Основные принципы современной тренировки футболистов


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Пуровская районная детско-юношеская спортивная школа «Виктория»
Основные принципы современной тренировки футболистов
Тарко-Сале, 2015 г.
Под тренировкой мы понимаем педагогический процесс, который без ущерба для здоровья даёт возможность достичь высоких результатов по средствам овладения определёнными специальными знаниями, планомерного систематического развития физических способностей, морально-волевых качеств и адаптации организма к условиям специфической деятельности мышц, связанной с занятиями спорта.
Общее понятие тренировки с определённой точки зрения нуждается в пояснении. Многие сводят понятие тренировки к обучению некоторым техническим элементам и движениям, достижению их совершенства, приучая организм к всё большим нагрузкам. Однако, кто уже принимал участие в крупном соревновании, попадал в атмосферу значительного чемпионата, по опыту знает, что для победы, для достижения высоких результатов не всегда достаточно даже высочайшего уровня технической подготовленности и хорошего тренированного организма.
Определение понятия «Тренировка» не раскрывает с достаточной очевидностью большой рост интеллектуальных способностей, которые главным образом характеризуют результаты воспитания.
Образование, обучение и воспитание - неразделимые зависимые друг от друга, оказывающие одновременное воздействие на виды деятельности.
Определяя цель футбольной тренировки, необходимо исходить из общего смысла понятия «Спортивная тренировка»: тренировка есть средство достижения более высоких результатов.
Чтобы кто-то смог называться футболистом, он должен овладеть техникой футбола. Это не лёгкая задача, тем более что большая часть футбольной техники не относится к кругу естественных движений человека. Более того, в футболе определенные движения человека видоизменяются и теряют присущий им характер.
Но техника сама по себе позволяет достичь не много. Ведь у скольких техничных футболистов, как только они с товарищами выходят на поле и оказываются лицом к лицу с соперником, внезапно пропадают все навыки. Поэтому техническую подготовку целесообразно вести приближенно к условиям игры, сознательно и целенаправленно. Чтобы футболист был способен на это, ему нужно освоить тактику, теоретическое и практическое значение сознательно выбираемых методов владения мячом.
Для достижения выдающихся результатов необходимо, чтобы спортсмен в течение матча и всего сезона был в форме. Без этого пропадает самая блестящая техника и тактика. Важный фактор в занятиях с футболистом - сочетание техники и тактики с выработкой высоких морально - волевых качеств.
Из выше изложенного вытекает, что цель тренировки в футболе, как сложно более полное и гармоничное развитие всех сторон готовности игроков технической, тактической, физической, интеллектуальных и морально - волевых качеств.
Под системой тренировки мы понимаем совокупность принципов, методов и средств физического воспитания, которые призваны обеспечить подготовку и воспитание спортсменов.
В системе тренировки находят выраженные идейные принципы общества общие воззрения на физкультуру и спорт, а также тенденции развития футбола. Применение той или иной системы зависит от уровня развития физического воспитания и спорта в стране, от общей и физической культуры, жизненного уровня, климатических условий.
Таким образом, система тренировки связана с общественным развитием уровнем науки, но нельзя оставлять без внимания и такие факторы, как развитие данного вида спорта, умственный и физический уровень развития футболистов, их подготовленность.
Итак, понятие «тренировочная система» универсальное, более широкое, чем понятие «методика тренировки» затрагивающее лишь некоторые аспекты тренировок и воспитание футболистов. На практике мы говорим о методах воспитания, о разминке, преподавании техники и тактики, о разных методах развития физических способностей и т.д. Все эти методы способы смогут быть важны с точки зрения подготовки футболистов, но относиться лишь к её некоторым областям.
Чтобы ход тренировки соответствовал приведенным выше требованиям, необходимо соблюдать основные принципы:
1. Содержание отдельной тренировки следует планировать всесторонне обоснованно.
2. Основы повышающейся результативности — постепенное повышение требований к тренировкам и непрерывность тренировочного процесса.
3. Одно из условий непрерывного роста мастерства — разносторонность тренировок.
4. Каждая тренировка футболиста должна быть обоснована научно.
