Комплексная программа профильных смен Детского оздоровительного лагеря «Страна Детства. Мы — дети России«ЛЕТО 2014

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Название
Комплексная программа детского оздоровительного лагеря дневного пребывания «Солнышко».

Тематика
Организация летнего досуга детей в целях укрепления их физического и нравственного здоровья.

Наименование организации
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г Балабаново»

Разработчик программы
Медведева Наталья Ивановна – педагог – организатор


Нормативно-правовое
обеспечение

Конституция РФ;
Закон Российской Федерации «Об образовании»от 10.07.1992 № 3266-1
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ;
Федеральный Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ;
Федеральный Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1;
Трудовой Кодекс РФ
Конвенция ООН о правах ребенка
Устав образовательного учреждения;
Положение о детском оздоровительном лагере;
Правила внутреннего распорядка в детском оздоровительном лагере.

Сроки реализации
Июнь- август (3 смены по 21 дню)

Категория участников программы
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Возраст участников программы: 7-15 лет.

Кадровое обеспечение программы
Начальник лагеря
Педагог –организатор
Старший вожатый
Культ-организатор
Воспитатели
Вожатые
Инструктор по физической культуре
Педагоги дополнительного образования, руководители мастерских и студий
Музыкальный руководитель
Медицинский работник

Материально-технические условия реализации программы
Игровые комнаты с необходимым набором оборудования
Актовый зал
Спортивный зал
Открытая спортивная площадка
Кабинет с мультимедийным оборудованием
Кружковые комнаты
Библиотека
Столовая

Социальное партнерство
Педагогический отряд «Мы вместе»
Городской Дом культуры
Совет ветеранов г Балабаново
Общество «Боевое братство»
Городская библиотека
Спорткомплекс г Балабаново
Дом творчества г Балабаново
МЧС г Балабаново
Музей Боровского района














Лето – время, когда дети открывают мир и себя в этом мире. Летний отдых – время, когда на смену «должен» и «надо» приходит желание «хочу» и «могу».  Лето – каникулы, особо ценное и деятельное пространство образования, принципиально важное для развития и саморазвития детей и подростков. Лето – это время активного отдыха, лечения и оздоровления детей и подростков, их творческого и интеллектуального развития, формирование социальных компетенций, лидерских качеств. Время отдыха значительно расширяет практический опыт ребенка, творческое освоение новой информации. Самоосмысление, формирование новых умений и способностей, которые составляют основу характера. Множество проблем ставит перед педагогами лето, и главное, помнить о новом положении ребенка, при котором он реализуется особенно ярко как субъект собственного развития. Кто должен заботиться о благополучии души и здоровье ребенка? Конечно, мы! В чьих руках судьба ребенка? В наших! Очень важно научить детей правильно отдыхать. Правильно организованный отдых – это хорошее настроение, здоровье, новые друзья, это раскрытие и реализация творческого и спортивного потенциалов и заряд бодрости на длительное время. ДОЛ «Солнышко » в первую очередь ориентирован на оздоровление, укрепление здоровья детей, организацию активного и познавательного досуга. Изучая интересы детей, их потребности и возможности, учитывая социальную среду, особенности формирования мироощущения личности, настоящая комплексная Программа «Cтрана Детства. Мы – дети России», направлена на то, чтобы каждый ребенок мог ощутить себя значимым для других. Каждый ребенок не должен чувствовать ненужность, а чувствовать организацию, ответственность и заботу. Педагоги воспринимают каждого ребенка как особенную звездочку с уникальным внутренним загадочным миром, со своими тайнами и нераскрытыми потенциальными возможностями, стремятся строить отношения с каждым таким образом, чтобы способствовать его духовному, физическому развитию и воспитанию. Педагог – человек, который делится с воспитанниками собственным опытом жизни, он учит детей мудрости, пониманию добра и зла. Россия – страна, в которой мы живем, и наша задача – сделать ее страной первой, страной – лидером, страной, где человек будет благополучно и достойно жить. А для этого необходимо растить и воспитывать новое современное поколение, способное возвысить Россию. Будущее России – в наших детях, детях нового времени. И что мы нашим воспитанникам сегодня передадим, что заложим в них, такой Россия и будет завтра. Сейчас для современной России характерны видоизменения общественных ценностей и идеалов, социальных ролей, активизация адаптационных процессов. Перед нашими детьми встала задача – учиться осознавать и осмысливать свое место в настоящем и будущем. В новых социально-экономических условиях мы оказываем помощь личности в разностороннем ее развитии, создаем условия для самостоятельного, осознанного выбора каждым ребенком своей стратегии поведения, способа самопознания и существования, направлений самопроектирования, самоопределения, самореализация и самосовершенствования. Сегодня у современного молодого человека мы формируем значимые общественные ценности. Это интеллектуальное развитие, гражданственность, патриотизм, уважение к правам и свободам человека, духовно-нравственное направление, физическое развитие, трудолюбие, готовность к осознанному выбору будущей профессии, стремление к профессионализму, конкурентоспособности; экологическая культура, ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, эстетическое отношение к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах творческой деятельности; организационная культура, активная жизненная позиция, лидерские качества, организаторские умения и навыки, опыт руководства небольшими социальными группами и коллективами, коммуникативные умения и навыки, навыки самоорганизации, навыки компетенции в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах, навыки проектирования собственной деятельности, отношение человека с миром. Созданы условия для того, чтобы молодежь сама определяла приоритеты своих действий, чтобы училась грамотному самоуправлению, развивала все качества личности, которые являются основой воспитания и раскрывают нам образ нового поколения. Каждого воспитанника в жизни и в процессе различного рода действий сопровождает НАДЕЖДА – это значит надежность, активность, добровольность, единство, желание, дружба, анализ. Для каждого ребенка означает: - Надежность – выбери себе дело по душе и выполняй его без напоминаний; - Активность – активно познавай окружающий мир; - Добровольность – ты можешь многое сделать своими руками, проявив старание; - Единство – мы все в ответе за себя и друг за друга, можно выражать свое мнение, не ущемляя свободу и достоинство других; - Желание – успех любого дела зависит от участия каждого; - Дружба – все трудности можно преодолеть; - Анализ – выполнив работу, проанализируй результат. Именно сейчас каждому из нас надо помочь детям входить в жизнь, помочь найти себя, определить свое место в мире, научить хотеть сразу много, научить добросовестно работать, научить не кланяться авторитетам, а исследовать их и сравнивать их поучения с жизнью. Учить настороженно относиться к опыту бывалых людей, потому что жизнь меняется необычайно быстро. Учить, что любить и плакать от любви не стыдно. Учить тому, что скептицизм и цинизм в жизни стоят дешево, что это много-много легче и скучнее, нежели удивляться и радоваться жизни. Учить доверять движениям души своего ближнего. Учить, что лучше много раз ошибиться в человеке, чем с подозрением относиться к каждому. Учить, что дело не в том, как на тебя влияют другие, а в том, как ты влияешь на других. И учить тому, что один человек без других ничего не стоит. ЖИТЬ – вот ремесло, которому мы учим наших детей. Если жить каждому по-настоящему, в полном смысле, значит жить нам в будущем благополучно и достойно.


