«Работа над орфографической зоркостью на уроках русского языка как один из путей повышения языковой культуры обучающихся»


МБС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида»
Отчет о проделанной работе по теме:
«Работа над орфографической зоркостью на уроках русского языка как один из путей повышения языковой культуры обучающихся»
Учитель:
Колодий Ольга Леонидовна
2014
Отчет о проделанной работе по теме:
«Работа над орфографической зоркостью на уроках русского языка как один из путей повышения языковой культуры обучающихся»
Цель:
Получать новые знания в области орфографии, обобщать их, систематизировать.
Задачи:
1.Образовательная.
Закреплять знания, учить умению сравнивать, обобщать, работать по образцу.
2. Коррекционные.
- Коррегировать и развивать произвольное внимание, зрительное восприятие, память при выполнении отдельных заданий.
- Развивать устную и письменную речь.
3. Воспитательная.
- Прививать интерес к учебному предмету.
- Оказывать помощь в организации работы в парах, в группах.
Основными орфографическими единицами являются орфограммы. Орфограмма - написание, для обоснования выбора которого требуется применение.
Орфограммы в зависимости от их графического типа находятся либо в морфемах (буквы) . либо между морфемами и частично между словами( дефисы, пробелы, контакты), либо между слогами( черточка при переносе).Выбор правильных написаний зависит от совокупности фонетика- графических, структурных, морфологических, синтаксических и смысловых условий, которые заложены в самом языке. Орфография связана со всеми сторонами языка, поэтому ее изучение является базой овладения орфографической грамотностью. Орфографическая грамотность существенно повышается, если у школьников развита орфографическая зоркость, которая обеспечивается в первую очередь работой над опознавательными признаками типов орфограмм (т.е. над « точками применения» орфографических правил). Овладение орфографическими умениями и навыками опирается на все виды орфографической памяти( звуковую, зрительную, двигательную и кинестизическую), поэтому в учебном процессе им должно быть уделено одинаковое внимание.
Основные виды работы при обучении правописанию
В методике проведения письменных работ установились следующие виды обучающих диктантов: предупредительный, объяснительный, зрительный, выборочный , графический. Словарный, творческий, свободный.
В современной методике проведения письменных работ по русскому языку диктанты принято разделять на две группы- контрольные и обучающие.
Предупредительный- один из видов слухового диктанта. Перед его записыванием предупреждаются возможные ошибки в отдельных словах и предложениях, для чего предварительно объясняются правила их написания. Слова с трудными орфограммами после объяснения правописания можно написать на доске. Во время диктанта учащиеся списывают их, выполняя еще один вид письменной работы- неосложненное списывание.
Объяснительный – вид слухового диктанта. Он проводится после изучения определенной грамматической темы. Слова, предложения, текст записываются под диктовку, после чего следует дать объяснение трудных орфограмм и пунктограмм.
Можно соединить два вида диктантов: сначала провести работу по предупреждению ошибок ( предупредительный диктант), затем- работу по объяснению правописанию трудных слов и предложений ( объяснительный диктант).
Зрительный- один из видов орфографических упражнений, развивает зрительную память, внимание, орфографическую зоркость учащихся. Текст записывается на доске, ученики его читают, анализируют трудные слова и предложения. Затем текст убирается, ученики пишут его под диктовку учителя.
Вариантом зрительного диктанта является самодиктант. Ученики читают текст по книге.
Выборочный – вид слухового или зрительного диктанта. Ученики записывают под диктовку( или списывают из книги) не весь текст, а лишь те слова или словосочетания, в которых есть трудные орфограммы или грамматические формы по изучаемой теме. Например, при изучении темы «Существительное» учащиеся выписывают только слова, отвечающие на вопросы кто? что?
Выборочный диктант развивает внимание, умение сосредоточиться на необходимом материале.
Графически й- вид слухового диктанта. Под диктовку учителя ученики составляют общепринятые схемы читаемых предложений или отдельных его составных частей( например, однородные члены предложения, подлежащее сказуемое ит.д.)
Словарный- вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются только отдельные слова. Словарный диктант позволяет проводить написание отдельных слов без опоры на контекст, например правописание значимых частей слова: корня, приставки, суффикса.
Словарный диктант может быть частью лексической работы в системе усвоения учащимися новых и выражений. Т.е. при записи слов объясняется не только их значение, но и правописание.
Словарный диктант занимает только часть урока, он не может входить в любой его компонент: при проверке домашнего задания, при объяснении, закреплении новой темы.
Творческий диктант- вид упражнения для развития самостоятельной связной речи учащихся. По своему характеру близок к изложению по опорным словам или к свободному диктанту. Вариантами творческого диктанта могут служить следующие упражнения:
1)По изучаемой грамматической теме класс подбирает и тематически разбирает близкие по значению опорные слова, составляет с ними словосочетания, предложения, связный текст;
2)дети прочитывают текст, самостоятельно выделяют слова, обязательные для использования, затем записывают текст с употреблением указанных слов.
