Статья: Организация коллективных занятий на уроках биологии
Статья: Организация коллективных занятий
В организации коллективных занятий можно выделить следующие этапы:
1. Этап теоретической проработки и содержательного планирования учебного материала.
Чтобы подготовить материал для работы по методике КСО в объеме всей программы предмета, например, в границах учебного года, структурируем учебную программу особым образом. Для этого необходимо:
определение элементов содержания, установление логической зависимости между элементами содержания и степенью значимости их усвоения;
предположение, в каких организационных формах желательно и возможно освоение учащимся элементов содержания, т. е. что можно изучать в парах сменного состава (если необходимо глубокое освоение), что в группе (если необходимо "кинуть" информацию, зародить у учащихся разные по глубине мысли, просто с чем-то ознакомить...), что в паре преподаватель-учащийся, что самостоятельно;
уточнение содержания и создание учебно-дидактических единиц - законченных блоков учебного материала в единстве с алгоритмом его освоения.
2. Этап запуска.
Самый важный и сложный этап - запуск системы коллективного взаимообучения, он предполагает:
определение маршрута движения учеников;
распределение их по сводным отрядам (группам);
уточнение порядка запуска учебно-дидактической единицы, пары, сводного отряда;
определение порядка учёта и контроля, способа фиксации результатов.
Можно выделить следующие шаги по запуску нового материала:
1. Учащегося, назначенного в качестве консультанта, преподаватель обучает индивидуально по всему звену нового материала (за счет консультаций или приглашая с уроков, или после занятий). Преподаватель объясняет ему материал, отвечает на вопросы. Учащийся перерисовывает или переписывает опорный конспект, перечитывает текст, сам отвечает на вопросы - таким образом, четыре этапа алгоритма пройдено. Преподаватель проверяет учащегося, после этого тот готов стать консультантом-преподавателем.
Учащийся начинает выполнять свою роль преподавателя-консультанта по алгоритму. Учитель в это время прослушивает, как он делает объяснение, и вносит коррективы, уточнения.
Когда второй учащийся станет исполнять роль преподавателя-консультанта, учитель первому учащемуся объясняет новую тему...
Таким образом, каждый из участников занятий каждую новую тему излагает минимум два раза. Такая организация работы помогает учащемуся стать опытным рассказчиком и хорошо выполнять, роль преподавателя-консультанта.
В группе изучается много разных тем, каждый учащийся прорабатывает отдельную тему по очереди с разными товарищами, выступая то в роли ученика, то в роли преподавателя.
Коллективное занятия может выглядеть следующим образом.
На первом занятии (или на двух) дается блок знаний; следующее занятие посвящается отработке какого-либо навыка, далее занятие посвящается разбору типичных ошибок, выяснению всех вопросов и затруднений, подведению итогов, преподаватель проводит консультации, т. е. выявляются знания, умения, навыки и разрешаются все возникающие затруднения при работе с данным блоком. Затем проводится работа по карточкам с усложнением задания, возможно проведение семинара, практикума. На следующем этапе осуществляется контроль: это может быть контрольная работа, диктант, проверочная работа. Далее идут уроки углубленного изучения темы-блока с использованием фильмов, проведением олимпиад и т. п. Затем проводится обобщающий урок, на котором можно познакомить с историей вопроса изучаемой темы, разными взглядами на ту или иную проблему, дополнительной информацией. В заключение проводится итоговая контрольная работа.
3. Этап рефлексии, подведения итогов, педагогической коррекции.
В конце каждого этапа и занятия преподаватель дает ответы на вопросы учащихся. Если возникает много организационных вопросов, значит, преподаватель недостаточно проработал этот этап, следовательно, надо решить все вопросы, связанные с организацией процесса данного этапа. Вторая группа вопросов может быть связана с содержанием, по этим вопросам преподаватель наблюдает, как изменяются знания учащихся, насколько хорошо они разбираются в теме.