Детский оздоровительный лагерь – наиболее благоприятная территория для сотворчества ребенка и педагога. И не зря 21 день жизни в оздоровительном лагере называется «смена». Ведь каникулы – это смена деятельности (с учения – на отдых как на деятельность, которая снимает утомление, напряжение и способствует восстановлению работоспособности). Смена формы и сферы общения, личных связей, пристрастий, симпатий. Смена единого культурного и информационного пространства, новые формы учебно-воспитательного процесса, новая природная и социальная среда
С точки зрения детей каникулы – идеальное время для отвлечения от школьных занятий, для развития своего творческого потенциала, включения в систему новых отношений, время для личностного роста. Летние каникулы глазами педагога – продолжение процесса формирования, социализации и образования личности через активное взаимодействие ребенка с окружающей средой, благодаря обогащению его социального взаимодействия, повышению самостоятельности и изменению деятельности. Залог успеха организации оздоровительно-образовательной деятельности детского лагеря – согласование этих представлений о назначении летних каникул.
Комплексная Программа «Страна Детства. Мы - дети России» разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков. Современные дети, дети нового времени – такие разные с виду и такие одинаковые, по сути. Их объединяет желание быть значимыми для себя и полезными для других. Им нужна наша доброта, забота, понимание и внимание. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучить их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию творческих способностей, спортивных возможностей, проявлению инициативы, одаренности, способствует приобщению к духовности и формированию современной гармоничной личности. Основная идея Программы – учить жить правильно, чтобы быть здоровым, жить достойно и счастливо.
Данная программа является комплексной, так как состоит из 3 программ профильных смен в сфере организации детского отдыха и оздоровления, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря и реализуется в течение трех смен лагеря – по 21 дню. Участниками программы являются дети 7 – 15 лет.
Распорядок дня призван обеспечить санитарно-гигиенический и психологический фактор отдыха, и строится на принципе разумного чередования видов деятельности, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей ребенка. 
У детей практически нет так называемого «свободного времени», то есть, ничем не занятого времени Оздоровительная работа обеспечивается за счет посещения спортивного комплекса, стадионов, бассейна , а также интересной спортивной программой . Удивительное разнообразие кружков, удобное время их посещения, возможность заниматься сразу в нескольких объединениях различной направленности – еще одно неоспоримое преимущество.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации программы закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, отдыхающие в лагере, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Центром воспитательной работы лагеря является ребёнок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребёнка время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования смен лагеря.
Ключевым моментом в реализации программы «Страна Детства. Мы – Дети России» является единство пяти компонентов:
Пространственно- временный компонент- создание условий комфортного пребывания в дневное время , соответствие материальной базы современным требованиям и региональным особенностям,
Ценностно - ориентационный компонент - формирование ценностей;
Деятельностно– ориентационный компонент - многообразие форм и видов деятельности ориентированных на участников смены;
Эмоционально- психологический компонент - позитивный настрой участников образовательного пространства;
Индивидуально-групповой компонент - формирование временного детского коллектива с учетом интересов и запросов каждого субъекта воспитательного процесса.

Тематическое содержание профильных смен в сфере организации детского отдыха и оздоровления 2014 года:
1 смена: Колесо истории
2 смена:
3 смена:
- Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенцией ООН о правах ребенка;
Конституцией РФ;
Законом РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ;
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ;
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ от 13.072001 г. № 2688.

АДРЕСАТ ПРОГРАММЫ:
Полное название лагеря:
Детский оздоровительный лагерь дневного пребывания «Солнышко»
Тип лагеря:
Детский оздоровительный лагерь дневного пребывания.
Сроки реализации программы:
Программа реализуется в летний период со 02 июня по 30 августа 2014 года (смена-21 день)




Детство – счастливейшие годы жизни.(Д.Пашков)
Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.
Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная поддержка – поскольку все они интегрируются.
Создание комфортной психологической средыдля каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.
Организация творческого пространства дает возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности.
В основу программы была заложена тематика 2014 года.
На 2014 год выпадает немало исторических дат "В целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире 2014 год объявлен в Российской Федерации Годом культуры. 2014 год зарекомендовал себя проведением Зимних Олимпийских игр в Сочи.
2014 год совпадает с многими историческими датами:
-160 лет Севастопольской обороне в русско-турецкой войне;
- 90-летие киностудии «Мосфильм» и журнала «Мурзилка»,
- 70 лет со времени снятия блокады Ленинграда (1944г.)
- 25-летие вывода войск из Афганистана.
- 250 лет Эрмитажу. Основан Екатериной II в Санкт-Петербурге в 1764 году.
Дети должны знать историю, культуру своей страны.


При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:

- Идея первичности личности по отношению к обществу (А.Маслоу,
Д. Грин, К. Роджерс, Б.Ананьев).

- Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш.Амонашвили).

-Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).

-Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский)
Идея программы:
Идея программы строится на основе общей тематики года и в соответствии с основными направлениями государственной образовательной политики в сфере отдыха и оздоровления детей и подростков.
Данная программа предполагает организацию летнего оздоровительного пространства с учетом реализации индивидуального и группового подхода к реализации потребностей и запросов отдыхающих и создание необходимых условий личностного роста и развития ребенка. Программа предусматривает расширение и закрепление у детей знаний об истории и культуры России, экологии и краеведения Калужской области освоение детьми новых пространств деятельности в соответствии с желаниями и способностям, освящает и предлагает новые перспективные направления досуга.
История и культура любого народа начинается с государства. Возникло государство, следовательно, история и культура народа начались.
Именно, исходя из этой логики, определена основная тематика смен, предлагаемых и разрабатываемых к реализации в рамках данной программы:
1 смена – Колесо истории
2 смена -
3 смена -
С помощью «портала времени» участники смогут оказаться в разных эпохах.
Все смены посвящены историческим событиям России и её развитию в определённом веке. Таким образом, дети узнают о важных событиях века в области политики, культуры, науки, спорта, социальной сферы, выдающихся людях России, участвуют в различных постановках. Необычайные приключения поджидают их как на сцене, так и на спортивной площадке. Театрализованные представления направлены на воспитание в детях уважения к истории России, к культуре разных народов проживающих в российском государстве и расширение географических знаний. Трудно представить летний отдых детей в детском оздоровительном лагере без приключений и открытий, без интересных игр на площадках и в лесу, без спортивных состязаний, без выходов в лес и походов. Тайны российской истории открываются детям, каждый чувствует себя значимой частичкой огромного могучего российского государства. Веселые конкурсы, викторины и представления помогают найти ответы на многие волнующие их вопросы.
Идея программы сводится к созданию условий для активного отдыха детей общения со сверстниками, восстановления сил, укрепления здоровья, приобретения жизненно важных навыков, на расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, активное включение их в общественную деятельность, а также объединение разновозрастных детей и педагогов в единый коллектив.


Целью программы является – создание условий для формирования у детей и подростков гражданского самосознания, способных к самореализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности.
Задачи программы:

1. Формировать патриотические чувства и гражданское сознание детей через их приобщение к наследию прошлого и возрождению духовных ценностей своего народа, а также формировать познавательный интерес и уважение к культуре, обычаям и традициям своего и дружественных нам народов.
2. Обучать участников лагеря технологиям пропаганды идей здорового образа жизни через спортивную и творческую деятельность.
3. Знакомить детей и подростков с методами и приемами быстрой адаптации в новом коллективе, формировать позитивный стиль межличностных отношений во временном коллективе посредством игровой деятельности.
4. Развивать индивидуальные способности и задатки каждого ребенка, вовлекая его в социально – значимую, спортивную и творческую деятельность.
5. Бережно хранить и приумножать традиции лагеря, используя лучший опыт прошлых лет.
6. Расширять сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире.
7.Содействовать физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному и духовному развитию детей, воспитанию патриотизма, гражданственности и реализации личности ребенка;

