ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ


«ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»
АВТОР Михайлова Юлия Васильевна
Специальность: Педагог - психолог
г. Поронайск
2016 год
Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..2
1. Основные понятия профилактики наркомании в образовательной среде…………………...5
2. Факторы, содействующие развитию негативных явлений…………………………………….6
3 Первичная, вторичная и третичная профилактика ПАВ………………………………...…..…7
4. Профилактика употребления ПАВ в образовательном учреждении……………………..…10
5. План мероприятий по предотвращению и профилактике правонарушений, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений……………………………………………...11
6. Диагностика информированности подростков о пагубном влиянии наркотических веществ на организм человека…………………………………………………………………….………..14
Выводы………………………………………………………………………………….………….18
Список использованной литературы………………………………………………..……………19
Приложение………..………………………………………………………………………………20
Введение
В настоящее время наркомания признана угрозой глобального характера. Мероприятиями, направленными на предотвращение наркозависимости и пропаганду здорового образа, охвачены все учебные заведения города.
Сегодня зависимость представляет собой основную часть всех поведенческих и личностных расстройств и является основным фактором, разрушающим физическое и психическое здоровье нации. Прослеживается устойчивая взаимосвязь между ростом случаев употребления наркотических средств и ростом числа противоправных действий, совершаемых в наркотическом и алкогольном опьянении или в результате злоупотребления психоактивных веществ (далее – ПАВ).
В профилактике наркомании большое место занимает наличие объективной информации, правильно организованный досуг, разумное использование свободного времени с учётом возрастных интересов и потребностей, а также специфики различных подростковых и юношеских групп.
В разных регионах России встречаются различные формы наркоманий и токсикоманий. Также определяется связь между видом предпочитаемого наркотика и токсиканта, способом его приёма и возрастом, уровнем образования. Характером деятельности потребителей.
В настоящее время национальная политика нашей страны направлена на совершенствование Российской системы образования, в том числе в части охраны здоровья подрастающего поколения. Одним из важнейших аспектов здорового образа жизни является сознательный отказ от табакокурения, приёма алкоголя, наркотических и токсикоманических средств. Особое значение в наши дни приобретает профилактика нарко и токсикоманий. Во всем мире на борьбу с наркоманией ежегодно выделяются значительные средства, исчисляемые десятками миллиардов долларов, однако наркотики по-прежнему считаются третьей угрозой человечеству после ядерного оружия и глобальной экологической катастрофы.
В ноябре 2012 года кабинет министров Правительства РФ внёс в Госдуму законопроект о тестировании учащихся на употребление наркотических веществ.
Согласно законопроекту раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и ПАВ включает в себя социально-психологическое тестирование обучающихся образовательных учреждений, проводимое в порядке, устанавливаемом Минобрнауки; проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся образовательных учреждений. Документ также определяет полномочия федеральных и региональных органов власти в профилактике наркомании, а также компетенцию образовательных учреждений в выявлении употребления наркотиков обучающимися. Для борьбы с наркоманией предложено ввести тестирование на наркотики в образовательных учреждениях. Выявление таких детей предполагается при помощи социально-психологического тестирования.
Тестирование обучающихся образовательных учреждений направлено на раннее (своевременное) выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ и является одной из форм первичной профилактики наркомании.
Наркомания – это тяжёлое заболевание, характеризующееся физической и психической зависимостью от наркотика. Беда может прийти в любую семью. Заболевают подростки со сверх заботой со стороны родителей и в семьях, имеющих материальные и психологические проблемы. Именно поэтому очень важный адресат профилактической деятельности – семья ребёнка.
Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания педагогов и педагогической науки, поскольку общество остро нуждается в работе по ограждению детей, подростков, юношества от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика наркотизма среди обучающихся должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания и обеспечивать решение не только антинаркотического, но также и общих задач воспитания.
Важнейшим в воспитательно - профилактической антинаркотической работе является:
а) обучение обучающихся умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям;
б) формирование у школьников отрицательного отношения к наркотическим веществам и последствиям их употребления.
На этой основе становится возможной способность противостоять наркотическому воздействию микросреды, в том числе умение отказаться от предложений испытать на себе действие того или иного вещества, сформировать у учащихся представления о влиянии наркотиков на организм, представление о наркотиках как болезни, носящей пандемический характер.
1. Основные понятия профилактики наркомании в образовательной среде
Наркомания - психическая заболевание, которая поражает мозг, оказывает воздействие на эмоции и душу, разрушает социальные связи; суть которого в постоянной зависимости человека от приёма наркотика.
«Narke» на древнегреческом означает «ступор» -неподвижность, беспамятство. Наркоманией могут страдать люди любого возраста; это почти неизлечимая или крайне трудноизлечимая болезнь; нет будущего у людей, начавших принимать наркотик.
Влияние наркотиков:
1.Психическое расстройство - негативное влияние на деторождение.
2. Тяжёлые последствия хронического отравления организма – высокая смертность 3.Инвалидизация – деградация личности.
Наркотик - это вещество, которое способно вызвать эйфорию, психическую или физическую зависимость, причинять существенный вред психическому и физическому здоровью человека.
Физическая зависимость развивается в результате того, что организм настраивается на приём наркотиков и включает их в свои биохимические процессы. Объяснить коротко и понятно, что происходит при этом, невозможно. Главный принцип прост наркотик- начинают выполнять функции, которые раньше обеспечивались веществами, производящимися самим организмом. Тело больного, чтобы сэкономить внутренние ресурсы, прекращает или сокращает синтез этих веществ. Если процесс перенастройки физиологии организма зашёл достаточно далеко, то при их отсутствии начинается абстиненция или так называемая ломка.