Свободный- вид диктанта, близкий к изложению. Следует подобрать интересный для восприятия и доступный для понимания текст, а после его прочтения провести беседу по содержанию. Затем текст читается по абзацам, учащиеся записывают тех их них, которые запомнили. Свободный диктант ценен тем, что при его выполнении могут проявиться самостоятельность и творческие возможности учеников.
Виды словарных работ
Предлагаю рассмотреть некоторые виды словарных диктантов, с помощью которых учитель может организовать индивидуальную работу со слабыми учащимися.
Словарный диктант «с подсказкой».Школьная практика показывает, что нередко учащиеся . в целом зная правило, бывают не в состоянн применить его на практике, так как путают последовательность мыслительных операций, упускают какие-то условия действия правила. Чтобы правильно действовало, необходимо направлять работу учащихся . такую функцию и выполняет «подсказка» при словарном диктанте. При проведении такого словарного диктанта учитель сам дает учащимся часть условий действия орфографического правила. Что же касается главного условия, основной операции, то ее учащиеся выполняют самостоятельно, выбирая нужную орфограмму. Вот так проводится такой диктант.
Учитель называет слово, указывает, в какой его значимой части находится орфограмма, называет ряд опознавательных признаков орфограммы. Учащиеся записывают слово с пропущенной орфограммой. Затем школьники самостоятельно выполняют самую важную операцию- вставляют в слово орфограмму.
Естественно, что рассматриваемая форма работы используется только с наименее подготовленными детьми и объем подсказки зависит от уровня подготовки учащихся.
Словарный диктант с грамматическими заданиями. В связи с тем, что основным принципом русской орфографии является морфологический принцип, орфографическая грамотность учащихся зависит от их конкретных знаний в области грамматики. Поэтому формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков. Словарные диктанты с грамматическими заданиями содействуют формированию орфографических навыков на грамматической основе. Грамматическое задание, которое учащимися предлагается выполнить в процессе словарного диктанта, является для них путеводной нитью, помогающей выбрать правильное написание. Пример:
1)Ветошь, пейзаж( определить род и склонение сущ.)2) К гвардии, к аллее, в санатории, в ущелье ( определить падеж, написать рядом со словом его начальную форму).3)Колышет, дышит( выделить приставку и корень, определить с глухого или звонкого начинается корень).
Словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение данного диктанта- формирование у детей навыков самоконтроля. Контроль за применением правила- неотъемлемая часть его усвоения. Без контроля не может быть эффективной, целенаправленной работы по формированию орфографических навыков. В процессе самоконтроля учащиеся соотносят правило с конкретным написанием, учатся оперировать своими знаниями, находить ошибки, обосновывать правильные написания.
Работа над диктантом включает следующие этапы. Сначала учащиеся пишут словарный диктант, причем учитель называет параграфы. К которым нужно обратиться для самопроверки (чтобы не усложнять работу детей. можно номера параграфа записать на доске). Затем с помощью указанных параграфов дети проверяют диктант. Обозначают орфограммы. Написание одного – двух слов может быть объяснено письменно.
Словарный диктант с продолжением. Одним из важнейших условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость учащихся. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе длительных тренировок. Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости и является предлагаемый диктант.
Учащиеся в столбик записывают диктуемые слова. Затем диктант проверяется, учащиеся обозначают орфограммы. Затем следует самодиктант: к каждому слову словарного диктанта дети придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой.
Например: Станция- квитнация
Шепот-щека
Крыжовник- шорох
Подъем- съел ит.д.
Словарный диктант с элементами игры.
Словарный диктант можно оживить с помощью игры «зоркий глаз». Объявляется конкурс на самого зоркого. Кто найдет в тексте словарного диктанта самое большое количество орфограмм?
Игра «Я работаю волшебником» не только пробуждает интерес к работе, но и формирует знания в новых ситуациях. Например:
Преврати имена нарицательные в имена собственные
Птица орел-(город Орел). Цветок роза-(девочка Роза).Воздушный шарик-(собака Шарик).Плодородная земля- (планета Земля).
Словарный диктант проводится в виде соревнования: кто быстрее найдет «адрес» слова в орфографическом словаре и объяснит, как это слово написать. Такая работа обычно проводится со словами, не регулируемыми правилами( содержащими непроверяемые гласные и согласные в корне слова; удвоенные согласные: винегрет, бинокль, обаяние, внимание, трибуне, прийти, поливитамины, кофта, одноклассники, футбол, хоккей).
Словарный диктант может проводиться на основе загадок. Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму. Например, тема «Правописание гласных в корне после щипящих и ц».
Костяная спинка,
Жесткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит.
( Зубная щетка)
По пригоркам , по равнинам
Я веду свою машину.
Я люблю дорог простор,
А зовут меня…
(Шофер)
Словарный диктант с усложнением дидактического материала. Одной из основных задач этого диктанта является формирование у школьников понятия орфограммы. Понятие орфограммы является для учащихся сложным, нередко они отождествляют его с орфографическим правилом. Практика показывает. Что формирование понятия о сущности орфограммы и навыка разграничивать орфограммы более успешно проходить процессе практической работы, в процессе активной деятельности.