Колоссальные нагрузки в школе, неблагоприятная экологическая обстановка, экономические и социальные трудности в семьях – все эти проблемы атакуют ребенка в течение учебного года. Правильно организованный летний отдых способствует решению этих проблем. Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ)дневного пребывания, выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей. Детям предоставляются широкие возможности для содержательного отдыха, снятия накопившихся физических и эмоциональных нагрузок, для создания атмосферы психологического комфорта. Летний отдых сегодня – это не только социальная защита и оздоровление, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка. Программа деятельности ДОЛ – это возможность для непрерывного образования на основе сочетания конкурсных познавательных мероприятий, организации тематических дней смены и профильных отрядов. Программа деятельности ДОЛ ориентирована на создание ситуации успеха ее участников, что является условием личностного развития, принятия активной позиции, источником внутренних сил и энергии. Каждый человек стремится быть успешным. Успешность означает способность и возможность добиваться определенных результатов в той или иной сфере жизнедеятельности. Слово успех происходит от глагола успеть. Следовательно, успешный человек – это тот, который успевает все намеченное больше других, качественнее и быстрее. Успешный человек отвечает за себя и свои поступки. Однако, невозможно живя в обществе людей, быть в одиночку успешным. Необходимо создавать такую атмосферу взаимодействия, которая проводила бы к успеху каждого члена коллектива отряда и лагеря. Программа деятельности ДОЛ называется «Страна Детства. Мы – дети России», что позволяет каждому участнику Программы достигнуть определенных успехов в различных видах деятельности за короткое время пребывания в лагере. В то же время Программа направлена на формирование жизненной позиции, при которой признается ценность и неповторимость каждого «Я» и умение раскрыть эту неповторимость для пользы общего дела.

При написании Программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе :
Принцип нравственного отношения друг к другу и к окружающему миру;
Принцип творческого отношения к делу;
Принцип добровольности участия в делах;
Принцип учета возрастных особенностей детей;
Принцип доступности выбранных форм работы;
Принцип уважения и доверия;
Принцип дифференциации воспитания.
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
-Отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
-Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
-Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
-Активное участие детей во всех видах деятельности.
*Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
-Безусловная безопасность всех мероприятий;
-Учет особенностей каждой личности;
-Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
-Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря;
-Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
-Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
-Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
-Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
На основе этих принципов выстраивается работа, отвечающая социокультурным особенностям, возможностям и интересам данной категории детей, традициям и условиям проживания в лагере с обозначенным направлением деятельности.


Содержание Программы ДОЛ «Солнышко » традиционно ориентируется на значимые события, происходящие в нашей стране, регионе. 2014 год Указом Президента объявлен годом Российской культуры, поэтому все мероприятия направлены на воспитание гражданственности и патриотизма подростков и детей.
Педагогический коллектив также совместно с детьми строит работу по следующим ориентирам: 1.«Открытие» - выявляет особенности и развивает творческий потенциал ребенка. Он включает в себя блоковую систему общелагерных, отрядных и межотрядных дел. С самых первых дней пребывания и до самого последнего педагоги-организаторы стимулируют и поддерживают активную деятельность детей. Деятельность выражается в проведении праздников, вечеров, огоньков, конкурсов, фестивалей, деловых, интеллектуальных и развлекательных игр, КТД, круглых столов, бесед, встреч, лекций, конференций, соревнований, состязаний, экскурсий, походов и т.д.
2. «Патриот» - организует военно-патриотическую работу , проводит встречи с ветеранами ВОВ и локальных войн, организует сбор материалов для оформления музея памяти, проводит Акции памяти, митинги и т.д. 3.«Мастер» способствует развитию и совершенствованию умений и навыков в живописи и декоративно-прикладном искусстве (поделки, рисунки, игрушки, картины – оформление выставок). 4.«Эко-центр» - проводит экологические игры, рейды, озеленение. 5.«Турист» - знакомит с основами поведения человека в природе, организовывает экскурсии, проводит однодневные тематические походы. 6.«Интеллектуал» - развивает интеллект, эрудицию, способность логически мыслить, принимать правильные решения в той или иной ситуации. 7.«Олимп» - содействует физическому развитию, проведению спортивных соревнований, спортивно-развлекательных игр, спартакиад, малых олимпийских игр. 8.«Мы – для каждого» - организовывает акции по проблемам подростков и молодежи, проводит добрые дела. В конце смены подводится итог, какой вклад в общее дело внес каждый участник смены.


Приоритетные направления деятельности:
Патриотическое.
Патриотизм – энергия созидания. Ежедневно отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Комплекс мероприятий патриотической тематики лег в основу воспитательной работы всех 3 смен лагеря.
Спортивно-оздоровительное.
В оздоровительном лагере двигательная активность детей организована в течение дня по плану: 1 -2 спортивных мероприятия, организованных физкультурными работниками , работа спортивных секций. Ежедневно проводится утренняя гимнастика, которой дети занимаются на свежем воздухе. Лучшие спортсмены лагеря удостаиваются чести поднять флаг РФ на линейке. На спортивных площадках организованы различные виды спортивных соревнований с учетом их зрелищности и массовости, - это “веселые эстафеты”, волейбол, пионербол, баскетбол, гольф и т.д.катание на роликах и на лодках .
Творческое.
Ежедневно в лагере проводятся творческие программы, подготовленные вожатыми и самими участниками смены . Мероприятия смены спланированы таким образом, чтобы каждый ребенок любого возраста мог принять в них активное участие. Все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают возможность проявить свои таланты и способности (актерские, вокальные, хореографические, лидерские, прикладные и пр.)
“Академия творчества” включает в себя работу мастер-классов, клубов, кружков по интересам. Эти объединения создаются для всех ребят, у каждого есть возможность попробовать себя в различных видах деятельности и в разных социальных ролях: исполнителя, наблюдателя, организатора, генератора идей, что безусловно способствует социализации.
Детское самоуправление.
Детское самоуправление носит характер ролевой игры. Такие мероприятия способствуют формированию характера, слиянию физического, эмоционально-нравственного и социального аспекта в развитии каждого ребенка. Формируется чувство “команды”, ответственности за общее дело, стремление к победе, взаимопомощь и взаимовыручка.

При составлении программы учтены как традиционные основы деятельности, так и ежегодные нововведения (эффективное содержательное  наполнение) обусловленные результатами летней оздоровительной кампании прошлого года, выявленными в итоге потребностями, а так же необходимостью обновления социально-педагогической среды. Это позволит организовать деятельность оздоровительного лагеря «Солнышко» в летний период в режиме продуктивного развития, а не статичного функционирования.
Идея программы сводится к созданию условий для активного отдыха детей общения со сверстниками, восстановления сил, укрепления здоровья, приобретения жизненно важных навыков, на расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, активное включение их в общественную деятельность, а также объединение разновозрастных детей и педагогов в единый коллектив.
Программа предусматривает и большую экскурсионную работу. Это поездки в «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник»(село Бородино),в военно-исторические музеи Малоярославца, Тарутино, маршала Жукова,»Ильинских рубежей»,а так же Парк птиц, «Этномир» и тд.
Тематические блоки
Блок
Задачи
Результат

«Политика»
Расширение знаний о политике российского  государства, выдающиеся политики определённой эпохи;
Развитие любознательности к историческим событиям России;
Воспитание у детей осознания ценности земли как Государства - «общего дома», как источника жизни, воспитание уважения к мирному сосуществованию на Земле;
Воспитание активной гражданской позиции;
Воспитание у детей толерантного и доброжелательного отношения друг другу.


Расширяются знания о политике, географии, экономике, России определённых эпох. Формируется негативное отношение к конфликтным ситуациям. Воспитывается понимание важности взаимопомощи и выручки. Воспитываются личностные качества на примерах выдающихся людей.