Рассмотрим более конкретно организацию занятий в учебной группе по технологии КСО. Предположим, изучаемая программа состоит из разделов А, В, С, D. Предположим также, что разделы А, В и С не зависят друг от друга, раздел D зависит от раздела А. Это означает, что к изучению раздела D можно приступить после изучения раздела А.
Работу в учебном коллективе можно организовать следующим образом. Одна подгруппа учащихся приступает к выполнению заданий (карточек) раздела А. Количество членов этой подгруппы зависит от числа заданий из раздела А.
Целесообразно, чтобы количество учащихся, было равно числу заданий в разделе А. Преподаватель запускает в этой подгруппе раздел А.
Далее образуется вторая подгруппа учащихся, в которой преподаватель запускает раздел В, а потом в третьей подгруппе - раздел С.
Если после этого еще остались учащиеся, не задействованные в работе, то можно организовать четвертую группу и запустить в ней раздел А и т. д. Таким образом, все учащиеся подключаются к выполнению определенных разделов.
Далее из тех учащихся, кто выполнил все задания своих разделов, образуется новая подгруппа, которая приступает к выполнению заданий из очередного раздела. Таким образом, подгруппы постоянно переформировываются.
При образовании подгруппы и запуске очередных разделов необходимо учитывать зависимость между разделами. Например, для выполнения заданий из раздела D необходимо формировать подгруппу из учащихся, которые выполнили все задания раздела А.
Вести учет и координацию работы целесообразно поручить одному из учащихся данной подгруппы.
4. Преподавателю следует учитывать следующие особенности проведения коллективных занятий:
1. На коллективных занятиях, в отличие от групповых (урока), обучение учащихся происходит не только и не столько благодаря воздействию преподавателя на группу и учащегося, а за счет специально организованной системы разнообразных взаимодействий с другими участниками учебного процесса (где учащиеся совместно обсуждают, открывают и изучают новое, тренируются, проверяют, обучают и т. п.).
Потому качество работы каждого учащегося напрямую связано с качеством работы всех остальных (и учащихся, и преподавателя).
Если на групповых занятиях максимальный эффект достигается, когда группа работает как единое целое (все сделали домашнее задание, все понимают новый материал, все выполняют требуемые виды работ на уроке), то на коллективных занятиях наибольший эффект достигается, когда существует разнообразие учебных тем и заданий, разные темпы и последовательность прохождения материала. Это одно из важнейших технологических отличий. Развитие учащихся здесь определяется взаимодействием всех со всеми, когда каждый учит других тому, что сам знает и умеет.
На групповых занятиях знания по предмету, полученные и усвоенные учащимся сегодня, являются залогом его завтрашнего успеха и средством учебной работы (на них базируется новый материал). На коллективных занятиях предметных знаний недостаточно - преподаватель на каждом уроке, помимо ЗУНов, занимаясь с учащимися, должен специально формировать у них общие умения коммуникации, нормы жизнедеятельности учебной группы, способы мышления и действий каждого учащегося, навыки коллективного труда. Эти умения становятся средством успешной работы каждого учащегося и всей группы в целом. Конечно, и на групповых занятиях учитель в той или иной степени занимается этими вопросами. Но их решение не так существенно влияет на качество учебного процесса и на конечный результат, как на коллективных занятиях.
Важное место на коллективных занятиях придается работе в парах и парах сменного состава. Парная работа обеспечивается за счет определенного алгоритма. Он разрабатывается в первую очередь для того, чтобы правильно организовать содержательную коммуникацию в парах, обеспечить эффективное взаимообучение, проверку, обсуждение, понимание.
