Как снять психологическую нагрузку с учащихся начальных классов. Мои приёмы.
Как снять психологическую усталость с учащихся начальных классов.
Темп совремееной жизни младших школьников очень высокий. Придя в школу, они попадают в огромный мир требований, которые должны выполнять, следуя множеству правил. Поэтому нагрузка на организм ребёнка огромная. Но, не надо забывать, что дети все разные: есть усидчивые и терпеливые, есть подвижные, гиперактивные. Надо учитывать и то, что экологическая обстановка на Урале не радует. Питаются дети не всегда идеально.При этом дети перегружены учебными программами. Отсюда происходит повышенная утомляемость и нервозность не только детей, но и учителей тоже.
Считаю, что в начальных классах необходимо на уроке делать по пять перерывов для упражнений психологической разгрузки, для физминутки, для смехотерапии, для музыкотерапии, упражнения по звукоподражанию, цветотерапии, точечный массаж.
Современные интегрированные доски позволяют проводить утренние мультзарядки, музыкальные физминутки и пальчиковые гимнастики с участием различных сказочных героев. Это позволяеи немного на уроке отдохнуть и переключиться на другой объект, кроме учителя.
Гимнастика для ума.
1.Рисуем «8» три раза каждой рукой, затем обеими одновременно. Обеими руками рисуем цифры, буквы, словарные слова.
2. Пишем коленом, носом, ухом. Так всё лучше запоминается.
3. Зарядки на внимение: левая рука и правая ного двигаются одновременно. Можно в это время вращать глазами. Это упражнение позволяет развивать оба полушария мозга одновременно.
4. Сидя за партой представляем, что едем на велосипеде.
5.Чтобы быстро улучшить самочуствие, можно медленно сделать вдох, надуть живот, как шар, медленно выдыхать ,как будто дуем на пёрышко.
6. Упражнение звукоподражание животным: гласные звуки поём,подражая голосам животных:
А-а-а-а снимает усталость,
О-о-о-о лечит горлоЕ
Е-е-е-е снимает напряжение.
И-и-и-и повышает настроение.
Это упражнение снимает напряжение при чтении.
7. Иногда, при очень напряжённой работе, когда требуется максимальная концентрация внимания, прошу детей просто закрыть глаза и лечь на парту на 1-2 мин. Времени отнимается не так много, но по детям видно, чтто они максимально отдохнули.
8. Здоровьесберегающая технология - это чтение ребёнком шёпотом за диктором, затем вслух вместе с диктором, а затем попробовать обогнать диктора. Сильные ученики при этом не создают слабым ученикам ситуацию неуспеха, но и слабые ученики не мешают двтгаться вперёд сильным.
Интересно то, что запись диктора постоянно поддерживает темп работы класса. Всем детям понятно содержание текста. Это позволяет участвовать всем в его обсуждении и быть успешными.
9. Чтобы очень быстро снять усталость и собрать внимание класса, использую упражнения физминутки в ускоренном темпе.
10. Очень позволяют разгрузить детей психологически уроки типа: игра, выставка, экскурсия. На этих занятиях детям не приходится сидеть долго и неподвижно. А тема урока усваевается ещё лучше, чем на традиционном занятии.
Если использовать все эти приёмы систематически , то можно достичь положительных результатов в здоровье детей.