Статья о профилактической работе Работа со студентами, состоящими на профилактическом учете
РАБОТА СО СТУДЕНТАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМ УЧЕТЕ
( из личного опыта работы)
Многие из нас считают, что новое поколение хуже нас, они никчемны, инфантильны, без инициативны.
А чтобы так не думать о наших детях, надо их лучше знать, изучать, помогать, воспитывать таких, какие нужны обществу.
Они кажутся нам не всегда адекватными, а их поступки необдуманными.
Современные подростки не могут легко выделиться на фоне других, надо быть каким-то особенным, неповторимым, удивительным», привлекающим к себе внимание как взрослых, так и сверстников.
Именно поэтому мне как социальному педагогу необходимо знать, что из себя представляют студенты нового набора. Надо постоянно контролировать те изменения, которые произошли с ребятами за определенный промежуток времени.
Начало профилактической работы, направлено всегда на изучение личности подростка. И здесь важно все: дом, семья, друзья, личные взаимоотношения, базовые знания.
В первые же дни я провожу сверку с представителями ОПДН и КДН и ЗП с целью выявления тех, кто еще до поступления в техникум, уже « освоил ступени значимости».
Надо сказать, что вливаясь в новый коллектив, подростки данной группы, уже прошедшие комиссии и встречи с представителями ОПДН, выглядят как воспитанные дети, представители благополучных семейств. Мною замечено, что если говорит вкрадчиво, смотрит преданно в глаза, соглашается со всем, что ему говоришь при первой встрече, значит надо отнестись к судьбе данного ребенка особенно внимательно, настороженно.
Пример:
Валерий Л. За год до поступления в наше учебное заведение, обучался в другом учебном заведении. Был отчислен из него за грубое нарушение Устава учебного заведения ( появление в техникуме в состоянии алкогольного опьянения). Но когда он пришел подавать заявление, он скрыл период и место предыдущего учебного заведения. Выглядел очень скромным, воспитанным ребенком. Только личная беседа об увлечениях и изучение возраста, подвело к пониманию того, что он что-то скрывает. Разъяснив ему, что в связи с тем, что он проживает на территории нашего района, и если он не покидал его пределы, нам все равно удастся узнать его историю. Запрос в ОПДН, КДН и ЗП, анкетирование по вопросам личных черт характера помог расставить акценты над методикой воспитания, общения с ним.
Конечно, мы далеки от мысли, что вся проделанная работа принесет скорые плоды. Но подросток понял, что все его действия подлежат контролю, вызывают желание перепроверить, а главное он знает о том виде наказания, которое возможно последует, если будет повтор негативных поступков. Надо отдать должное фантазия объяснений Валерием своих противоправных действий, пригодилась бы для блокбастера сценаристу фильма « фентези».
Пример:
Виктор П. состоял на профилактическом учете в ОПДН еще в период обуче6ния в школе. Изучая его документы после получения информации о состоящих на учете, выяснилось, что еще несовершеннолетним подростком он был отдан для получения основного общего образования в вечернюю школу. На что рассчитывали педагоги-новаторы, когда переводили несовершеннолетнего подростка на учебу в учебное заведение за 15 км от дома, непонятно.
« Новых» друзей, ожидая автобус, уйму свободного времени, бесконтрольное воспитание в стенах автовокзала в ожидании автобуса, было получено в большом количестве.
Мы также пошли по пути всех, кто работал с В. до нас. Но на одном из заседаний Совета по профилактике выяснилось, что дома у него есть постоянное поручение жителя села, сформировано чувство ответственности за здоровье матери. Переговоры с представителями вечерней школы, инспектором ОПДН, закрепленным за районом проживания семьи, помогли взглянуть на действия подростка с другой стороны.
Отзывы односельчан-студентов, составили « портрет» среднестатистической семьи, где все заняты одной проблемой как выжить. Виктор, конечно, ломается внутри себя, но одно то, что в ходе досудебной проверки, удалось освободить его и признать невиновным в предъявляемом обвинении, уже победа нашего коллектива.