Планомерная тренировочная работа. Такая работа необходима для успешного овладения всеми составными частями футбола соответственно степени их значимости. Неправильно проводить тренировку таким образом, чтобы одни упражнения беспричинно выступали на передний план, а другие отступали на задний. Для примера скажу только о существующих до сих пор так называемых «однобоких» игроках (футболистах, у которых развивают лишь природные способности). А всесторонним овладением техники пренебрегают. Неправильно также резко разделять практическое и теоретическое обучение, профессиональную и морально-волевую подготовку спортсменов, не согласовывать все эти проблемы с вопросами воспитания; неверно, если вся комплексная подготовка к достижению конкретной цели ведется непланомерно.
Большая конкуренция, царящая сегодня в футболе, требует использования по возможности наиболее рациональных способов подготовки. Необходимо знать, какие цели ставить перед футболистами в данный период, и определить, каким путем эти цели будут достигаться.
Сегодня, когда как футбольные тренеры, так и преподаватели физкультуры должны располагать большим объемом многоплановых знаний, непозволительно вести тренировки на чистом энтузиазме, инстинктивно, экспромтом. В каждой части тренировки каждый тренер должен практически отдавать себе отчет в том, что и ради чего он делает.
Следовательно, тренировочная работа должна вестись сознательно и планомерно.
По опыту мы хорошо знаем, какие последствия для спортивной формы, футболиста может иметь формальное распределение тренировок по компонентам; насколько существенное значение в матче приобретает переплетение техники, тактики, физической и психической подготовки, морально-волевых качеств; в какой большой степени может ускорить развитие этих свойств и качеств применение определенных дидактических и методических приемов. Перспективные формы тренерско-преподавательской работы должны меняться изо дня, в день, опытные игроки обязаны передавать свои знания начинающим. Планомерность ведения занятий — главный залог перспективности в тренировочной работе.
Круглогодичная тренировка с постепенным повышением нагрузок. Социальные изменения и неуклонное развитие цивилизации со временем меняет и самого человека. Постоянное улучшение условий жизни и труда высвобождает немало физической и умственной энергии. Эти влияния не миновали и футболистов.
Условия жизни современных футболистов несравнимо легче, чем несколько десятилетий назад. Вследствие этого у них остается больше времени для занятий спортом и для тренировок. Но больше тренироваться необходимо и потому, что возросли и требования современного футбола. Сегодня игроки должны лучше разбираться в вопросах тактики, необходимы лучшие физические и более высокие нравственные качества для того, чтобы футболисты могли успешно использовать свои тактические знания в полной борьбы современной игре. При трезвом взгляде на вещи становится понятным, что достаточно было двух тренировок в неделю, то сегодня для проведения многоплановой тренировки недостаточно даже четырех занятий в неделю.
Однако можно наблюдать и такие случаи, когда некоторые игроки, при повышенном объеме тренировки не улучшают своих результатов. В связи с этим хотел бы сказать следующее.
При увеличении нагрузки на тренировках необходимо следить за постепенностью этого процесса. Ни с точки зрения здоровья, ни с точки, зрения результативности неправомерно увеличивать тренировочные нагрузки внезапно. Обязателен учет так называемых физиологических пиков (в особенности, когда дело касается молодежи).
Влияние планомерно дозированной тренировочной нагрузки может не проявляться в течение некоторого времени. Организм приспосабливается к новым условиям. Эта адаптация требует большого количества энергии. Поэтому понятно, что сначала она не реализуется как результат тренировки. Однако, когда организм уже полностью адаптировался и функционирование центральной нервной: системы, систем энергообеспечения и др. переходит на более высокий уровень, высвободившаяся энергия начинает способствовать повышению работоспособности (а значит, и результативности) игрока. Окончание каждого такого адаптационного периода, когда резко улучшаются результаты тренировочной работы, в профессиональных кругах называют (хотя, возможно, и не: совсем верно) физиологическим пиком.
Темп увеличения нагрузки можно менять в каждом конкретном случае. Наблюдать за влиянием дозировки тренировочной работы в футболе довольно сложно. Но всегда нужно думать о том, что у игроков (в особенности у молодых) могут быть травмы, тем более что молодой футболист не представляет, что действительности происходит с его организмом.
При анализе несоответствия роста нагрузки и повышения подготовленности необходимо принимать во внимание и особенности личной жизни игрока. К сожалению и сегодня случается, что результаты всесторонне продуманной и прекрасно проведенной тренировки сводит насмарку легкомысленный неспортивный образ жизни футболиста.
При увеличении нагрузки и повышении интенсивности тренировок от игроков требуют и постоянной работы на тренировках в течение всего года в соответствия с целями и особенностями каждого периода.