В настоящее время распространение наркомании приобрело угрожающий, эпидемический характер, особенно среди молодёжи. Наибольшее число страдающих этой страшной болезнью - в возрасте от 13 до 30 лет.
Почему же наркомания так трудно лечится? - Потому что психологическая зависимость от наркотического вещества сохраняется на всю жизнь. Стоит только человеку, давно уже переставшему принимать наркотик, снова его попробовать, как у него даже после длительного перерыва - возникает неудержимое желание вновь принимать его постоянно. Поэтому всю оставшуюся жизнь надо быть начеку, чтобы не проявить даже минутной слабости (сделать однократный приём), после чего его болезненное пристрастие, как лавина, нарастает и становится даже более сильным, чем ранее.
Наркотики очень коварны. Иногда желание принять наркотик проявляется в сознании в замаскированном виде, как мысль: «А что, может быть, мне проверить себя, испытать силу воли?» Или мысль: «Только один раз - ведь я же перестал его принимать, не буду и теперь, только один раз попробую...» И болезнь из скрытой формы переходит в явную. Человек возобновляет прием наркотиков.
2. Факторы, содействующие развитию негативных явлений.
Для всех и каждого существует риск быть втянутым в наркоманию, стать активными потребителями табачной, алкогольной продукции.
Социально обусловленные заболевания не могут быть результатом какого-то одного фактора - их формирует множество факторов, которые можно разделить на внешние и внутренние.
Внутренние факторы связаны с личными качествами и показывают как персональные ресурсы, так и проблемные аспекты человека в целом. В отношении социально обусловленных заболеваний имеется в виду следующее:
низкая самооценка подростка и молодого человека,
пассивная жизненная позиция
гиперактивность, агрессивность
отсутствие (нехватка) новых интересов и нежелание приобретать новые знания
неспособность самостоятельно принимать решения в критических ситуациях
низкая любознательность
неспособность разобраться в своих чувствах и эмоциях
неспособность говорить НЕТ
недоразвитые навыки общения с людьми
Внешние факторы тесно взаимосвязаны с внешним окружением молодого человека (социальным, культурным, физическим и семейным), которые оказывают сильное влияние на его поведение.
К ним относятся:
давление, оказываемое группой сверстников
контакт с потребителями наркотических средств, относящимися к разным возрастным группам
отсутствие удовлетворённости от учёбы, работы
проблемы в семейных отношениях
одиночество
стресс
постоянные конфликты вокруг
наличие в семье проблем, связанных с алкоголем или наркотиками
жестокость в семье или сексуальное насилие
отсутствие личной свободы
Профилактика должна касаться всех факторов, приводящих к злоупотреблению психоактивных веществ, среди которых перечислены только некоторые из них. Основная цель профилактики - помочь подростку и молодому человеку развить в себе сильную социальную личность и выработать жизненную позиция, способную противостоять факторам риска.
3. Первичная, вторичная и третичная профилактика.
Профилактика наркомании в молодежной среде сегодня становится одной из важнейших социальных задач общества. Это осознает большинство населения: от государственных чиновников всех уровней до обычных, рядовых граждан. Наркомания - это явление характерно не только для каких-то замкнутых общностей, члены которых деградированы в социально-нравственном отношении. Это зло распространилось среди различных общественных слоев, поразило представителей наиболее дееспособной части населения. Особой остротой проблема стоит среди подрастающего поколения. Молодежь, сегодня как никогда нуждаются в защите, в умелом и заботливом предостережении. Давно известно, что только единицам из миллионов наркоманов удается вырваться из страшных пут. Болезнь через годы и даже десятилетия может возвратиться. Как считают специалисты, наркотик - сильнейшая из ловушек, он цепко держит свои жертвы и забыть его почти невозможно. Другие виды социально обусловленных заболеваний, таких как курение, алкоголизм, ВИЧ/СПИД, ИППП, не менее опасны. Наиболее продуктивным в борьбе с негативными явлениями является профилактика, а не лечение (хотя последнее тоже немаловажно).
Профилактика – понятие емкое, охватывающее практически все стороны общественной жизни. Она способствует перестройке сознания и психологии людей, повышению их внутренней культуры, улучшению межличностных отношений, оздоровлению обстановки в семье и обществе в целом. Профилактика, согласно определению представляет собой комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, проводимых государством, общественными организациями, отдельными гражданами с целью предотвращения распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост сопутствующих заболеваний и т. д.). В зависимости от целей профилактической работы выделяет первичную, вторичную и третичную формы профилактики.
Первичная профилактика направлена на предупреждение приобщения к употреблению психоактивных веществ, вызывающих болезненную зависимость.
Целями первичной профилактики являются:
изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение,
обуславливающее снижение спроса на ПАВ;
пропаганда здорового образа жизни;
формирование антинаркотических установок.
Современная концепция первичного предупреждения употребления ПАВ основана на том, что в центре ее должны находиться личность несовершеннолетнего и молодого человека и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность: образовательная среда, семья, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Ввиду опасности развития зависимости даже после однократного приема ПАВ (особенно у подростков), первичная профилактика имеет приоритетное значение. Согласно современному пониманию механизмов развития патологической зависимости, воротами приобщения к наркотикам является употребление алкоголя и курение. Поэтому ведение профилактической работы должно начинаться с профилактики употребления алкоголя и курения, а также предупреждения таких социальных явлений, как педагогическая запущенность с самовольным уходом из дома, безнадзорность и беспризорность. Особое внимание стоит обратить и на пристрастие молодежи к азартным играм, т. к. темпы роста данной зависимости опережают темпы роста алкоголизма и наркомании.