А вообще увеличение числа трудновоспитумых молодых людей, стало нормой. К категории « трудных» мы чаще относим тех, с которыми трудно заниматься педагогам, сотрудникам различных служб. Эта «трудность» может проявляться в различных формах: неприятие социальных норм и правил, сквернословие, употребление психоактивных веществ, совершение правонарушений. Но они трудные чаще всего потому, что росли в трудных условиях выживания.
Начиная работу с подростками, состоящими на профилактическом учете, я составляю индивидуальный план профилактической работы с подростком. Что бы не входило в план работы, необходимо помнить, что надо представлять как можно шире круг интересов самого подростка . И в реализации плана необходимо задействовать как можно больше « участников». Чем больше нас- тех, кто работает с трудным ребенком, тем больше шансов, что есть надежда на исправление.
Необходимо так составить план индивидуальной ( конкретной) помощи, чтобы он помогал подростку занять имеющееся свободное время. Научить подростка правильно распоряжаться свободным временем трудная задача и для педагога и для самого оппонента.
В данном вопросе нет мелочей, или дел, которые можно отложить на потом. Своевременное выявление и информирование организации, занимающимися профилактикой, является помощью самому подростку.
Приложение № 1 . Примерный план индивидуальный работы . Одним из важных методов работы с подростками, отнесенными к «группе риска», является работа с родителями. Надо обращать внимание на особенности семейного воспитания, на моральный облик самих родителей, их отношение к ребенку, желание помочь ему, быть с ним рядом. Все, что совершается неблагоприятного в семье, отражается в поведении ребенка. Иногда стоишь перед проблемой как сказать родителям об их сыне или дочери. Ведь часто методами их воспитания являются оскорбления, унижения, брань, направленная на ребенка в агрессивной форме, угрозы и телесные наказания.
Помните! Мы обязаны защищать ребенка! Им, родителям, надо разъяснять их конституционные обязанности по воспитанию, содержанию детей. А при необходимости и оказывать содействие и помощь.
Пример:
Владимир Б. воспитывался матерью-одиночкой, которая не смогла справиться с одиночеством и бытом. Решение суда по ходатайству органов опеки, было однозначно- ребенка отобрать, мать лишить родительских прав, а ребенка направить в интернат.
Биологический отец ребенка, не имеющий в браке детей, решил, что пришло время проявить свои отцовские чувства. Мальчика забрали из интерната, установили над ним отцовство, и жизнь стала налаживаться. Прошло 14 лет. Умерла приемная мать, а отец не выдержал тяготы и трудности и все чаще в доме стали появляться «друзья» с « подругой». Накануне 16-летия подростка объявляется биологическая мать и желая искупить вину за то, что не платила алименты, за то, что бросила маленького сынишку, стала проявлять чувства любви и заботы. Но все эти чувства в основном смахивали на месть в отношении отца. Были подключены все органы для контроля над семьей и оказания ей помощи. Но реально парень находился в семье матери, а отец продолжал пить. При этом мать не подавала документы на восстановление отцовства, и всегда подчеркивала, что она заботится, как может.
Прошло еще немного времени, но уже ясно, что спасать надо и Володю, и помогать отцу- вернуться к нормальной жизни.
Приложение № 2. План реабилитации ребенка в семье.
Завершая данную тему, мне хочется отметить, что профилактическая работа не может закончиться и завершиться в установленные сроки. Мы теперь работаем без характеристик, а значит и теряем время на изучение личности. Время очень драгоценное. У каждого социального педагога должен быть план совместных действий по достижению целей , где должны быть прописаны действия родителей, специалистов, сроки исполнения, ответственные лица.
Приложение № 3 План совместных действий профилактической работы с подростком и его семьей.
Социальный педагог СОГБПОУ
« Сафоновский индустриально-технологический техникум»
Л.А. Суханова
Приложение № 1.