С этой точки зрения различают в тренировочной работе года 4 периода, тренировки во время которых проходят в так называемых мезо- и микроциклах (1—4 недели). Внутри этих циклов тренировочная нагрузка волнообразна.
Разносторонняя тренировка. Из сказанного видна, какие разнообразные навыки и способности требует от игрока современный футбол. Выработать эти навыки и способности невозможно, если упражняться лишь в свойственных футболу движениях. В целях развития у игроков определенных физических и морально-волевых качеств необходимо обогащать средства тренировки движениям из других видов спорта. Приведу лишь один пример: развитие силовых качеств происходит очень медленно при использовании лишь специфически футбольных движении (которые могут и вообще не дать результатов в этом направлении). А поскольку в футболе, согласно современным взглядам, требуется большая физическая сила, то ее необходимо развивать введением наиболее эффективных упражнений (например, гимнастических).
Повседневный опыт показывает, что дети, выросшие в деревне, условия жизни более способствовали развитию разносторонних Навыков, более выносливы и ловки, чем большинство городских. Причина этого ясна: первые попадают в более разнообразные, вариабельные, тяжелые условия жизни.
Под разносторонностью сегодня мы понимаем уже не только умение футболиста применить разнообразие ударов и финтов. Нельзя назвать разносторонним футболиста, который только знает и может выполнить множество решений в игровых ситуациях. Считают разносторонним игрока, в совершенстве владеющего технико-тактическими навыками и двигательными качествами, которые в общем или в какой-то конкретный момент помогают ему находить правильные выходы из неожиданно складывающихся сложных игровых ситуаций. Гармоничное взаимодействие высокого уровня физических возможностей (силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости), широкого круга морально-волевых особенностей (силы воли, смелости, энтузиазма, чувства локтя и т.д.), богатого набора интеллектуальных качеств (игрового мышления, ориентации в обстановке, комбинационных способностей и т. п.) означает разностороннюю подготовленность футболиста.Разносторонность — достижимое и реальное качество. Планомерными систематическими тренировками, практическими и теоретическими занятиями можно добиться того, чтобы игроки приобрели это качество. Поэтому в тренерско-воспитательной работе нужно стремиться к планомерному и разностороннему развитию физических способностей, духовных, моральных и волевых качеств игроков.
Научная обоснованность тренировки. В период восстановления сил необходимо не упустить даже самую малую возможность продвижения вперед. Речь идет не только о том, чтобы в обучении и воспитании футболистов использовать новейшие научно-методические разработки, но и о всестороннем научном обосновании практических методов и приемов, применявшихся прежде.
В наши дни довольно часты призывы применять научные методы в спорте. Однако во многих случаях содержание этих призывов понимают неверно. Некоторые тренеры, абстрагируя понятие «научная тренировка», думают о методах, не имеющих никакого отношения к данному понятию. Бесспорно, сегодня в обучении футболистов непосредственно применяют методы и средства некоторых наук. И все-таки часть их без соответствующей трансформации не может оказаться полезной. Но есть и такие научные положения, которые применимы для всех даже без овладения ими в целом. Например, знание отдельных положений физики при обучении технике футбола для начинающих тренеров и тренеров средней квалификации. Чтобы правильно бить по мячу из разных положений, выполнять в движении с изменением направления, применять некоторые основополагающие положения физики: нанося крученый удар, предполагать траекторию полета мяча после него, неожиданно выполненный финт увязывать с силой инерции; быстрый поворот или остановка, вызывают смещение центра тяжести и т.д.
Знание физиологических основ физических качеств серьезно помогает в выборе средств и методов их правильного и рационального развития. Тренер, который, например, разбирается в физиологических механизмах скорости, знает, что эту важную двигательную способность можно успешно развивать только тогда, когда человек не перегружен физически и психически. Какой из этого можно сделать вывод? Упражнения на обработку скоростных качеств игр должны выполнять не в конце тренировки.
Большую помощь футбольному тренеру может оказать знание основ физиологии, анатомии, гигиены, физики, психологии, педагогики. Основополагающие научные методы в спорте (наблюдение, эксперимент, анализ), хотя и не исчерпывают полноту научных методов, но в нашем случае обязательны. Идеал тренера будущего - такой руководитель, который в интересах достижения как можно более высоких результатов в спорте умеет применять знания наук на практике.
Автор-составитель:
Шатохина Н.Ю. – инструктор-методист МБУ ДО ДЮСШ «Виктория»