Работу в данном виде профилактики проводят специалисты с любым базовым образованием, которые формируют особое информационно-культурное пространство жизнедеятельности подростков и молодежи, обеспечивающее:
передачу информации молодежной аудитории о формах поведения, поощряемых обществом, и возможностях развития молодого человека;
предоставление альтернативы, предполагающей развитие программ, в которых молодые люди смогли бы реализовать свои возрастные мотивы и потребности (потребность в общении, самоутверждении, самореализации, автономии от взрослых, стремление к риску, поиск острых ощущений, удовольствия и др.);
формирования устойчивых общественных представлений о возможностях развития и поддержки подростков и молодежи, путях получения помощи в случае возникновения трудных жизненных ситуаций.
Первичная профилактика является наиболее массовой, неспецифической, использующей преимущественно педагогические, психологические и социальные влияния. Она влияет, прежде всего, на формирование позитивного отношения к здоровью.
Вторичная профилактика зависимости от психоактивных веществ касается лиц, которые уже имели опыт употребления наркотиков, но не обнаруживают признаков наркомании как болезни.
Её цель: уменьшить употребление ПАВ; и предотвратить формирование хронического заболевания.
Содержание функций вторичной профилактики заключается:
в постоянном социально-педагогическом наблюдении за подростками и молодежью, обладающими признаками употребления ПАВ;
в обеспечении индивидуального, конфиденциального сопровождения и поддержки молодых людей и подростков, склонных к проявлениям рискованного поведения;
в сохранении тайны молодого человека на всех этапах его сопровождения.
Участвуют в этом виде профилактики квалифицированные специалисты с дополнительной подготовкой – психологи, наркологи, психотерапевты, педагоги.
Третичная профилактика злоупотребления ПАВ проводится среди больных наркоманией и токсикоманией и направлена на восстановление личности и её эффективное функционирование в социальной среде. Второе направление третичной профилактики – снижение вреда от употребления наркотиков у тех, кто ещё не готов к прекращению их употребления. Данный вид профилактики является медицинским и осуществляется специально подготовленным квалифицированным персоналом, однако базируется на сильной структуре социальной поддержки. Этот вид профилактики требует индивидуального подхода. Активность больного в борьбе с заболеванием, осознание им собственной ответственности за свое здоровье – обязательное условие проведения третичной профилактики.
4. Профилактика употребления ПАВ в образовательном учреждении
Профилактика наркомании в образовательном учреждении должна проводиться стандартным образом, специально обученным специалистом. Важно донести до каждого ребёнка информацию, которая в будущем может спасти его жизнь. Наркомания в образовании не сможет развиваться, если дети осознанно примут твёрдое решение не принимать наркотики. Для тех обучающихся, кто уже пробовал наркотики – для закрепления информации можно проводить экскурсии в морг для обозрения измождённых мёртвых тел наркоманов.
Профилактика наркомании в образовательном учреждении – это не только ответственность государственных органов, но и нас с вами. Вместе мы сможем остановить рост этой заразы.
Профилактика наркомании в нашем образовательном учреждении состоит в применении воспитательно - педагогических методов, направленных на:
- формирование у обучающихся представлений об общечеловеческих ценностях и здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;
- передача обучающимся знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью устойчивого отказа от приёма психоактивных веществ;
Антинаркотическая работа в нашем образовательном учреждении ведётся по трём направлениям:
Работа с обучающимися;
Работа с родителями;
Работа с педагогическим составом.
Работа с обучающимися включает следующие мероприятия: Проведение индивидуальной и групповой профилактической работы с обучающимися: беседы, лекции классные часы. Встречи с медицинскими работниками, с сотрудниками КДН и ЗП, ПДН ОВД. Дни здоровья и спортивные соревнования. Анкетирования обучающихся. Тематические беседы с просмотром видео-роликов:
Основные формы профилактической работы с родителями: Индивидуальные консультации. Групповые консультации, родительские собрания.
Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. С родителями ведётся просветительская работа, которая включает в себя: родительские собрания,
Методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам образовательных учреждений.
5. План мероприятий по предотвращению и профилактике правонарушений, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений
№ Наименование мероприятий Сроки проведения Ответственный исполнитель
Проведения инструктажа с педагогами и обучающимися с целью усиления антитеррористической защиты образовательного учреждения Сентябрь, январь Зам. директора по СВ и ВР, специалист по охране труда
Проведение Дня здоровья, спортивных праздников, конкурсов, эстафет Сентябрь,
Ноябрь,
Февраль, Май Педагог организатор, преподаватель по физ. культуре
Разработка и распространение листовок, памяток, брошюр по антитеррористической тематике Сентябрь-Май Зам. директора по СВ и ВР, специалист по охране труда
Оформление стендов в холле второго этажа и рекреации общежития на темы: «Наркотики. Печальная статистика»; «Мифы о наркотиках». Сентябрь Педагог - психолог, социальный педагог
Сверка состоящих на учете в ПДН, КДН и ЗП в связи с употреблением алкоголя, ПАВ Сентябрь социальный педагог
Всероссийский урок безопасности Октябрь Преподаватель ОБЖ
Беседа с презентацией «Наркотические вещества: спайс и его последствия» Октябрь Педагог - психолог
Всероссийский интернет урок антинаркотической направленности Октябрь педагог-психолог,
преподаватель ОБЖ
СПТ (Социально – психологическое тестирование по ПАВ). Октябрь Педагог - психолог
Круглый стол в общежитии с участием правоохранительных органов, УИИН, ЦРБ, КДН. Октябрь Воспитатели общежития
Распространение среди родителей и населения памяток, листовок, буклетов на темы:
«Родители против наркотиков»; «Наркотики в молодежной среде». Октябрь,
Декабрь,
Апрель Волонтёры; Педагог дополнительного образования, Педагог - психолог
Экскурсия в городское наркологическое отделение Ноябрь Врач нарколог
Педагог - организатор
Лекция – беседа: «Поговорим о спайсе». Ноябрь Работники правоохранительных органов, педагог – организатор, Педагог - психолог.