Методики коллективных занятий предполагают, что партнер, выступающий в роли учителя, должен выслушать ответ партнера-учащегося, оценить его и помочь разобраться в допущенных ошибках. Без умения проверить понимание темы партнером, объяснить ему изучаемый материал алгоритм совместной работы будет выполняться учащимися формально. Организация работы обеспечивается за счет постепенного усвоения устных норм и правил работы в парах, в сводной группе и в учебной группе в целом. Качество занятий связано с индивидуальными способами и техниками понимания, коммуникации, мышления учащихся. Их не заложишь в алгоритмы. Ими преподаватель должен заниматься постоянно, из урока в урок. Формируя и развивая эти умения, мы можем рассчитывать на эффективный результат взаимообучения во время коллективных учебных занятий.
Для организации коллективных занятий программа предмета структурируется особым образом. При этом за счет перекомпоновок материала создаются блоки, которые можно изучать независимо друг от друга. Другая часть блоков, как правило, остается зависимой от первых. Можно разработать схему зависимости блоков, которая позволяет получать разную последовательность изучения учебного материала, т. е. маршруты.
Отличие коллективного занятия от урока. Как правило, урок имеет общую для всех тему и цель работы, общее время начала и окончания выполнения учебной задачи, общие виды работ для всей группы: проверка и повторение изученного материала, изучение нового, его отработка и закрепление.
В коллективных занятиях нет общего для всех. Разные учащиеся, двигаясь по разным маршрутам, изучают разные блоки учебной программы. И темп изучения материала у всех разный.
Для изучения того или иного блока учащиеся объединяются в сводную группу. Здесь они изучают новый материал. В следующих сводных группах они отрабатывают его, закрепляют. В заключение проводится итоговый контроль. Как правило, время работы в сводной группе от двух до восьми часов. Таким образом, в учебной группе работает сразу несколько сводных групп по разным темам, с разными учебными задачами и разными формами работы (индивидуальной, парной, групповой - с преподавателем или без). Эти группы не одновременно начали работу и не одновременно её закончат. С чего конкретно начнется это занятие, сам учащийся и командир сводной группы, в которой он сейчас работает, знают порой лучше преподавателя.
Преподаватель контролирует общую ситуацию в группе: какие сводные группы сегодня работают, какие он сегодня будет создавать; как быстро и эффективно учащиеся работают в группах, где нужна его консультация, беседа, лекция; кого и как он будет проверять.
Итак, если коллективное занятие и называть уроком, то нужно иметь в виду следующее: он всегда сдвоенный (изредка - строенный); не имеет общей темы, общего для всех начала и окончания (одни учащиеся сегодня приступают к какой-то работе, другие - что-то продолжают выполнять, третьи - заканчивают).
7. Методы и приемы организации коллективных учебных занятий. На коллективных занятиях может быть организована индивидуальная работа (самостоятельная, контрольная, сочинение и т. п.), работа в постоянных и сменных парах (тренаж, проверка, обучение, изучение, обсуждение), групповая работа (аналогичные виды работ, например, комментированное письмо как вид тренажа). Когда проводится фронтальная работа со всей группой, то эта группа считается сводной.
В каждой сводной группе есть командир - учащийся, отвечающий за работу группы. Он отвечает за обеспечение группы учебным материалом, состояние дисциплины; если требуется, ведет учет работы каждого, заполняя сводную ведомость.
Практически любой вопрос учащийся решает сначала либо с товарищами, либо с командиром своей группы и только потом с преподавателем. Закончив работу в сводной группе, учащиеся расходятся по другим группам. В каждой из них - новый командир. И так командирами сводных групп бывают все без исключения учащиеся.
При КСО главное - самостоятельная работа учащихся по составленному алгоритму.
Например, при изучении математики по технологии КСО выделяются следующие этапы работы:
Используя опорный конспект, учащийся излагает новую тему своему товарищу, начинающему изучение.
Учащийся, получивший новую тему, перерисовывает опорный конспект, ставит вопросы тому, кто его обучал по этой теме.
Учащийся читает текст темы, отвечает на вопросы, сформулированные в программе-вопроснике, готовится отвечать на них.
