между развитием мелкой моторики пальцев рук ребенка и его речевым развитием. Исследования физиологов доказали, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга» '. Иначе говоря, чем более ловки и умелы пальчики, тем успешнее будет формироваться речь. Причем не только устная, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве.
В работе следует уделять большое внимание развитию пальчиковой моторики. Очень полезны игры с мелкими игрушками и предметами (мозаики и конструкторы), упражнения по выкладыванию из счетных палочек, пуговиц, рисованию пальцем по крупе (рассыпанной тонким слоем на подносе) или по запотевшему стеклу.
Большую пользу для развития подвижности рук, приносит работа с ножницами, когда самостоятельно вырезает изображения предметов по контуру или получает симметричные фигурки, вырезая их из листа тонкой бумаги сложенной в 2, 4 и больше раз. Полезна и такая работа с бумагой, как оригами, которая требует от ребенка не только точности движений пальцев рук, но и их силы. Кроме того оригами развивает такие качества как глазомер, пространственные представления, умение ориентироваться на плоскости листа.
Весьма полезны для развития подвижности и силы пальцев рук занятия по лепке из пластичных материалов — глины и пластилина. В процессе овладения различными приемами работы с пластилином (раскатыванием, скатыванием, расплющиванием, вытягиванием, сгибанием, защипыванием) кончики пальцев становятся все более гибкими и чувствительными
Еще одним способом совершенствования пальчиковой моторики можно считать метод ниткографии. Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. «Рисунки», выполненные толстой нитью или шнуром, отличаются мягкостью получаемых форм, кажутся объемными и «живыми» по сравнению с обычным контурным изображением. Кроме того с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивают и развивают интерес к декоративно-прикладному искусству.
Метод ниткографии позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
совершенствовать зрительное восприятие ;развивать зрительно-моторную координацию;
— формировать плавность, ритмичность и точность движений;
-    подготавливать руку к письму.
Обучение рисованию с помощи нити следует начинать с работы по готовому образцу. Когда научишься выкладывать простейшие изображения, целесообразно переходить к «рисованию» по представлению. В этом случае параллельно с мелкой моторикой развивается и творческое воображение.
Ниткографию можно сочетать с развитием связной речи.
Таким образом, ниткография не только развивает моторику , но, в сочетании с живым рассказом, научит составлять план повествования с помощью своих несложных контурных «рисунков». В результате слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания — зрительным и двигательным.
Важно отметить, что рисование нитью в сочетании с рассказыванием будет особенно полезно в работе , чей ведущий канал восприятия не слуховой, а кинестетический или зрительный. Возможность через движение и зрительный образ пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит лучше ее усвоить, а затем и воспроизвести. Кроме того, как показывают наблюдения, у современных школьников преобладают именно визуальный и кинестетический типы восприятия.
Ниткография по своей сути схожа с рисованием, только в данном виде искусства применяются нити. Ниткография приобрела популярность лишь за последние десять лет.
Уичоли занимаются ткачеством, вышивкой, узорным плетением, бисерным рукоделием, росписью и пр. Также широко известны своеобразные картины уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи. Традиционно они представляют собой круглую или квадратную дощечку с отверстием в центре, покрытую с обеих сторон смесью пчелиного воска и сосновой смолы, на которую наклеивают разноцветные шерстяные нити.
История образования ниткографии принадлежит народу Уичоли, проживающие в центральной и западной части Мексики. Уичоли занимаются различными видами рукоделия, такие например как вышивка, ткачество, узорное плетение, бисероплетение и ниткография. Что касается картин уичоли, то ни являются по своей сути уникальными, потому как выполнены в этническом стиле при помощи шерстяной пряжи. Как правило, они создаются на круглой или квадратной дощечке, где по центру находиться отверстие. С двух сторон дощечка покрыта из смеси сосновой смолы и пчелиного воска. Такая основа покрыта разноцветными шерстяными нитями.