Беседа - презентация: «Алкоголь – жестокий яд!». Ноябрь Врач нарколог.
Конкурс рисунков и плакатов: «Мы за жизнь!» Ноябрь Кл. воспитатели, мастера п/о; педагог – организатор.
Физическая зарядка «Будьте здоровы» Ноябрь Преподаватель физической культуры.
Презентация «Наркомания: от отчаянности до надежды». Ноябрь Педагог – организатор.
Акция: «Откажись от курения – выбери жизнь!» Ноябрь Волонтёры; Педагог дополнительного образования
Дискуссия «Курить или не курить? Вот в чём вопрос!» Ноябрь Педагог – организатор.
Физическая зарядка «Будьте здоровы» Ноябрь Преподаватель физической культуры, волонтёры.
Родительское собрание: «Профилактика злоупотребления несовершеннолетними ПАВ, суицидального поведения, жестокого обращения». Ноябрь Педагог – организатор;
ЦРБ; Социальный педагог; Педагог - психолог ; Преподаватель – организатор ОБЖ; Преподаватели физической культуры. Педагог дополнительного образования.
Соревнования по силовым видам спорта:
армреслинг; штанга; гири; пресс, скакалка. Ноябрь Преподаватель физической культуры
Флешмоб «Давайте вместе!». Ноябрь Педагог – организатор;
Волонтёры.
Беседа с презентацией «Дорога 100 печалей» (вредные привычки). Ноябрь ЦБС
Агитбригада «Нет наркотикам! Да – здоровью, силе, успеху!» Ноябрь Волонтёры; Педагог дополнительного образования
Урок правовых знаний «Кругосветка» с приглашением работников правоохранительных органов: суда, прокуратуры, ЛОП, ГИБДД, КДН, администрации городского округа «Поронайский». Ноябрь Педагог – организатор.
Сопротивление массовой рекламе психоактивных веществ. Закон о наркотиках. Декабрь Социальный педагог
Конкурс плакатов «Здоровая нация – здоровая планета!» Декабрь Педагог – организатор
Презентация о вреде ПАВ Январь Социальный педагог,
педагог – психолог.
Соревнования по силовым видам спорта: армреслинг; поднятие штанги, гири. Февраль Преподаватель физической культуры
Всероссийский день здоровья Март преподаватель физической культуры
Консультация для родителей По требованию Социальный педагог, педагог-психолог
«Уголовная ответственность подростка» Апрель педагог-организатор, инспектор ПДН
Спортивные соревнования «Я здоровье берегу – сам себе я помогу!» Апрель Преподаватель физической культуры
Всемирный день без табака. Акция «Брось сигарету – скушай конфету!» Май педагог-организатор
Совет профилактики Ежемесячно Зам. директора по СВ и ВР, педагог-организатор,
социальный педагог,
педагог-психолог,
организаторы воспитательной работы,
мастера п/о
Рейд по семьям, находящимся в СОП Ежемесячно социальный педагог.
инспектор ПДН,
организаторы воспитательной работы
Проведение профилактических мероприятий по ЧС тренировочная эвакуация обучающихся ОУ Два раза в год Зам. директора по СВ и ВР, специалист по охране труда
Проведение комплекса мероприятий по организации отдыха подростков, проживающих в семьях , а также состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН ОВД и внутриучилищном учете в период каникул. Декабрь-январь, июнь-август КДН и ЗП, отдел опеки и попечительства, ПДН ОВД, образовательное учреждение
Организация и проведение обследования жилищно-бытовых условий семей ТЖС, СОП и несовершеннолетних детей, состоящих на учете в КДН и ЗП, ПДН ОВД .В течение года КДН и ЗП, ПДН ОВД, Органы опеки и попечительства, социальный педагог, ПДН ПоронайскогоЛОВДтПроведение индивидуальных бесед профилактического характера с учащимися, склонными к совершению правонарушений и преступлений. В течение года ПДН ОВД, социальный педагог
Проведение и участие в оперативно-профилактических мероприятиях и иных регулярных плановых рейдах ПДН ОВД, проводимых в вечернее время в общежитии образовательного учреждения. В течение года ОДН ОВД
Участие в проведении лекций по профилактике злоупотребления алкоголя, токсических и наркотических веществ (ПАВ) для обучающихся образовательного учреждения.В течение учебного года КДН И ЗП, ПДН ОВД, ПДН ЛОВДт, образовательное учреждение
6. Диагностика информированности подростков о пагубном влиянии наркотических веществ на организм человека
Цель исследования:
- выявление отношения обучающихся к проблеме табакокурения, алкоголя, наркотикам;
-определение степени информированности обучающихся по табакокурению, алкоголю, наркотикам.
Задачи:
- провести исследование степени информированности и отношение обучающихся к проблеме табакокурения, алкоголя, наркотикам;
- обработать результаты анкеты (количественные данные, обобщённая интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам);
- составить рекомендации по результатам исследования;
Результаты исследования: ГБПОУ СПЦ № 3- в октябре 2015 г. было проведено анонимное анкетирование среди обучающихся.