«Исторические события»
Знакомство с историей, с символами, традициями и ценностями российского государства.
Воспитание интереса к знаниям об исторических событиях России, правильное их понимание;
Формирование бережного отношения к связи поколений, к историческим традициям.
Воспитание чувства патриотизма, осознание себя как части общества - государства, гражданский долг.
Формируется эмоциональный опыт восприятия героической истории российского государства, гражданской и личностной позиции в выборе жизненного пути,  закрепление в сознании героических идеалов, стремления к духовному обновлению сознания. Воспитывается уважительное отношение к общественно-нравственным ориентирам.

«Культура»
Воспитание интереса к знаниям детей о развитии  культуры России разных эпох о литературе, живописи, архитектуре;
Воспитание у детей чувства прекрасного;
Формирование ассоциативно-образного и художественного мышления;
Воспитание эмоционально-творческого отношения к искусству.
Расширяются знания детей о развитии культуры России разных эпох.
Совершенствуются задатки творчества детей, развиваются собственные идеи, они учатся выбирать виды творческой деятельности, которая им по душе.
Формируются художественно-творческие способности.

«Наука»
Расширение знаний о достижениях науки в России определённой эпохи;
Воспитание интереса к знаниям;
Формирование осознания необходимости получения интересующих  знаний.
Повышается эрудиция,  умение использовать полученные знания при обмене информации.
Совершенствуются задатки творчества детей, развиваются собственные идеи, они учатся выбирать виды творческой деятельности, которая им по душе.

«Спорт»
Расширение знаний о развитии спорта в России, о видах спорта, о спортивных достижениях в определённой эпохе;
Развивать у детей желание участия и стремления достижения успеха в секциях и в мероприятиях спортивного характера.
Развивается интерес  детей к систематическим занятиям по различным видам спорта, тренируются полезные
психофизические
качества: ловкость, выносливость, командный дух, сила воли, внимание и т.д.


Реализация Программы состоит из нескольких этапов, соответствующих периодам лагерной жизни. 1.Организационный период Основная цель этого периода – адаптация ребенка к условиям и особенностям лагеря. Дети знакомятся друг с другом, воспитатели и вожатые узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя. Происходит структурное и организационное оформление системы совместной деятельности: формирование отрядов, выборы органов самоуправления, запуск проектов. На этом этапе:
- встреча детей, распределение по возрасту , формирование детских коллективов;
- запуск игровой модели;
- знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности лагеря;
- изучение патриотических установок и гражданской позиции;
- организация первичной диагностики уровня индивидуального здоровья и назначение лечебно-оздоровительных процедур;
- проведение анкетирования и тестирования детей с целью определения их психического состояния и зон тревожности;
- организация в каждом отряде организационных сборов, «огоньков знакомств»;
- презентация комплекса услуг системы дополнительного образования: проведение вертушки-знакомства с деятельностью творческих студий;
- привлечение детей и подростков разных категорий в различные кружки, клубы, по интересам;
- открытие смены.
Девиз: «Удивление! Темп! Разнообразие!»
Задачи:
- познакомить ребят с лагерем, традициями;
- создать условия для раскрытия способностей каждого ребенка;
- создать доброжелательную, радостную атмосферу;
- спланировать совместную жизнедеятельность.
Основные итоги: к концу периода у ребят должно сложиться мнение о том, что их отряд и воспитатели – самые лучшие, что им будет интересно. Организационный период заканчивается открытием лагерной смены.

2.Основной период На данном этапе осуществляется организация жизнедеятельности детей по проектам: реализация основной идеи проектов; вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно-творческих дел, кружки по интересам; организация деятельности органов самоуправления.
 На основном этапе:
- реализация основной идеи программы;
- организация деятельности органов детского соуправления;
-проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий;
- ежедневное наблюдение за состоянием детей со стороны педагогов, психолога, медицинских работников, воспитателей с занесением соответствующих записей в дневники.
Девиз: «Творчество! Самостоятельность! Дружба!»
Задачи:
- обеспечить разнообразную деятельность на основе общих интересов и совместного творчества;
- научить ребят самостоятельно планировать и анализировать каждый свой день.
Основные итоги: к концу основного периода дети начинают жить по традициям лагеря и отряда. Весь коллектив лагеря подчиняется общим законам и любит собираться вместе.

3.Заключительный период смены Подведение итогов прожитой смены: проведение анализа качественных изменений, произошедших с участниками смены, составление итоговой диагностики по аналитическому материалу, анализ предложений детей, педагогов и родителей по развитию детского лагеря в будущем, выработка перспектив деятельности лагеря. Закрытие лагерной смены.
 На данном этапе:
-         награждение наиболее активных участников смены и вручение им призов, благодарственных писем родителям и грамот с символикой лагеря;
-         организация почты "На память другу";
-         заключительный гала-концерт;
-         экскурсии по "Аллее творчества"
-         выпуск сборника мероприятий (фотографий) по итогам летней кампании (лагеря);
-         итоговое анкетирование и психологическое тестирование, диагностика психического и физического уровня здоровья детей и подростков, уровня развития социальной активности личности, заполнение карты здоровья отдыхающего с рекомендациями для родителей.
Девиз: «Теплота! Доверительность! Светлая грусть!»
 
Задачи:
- создать атмосферу дружеского прощания;
- найти добрые слова для каждого ребенка в отрядах;
- отметить вклад каждого ребенка в жизни группы;
- подготовить прощальные сюрпризы друг другу;
- подвести итоги смены.
Основные итоги: к концу итогового периода решены все задачи, подведены итоги всех проведенных мероприятий, проанализирована деятельность всех групп.

Контрольно-аналитический этап
-         анализ данных психолого-педагогических диагностик;
-         определение результативности проведения смены согласно критериям и показателям;
-         анализ предложений по дальнейшему развитию, внесенных детьми, родителями, педагогами;
-         составление итоговой документации;
-         проведение педагогического совета;
-         анализ качества продуктов социально-творческой деятельности детей;
-         обобщение передового педагогического опыта;
-         коррекция подпрограмм, разработка рекомендаций для педагогов и воспитателей;
-         анализ соотношения затрат с социально-педагогическим эффектом;
-         определение перспективных задач.

Главной особенностью летних смен в детском оздоровительном лагере дневного пребывания является большая насыщенность развлекательно - познавательными делами, спортивными и оздоровительными мероприятиями при достаточно сжатых временных сроках. Поэтому план-сетка (см.Приложения) каждой летней смены составляется таким образом, чтобы удовлетворить разнообразные интересы различных по возрасту детей, отдыхающих в лагере, и в тоже время сохранить на протяжении всего времени основную идею ЛЕТА 2014 года .
Кроме того, в программе каждой профильной смены предусмотрена разносторонняя деятельность детей по приобретению дополнительных знаний и умений. Работа Дома творчества и Спортивного комплекса позволяет ребятам проводить интересно и познавательно свободное время.
Особое внимание уделяется постоянной работе рейтинговой системы, как способа активного стимулирования творческой деятельности детей и подростков. Для этого всем группам предлагается принять участие в «зарабатывании» рейтинговых единиц, по наибольшему количеству которых будет определена та группа, которая в конце смены станет победителем игры.
Кроме того в каждой смене работает экран соревнования между отрядами. Это тоже очень стимулирует активность каждого.