Так называемые «Рисунки»,выполненные в данном искусстве создаются в мягкой форме, поэтому выглядят «живыми» и объемными в отличие от обычных контурных рисунков. Техника такого выполнения очень проста, ее могут увлекаться даже маленькие любители рукоделия. Рукоделие способствует к развитию таланта в декоративно-прикладном творчестве.
Для того, чтобы заниматься ниткографией, нужно иметь толстые, не превышающие 2 мм толщины нитки, клей, в качестве основы можно взять бархатную бумагу, плотный картон, однотонный ковролин или ДВП. Что касается ниток, то для использования подойдут любого плана: акриловые, шерстяные. Также можно применить нитки, которые остались после вязания или роспуска какого-либо изделия. Прежде чем применять такие нитки, необходимо проверить их на наличие катышков, и перед тем как их применить, их следует выпрямить. Перед использованием нитей, нужно убедиться в их одинаковой толщине, исключение составляет работа с рельефами, там применяются нити уже с разной толщиной.

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности.  Она позволяет выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития , раскрытия и обогащения творческих способностей.
Уже на начальном этапе обучения важно не только формировать умение понимать прекрасное, но и стремиться создавать прекрасное вокруг себя. Именно на занятиях художественно-эстетической направленности развиваются творческие способности создавать конкретные образы, отображать своё отношение к окружающему. Знакомимся с жанрами живописи, отрабатывают технические навыки владения кистью, нетрадиционные материалами, учимся пользоваться акварелью, гуашью, тушью. Особый интерес вызывают творческие работы по комбинированию нетрадиционных материалов: бумаги, стекла, ткани и других. Применяя нетрадиционные способы в рисовании, творчески развиваемся, получаем дополнительный ресурс для творческого самовыражения. На кружковых занятиях мы знакомимся с нетрадиционными способами изображения в рисовании, что позволяет раскрыть разнообразные возможности изобразительной деятельности. Это содействует нестандартной видимости окружающего мира, пробуждает фантазию и воображение. В процессе знакомства с разными нетрадиционными способами в рисовании развивается, наблюдательность, сравниваем, находим решение, придумываем, додумываем, фантазируем, экспериментируем. Это значит включается в поиск и творчество.
 Рисовать необычными способами и использовать при этом материалы, которые окружают нас в повседневной жизни, вызывают огромные положительные эмоции. Рисование увлекает, а особенно нетрадиционное, мы с огромным желанием рисует, творим и сочиняем что-то новое сами. Как кстати подходят для этого нетрадиционные способы рисования, которые, сопутствуя традиционным способам рисования, творят чудеса и превращают обычные занятия в игру, в сказку. Рисуя этими способами, мы не боимся ошибиться, так как все легко можно исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и мы обретаем уверенность в себе, преодолевать «боязнь чистого листа бумаги» и начинаем чувствовать себя маленькими художниками .У нас появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать. Рисовать можно чем угодно и где угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время, что- нибудь придумывать. А из этих наивных и незамысловатых  рисунков в итоге вырисовывается узнаваемый объект – Я.  Ничем незамутненная радость удовлетворения оттого, что и «это сделал  Я – все это мое!».
Освоение как можно большего числа разнообразных изобразительных техник позволяет обогащать и развивать внутренний мир .   А ведь можно рисовать и зубной щеткой, и ватой, пальцами, ладонью, тампоном, мятой бумагой, свечой, трубочкой, гоняя краску (каплю) по листу бумаги Нетрадиционная техника рисования помогает почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами и материалами сделать трудно.
Есть еще один компонент творчества, без которого немыслимо создание нового. Это творческое воображение, то есть создание новых образов, представлений, которые воплощаются затем в произведения. Воображение –основа любого творчества.
Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекает от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка; использование нетрадиционных способов рисования положительно влияют на подготовку руки к письму.  Рисуя,  мы  даем выход   своим   чувствам,   желаниям,   мечтам, перестраивает  свои   отношения   в   различных  ситуациях   и   болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными,  травмирующими  образами.
Поэтому рисование широко  используют  для  снятия  психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.
Рисование –это творческий акт, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать свои мечты и надежды. Некоторые ученые склонны рассматривать рисование как один из путей выполнения программы совершенствования организма.
 Хочется остановиться на одной из таких техник – ниткографии, которую незаслуженно мало используют. Рисование нитками — нестандартный способ, но очень эффектный. И с непредсказуемым результатом! Кроме бумаги нужны краски и нитки. Некоторые художники трактуют слово «ниткография» как «рисование нитью». Возможно, именно поэтому к ниткографии сегодня относят такой уникальный и весьма необычный вид искусства, как рисование картин при помощи ниток. Для того чтобы выполнить такую картину, вам не понадобится много материалов и инструментов, достаточно будет иметь под руками пару листов бумаги, нитку, кисть, перо, гуашь или тушь. Нитку волшебную в руки возьми,В краску её хорошо обмакни.Листок белоснежный сложив пополам, ниточку эту протягивай сам.Раскрыв, ты увидишь листок непростой,Рисунок его украшает чудной.
          Ниткография — разновидность графической техники, при которой изображение получается из-за протягивания покрашенной нитки, прижатой к поверхности листа. Путём ниткографии можно создавать одинарные и двойные изображения.
Нитку нужно опустить в краску, а затем произвольно выложить зигзагами или петлями на лист бумаги. После того, как нить уложена, ее необходимо накрыть вторым листом бумаги и плотно прижать оба листа друг к другу. Затем нитку нужно вытянуть за свободный конец. Хорошо использовать шерстяную толстую нитку – ее ворс оставляет на бумаге самые загадочные и замысловатые силуэты.             Теперь, когда нитка вытянута, у вас есть две зеркальные копии изображения, которые можно доработать так, как вам подсказывает ваша фантазия. Главной задачей художника-ниткографиста является найти в крючках и петлях, оставленных нитью, образы, которые он и будет использовать дальше. Такое занятие, весьма увлекательно и отлично развивает образное мышление и фантазию. Поэтому стоит запастись большим количеством бумаги и в полной мере насладиться `процессом.           Двойное изображение образуется, если покрашенная нить протягивается между двумя сжатыми половинами листа.          Техника ниткографии предусматривает и создание изображений одновременно несколькими покрашенными в разный цвет нитками, которые накладываются одна на одну в произвольном порядке. При этом нужно учитывать гармоничное сочетание цветов. Обязательно выводить за пределы листа сухие неокрашенные кончики нити.
Технику ниткографии можно использовать при изготовлении поздравительных открыток, сюжетных композиций, панно. Ниткография содействует развитию воображения, фантазии, абстрактного мышления. 
Идея проекта.
На уроках технологии мы перепробовали много техник изготовления изделий. То одни входят в моду, то другие.
Я решила попробовать новую технику – ниткография . Сейчас чрезвычайно модны всевозможные изделия ручной работы, поэтому, выполненные в технике ниткографии , будут замечательным подарком для любого. А книга об этом традиционном искусстве будет прекрасным даром для мастериц, у которых хобби рукоделие.
Что же мне выбрать? Используя данную технику можно украсить альбом, рамку для фото, картину.
Захотелось попробовать и мне эту нехитрую технику, а после того как я детально просмотрела последовательность выполнения этого изделия и выбрала такую замечательную картину, я загорелась идеей выполнить этот проект.
Какие требования я предъявляю к своему будущему изделию:
Мое изделие должно быть красивым, аккуратным и отвечать требованиям современной моды.
Конструкция изделия должна соответствовать заранее продуманному эскизу.
Возникшие дефекты должны быть устранены в процессе работы.
Затраты на приобретение материалов должны быть минимальными.
