Круглый стол: «Неподдающиеся»? (проблема социально-педагогической дезадаптации подростков «группы риска» в условиях современного общества)
Круглый стол: «Неподдающиеся»?
(проблема социально-педагогической дезадаптации подростков «группы риска» в условиях современного общества)
Здравствуйте, уважаемые педагоги!
Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошёл до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.
Подчас в нашей практике нам приходится заниматься не только воспитанием, но и перевоспитанием. Такая необходимость возникает в том случае, когда у подростка уже проявились негативные поведенческие привычки, отрицательная направленность личности и слабая мотивация.
Таких подростков обычно относят к категории «трудных», «с асоциальным поведением», «группы риска». Но ведь все эти понятия очень широкие.
Так кто же такой подросток «группы риска»? Почему он такой особенный в поведении, в отношении к учебе, труду, родителям? Неприятность «трудного» подростка в «нормальном» обществе («нормальное» с нашей, традиционной, «взрослой» точки зрения) провоцирует его на поиск «единомышленников». Это может быть компания сверстников, которых в «нормальном» обществе так же не принимают, но возможно и совершенно возрастное сообщество. Самое главное, что среди них подросток чувствует себя нужным и востребованным. Но чтобы быть «своим», нужно курить, употреблять алкоголь и так далее. А чтобы доказать, «влиться» в компанию – совершить какой-либо неблаговидный поступок или правонарушение…
И вот здесь вовсю начинает работать государственная пенитенциарная система (ОДН, КДН и иже с ними). Первый вопрос, который возникает у представителей исполнительной власти: «А что вы сделали, чтобы предотвратить правонарушение? Какие меры были приняты по перевоспитанию и наставлению на путь истинный?»
То есть проблема существования «трудных» подростков списывается на нас. И мы с вами, уважаемые коллеги, оказываемся в довольно унизительной ситуации, когда нам необходимо хоть как-то оправдать себя…
А возможно ли перевоспитать подростка «группы риска» если он и элементарного воспитания в семье не получает? Поддается ли асоциальное поведение исправлению методами наказания, поощрения и убеждения? Да и хочет ли сам «девиантный» подросток перевоспитываться?
Согласно «Энциклопедии практической психологии»: «Перевоспитание – это воспитание, нацеленное на перестройку неправильно сложившихся взглядов, на изменение способов поведения, осложняющих процесс формирования личности».
То есть для успешного перевоспитания нам необходимо изменить систему взглядов и способы поведения. Таким образом, нам предлагается изменить образ жизни подростка, чтобы он «перевоспитался».
Но для этого нужно изменить круг общения и среду, влияющие на формирование различных поведенческих отклонений. А в силах ли мы сделать это?
Первоначальный опыт общения и основы поведения дети получают в семье.
Семья – это уникальная микросреда, в которой складываются условия физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка.
Но неблагоприятные взаимоотношения в семье и отрицательный пример родителей (ложь, алкоголизм, отсутствие работы, грубость и так далее) не могут способствовать созданию здорового микроклимата в семье.
Возможно, иногда специалист, решивший помочь семье «группы риска» и ребенку, на ранних стадиях в состоянии оказать положительное социально-психологическое воздействие на подобных родителей. А что делать, когда семья уже деградировала и находится в полуразрушенном состоянии?
Крайне тяжелым является положение детей в таких семьях, они постоянно подвергаются ущемлениям и унижениям. Такие родители по причине низкого культурного уровня не в состоянии не то что правильно, а вообще воспитывать не могут.
Проведенный анализ подходов к классификации отклонений поведения детей и подростков позволяет сделать вывод о том, что все ныне существующие категории детей, в работе и во взаимоотношениях с которыми педагогам, родителям, социальным и медицинским работникам приходится применять дополнительные усилия, чтобы добиться положительных результатов в обычной, повседневной деятельности, можно отнести к разряду трудных, трудновоспитуемых детей.Как заметил П. П. Блонский, «с объективной точки зрения, трудный ученик – такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения, трудный ученик – такой, с которым учителю трудно, тягостно заниматься, и который требует от учителя много работы».
Трудновоспитуемость указывает на затруднение в воспитании, формировании «Я» ребенка, на его неспособность и нежелание усваивать педагогическое воздействие и активно на них реагировать.
Трудновоспитуемый ребенок – кто оказывает активное сопротивление воспитанию, выражает неуважение, недоверие к педагогу, проявляет негативизм к педагогическому процессу, провоцирует и создает предпосылки для конфликтных ситуаций.