«Утверждаю»
Директор СОГБПОУ
«Сафоновский индустриально-
технлогический техникум»
Н.Н. КуваевПлан индивидуальной работы с
№ п/п Направление в работе Ответственный и срок выполнения
Ноябрь 201 года
1. Беседа о совершенном правонарушении и причинах, его совершения Социальный педагог
2. Закрепление шефа-наставника Директор СОГБОУ СПО «СИТТ»
Третья декада ноября
3. Встреча с представителями инспекции по надзору за выполнением наказаний ( решения суда) Социальный педагог
4. Подписание Соглашения по выполнению решения Гагаринского суда о назначении общественных работ Директор СОГБОУ СПО «СИТТ»
Третья декада ноября
5. Издание приказа об исполнении решения суда и назначение ответственных лиц по обеспечению контроля Директор СОГБОУ СПО «СИТТ»
Первая декада декабря
6. Ежедневный контроль за исполнением решения суда Зав. хоз.
7. Беседа об ответственности за курение в общественных местах Воспитатель общежития
Декабрь
8. Еженедельный анализ пропущенных уроков без уважительной причины Социальный педагог
9. ПП Психологический всеобуч "Азбука нравственности. Разбор все совершенных поступков , связанных с правонарушением
Зам. директора по УВР
Соц. педагог
10. Беседа с представителями органов опеки и попечительства о дальнейшей судьбе полростка. Зам. директора по УВР
Соц. педагог
Начальник отдела
Инспектор
Первая декада декабря
11. Встреча с представителем ОПДН, беседа- предупреждение об ответственности Зам. директора по УВР
Соц. педагог
Вторая декада декабря
12. Привлечение в самоанализу поведения и поступков Соц. педагог
Постоянно
13. Рассмотрение материалов на заседании Совета по профилактике Один раз в месяц
14. Беседа- размышление «Ответственность за порчу государственного имущества
По мере необходимости
Соц. педагог
Воспитатель общежития
Комендант общежития
15. Изучение личности учащегося, его интересов, увлечений. Вовлечение во внеурочную деятельность. Постоянно
Члены педагогического коллектива, осуществляющие работу с подростком
Постоянно
16. Привлечение к участию в работе правового всеобуча «Ответственность несовершеннолетних перед законом" Соц. педагог
17. Решение вопросов о проведении каникул Зам. директора по УВР
Соц. педагог
Начальник отдела
Инспектор
Вторая декада декабря
18. Своевременный анализ профилактической работы, индивидуальной работы и оценка результатов проделываемой работы. Зам. директора по УВР
Соц. педагог
Начальник отдела опеки и попечительства
Инспектор ОПДН
Инспектор
Постоянно
Зам. директора по УВР
Соц. педагог
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
ПЛАН
РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ
Сведения о ребенке ( Ф.И.О.)____________________________________________________
Дата рождения _______________________________________________________________
Сведения о родителях:
Мать_______________________________________________________________________
Отец______________________________________________________________________
Место работы отца__________________________________________________________
Место работы матери_______________________________________________________
Сведения о законных представителях( при их наличии)_________________________
Основания для проведения профилактической работы с семьей ( жестокое обращение с ребенком, физическое насилие, сексуальное насилие, психологическое насилие, безразличие к ребенку, алкоголизм родителей, оставление ребенка в опасной для жизни ситуации, другое ( указать) - нужное подчеркнуть)
Описание событий, которые привели к необходимости проведения профилактической работы с семьей
Основная цель работы с семьей_________________________________________________
Сроки начала работы с семьей__________________________________________________
Дата Проведенные мероприятия Ответственные
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ПЛАН СОВМЕСТНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ С ПОДРОСТКОМ И ЕГО СЕМЬЕЙ
№ П/П Действия родителей Действия специалиста Срок исполнения Ответственный
Социальный педагог Л.А. Суханова
СОГБПОУ « СИТТ»