Материалы, инструменты.
Нитки
В качестве "волшебной нити" может использоваться толстая хлопчатобумажная или шерстяная нитка разных оттенков.
Клей
Я использовала клей-момент универсальный, прозрачный.
Основа для изображения
Можно использовать плотную бумагу, картон, двп.
Карандаш
Ножницы
Техника НиткографииИтак, начнем: берем очень плотный лист картона  или, даже лучше, лист ДВП и наносим на него рисунок. Подбираем нитки. Особое значение придаем цветовой гамме будущей работы. Нитки можно использовать любые: остатки пряжи для вязания вполне подойдут, акриловые нитки ярких цветов очень хорошо подойдут, мулине в несколько сложений тоже подойдут, главное, чтобы нитки были примерно одинаковой толщины. У меня есть ниточная палитра: 
Много? - нет, для меня мало, я хочу чтобы было больше и уже скупила все цвета на нашем рынке и собираю остатки от вязания у подруг, в общем, новым ниточкам мы всегда рады.  Для начинающих не стоит использовать нитки с негладкой структурой. Слишком мохнатые или кудрявые нити могут дать замечательные эффекты, но с ними сложнее работать.Когда нитки выбраны, берем клей, ножницы и зубочистку – это будет наш нехитрый инструмент. Клей я использую строительный для наклейки пенопластовых плинтусов.
Можно использовать любой полимерный водостойкий клей, их множество видов, и я советую выбирать менее пахучие. Если будете делать киску вместе с маленькими детьми, следует внимательно читать инструкции про проветривание помещения на выбранном Вами флаконе клея.  Клеем намазываем линию на картоне, для размазывания клея тонким слоем пользуемся зубочисткой, или любой тонкой палочкой. Кисточка для этого не годится. В дальнейшем, палочкой  удобно намазывать клей в труднодоступные места между приклеенных ниток. На влажный клей приклеиваем нитку. Прижимаем ее постепенно пальцами, раскладывая по рисунку. Конец нитки отрезаем ножницами после того, как доклеили до места, где требуется резкий невозможный поворот нити, или когда нужен другой цвет. 
Сначала клеим по контуру крупного рисунка, потом заполняем пространство внутри. А для мелких деталей наоборот, сначала внутри, потом по контуру. Нитки приклеиваем как можно плотнее друг к другу, чтобы не оставалось никаких промежутков, тогда Ваша работа будет качественной и красивой.Когда мы клеим деталь , мы точно уверенны, что она будет именно такого цвета, как мы решили. Но если после наклейки мы точно решили, что она должна быть другого цвета, а этот цвет вовсе ей не подходит, то тут мы благодарим создателей многослойного толстого картона или ДВП, которые мы взяли за основу. С помощью ножа для бумаги я перерезаю по желаемому контуру ту поверхность, цвет которой желаю поменять, и отрываю ее от работы вместе с верхним слоем бумаги. А на это место клею нитки другого желаемого цвета. Такую операцию можно повторять несколько раз, пока слой картона не станет совсем тонким. 
Клей у нас клеит крепко, держит хорошо, без верхнего слоя бумаги не оторвется. Зато и при дальнейшей эксплуатации работы ее можно будет пылесосить, мыть влажной губкой с мылом, и не бояться, что нитки отлетят.Когда делаем край работы, не стоит подрезать каждую нитку отдельно. Это не сильно сэкономит материал. Можно выводить нити за пределы работы, а потом подрезать сразу целой линией. Эти мохнатые края нашей работы легко прячутся в рамку под багет.
И, напоследок, маленькая тайна: если готовую работу отпарить утюгом через мокрую тряпку, марлю, то нитки прижмутся друг к другу и будут выглядеть ровнее.Удачи в творчестве
Подводя итог работы с нетрадиционными техниками, мониторинг «Художественное творчество», целью которого является определение успешности усвоения материала, привел к выводу: анализ работы по инновационной технологии показал  положительную динамику успешного усвоения материла.