В исследование приняло участие 73 человека, в возрасте от 15 лет, до 22 лет.
Интерпретация данных:
1.
Курят - 49% обучающихся;
Не курят - 36% обучающихся;
Бросили курить - 15% обучающихся;
На вопрос анкеты «Как Вы считаете, курение вредно?» участники опроса ответили:
-94% обучающихся знают, что курение вредит их здоровью и о последствиях они осведомлены;
-6% обучающихся ответили, что курение не очень вредит здоровью;
2.
Употребляют алкоголь - 36% опрошенных обучающихся;
Не употребляют алкоголь - 64 % обучающихся;
3.
На вопрос анкеты «Считаете ли Вы, что алкоголь, входящий в вино, водку, пиво, вреден для организма?» участники опроса ответили:
-98% опрошенных считают что алкоголь, входящий в вино, водку, пиво, вреден для организма;
-все, зависит от количества, ответило 2% обучающихся.
Из этих данных можно сделать выводы, что большинства обучающихся имеют чётко сформированные знания по табакокурению и алкоголю и обучающихся информированы о вреде и последствиях употребления табака и алкоголе.
Таким образам можно судить об эффективности проводимых мероприятиях по борьбе с табакокурением, алкоголем, наркотиками.
4.
Откуда Вы узнаёте о табаке, алкоголе, наркотиках и их воздействиях на организм человека? Обучающиеся ответили.
- 64% опрошенных узнали о табаке алкоголе и наркотиках и их воздействиях на организм человека на уроках по разным предметам;
- 17% из собственных наблюдений за людьми, их употребляющих табак, алкоголь и наркотики;
- читали о табаке, алкоголе и наркотиках18% опрошенных;
- 43% опрошенных смотрел по телевизору о табаке алкоголе и наркотиках;
-5% опрошенных узнали о табаке, алкоголе и наркотиках из собственного опыта;
- говорили родители о табаке, алкоголе, наркотиках и их воздействиях на организм человека 31% обучающимся.
5.
«Являются ли наркомания, курение, алкоголизм проблемой для Вас?» участники опроса ответили:
-да наркомания, курение, алкоголизм проблема для меня ответила 41% опрошенных;
-наркомания, курение, алкоголизм не, является проблемой для меня, ответила 59%обучающихся;
Таким образом, можно сказать, что для более половины опрошенных в социально-негативные явления общества не являются проблемой. Связано это, скорее всего, с тем, что многие учащиеся уверены в том, что если они сами и их близкие не употребляют наркотики, то эта проблема их не касается. К тому же, курение и принятие спиртных напитков, обучающиеся не относят к серьёзным социально-негативным явлениям, то есть обучающиеся в силу своего возраста, недостаточно осознают себя в контексте социальных связей и не задумываются над тем, что проблемы общества прямо или косвенно касаются каждого его члена.
6.
На вопрос анкеты что такое, на Ваш взгляд, «здоровый образ жизни»? Обучающиеся ответили.
- не пить 61%; не курить 58%; заниматься спортом 59%; не употреблять наркотики 57%; полноценно питаться 49%.
7.
Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни? участники опроса ответили:
- да для меня необходимо придерживаться принципов здорового образа жизни ответили 56% обучающихся;
- да, я частично придерживаюсь принципов здорового образа жизни, ответил 29% обучающихся;
- для 9% участников опроса эта проблема пока не волнует, и 6 % обучающихся не придерживаюсь принципов здорового образа жизни.
По этим пунктам можно сделать выводы видно, что почти у половины опрошенных, чётко сформировано значимость здоровья и комплексный подхода к вопросам здоровья и здорового образа жизни в целом;
8.
На вопрос анкеты есть ли среди Ваших знакомых люди, употребляющие наркотические вещества? Обучающиеся ответили.
- 6 % обучающихся имеют знакомых людей, употребляющие наркотические вещества;
-94% опрошенных лично не знакомы с людьми, употребляющими наркотические вещества;
9.
«Если бы вы узнали, что Ваш друг (подруга) употребляет наркотики Вы» участники опроса ответили:
19% немедленно прекратит с ним (с ней) отношения; 8% опрошенных продолжат дружить, не обращая внимания на то, что их друг употребляет наркотики; 73% обучающихся постарались бы помочь излечиться зависимому от наркотиков другу.
Таким образом, у 19% опрошенных обучающихся крайне негативная позиция в отношении людей, страдающих наркотической зависимостью, а у 81% участника опроса сочувствуют людям, принимающим наркотические вещества, равнодушных к проблемам наркоманов нет среди опрошенных учащихся.
10.
На вопрос анкеты наркотик стоит попробовать? участники опроса ответили:
- 100% обучающихся считает, что наркотик не стоит пробовать в любом случае.
Из этого пункта видно, что все 100% опрошенных имеют чётко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков
Вывод:
- большинство обучающихся имеют чётко сформированные знания по табакокурению и алкоголю, обучающихся информированы о вреде и последствиях употребления табака и алкоголе. Таким образам можно судить об эффективности проводимых мероприятиях по борьбе с табакокурением, алкоголем, наркотиками.
- более половины опрошенных в социально-негативные явления общества не являются проблемой. Связано это, скорее всего, с тем, что многие учащиеся уверены в том, что если они сами и их близкие не употребляют наркотики, то эта проблема их не касается. К тому же, курение и принятие спиртных напитков, обучающиеся не относят к серьёзным социально-негативным явлениям, то есть обучающиеся в силу своего возраста, недостаточно осознают себя в контексте социальных связей и не задумываются над тем, что проблемы общества прямо или косвенно касаются каждого его члена.