Профильные смены будут проходить в форме сюжетно-ролевой игры «Страна Детства». Слово «Страна» означает форму организации смен, основанную на признании ценностей равенства, свободы, справедливости. Это своеобразное государство, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые.
Сюжетно-ролевая игра как форма жизнедеятельности даёт большие возможности для формирования позитивной направленности личности ребёнка. В течение всей игры, участники и организаторы, программы живут согласно уже сложившимся законам и традициям лагеря, и действуют согласно своим ролям (см. раздел словарь Страны Детства).
Участники смены - жители Страны, объединяются в «города»- отряды, сами решают, как будут жить в них. Вместе они разрабатывают Конституцию Республики, Кодекс чести, Календарь Республики. Жизнедеятельность осуществляется через органы управления (Республиканский Форум, Республиканский Совет, Центр общественного мнения и т. д.). Каждый житель пытается осознать своё место в городе, собственную значимость.
Страна и каждый город в отдельности имеют свой герб и гимн. Страну составляют города.
С помощью «портала времени» участники смогут оказаться в разных эпохах.
Каждый день жизни лагеря проходит под определённым девизом и эмоциональным настроем. Например «номинацией дня» заявлено выбор утраченного качества « дружелюбие», жители «городов», в течение дня могут проявить себя в ходе испытаний и приключений и заработать от Председателей правительства Республики «НОМИНАШКУ»- (звезду с качеством личности), которая засияет над жителями определённого « города» (отряда).
К концу смены, жители «городов» (отрядов), набрав большее количество «НОМИНАШЕК», приобретают силу, способную вернуть прежнюю жизнь всем жителям Страны . Участникам игры надо сделать правильный выбор, отдать все свои «НОМИНАШКИ» (личностные качества) для сохранения Страны. Готовы ли они совершить самоотверженный поступок, стали ли они добрее, терпимее? Именно здесь забывается, что это игра, разговор идет всерьёз.
Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни, в которые проводится ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня: День Земли, День Отечества, День Семьи, День туризма, День Театра, День Любви, День Культуры. Номинации, по которым оцениваются отряды следующие:
Творческий поиск и талант;
Нестандартное решение проблем;
Дружные и сплоченные отношения в отряде;
Активная позиция в игре;
Ответственные действия и поступки и др.
Так же в рамках программы, в течение всей смены будут проводиться занятия в мастерских. Участники программы выбирают занятия исходя из своих интересов и потребностей. «Город Мастеров» обучение основным принципам оформительского искусства, изучение базовых форм оригами, изготовление коллективных работ из природного материала, помощь в оформлении сцены к лагерным мероприятиям.
«Пресс-центр» объединение детей-корреспондентов, целью которого является освещение жизнедеятельности Страны Детства (лагеря). Участие в деятельности «Пресс-центра» позволяет ребенку ощутить себя свободной полноценной личностью, равноправно с взрослыми включенной в систему массовой коммуникации, дает возможность свободно высказывать и утверждать свои взгляды, отстаивать интересы, обращаться к общественному мнению. Пресс-центр создается из представителей жителей городов (отрядов) и утверждается на общем Форуме Страны. Руководит центром главный редактор из числа представителей педотряда Города Советников.
Направления деятельности центра следующие:
выпуск газеты , освещающей наиболее важные события из жизни городов; (рубрика и примерная тематика материалов газеты в Приложении)
выпуск оперативных информационных листов, отражающих решение Форума;
проведение тематических радио и телепередач;
создание видео сюжетов и фильма о жизнедеятельности Страны Детства.
«Долина спорта Страны »- обучение организаторским, судейским навыкам. Проведение утренней гимнастики, оздоровительных мероприятий. Организация конкурсов, соревнований по различным видам спорта. Проведение прогулок, туристических походов. Выпуск фотостенда «Наши достижения».
«Страна Детства»- ДОЛ «Солнышко»
Город – отряд в лагере. Советники – воспитатели отряда. Президент Страны– начальник лагеря Председатель правительства Страны – старший вожатый (организатор) «Город Мастеров» - кружки по интересам. «Пресс - центр» - место встречи и обсуждения планов, действий всех Советников и правителей Страны . Долина чудес Страны место для проведения массовых мероприятий и встречи всех жителей (место на улице, где проходит линейка). Долина спорта Страны спортивная площадка лагеря. Трапезная долина - столовая лагеря. Культурно-развлекательный центр Страны - зрительный зал. Совет Страны -планёрка педагогов и вожатых лагеря. Форум Страны - заседание детского самоуправления ПРИМЕЧАНИЕ: Терминология дорабатывается и меняется в лагере, вместе с детьми, во время работы профильной смены.


Детский оздоровительный лагерь детей и подростков – это педагогическая система, способствующая развитию ребёнка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремлённости, формированию здорового образа жизни.
В основу реализации Программы заложены разнообразные формы и методы:
-Работа с детьми и подростками в условиях социально-психологического тренинга;
-Организация тематических дней и сюжетно-ролевых игр;
- Включение в различные виды деятельности игр, обучающих занятий;
- Проведение интеллектуальных, творческих игр;
-Организация деятельности коллектива для подготовки, составления и проведения игровых и конкурсных программ;
-Организация работы кружков художественного и прикладного творчества;
-Организация отрядных и общелагерных мероприятий и спортивных соревнований;
-Проведение подвижных игр и занятий на свежем воздухе.
Игровые технологии
Для реализации культурно-досуговой программы используются игровые технологии, включающие сюжетно-ролевые игры, сценарные игры, игры с готовыми правилами, коллективные творческие дела и деловые игры. Игровые технологии создают  максимально благоприятные условия в лагере, способствующие раскрытию гражданско-патриатического, духовно-нравственного, физического, интеллектуального, творческого потенциала личности ребенка – участника программы. Потребность в комплексных играх рождена самой жизнью. Играющие дети испытывают глубокие эмоциональные переживания, связанные с содержанием новых социальных ролей и теми реальными отношениями, которые сложились между вступающими в игру детьми.
Тем самым, использование игровых технологий в организации летнего отдыха в лагере «Соколенок» будет способствовать укреплению физического, психического и сохранению нравственного здоровья ребенка.
Коллективное творческое дело
КТД - основное средство сплочения коллектива - совместная организаторская и творческая деятельность детей и взрослых. К важнейшим условиям организации детской жизни Иванов И. П., автор коммунарской методики - методики заботы человека о человеке, относит участие детей не только в общей работе, но и в её планировании, анализе и подведении итогов. Формы воспитательной работы, ориентированные на развитие фантазии и творческих способностей детей, предполагают наличие этих условий. Одна из таких форм - КТД.
Каждое коллективное творческое дело - это проявление заботы об улучшении общей жизни, иначе говоря, это система педагогических действий на общую радость и пользу. Педагогические задачи КТД вторичны. Они - следствие доброго отношения к жизни. Поэтому оно - дело.
Дело - коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами.
Дело - творческое, потому что на каждой стадии его осуществления ведётся поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи.
Целенаправленное осуществление коллективных творческих дел как системы может обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД.
Для оздоровления детей созданы следующие условия:
- функционирует стадион;
-спортивные площадки;
Физическое здоровье детей укрепляется  следующими средствами:
- полноценное питание детей;
- витаминизация;
- гигиена приема пищи;
- режим дня;
- рациональная организация труда и отдыха;
- утренняя гимнастика на свежем воздухе;
- вынос основной деятельности в лагере на свежий воздух.

В ДОЛ дневного пребывания «Солнышко» разработана система Законов, которые принимаются на организационном сборе дружины всеми отрядами (см. Приложение).
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере организованной, интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

Условия реализации Программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Чёткое представление целей и постановка задач.
Конкретное планирование деятельности.
Кадровое обеспечение программы.
Методическое обеспечение программы.
Педагогические условия.
Материально-техническое обеспечение.