 Общий вывод: успешно заложена основа эстетического развития. Выявлены индивидуальные способности к художественной деятельности; развита мелкая моторика руки. Экспериментирование с материалами стало любимым занятием .Это положительно сказывается на развитии воображения, нестандартного мышления. Появились задатки эстетического вкуса. Эмоциональное переживание дало толчок к развитию творчества через приобретение практических навыков.
Рекомендую педагогам использовать разные формы художественной деятельности: коллективное творчество, самостоятельную и игровую деятельность по освоению нетрадиционных техник рисования; в планировании занятий соблюдать систему и преемственность использования нетрадиционных изобразительных техник, учитывая возрастные и индивидуальные способности ; повышать свой профессиональный уровень и мастерство через  ознакомление и овладение новыми нетрадиционными способами и приемами изображения.
Правила техники безопасности.
Правила работы с клеем:
При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Правила работы с ножницами:
Храните нож в определённом месте.
Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
Клади ножницы кольцами к себе.
Передавай ножницы кольцами вперед.
Не играй ножницами, не подноси к лицу.
Используй ножницы только по назначению.
Не оставляй ножницы раскрытыми.
Ножницы должны иметь скругленные концы.
Экологическая экспертиза.
Ниткография не оказывает на окружающую среду пагубного (отрицательного) влияния. При изготовлении изделия были использованы только экологически чистые материалы.
Нитки не оказывают отрицательного влияния на здоровье человека.
Техника ниткография сложна, но только в начале. И все - таки увлекательный и красивый труд, помогающий человеку культурно развиваться.
Ниткография – это так же прекрасный способ снять стресс.
Самооценка.
Мне кажется, что изделие получилось даже лучше, чем я планировала.
1. Оно выполнено аккуратно, и должно понравиться.
2. Кроме того, его небольшая стоимость внесет экономию в бюджет моей семьи.
3. Для работы с нитками не требуется сложных инструментов и приспособлений, но то небольшое их количество, которое используется, должно быть удобным для работы.
4. Существуют различные приемы ниткографии.
5. Ниткографией можно украсить одежду, выполнить панно или картину.
6. Глядя на свои работы. Я не могу сказать: какое из них лучше: Аппликация из яичной скорлупы, торцевание или выполненное ниткографией. Они просто разные. И я очень их люблю На мой взгляд получилась очень оригинальная, интересная картина . Я довольна своей работой и получившимся результатом. При выполнении творческого проекта я затратила немало усилий, терпения и времени. Узнала много нового и интересного о ниткографии о приемах работы с нитями , совершенствовала свои знания в проектной деятельности и получила огромное удовольствие от проделанной работы.
Заключение.
В моей работе нет особой сложности. На удивление спокойная, она неожиданно приковывает взгляд и обволакивает теплом. Правда не каждый может назвать технику выполнения легкой и незатруднительной. Это увлекательное занятие затягивает всех «от мала до велика». И я планирую не останавливаться на достигнутом, а еще дальше совершенствоваться, создавая все новые и новые украшения.
Поставленная цель - удивить, раскрыть тайны этого искусства мне удалась. Так что не знаю как вас, а обыкновенных, не увлеченных этой наукой людей, я заинтересовала, и именно это я считаю огромным своим достижением и гордостью!
Свою работу я не променяю ни на какую другую, т.к. в моей работе читается свой неповторимый стиль, которого не отыщешь нигде.
Список литературы.
1. Под редакцией Б.В. Нешумова. Практикум в учебных мастерских и технология конструкционных материалов.- М.: «Просвещение», 1986.
2. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе.- М.:
«Просвещение», 1988.
3.С.Бернхем. 100 оригинальных поделок . М.: Мир книги,2006.
4.Т.Ткаченко, Н.Стародуб. Сказочный мир поделок . М.:Феникс, 2005
Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4