- у половины опрошенных низкая значимость здоровья и отсутствие комплексного подхода к вопросам здоровья и здорового образа жизни в целом;
- 19% опрошенных обучающихся крайне негативная позиция в отношении людей, страдающих наркотической зависимостью, а у 81% участника опроса сочувствуют людям, принимающим наркотические вещества, равнодушных к проблемам наркоманов нет среди опрошенных учащихся.
- 100% опрошенных имеют чётко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков
Рекомендации:
-пропагандировать здоровый образ жизни среди молодёжи на занятиях, групповых и индивидуальных беседах, лекциях, мини-лекциях;
-формировать мотивацию, к сохранению здоровья;
-продолжать повышать информированность обучающихся о проблеме наркомании, алкоголизма, курения, правонарушениях и проводить мероприятия по раздельности для 1 курса и 2 курса с целью не повторения информации в течение всего курса обучения
- продолжать повышать информированность, у обучающихся о венерических заболеваниях передающимся половым путём.
Выводы
В последние годы все более серьёзной становится угроза здоровью населения страны, её социальным институтам, экономическому благополучию, правопорядку, обусловленная быстрым ростом распространённости немедицинского употребления наркотических средств и других психоактивных веществ (ПАВ) как среди взрослых, так и прежде всего среди детей, подростков, молодёжи. Этот процесс связан с резким увеличением масштабов нелегального оборота наркотиков, психотропных и других одурманивающих веществ, интенсивным формированием наркорынка, проективным действием целого ряда социальных, экономических и психологических факторов.
О росте немедицинского потребления ПАВ в детско-подростковых контингентах убедительно говорят данные медицинской статистической отчётности наркологических учреждений, входящих в государственную систему здравоохранения.
Наркомания сегодня является одним из самых опасных и трагических рифов, на которых терпят смертельное крушение ещё не вошедшие в жизнь молодые люди.
В отличие от даже самого прекрасного специалиста по проблемам противодействия наркомании, имеющего, как правило, очень ограниченные и кратковременные возможности прямого общения с молодёжью, педагог может целенаправленно воздействовать на своих учеников в течение продолжительного времени. И этим преимуществом он должен умело воспользоваться во имя здоровья нации и будущего страны.
Печальный опыт многих развитых государств свидетельствует о том, что наркомания превратилась для них в крупную национальную проблему, за которой просматривается угроза будущему этих стран. Перед реальной угрозой наркомании в нашей стране зададимся вопросом: а каковы возможности школы в противодействии этому злу.
Уже давно известно, что только единицам из миллионов наркоманов удаётся вырваться из страшных пут. Болезнь через годы и даже десятилетия может возвратиться. Как считают специалисты, наркотик - сильнейшая из ловушек, он цепко держит свои жертвы и забыть его почти невозможно. К сожалению, наркотик способен делать человека зависимым настолько, что воля и интеллект молодых людей оказываются не способными противостоять ему.
Поэтому, наиболее реальным делом в борьбе с наркоманией является её профилактика, а не лечение (хотя последнее тоже немаловажно). А чтобы вовремя предупреждать наркоманию, педагогам необходимо постоянно проявлять внимание к своим обучающимся.
Список использованной литературы
Алкогольная и наркотическая зависимость у подростков: пути преодоления. Учебное пособие / Под ред. Э. Ф. Вагнера и Х. Б. Уолдрон. – М.: Академия, 2006. – 185 с.
Вираховская, Т. И. Наркотик – знак беды : викторина для учащихся 8-11 кл. / Т. И. Вираховская // Читаем, учимся, играем : журнал-сборник сценариев для библиотек / отв. ред. И. Зайцева ; ред. М. Соклакова – Вып. 7. – М., 2010. – С. 108-110.
Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. / Под научн. ред. А. Ф. Шадуры – СПб.: Речь, 2005. –С. 154 .
Лисова, Е. В. Подростковая наркомания: сущность и особенности проявления / Е. В. Лисова // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 3. – С. 125-132
Кирсанов, А. И. Исторические корни, социально-политические причины и факторы развития наркобизнеса в мире / А. И. Кирсанов // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 6. – С. 104-116.
Науменко Ю. В. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. – М.: «Планета», 2011. – С. 208.
Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий / Сост. и ред. Ю. В. Науменко. – М.: Глобус, 2009. – С. 250 .
Павленок, П. Д. Наркомания и токсикология как формы девиантного поведения: теория и практика работы по предотвращению и избавлению от наркотической зависимости : // Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения : учеб. пособие / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. – М., 2010. – С. 59-69.
Фабер, А. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили : / Адель Фабер, Элейн Мазлиш. – М. : Эксмо, 2011. – С. 239 .
Приложение 1
Рекомендации специалисту, проводящему профилактическую работу
1. Выделить из общей массы (группы) именно тех, кому потенциально более всего угрожает судьба наркомана или другого потребителя психоактивных веществ, конечно, трудно. Непросто выявить и начинающего наркомана. Поэтому в профилактической работе следует уделять внимание всем без исключения молодым людям.
2. Если Вы решили заняться проблемой профилактики негативных явлений среди подростков и молодежи, Вам необходимо: - как можно лучше изучить специфику проблемы (социальные, медицинские, психологические, юридические предпосылки);
- предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения вопросов (то есть такую форму, которая наиболее подходит для конкретной группы молодежи в смысле восприятия и активного вовлечения всех присутствующих в обсуждение);
- с учетом возрастных особенностей четко определить тему, круг и рамки вопросов, подлежащих обсуждению, с тем, чтобы оно не вылилось в попытку охватить необъятное;
- позаботиться о наглядных пособиях (видеоматериалы, слайды, аудиозаписи, плакаты и т.д.), несущих дополнительную информацию.