Созданная в лагере система повышения профессионального мастерства педагогов позволяет целенаправленно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления личности ребенка. Учет возрастных особенностей, знания об индивидуальном уровне физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей разных категорий позволяет целесообразно использовать в практической деятельности педагогические технологии, способствующие самопознанию и самоопределению детей и подростков:
-         методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю отдыхающих (беседа, диспут, убеждение и т.п.);
-         методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, поручение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение);
-         методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка);
-         методы формирования сознания личности (идеалы, убеждения, моральные принципы и ценности).
 Методическое обеспечение комплексной программы «Мы – дети России» обеспечивает педагог-организатор или старший вожатый совместно с административным аппаратом. В лагере ведется целенаправленная работа по подбору, приобретению и накоплению разработок передового отечественного (участие в семинарах муниципального и областного уровней), выписывается периодическая печать. В библиотеке имеются энциклопедии, методическая литература, разработки для проведения общелагерных мероприятий и отрядной работы, есть возможность получать информацию в библиотеках города, через Интернет.
Обновляется фонд методической литературы по организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, с детьми-сиротами.
Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:
- Педагогический совет
- Малый педагогический совет
- Ежедневные планерки (в период смены)
- Теоретические и практические семинары
- Творческие мастерские
- Психолого-педагогический консилиум
- Индивидуальные и групповые тематические консультации
- Наставничество
Методы отслеживания результатов реализации программы
-цветовой опросник «Букет настроения» (каждый день дети разукрашивают лепесток цветка в цвет своего настроения);
-анализ лагерных мероприятий;
-анализ анкет детей и родителей по окончании смены;
-антропометрические исследования детей.



Педагогические условия
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
Создание ситуации успеха.
Систематическое информирование о результатах прожитого
дня.
Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Аудиоматериалы и видеотехника.
Призы и награды для стимулирования.






Для полноценной и всесторонней реализации программы необходимо сочетание комплекса внешних и внутренних механизмов.
1. Подготовка вожатско - воспитательского коллектива.
Для работы в ДОЛ «Солнышко » в период летних смен 2014 года привлечены педагоги МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г Балабаново» Надо отметить, что педагогический коллектив на протяжении многих лет остается неизменным и стабильным.
Вожатые, работающие на отрядах – это учащиеся 10-11 классов, прошедшие курсы вожатского мастерства, «Школу лидеров» и на протяжение 1-2 учебных годов обучаются в пед.отряде «МЫ ВМЕСТЕ!»
2. Привлечение специалистов дополнительного образования.
Программа летней оздоровительной кампании 2014 года предусматривает совершенствование системы детских объединений дополнительного образования и развивающих кружков, отражающих реальные запросы и потребности детей.
В процессе смены участник имеет возможность попробовать себя в различных направлениях деятельности и сделать осознанный выбор в пользу наиболее интересного для него направления.
Объединения художественно-эстетической направленности
Программы работы объединений художественно-эстетической направленностей направлены на развитие у детей уверенности в своих возможностях, формирование художественно-творческих способностей, ассоциативно-образного и художественного мышления, воспитание эмоционально-творческого отношения к действительности, на развитие мелкой моторики  пальцев, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения.
Объединения физкультурно-спортивной направленности
Программы занятий  физкультурно-спортивных секций направлены на   укрепление здоровья, формирование жизненно-важных двигательных умений и навыков.
Объединения научно-технической направленности
Программы этих объединений нацелены на развитие знаний, умений, навыков в области начального технического моделирования, приобретение у детей навыков работы с чертежами и техническими рисунками, знакомство с техническими терминами, получение начальных представлений о конструировании объемных моделей из картона, бумаги.
Объединения эколого-биологической направленности
Данные программы направлены на расширение знаний, полученных в средней школе, по биологии и экологии, на изучение детьми основ ландшафтного дизайна, озеленения и благоустройства.
Главной целью объединений развивающих кружков детей летней оздоровительной кампании 2014 года является создание максимально благоприятных условий для оздоровления и творческого  развития личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, способной к успешной самореализации в условиях современного общества.
В ДОЛ «Солнышко» открыты следующие творческие студии:
- батик (роспись по ткани);
- тестопластика;
- вышивка лентой;
- художественная студия;
- танцевальная студия;
- мастерская оригами-игротека;
-юный эколог;
-авиа, судомодельный;
-юный пожарный;
-танцевальный коллектив;
-вокальная студия;
-театральная студия.
Все педагоги дополнительного образования имеют профессиональное профильное образование и опыт работы с детьми, а также опыт работы в ДОЛ дневного пребывания «Солнышко».
3. Организация экскурсионной программы.
План проведения экскурсий согласуется с администрацией и предусматривает большую экскурсионную работу Проводятся поездки в Государственный музей маршала Советского Союза Г.К.Жукова г. Жуков, Парк Птиц д. Воробьи, «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник»(село Бородино),в военно-исторические музеи Малоярославца, Тарутино, маршала Жукова,»Ильинских рубежей»,а так же в музеи А.П. Чехова, А.С. Пушкина(Остафьево).
Формы контроля реализации программы
В течение смены идет отслеживание качественных и количественных показателей содержательной программы, программ развивающих кружков детей, тематических программ профильных смен и отрядов.
Качественные показатели реализации содержательной (культурно-досуговой) программы:
- анкеты детей и вожатых;
- отзывы руководителей учреждений государственного воспитания;
- открытые мероприятия;
Качественные показатели реализации программ объединений развивающих кружков:
- выставки, экспозиции поделок, творческих работ, изделий;
- выдвижение и представление лучших работ детей на областном конкурсе «Я это лето в сердце сохраню» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Качественные показатели реализации тематических программ профильных отрядов:
- открытые мероприятия;
- анкета детей;
- отзывы руководителей учреждений государственного воспитания;
-фото - и видеоотчеты.
Количественные показатели реализации программы:
- аналитические отчеты заместителя начальника по воспитательной работе (заезд детей, адаптационный период, основной период, анализ смены, анализ сезона);
- отчеты специалистов оздоровительного лагеря за смену (педагог-организатор, педагог-психолог, библиотекарь, медицинский работник, воспитатели);
- журналы воспитателей и педагогов дополнительного образования.

Наличие опыта реализации

Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что Программа летнего оздоровительного лагеря, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, отдыхающие в лагере, в прошлом году на 70% возвращаются вновь. В этом году предполагается, что Программа «Мы - дети России» закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей. Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать как воспитательную систему во время учебного года и в школах. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений.
Критерии и показатели эффективности реализации программы
- улучшение показателей физического здоровья детей;
- отсутствие роста числа правонарушений несовершеннолетними;
- 100% -ый охват организованным отдыхом детей приоритетных категорий;
- удовлетворенность отдыхом детей со стороны родителей (отсутствие жалоб, анкетирование)
-детьми получены будут навыки самоорганизации, опыт самоуправления.


Ожидаемые результаты:
В работе управленческого состава:
1)           оздоровление детей из малообеспеченных, многодетных семей, детей «Группы риска», детей – сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
2)           сохранение благополучия детей:
- физического – отсутствие травм, заболеваний;
- социального - принятие норм и законов оздоровительного лагеря, освоение способов совместной деятельности, приобретение лидерского опыта, участие в органах самоуправления;
- психоэмоционального – умение разрешать конфликтные ситуации, владеть своим настроением;
3)            совершенствование системы взаимодействия всех субъектов летней оздоровительной кампании.
Для педагогов:
Повышение уровня педагогического мастерства;
Отработка моделей взаимодействия педотряда с детским коллективом в рамках сюжетно-ролевой игры.