Так активной, действенной формой работы является диктант с усложнением дидактического материала. В процессе такого диктанта детям даются слова без орфограмм, слова, в которых внимательный человек не допустит ошибки. Задача учащихся- изменить слово или подобрать слово однокоренное слово так, чтобы в нем появилась орфограмма. Можно предложить ученикам устно доказать справедливость варианта. Например:
Честен- честный, клубы-клуб, шуба-шубка и т.д.
Словарный диктант с использованием сигнальных карточек обеспечивает обратную связь, так как, прежде чем написать слово, продиктованное учителем, дети поднимают сигнальные карточки с нужной орфограммой и преподаватель может контролировать деятельность всех учащихся, по мере необходимости вмешиваясь в процесс работы, помогая учащимся осознать и исправить ошибки.
Словарный диктант с обобщением. Обобщение должно быть неотъемлемой частью обучения орфографии. Обобщение нацеливает детей на осознание общих закономерностей, лежащих в основе ряда написаний, общих признаков, характерных для какой-то группы орфограмм. Обобщение и систематизация в процесс обучения содействует формированию у школьников системных знаний.
Словарный диктант с элементами обобщения можно проводить по- разному.
1.В процесс написания словарного диктанта составляется таблица,
на основании, которой и делается последующее обобщение. Например, детям предлагается записывать слова в три столбика.
Правописание безударных гласных в корне слова
Гласные, проверяемые ударением
Написание гласных проверяется правилом Непроверяемые гласные
Наращение , морковь, весна, бинокль, подросли, прилагательное,
приложение, молодой, портфель, картофель, пилить, большой, росток.
После проверки и объяснения написанных в каждом столбике слов учащиеся формулируют общее правило правописания безударных гласных в корне слова.
2.После написания словарного диктанта: пол-окна, по- русски, кое-кто, что-нибудь, некоторый, еле-еле, по –видимому, спортвно-авиационный, орлиный, пол-ложки, откуда-то, изжелта-зеленый, пол-Рязани, где-либо- учащимся предлагается назвать слова, которые мешают объединить все слова словарного диктанта в одну группу по общему признаку. Затем дети должны назвать этот общий признак и сформулировать общее (сводное) правило о правописании дефиса, иллюстрируя его примерами из словарного диктанта.
3.После написания словарного диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким-то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, по местоположению орфограмм. По каким-то отличительным признакам и др.
В заключение следует сказать. Что разнообразие форм словарного диктанта не только способствует перерастанию знаний и умений в области орфографии в прочные навыки , но и предотвращает снижение интереса к работе, вносит элементы новизны.
Занимательные , игровые формы при изучении орфографии
Для повышения интереса к русскому языку как к учебному предмету, повышения грамотности учащихся на уроках много внимания уделяю игровым . занимательным формам работы.
Увлекательные путешествия по «Орфографии»
1.Жила-была бабушка Орфографушка, и была у нее внучка Орфограммушка. Орфограммушка очень любила прятаться, и бабушке приходилось ее искать».
«Ребята, а кто помнит, что такое орфограмма?»- спрашивает учитель. Ученики правильно отвечают на поставленный вопрос. Приводят примеры различных орфограмм.
Ребята пускаются вместе с учителем в увлекательные путешествие по «Орфографии». Почти на каждом уроке они помогают бабушке Орфографушке искать ее хитрую внучку в словах. Это поможет им развивать орфографичскую зоркость , тренироваться в подборе проверочных слов, применять на практике правила орфографии.
2.»В стране невыученных уроков» (Правописание гласных. Согласных в корне слова) - Есть такая повесть- «В стране невыученных уроков». Г.Гераскиной . Герой этой повести- ученик Виктор Перестукин. Волшебный мяч приводит этого героя вместе с его котом Кузей в Страну невыученных уроков, где Виктор встречает сказочных героев и где его ждут разные испытания.
Вот Виктор попадает в замок, где живет старик Глагол, коварная Запятая, чувствительный Восклицательный, беспокойный Вопросительный знаки и многие другие герои.
Послушайте отрывки из этой повести. Скажите, о чем спрашивали в замке Витю. Какие правила правописания вы вспомнили?
Мнемонические приемы на уроках – заучивание стихов для запоминания правил. Например: для запоминания слов-исключений на правило буква ё-о после шипящих в корне слова:
Шоколад, шофер, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
Шорты, шомпол, корнишон,
Изжога, цокот и жонглер,
Да еще шотландец.
Алгоритм применения правила и-ы после ц.
В существительных на –цияМы всегда напишем –ия.
И в корне, посмотри,
Тоже пишем букву и.
А в суффиксе и в окончании –цын, -цый, -цыПишем только букву ы.
При изучении тем эффективно написание сочинений, которые развивают орфографическую зоркость и творческое мышление. Например, при изучении чередовании гласных –раст-, -ращ-, -рос- можно написать сочинения о цветах.
Система работы над орфографической зоркостью дает положительные результаты.