3. Если Вы взялись обсуждать проблему распространения одного их социально обусловленных заболеваний, избегайте голых утверждений и констатации и постарайтесь дать эту информацию более доступно и доходчиво или, в противном случае, это может привести к нежелательному эффекту отторжения слушателями всей последующей информации.
4. Не скрывайте своего отношения к рассматриваемой проблеме, но делайте это ненавязчиво и к месту. Излишне частое подчеркивание Вашего отношения может породить мнение о предвзятости и отпугнуть слушателей. Откровенно выскажите все, что думаете по данному поводу, но не пытайтесь высмеивать чужую точку зрения. Наоборот, демонстрируйте уважение к мнению других. В то же время, полезно использовать бесспорные факты и логику, объясняющие, почему Вы придерживаетесь именно такой позиции. При этом желательно избегать многочисленных ссылок на авторитеты.
5. Постарайтесь, чтобы в основу были Ваших доводов положены два принципа: оригинальность и уместность.
6. Известно, что наибольший эффект достигается концентрацией внимания аудитории на запоминании материала с примерами из личной практики или жизни, связанной с регионом проживания.
7. Если Вы не можете ответить на вопросы слушателей, не стесняйтесь признаться в этом. Успехов в работе, уважаемые коллеги!
Приложение 2
Говорить с ребёнком – как?
Эффективное общение предполагает наличие взаимного уважения, когда дети и взрослые откровенно и без страха критики или осуждения могут выражать свои убеждения и чувства, зная, что они будут приняты. Принять – значит показать, что вам понятны чувства ребёнка, даже если вы и не разделяете их убеждения.
Человек, умеющий хорошо слушать, сконцентрирован на том, что ему говорят. Он смотрит ребенку в глаза, часто повторяет: "Я тебя слушаю внимательно!" Иногда он молчит, иногда отвечает.
Слушая ребёнка, дайте ему понять и прочувствовать, что вы понимаете его состояние, чувства, связанные с тем событием, о котором он вам рассказывает. Для этого выслушайте, а затем своими словами повторите то, что он вам рассказал. Вы убьете сразу трех зайцев:
- ребёнок убедится, что вы его слышите;
-ребёнок сможет услышать самого себя как бы со стороны и лучше осознать свои чувства;
- ребенок убедится, что вы его поняли правильно.
Слушая ребёнка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их. Иногда дети уверяют нас, что у них все в порядке, но дрожащий подбородок или блестящие глаза говорят совсем о другом. Когда слова и мимика не сов- падают, всегда отдавайте предпочтение мимике, выражению лица, позе, жестам, тону голоса.
Поддерживайте и подбадривайте ребёнка без слов. Улыбнитесь, обнимите, подмигните, потрепите по плечу, кивайте головой, смотрите в глаза, возьмите за руку.
Следите за тем, каким тоном вы отвечаете на вопросы ребёнка. Ваш тон "говорит" не менее ясно, чем ваши слова. Он не должен быть насмешливым. У вас может не быть готовых ответов на все вопросы.
Поощряя ребёнка, поддерживайте разговор, демонстрируйте вашу заинтересованность в том, что он вам рассказывает.
Выберите подходящий момент для разговора. Убедитесь, что информация, полученная ребёнком, верная. Поговорите с ребёнком о наиболее распространённых мифах о табаке и алкоголе и развейте их.
На минуту задумайтесь над тем, как вы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете, что-то напоминаете, угрожаете, читаете лекции или мораль, допрашиваете, высмеиваете, придираетесь и ворчите? Эти распространённые методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение. Представьте себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями.
Если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться.
Неспециалисту может показаться странным, что самооценка прямо связана с употреблением табака, алкоголя или даже наркотиков. Однако исследования показали, что люди, злоупотребляющие этими веществами, обычно имеют низкую самооценку. Так и у ребенка, имеющего положительную, высокую самооценку, скорее всего хватит самоуважения, чтобы отказаться от употребления алкоголя и наркотиков. Он будет сопротивляться давлению окружающих более активно, чем тот, который считает себя хуже других.
Поощряйте, хвалите ребенка за старание и усилия так же, как и за достижения. Замечайте даже самые маленькие успехи. Давайте понять, что старание и настойчивость часто важнее результата.
Помогайте детям ставить реальные цели. Если они сами или их родители ожидают слишком многого, неудача может стать разрушительной для их личности. Ваш ребенок должен знать, что его личные, пусть объективно небольшие по сравнению с другими, достижения вызовут у вас такую же гордость и такое же восхищение, как наивысшие достижения и победы других.
Исправляя ошибки, критикуйте поступки и действия, а не самого ребенка. Давайте ребенку настоящую ответственность. Дети, у которых есть обязанности по дому, считают себя значимыми в семье. Выполнение своих обязанностей они воспринимают как достижение.
Показывайте и говорите детям, что вы их любите. Поцелуи, объятия, слова "я тебя люблю" способствуют тому, что ребенок видит себя в положительном свете, принимает себя. Дети никогда не бывают слишком взрослыми, чтобы им не повторять, что они самые любимые и самые дорогие.
В каждой семье система ценностей своя. Не существует единых стандартов воспитания, предупреждающих употребление табака и алкоголя.
Скорее всего, ваш ребенок будет наблюдать, как семейные ценности влияют на ваше поведение, и перенимать ваши стандарты поведения, установки и убеждения.