Для детей:
Полноценный отдых и оздоровление детей;
Формирование представления у ребят об истории, культуре России, осознание себя как частицы, у которой есть Родина, прошлое, будущее;
Полноценный отдых по интересам (Профильные смены)
Знакомство детей с общественно-политической жизнью общества;
Личностный рост ребенка, его самореализация в творческой деятельности;
Раскрытие своего творческого потенциала
Желание еще и еще раз приехать в наш лагерь!
Для родителей:
Чувство уверенности в способностях ребенка: нравственных, творческих, спортивных и пр.;
Удовлетворенность родителей летним отдыхом детей




ЛИТЕРАТУРА
 
1. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003
2. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
3. Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.
4. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
5. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
6. Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-7. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.
7.Воронкова, Л.В.    Как организовать воспитательную работу в отряде: Учебное пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. – 304 с.
8.Григоренко Ю.Н.Кипарис-3: Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе.- М.: Педобщество России, 2008. – 160 с.
9.Здравствуй, лето!: В помощь организаторам летнего отдыха детей и подростков. Вып.5 /Сост. О.Л.Иванова, Е.Б.Шарец. - Екатеринбург: Дворец Молодежи, 2005.-

10.Летний отдых: идея - проект - воплощение: Из опыта работы детских оздоровительно-образовательных центров (лагерей) Нижегородской обл. / Ред. Л.Г.Нещербет. - Н.Новгород: Педагогические технологии, 2008. – 96 с.

11.Оздоровление и занятость детей в период каникул    // Нормативные документы образовательного учреждения. - 2007.-№12.-С.16-69.

12.Панченко, С.    Как подготовить ребят к активной жизни в летнем лагере    // Народное образование. - 2009.-№3.-С.217-223.

13.Панченко, С. Планирование лагерной смены    // Народное образование. - 2008.-№3.-С.212-220.




14.Правовое и методическое обеспечение деятельности летнего оздоровительного лагеря: Регламентирующие документы. Примеры оздоровительных проектов: Практическое пособие / авт.-сост. В.Д.Галицкий, И.А.Кувшинкова. - М.: АРКТИ, 2008. – 112 с.
15.Сысоева М.Е.    Организация летнего отдыха детей: Учебно-методическое пособие. - М.: ВЛАДОС, 1999. – 176 с.
16.Сысоева М.Е. Дневник воспитателя детского лагеря. - М.: Центр гуманитарной литературы, 2002. – 80 с.
17.Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 2004.- 240 с.
18.Шмаков С.А. Летний лагерь: вчера и сегодня. Методическое пособие. - Липецк, ГУП «ИГ «Инфол»,2007.-384 с.
19.Фришман И. И. Игры без проигравших.- Н.Новгород, Изд – во ООО «Педагогические технологии»,2008.-90 с.
20.Юзефавичус Т.А.Кипарис-9: Советы бывалого вожатого: Уч. пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М.: Педобщество России, 2005. – 160
 


ЛЕГЕНДА СТРАНЫ ДЕТСВА
Далеко-далеко на небе жила одна звезда. Ей было холодно и грустно одной, и она много путешествовала в надежде найти себе друзей. Однажды, двигаясь в ночном безмолвии Космоса, далеко внизу, на Земле, она увидела необычную Страну. Жители в ней пели удивительные песни, играли в разнообразные игры, совершали замечательные открытия- мечтали подрасти и вести всех за собой. Это была Страна Детства.
Но бег времени неумолим, злой ураган, налетевший внезапно, разрушил эту детскую Республику, оставив жителям городов по одному качеству (Душевность, Дружелюбие, Отзывчивость, Добродушие, Целеустремлённость). Всем показалось, что уже никогда не загорится костёр романтики, не будут слышны удивительные песни, не будут свершаться волшебные дела и большие открытия.
Звезде захотелось спуститься на Землю и помочь ребятам. Но суров закон Космоса! Звёздам нельзя спускаться на Землю, иначе они погибнут! Однако, желание было сильней и Звезда устремилась к Земле.
Нет, она не погибла! Достигнув Страны Детства, она распалась на тысячи искр и стала дарить частицу своего огня, света, тепла тем, кто верил в добро, справедливость, совершал хорошие поступки. В каждом городе жители стали стремиться завладеть утраченными качествами, мечтая о прекрасном. Вместе они выбрали главные достояния Страны. Люди поверили в чудо, поняли, как прекрасен мир, и как важно его охранять.







Декларация
Уважаемые ребята, нашего лагеря! Сотрудники детского лагеря подготовили всё для вашего отдыха. Чтобы он был приятным, вам необходимо выполнять требования, перечисленные в данной декларации.
Клятва жителей Страны Детства
Я, гражданин Республики Детства, отныне и на всю жизнь клянусь: - Жить по законам Республики всегда и везде! -Уважать всех людей, живущих в Республике! -Приумножать славу своей Родины! - Клянусь! Клянусь! Клянусь!
РЕЖИМ ДНЯ
8.30- Ты встряхни скорее ножки-
Будем бегать по дорожке.
На зарядку становись,
Заниматься не ленись!
9.00- Чтобы день прошел отлично
Нужно завтракать прилично
Лопать кашу, кофе пить
Улыбаться и шутить!
10.15- Общий информационный сбор
Это вовсе вам не вздор! Что будем делать, чтоб не скучать
На общей линейке надо узнать.
10.30-13.00- Зовут великие дела.
Спеши, мой друг, уже пора!
Но только прежде, чем бежать,
Ты дом свой не забудь убрать.
Ну, а потом, твори, дерзай!
В мечтах своих смелей летай!
Тебя ждет творчество и спорт.
Успех – он сам тебя найдет.
13.00 – Кто трудился, кто устал
Час обеденный настал
Кто не съест сегодня суп
Тому компота не нальют.
14.00 – Прогулки, кружки, бассейн и кино-
Куда не пойдешь – везде все равно
Найдешь ты друзей и свой интерес.
Наш лагерь волшебный – он полон чудес!
16.00 – Вы устали? Не беда! Полдник выручит всегда!


Доброго отношения к людям. Пожилым, детям, сверстникам, сотрудникам, гостям, к людям «престижных» и «не престижных» профессий. Доброго отношения к песне. Пойте песни Страны Детства, знайте авторов песни, если не знаете слов, не начинайте петь, не прерывайте песню. Доброго отношения к природе. Человек- это часть природы, он не может разрушить систему, от которой зависит его существование. Помните об этом, и берегите каждый цветок, каждую птичку, каждую зверушку - им тоже хочется жить! Вечернего «огонька». Учитесь говорить откровенно о себе, о друзьях, о делах в кругу. Чести Страны Живите по правилам не только в ДОЛ «Cоколенок», но и всю жизнь.
















Закон точности («О-О») «Лучше прийти раньше, чем опоздать»
Закон поднятой руки «Поднята правая рука – тишина, левая – можно шуметь»
Закон доброго слова «Хочешь «здоровья» для себя – желай его другим»
Закон чистоты «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят»
Закон дружбы «Один - за всех, все – за одного»








Здорового образа жизни. Соблюдайте режим дня,
занимайтесь укреплением своего организма,
избегайте вредных привычек.

Закон дружбы.
Один за всех и все за одного
Закон Закона
Законы существуют для того,
чтобы их выполнять
Закон доброго слова
«Хочешь «здоровья» для себя –
желай его другим»

Закон Гимна
«Гимн лагеря исполняется стоя»









Правила: Поведения - в общественных местах, столовой, в актовом зале, во время занятий в «Городе мастеров», «Долине Спорта». Распорядка дня - соблюдайте обязательно распорядок в лагере. Ношения одежды - праздничной, деловой, повседневной, спортивной, рабочей в соответствии с проходящими мероприятиями. Пожарной безопасности - соблюдайте, прежде всего, безопасность жизни и здоровья! Помните, что самое дорогое для человека - его жизнь! Сохранение личного и государственного имущества – берегите имущество лагеря. И другие правила, которые иногда появляются, а иногда исчезают за отсутствием их необходимости. С декларацией ознакомлен: 1. 2. 3. (Каждый ребёнок ставит подпись вместе). Декларация находится у отрядного вожатого.









