Использование алгоритма при решении орфографических задач


Использование алгоритма
при решении орфографических задач
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически-правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Чего недостаёт в орфографической подготовке учащихся начальных классов? Для ответа на поставленный вопрос обратимся к школьной практике. Мысленно проверим знания и умения детей по орфографической теме, когда изучение материала завершено. Первое, смогут ли ученики повторить изученное правило и привести примеры. Скорее всего, да. Теперь предложим карточки со словами, в которых пропущены буквы. Решат ли они поставленную задачу. Наверное, да. Большая часть учеников вставит правильно пропущенные буквы. Третий способ проверки – диктант. Он, конечно, будет написан, но вероятность появления ошибок возрастает. И вот настаёт момент, когда ученикам потребуется применить полученные навыки при создании собственных творческих работ. Чаще всего детские тексты будут испорчены (в большей или меньшей степени) ошибками на изученное правило.
В чем дело? Правило знают, могут привести примеры и вставить пропущенные буквы, но при свободной записи мыслей допускают ошибки. Ответ прост: наши ученики не замечают «ошибкоопасных» мест (выражение Г.Г.Граник) и потому не применяют известные им правила. Умение обнаруживать «ошибкоопасные» места должно стать предметом целенаправленного обучения. Только оно может помочь преодолеть «орфографическую слепоту» наших учащихся и повысить практическую значимость изучения правила.
Учитель, формируя орфографический навык, должен стремиться к тому, чтобы учащиеся ставили перед собой конкретную учебную задачу, как говорят психологи, «актуально осознается то, что находится в светлой точке сознания», то есть является целью деятельности.
При обучении орфографии необходимо, в первую очередь, развивать умение решать орфографические задачи. Трудность орфографических задач по сравнению с математическими состоит в том, что школьник должен сам поставить перед собой задачу. Она ему не дана ни учебником, ни учителем. Он должен в процессе письма, не отвлекаясь от содержания того, что он пишет, найти в слове орфограмму и осознать её как задачу. Время на решение каждой такой задачи ограничено. Решая орфографическую задачу, школьник должен совершить следующие действия:
Увидеть орфограмму в слове, словосочетании, тексте;
Определить её вид; проверяемая или нет; если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится; вспомнить правило;
Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы, от соответствующего правила;
Определить шаги, ступени решения и их последовательность, то есть составить (обычно – вспомнить) алгоритм решения задачи;
Решить задачу, то есть выполнить последовательность действия по алгоритму, не пропустив ни одного и не совершив ошибки ни на одной из ступеней, получить результат – вывод о правильном написании;
Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.
Такова в общих чертах структура деятельности учащегося, проверяющего «ошибкоопасные» места, с помощью правил, методом решения задачи. Действия очень сложные для 9 – 10 летнего ребёнка, и не удивительно, что на практике школьник не всегда соблюдает все указанные выше действия. Как правило, несоблюдение указанного порядка, приводит к ошибкам.
Идеи моделирования и алгоритмизации умственной деятельности учащихся необходимо включать в данный вид деятельности. Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения? Это, прежде всего, точное и легкое описание, выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задач данного типа. При точном соблюдении всех «шагов» алгоритм всегда приведет к правильному решению.
Приведу пример использования алгоритма при изучении темы «Написание слов - названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук» («Перспективная начальная школа», 2 класс, учебник Н.А.Чураковой)
1 шаг Оканчивается ли основа на шипящий (ж, ч, ш, щ)?
да нет
Слово не соответствует проверяемой орфограмме
2 шаг Проверяемое слово – слово-название предмета?
да нет
Слово не соответствует проверяемой орфограмме
3 шаг Определи род: женский, мужской, средний
женский мужской, средний
Ь не пишется
4 шаг Определи число
единственное множественное
Ь пишется Ь не пишется
Слова для проверки алгоритма: ночь, нож, борщ, конь, брошь
1 шаг: основа слов ночь, нож, борщ, брошь оканчивается на шипящий. Их проверку продолжим. Основа слова конь не оканчивается на шипящий – проверять его дальше не будем.
2 шаг: проверяемые слова – слова – названия предметов; проверяем дальше
3 шаг: слова ночь, брошь – женского рода – проверку продолжим; слова нож, борщ – мужского рода, следовательно, Ь не пишется4 шаг: слова ночь, брошь употреблены в единственном числе, следовательно, Ь пишется
Детям нравится работать с алгоритмами, у них повышается активность в работе на уроке. Если обратиться к теории проблемного обучения, то можно легко найти в структуре решения орфографической задачи все признаки проблемности:
- учащийся ориентируется в ситуации письма;
- сам в процессе письма находит объект задачи, осознает его и формулирует задачу;
- сам находит способ решения этой задачи;
- сам решает и фиксирует результат, то есть пишет.
Решение орфографических задач – один из эффективных путей развивающего обучения. Чтобы решение таких задач стало самым важным способом усвоения норм правописания, необходимо развивать интерес и желание, ставить и решать орфографические задачи, организовывать совместный поиск решения возникшей задачи.
Литературные источники:
Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков – М: Просвещение, 2003
Власенков А.И. Развивающее обучение русскому языку - М: Просвещение, 2007
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: пособие для учителя - М: Просвещение, 2002