Примеры семейных ценностей, относящиеся к профилактике употребления табака, алкоголя и наркотиков детьми и подростками:
- наличие личных убеждений или религиозных представлений, отрицающих употребление алкоголя или наркотиков;
- признание ценности своей свободы, ценности принятия своих решений; при этом стремление быть "как все", "следовать за толпой" не является ценностью и стандартом поведения;
- уважение к человеческому телу и стремление к тому, чтобы быть здоровым и красивым; следование здоровому образу жизни; убеждение, что контролировать свое поведение следует всегда.
Исследования показали, что большинство людей употребляют алкоголь так же, как это делали их родители. Обнаружено также, что вероятность курения повышается у тех детей, чьи родители курят. Интересно, что само по себе употребление алкоголя на глазах детей не оказывает на них вредного влияния. Однако специалисты советуют не пить при детях много.
Демонстрация того, что вы можете в зависимости от ситуации или вовсе не пить или пить умеренно, является хорошим примером, а вы сами являетесь положительной ролевой моделью. Иногда родители, которые не пьют и не курят, совершают ошибку, не обсуждая проблему употребления табака или алкоголя с детьми. Эти родители должны помнить, что они, к сожалению, не являются единственными образцами для своих детей.
Одним из примеров здорового поведения для ребенка являются родители, организующие праздники, где алкоголь – не центр события. Наряду с алкогольными предлагайте гостям безалкогольные напитки, никогда не заставляйте кого-либо пить, если он не хочет, убедитесь в том, что ваши подвыпившие гости не будут за рулем по дороге домой.Особенно тяжелая ноша ложится на семьи, в которых один из родителей страдает алкоголизмом. Поступки больного алкоголизмом отца и реакция на его болезнь здоровой матери и наоборот формируют опасные для детей в будущем модели поведения.
Несколько правил, которых следует придерживаться в целях облегчения положения ребенка в такой семье:
- не пытайтесь скрыть от детей проблему – заболевание супруга. Дети могут справиться с ситуацией лучше, если будут твердо знать, что один из родителей болен;
- убедитесь в том, что ваши дети понимают: алкоголизм – это заболевание, как рак или диабет. В этом случае они могут возненавидеть болезнь, но продолжать любить больного отца или мать;
- узнайте больше информации об алкоголизме сами, а затем передайте ее детям. Понимание избавляет, хотя бы частично, от страха перед заболеванием;
- убедитесь, что дети не чувствуют, что является причиной болезни в целом или очередного запоя в частности;
- постарайтесь внести некоторую стабильность и порядок, ритуалы и традиции в жизнь вашей семьи. Здоровому развитию детей способствуют постоянство и предсказуемость окружающей среды.
Навыки противостояния давлению сверстников – это такие поступки или действия, которые родители могут воспитать в своем ребенке в целях отказа от употребления табака, алкоголя и наркотиков. Для воспитания противостояния давлению используйте пять правил.
Научите ребенка ценить индивидуальность в людях и в себе самом. В подходящий момент попросите ребенка сказать, что делает вас особенным, ни на кого не похожим, уникальным человеком. Спросите, что ребенку нравится в своей собственной индивидуальности, добавьте к его описанию побольше хороших черт, которых он сам не назовет.
Обсудите вместе с ребенком понятие дружбы. Попросите его составить описание настоящего друга: "друг – это ..." и "друг – это не ...". Пока он работает, составьте свое описание друга. Сравните, сколько одинаковых характеристик в ваших описаниях и выясните, кто же такой настоящий друг.
Научите ребенка говорить людям "нет". Большинство родителей учат своих детей быть вежливыми, уважать других и быть послушными. Однако этого недостаточно для того, чтобы ребенок мог постоять за себя. Детям нужна поддержка родителей, чтобы сказать "нет" давлению посторонних взрослых или сверстников. Объясните ребенку, что в некоторых ситуациях абсолютно необходимо настаивать на уважении к себе. Эти ситуации, прежде всего, – предложение табака, алкоголя, наркотиков.
Бывают ситуации, провоцирующие давление со стороны сверстников. Подростки настойчиво предлагают друг другу выпить алкоголь, попробовать наркотики. Вы можете помочь своему ребенку избежать попадания в такие ситуации, введя специальные правила. Например, ваш ребенок не будет бывать дома у своих друзей, если там нет никого из взрослых. Он не будет ходить на дни рождения, которые проводятся без присмотра взрослых.
Используйте давление сверстников в свою пользу. Оно может быть не только отрицательным, но и положительным. Важно, чтобы дети, окружающие вашего ребенка, придерживались здоровых стандартов поведения и поддерживали положительные ценности друг друга.
Исследования психологов показали, что дети в своей жизни ведут себя более ответственно, когда взрослые накладывают разумные ограничения на их свободу.
Семейные правила помогают ребенку сравнительно легко сказать "нет" в ситуации давления со стороны сверстников. Например, представьте, что в ответ на предложение группы сверстников покурить ребенок говорит: "Нет, спасибо. Мои родители на прошлой неделе сказали, что они не купят мне компьютер, если я буду курить".
Конструктивным ответом на вопрос будет организация здоровой, творческой деятельности ребенка. Возможно как минимум два пути.
Первый. Поддерживайте участие ребенка в кружках, спортивных секциях, поощряйте занятия музыкой и хобби, не настаивая на том, чтобы он обязательно выигрывал или добивался выдающихся результатов. Неважно, чем будет заниматься ребенок. Если у него есть здоровые интересы, то вероятность курения, употребления алкоголя или наркотиков невелика.
Другой путь, способствующий здоровой, творческой деятельности ребенка, – это путь совместной деятельности. Опросы детей показывают, что они любят, когда родители проводят с ними время, даже если это связано с выполнением работы по дому.