Имидж отряда
Имидж отряда неповторимый внешний образ отряда, отличающего его от других отрядов.
К таким внешним приметам отряда относятся:
Название отряда, которое должно нравиться ребятам и отражать характер, содержание деятельности;
Девиз отряда - краткое афористическое выражение, которому дети следуют в своей деятельности;
Отрядная песня и любимые песни отряда - вечерние, костровые, лирические, шуточные и др.;
Элементы одежды, с преобладанием какого-либо символа, элемента, цвета в них (галстуки, пилотки и др.);
Законы отрядной жизни, которые могут быть традиционными, передаваться от смены к смене, и могут появляться в процессе жизнедеятельности отряда. («Сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня»; «Творить - твори, но меру знай, и в облаках ты не летай»; «Закон О-О... для нас закон, без громких фраз нам нужен он» и другие.);
Оформление отрядного места (корпус, комнаты, место на спортивной площадке и т. д.);
Отрядный уголок, отрядная газета, отражающие основные события жизнедеятельности отряда;
Особый почерк отряда в общелагерных делах (выпуск газеты, шефство над младшим отрядом и др.)
СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ
За каждое мероприятие отряд получает особый жетон В конце смены отряд, получивший наибольшее количество жетонов, награждается почётной грамотой, дипломом или подарком, лентой, сувениром за активное участие в работе лагеря. Возможные варианты наград за работу по созданию газеты, статьи, фотографий. Этим ребятам присваивается почётное звание «Журналист Острова». Ребята, которые отличились активной работой в лагере, получат звание «Активист Острова» и с занесением благодарности в Книгу Почёта.





ДИАГНОСТИКА ВОЖАТЫХ
Анкета «Твои планы на смену»
- Хочу узнать ______________________ - Хочу увидеть______________________ - Хочу сделать ________________________ - Хочу научиться____________________ - Могу научиться___________________ - Хочу, хочу, хочу_____________________ - Не хочу, не хочу, очень не хочу________________ Индивидуальное собеседование, как способ предупреждения профессиональных затруднений вожатых
Цели собеседования:
создание информационной базы для организации методической работы;
анализ ситуации по итогам организационного периода;
Задачи собеседования:
Анализ представлений вожатых о содержании деятельности в лагере в течение смены;
Корректировка сложившейся ситуации;
Уточнение задач деятельности вожатых с отрядами различного возраста;
Выявление возможностей для индивидуальной методической работы (разработка собственных методических тем и рекомендаций);
Оказание методической и консультативной помощи по вопросам педагогической деятельности.
Вопросы собеседования:
понимание целей и задач педагогической деятельности в лагере;
особенности смены;
Характеристики заехавших детей:
Возраст;
Стиль взаимоотношений;
Психологические особенности;
Индивидуальные занятия;
эмоциональное состояние отряда;
приемы включения детей в сюжетно-ролевую игру;
планирование работы отряда;
Проблемы. Вопросы. Заявки. Пожелания.

























АНКЕТА -
Программа
Лето 2012
Весна

Осень
Зима
2012-2013


1
2
3
4































ИНФОРМАЦИЯ
О РЕБЕНКЕ



Заполняется Родителем печатными буквами.
Ф.И.О. ребенка


Номер свидетельства
о рождении / паспорта

Серия №

Дата рождения
Число ___________ месяц __________________ год _______________
полных лет

Место жительства
(Фактическое)

Индекс ____________________ город _____________________________
ул. __________________________________________ д. _______корп._____ кв. ______
Домашний тел.

Электронный адрес
E-mail:

Состояние здоровья

· здоровый и крепкий ребенок;
· ослабленное здоровье;

· есть хронические заболевания и особенности здоровья (в т.ч. энурез):
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________

· есть аллергические реакции (указать какие именно) _________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Перечень лекарственных препаратов, особенности приема и лечения хронических заболеваний_________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Ограничения на занятия спортом
· да
· нет (если есть, то какие) _______________________________________


Спортивная подготовка
- умеет ли плавать
· да
· нет
· неуверенно
-группа здоровья ребенка : основная ___, подготовительная ___, ЛФК___;
- участие в спортивных секциях (указать в каких) ____________________________________________________


Навыки самообслуживания

· самостоятельный
· нужна помощь (указать какая)__________________________________________________

Трудности в общении
Со сверстниками
· да
· нет
· иногда Со взрослыми
· да
· нет
· иногда

Общие данные

· рост___________
· размер одежды ____________
· размер обуви____________


Интересы и хобби ребенка, любимые предметы в школе
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________


Пожелания по размещению
В одном отряде/группе с_________________________________________________________________________
В одной комнате с

Доставка ребенка

· самостоятельно (указать дату прибытия)
· с группой

Что бы Вы хотели добавить о своем ребенке
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________


Сведения о родителях
МАТЬ ________________________________________________________________________________________
Мобильный тел._________________________________________________________________________________
Место работы __________________________________________________________________________________
Должность _____________________________________________________________________________________
Служебный тел._________________________________________________________________________________

ОТЕЦ ________________________________________________________________________________________
Мобильный тел.________________________________________________________________________________
Место работы _________________________________________________________________________________
Должность ____________________________________________________________________________________
Служебный тел.

Откуда узнали о Программе

· – через Интернет ____________________
· – от друзей/знакомых

· – турфирма
· – другое

Сколько раз ребенок отдыхал отдельно от родителей
с другими сверстниками

· – в другом лагере ___________________

· – по программам Фонда______________






Подпись Родителя ____________ _____________________________________________________ дата заполнения_________________


Анкета отдыхающего

Понравилась ли вам смена в «СОКОЛЕНКЕ»? Почему?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________


Много ли мероприятий прошло за смену? Какие запомнились больше всего?

______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

3. Ваша оценка по пятибалльной системе:
а) Условия проживания _____
б) План работы_____________
в) Питание ________________
г) Работа кружков __________
д) Профессионализм вожатых ______________
е) Спортмероприятия _____________________


4. Больше всего меня в лагере порадовало ________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________


5. Больше всего меня в лагере разочаровало ______________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________


6. Если бы я был вожатым, то _____________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________

7. Если бы я был директором, то ____________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________

8. Хочется ли тебе приехать сюда ещё? ______________________________________
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________














Анкета «Чему я научился в лагере»
1. Чему я научился в лагере? Играть в новые игры Заправлять постель, хорошо себя вести Вовремя ложиться спать Делать зарядку Рисовать, петь, танцевать Дружно жить По-другому относиться к людям, природе, ходить в походы Съедать всё за столом Находить подход к людям, понимать и уважать людей Защищать природу Понимать окружающий мир Вести здоровый образ жизни Помогать друг другу Слушаться взрослых Жить в коллективе Доброте Быть самостоятельным 2. Моими друзьями по отряду стали: Друзья, соседи по комнате Девочки, мальчики, которые окружали меня Вожатые, воспитатели Все жители Страны детства

«Золотая десятка» дежурного отряда.
Выбрать дежурного командира на день. Придумать девиз дня (оформить на стенде). Определить приветствие дня. Выбрать песню дня. Определить вид спорта на день (игру или соревнование). Провести информационный круг (если есть именинники, то поздравить их, придумать оригинальное задание на перекличку отрядов, дать слово выступающим). Придумать сюрприз от дежурного отряда. Во время приема пищи оригинально поприветствовать всех и поблагодарить работников столовой. Помочь организовать вечернее мероприятие. Перед уходом ребят на отрядные «огоньки» организовать исполнение песни дня.
13 EMBED Word.Document.8 \s 1415