Конспект логопедического занятия по теме Зимушка-зима

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 оздоровительной направленности»






Конспект логопедического занятия для детей
старшего дошкольного возраста с ОНР
на тему «Зимушка-зима».




Выполнила: Машенцева Ирина Викторовна
учитель-логопед









г. Кириши
2017

Конспект логопедического занятия для детей
старшего дошкольного возраста с ОНР на тему «Зимушка-зима».
Цель: развитие речи, формирование звуковой стороны речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, дидактическая игра «Варежки», снежинки, снежки, сопровождающая презентация в Microsoft Office Power Point.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Отгадайте загадку: Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет. Когда это бывает? Дети отвечают. Правильно, сегодня мы будем говорить о зиме.
2. Основная часть.
Сегодня нам будет помогать компьютер, поэтому обязательно нужно сделать гимнастику для наших глаз. Присаживайтесь возле экрана.
1. Гимнастика для глаз.
Поморгайте правым глазом, а теперь левым, а теперь закройте сильно-сильно глазки, откройте. Посмотрите вправо-влево не поворачивая головы, а затем вверх и вниз.
2. Загадка
А сейчас, мои ребятки, отгадайте-ка, загадку.
Весь из снега одного,
Не обычен нос его,
Чуть теплей заплачет вмиг.
Кто же это? (снеговик)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

3. Артикуляционная гимнастика.
1. Снеговик радуется снегу и морозу (улыбка, весёлое выражение глаз).
2. Снеговик грустит (опустить уголки губ вниз и передать печальное настроение).
4. Беседа о зиме.
·
Логопед задаёт детям вопросы:
А как вы думаете, ребята, какое сейчас время года?
Как вы догадались?
Какие зимние месяцы вы знаете?
Назовите признаки зимы. (Стало холодно, постоянный снеговой покров, замерзание почвы и водоемов, дни короткие, ночи длинные, мало птиц, исчезли насекомые, растения спят, некоторые животные тоже)
Какие праздники мы встречаем зимой?
Какие зимние забавы вы знаете?
Во что вы любите играть зимой?
5. Упражнение «Назови ласково»
-Я называю слово, бросаю кому-нибудь из вас снежок, а вы, возвращая мне снежок, это слово называете ласково. Например: ветер ветерочек.
Снег-, сосулька-, санки-, горка -, мороз-, зима-, холод-, снегурка-, лёд-
6. Танец «Серебристые снежинки». Физкультминутка.
- Выходите все снежинки ко мне. Мы будем танцевать. Возьмите по две снежинки.
Логопед читает стихотворение, дети танцуют танец снежинок.
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И дети как снежинки,
Легкие пушинки,
По группе кружатся,
На стульчики садятся.
7. Игра «Так бывает или нет?»
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
- Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает и сказать, почему так не может быть.
«Пришла зима. Дети обрадовались первому снегу. Они надели шорты и майки и выбежали на улицу. Там они стали пускать кораблики и ловить бабочек».
8. Игра «Что изменилось?» Цель: учить осуществлять сравнение предметов .
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
9. Игра «Четвертый лишний».
Цель: развивать логическое мышление дошкольников.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
10. Упражнение «Оденься на прогулку».
Цель: учить классифицировать предметы по определенным признакам. Какая одежда нам нужна зимой?
Дети называют предметы зимней одежды.

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

11. Упражнение « Варежка для Снеговика».
Цель: учить устанавливать простые закономерности.
На столе разложены варежки с разными узорами. Дети берут варежку, находят пару и проходят за столы.
12. Окончание занятия, подведение итогов.

Список литературы:
1. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 3 до 7 лет). – СПб. Детство-Пресс, 2013г.
2. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 4-5 лет с ОНР. М. Изд-во Скрипторий 2003, 2015г.
3. Бочкарева О.И. Игровая деятельность на занятиях по развитию речи. Волгоград. Корифей, 2008г.
15