Учащийся излагает тему тому, кто его обучал, отвечает на вопросы. Проходит проверка его готовности к преподаванию по данной теме.
5) Учащийся решает задачи, указанные в программе-вопроснике.
6) Учащийся, выполнявший роль преподавателя, проверяет решение задач по этой теме.
Контрольная работа с выполнением заданий, если это необходимо.
Решение более сложных (олимпиадных) задач, если есть резервное время.
Повторение курса всего учебного года (теории + решение задач).
Подготовка к экзамену.
Экзамен по предмету.
Подготовка к экзамену очередного учащегося.
Этот алгоритм можно использовать на уроках химии, физики, биологии, специальных дисциплин.
При изучении гуманитарных предметов алгоритм включает следующие звенья:
1) Двукратное изложение темы по опорному конспекту, схеме (преподаватель - учащемуся, учащийся - учащемуся).
Перерисовывание, переписывание опорных сигналов, схем, планов.
Чтение, проработка соответствующих текстов (статьи).
Проверка - отчет по данному тексту.
Обучение нового учащегося.
Для контроля знаний может использоваться работа с картой, анализ рисунков, документов, текстов, тестирование.
Одним из результатов обучения по технологии КСО является создание самоуправлямого коллектива.
8. Контроль и учет знаний по технологии КСО. Роль учета и контроля повышается на коллективных занятиях, так как учащиеся движутся по разным маршрутам и с разным темпом; для организации занятий преподавателю, а часто и учащимся необходимо четко представлять, кто и что сделал, кто и что делает, кому и что предстоит делать. Это обеспечивается за счет учета работы каждого в сводных группах (его осуществляют сами учащиеся) и в целом по учебной группе (его осуществляет преподаватель).
Часть функций по контролю качества усвоения материала тоже передается учащимся: проверка материала при взаимообучении (например, по методикам взаимопередачи тем, взаимообмена заданиями), на тренаже в постоянных парах и по различным методикам в парах сменного состава и малых группах. Кроме того, иногда практикуются специальные сводные группы по проверке индивидуальных и домашних заданий.
Что преподаватель проверяет и контролирует сам?
Преподавателю необходимо осуществлять контроль за темпом работы и регулировать передвижение учащихся по маршруту. Если есть отстающие, преподавателю необходимо поработать с ними индивидуально, помочь справиться с заданием. Постепенно темп выполнения заданий учащимися выравнивается.
Преподаватель проводит тематический и итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся, для чего готовит контрольные задания (чаще всего индивидуальные). Формы контроля применяются любые: проверка тетрадей, устные ответы, наблюдение за работой каждого учащегося в группе.
Итоги работы учащихся в сводных группах отражаются преподавателем в общей таблице учета.
Отчетная и учетная документация при КСО
В журнале отмечаются:
каждая тема, которая изучается учащимися (какая и когда);
время, отведенное на её изучение;
контрольные и самостоятельные работы;
присутствие учащихся на уроке, т. е. при изучении данной темы;
знания по темам (для некоторых учащихся).
На коллективных занятиях аналогичная документация включает:
структурную таблицу (указывает, как распределены все темы программы по блокам);
общую таблицу учета (отмечается, какие блоки учащийся изучил и какие ему предстоит изучить, какие виды работ он проделал, а также время, отведенное для изучения данного блока);
сводную ведомость (одну или несколько) по блоку либо по видам работ внутри блока (отмечается, сколько времени учащийся потратил на изучение данного блока, что конкретно он выполнял и чем занимается в данный момент);
- оценочную ведомость.
Примерный вариант сводной ведомости (общей таблицы учета) бы приведен выше.
9. Особенности подготовки и планирования занятий по КСО. Чтобы подготовиться к очередному занятию, преподаватель, работая с общей таблицей учета и сводными ведомостями, анализирует, что и сколько сделал каждый учащийся; определяет, какие сводные группы будут работать на следующий день. Значимые виды работы преподавателя на уроке: объяснение нового материала или обобщающая беседа в малых группах, индивидуальное консультирование учащихся, фронтальная работа, - все они обеспечивают более высокое качество усвоения учебного материала.
Использование КСО на практике.
Методика Ривина
Если изучение данной темы вызывает затруднение у обучающихся, а учебные элементы не требуют четкой последовательности, поэтому маршрут изучения не требуется. Учебный материал спланирован так, чтобы каждый участник занятий мог самостоятельно, без указаний переходить от одной темы к другой. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Для эффективной работы оформляется необходимый дидактический материал - информационная карточка, изучая которую учащийся составляет подробный план.
Оформляя информационную карточку, ключевые понятия выделяются, а каждый учебный элемент составляет отдельный абзац текста.
Методика "Начинающий учитель".
Приступая к изучению новой темы, учащийся получает информацию из учебника или информационной карточки. Проследить его деятельность можно поэтапно. Предположим, что он первоначально слушал изложение новой темы по учебнику. Подготовившись, учащийся рассказал эту тему своему первому слушателю. После этого еще раз все перечитал по учебнику, чтобы учесть недостатки своего изложения и подготовиться ко второй встрече. То же самое он проделал, чтобы более качественно прошел диалог с его третьим слушателем, собеседником. Только теперь учащийся, овладев новой темой, может выступить перед группой.
Метод "Начинающий учитель" можно применить при изучении дисциплин если содержание тем носит описательный характер, а взаимосвязь между темами незначительна.
Методика взаимопередачи тем
Предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах сменного состава. Ход занятий отражается на доске учёта. Сначала учащимся раздаются темы изучаемой программы так, что каждый из них получает разные темы. Каждый учащийся самостоятельно изучает свою тему и сдаёт зачет преподавателю, после чего учащиеся обучают друг друга. Один из работающих в паре читает текст, другой пишет ответы. После этого первый пишет ответы, другой читает текст. Затем каждый проверяет работу своего соседа и выставляет оценку, подписывая свою фамилию.
Методика доводящих карточек –
это набор вопросов и заданий, которые доводят учащегося до понимания темы, т. е. учащийся, отвечая на вопросы и выполняя задания, приходит к правильному пониманию своей темы. Вопросы и задания должны быть такими, чтобы учащийся мог их выполнять не после того, как он понял изучаемую тему, а наоборот, сам ход выполнения заданий и ответы на вопросы должны приводить его к пониманию темы.
В первой группе оформляются вопросы и задания, направленные, с одной стороны, на проверку ранее изученного материала, который необходимо знать для понимания нового. С другой стороны (и это очень важно), вопросы и задания этой группы концентрируют внимание учащегося на область нового изучаемого материала.
Методика взаимотренажа
предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. Помимо этого предназначения, она, как и другие методики, имеет вполне определённую образовательную (для учащихся) и оргуправленческую значимость. Для организации взаимотренажа оформляются карточки на всю тему программы так, чтобы каждая последующая карточка содержала вопрос предыдущей; на лицевой их стороне даны задания или вопросы, рисунки, на обороте -ответы. Первый учащийся диктует второму первое упражнение из своей карточки (естественно, не говоря ответ), второй - отвечает на поставленный вопрос. Первый учащийся по своей карточке сверяет ответ. Если ответ правильный, то диктует второе упражнение. Если же ответ неправильный, то он предлагает товарищу ещё раз ответить на вопрос. Если напарник ошибается несколько раз, то первый учащийся говорит ему правильный ответ, а затем переходит к следующему вопросу. Когда первый учащийся продиктует все упражнения из своей карточки, напарники меняются ролями. Теперь второй учащийся задаёт вопросы из своей карточки, а первый отвечает на эти вопросы. Например, задания, требующие закончить предложение.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
13PAGE14415
13PAGE14115
15