Трудновоспитуемость может проявляться как результат возрастного кризиса развития ребенка, неумение найти индивидуальный подход к нему или как следствие дефекта психологического и социального развития, а так же педагогических ошибок, особенно при проявлении самостоятельности ребенка.
И так, существуют, так называемые, методы преодоления трудновоспитуемости. В преодолении трудновоспитуемости все методы действуют во взаимосвязи друг с другом, обеспечивая согласованную перестройку сознания и поведения, воспитание положительных и преодоление отрицательных качеств, координируют разнообразные влияния на личность, регулируют отношения к себе и другим.
Главная функция всех методов перевоспитания координационная – согласованное изменение социального окружения и развития личности, обеспечение активного влияния социальных воздействий и первичного коллектива на все связи и отношения трудного ребенка с окружающим миром.
Далее важно связать развитие личности трудновоспитуемого с развитием воспитания и перевоспитания как единого процесса. Надо также связать воспитание, самовоспитание и перевоспитание в единый процесс.
Правильно осуществляемый индивидуальный подход - это воспитание примером, воспитание соей жизнью, вовлечение трудного подростка в дела, которыми воспитатель занят подолгу службы, по работе.
Большинство средств перевоспитания и воспитания едины: слово, пример, деятельность, общение, искусство.
По моему мнению, именно здесь и берет начало духовно-нравственная деградация личности подростка, которая влечет за собой нарушение социальных связей или социальную дезадаптацию в целом…
Так можем ли мы, взяв на себя роль Демиурга, разрубить гордиев узел семейных противоречий «трудного» подростка?
В состоянии ли мы, используя лишь воспитательные методы, изменить микросреду, чтобы положительно повлиять на образ жизни такого воспитанника?
И еще один вопрос возникает у меня, коллеги: «А имеем ли мы на все это моральное право?»
Да, цель благая – помочь ребенку выжить в ужасных условиях вопреки, казалось бы, всем обстоятельствам и не потерять в себе человека.
Как быть, если в стенах учреждения мы «сеем разумное, доброе, вечное», а подросток, выйдя на улицу, видит совершенно иные нравственные ценности и моральные принципы, навязываемые условиями современной жизни?
Трудные дети были, есть и, к сожалению будут. Как же решить эту проблему? На помощь приходят специалисты. Давайте прислушаемся их советам, будем надеяться, они оправдают ваши спрямления помочь ребенку.
При преодолении отрицательных свойств методы перевоспитания выполняют две основных задачи:
а) стимуляция положительного поведения;
б) ограничения вредных внешних влияний.
Отклоняющееся поведение большинства детей – вызов нашего времени. Число детей с отклонениями в поведении растет. Каждый день встают вопросы, как поступить с детьми, поведение которых вышло из общепринятых норм. Отклонения поведения от нормы называют также аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, неправильным, искривленным, испорченным, деликвентным.
Воспитание детей с отклонениями в поведении осуществляется в рамках единого воспитательного процесса и направлено на формирование в ребенке гуманистических, общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, нравственно положительных черт и качеств. Основной целью специалиста является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Основные направления коррекционной деятельности с несовершеннолетними следующие: нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего со специалистами и детским коллективом; компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.); восстановление положительных качеств, которые получили незначительную деформацию (девиацию); постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости; интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств; усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни; накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов; исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств и вредных привычек.
Цель коррекционно-педагогической деятельности, имеющей воспитательно – профилактическую направленность, - разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у подростков. Поскольку деятельность является ведущим средством формирования личности, то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, коррекции.
Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:
- методы разрушения отрицательного типа характера: метод “взрыва” и метод реконструкции характера;
- методы перестройки мотивационной сферы и самосознания: а) объектного переосмысления своих достоинств и недостатков; б) переориентировки самосознания; в) переубеждения; г) прогнозирования отрицательного поведения;
- методы перестройки жизненного опыта: а) предписания; б) ограничения; в) переучивания; г) переключения; д) регламентации образа жизни;
- метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения: а) поощрения и наказания; б) соревнования; в) положительной перспективы.
Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы психокоррекции отклонений в поведении детей и подростков: суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении; дидактические методики психокоррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудачно аргументированного воздействия, метод “сократического диалога”, методики обучения саногенному мышлению,
В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков.Созидающие приемы:
- содействующие улучшению взаимоотношений между воспитателями и воспитанниками, устанавливающие душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; прощение; проявление огорчения; поручительство);
- вовлекающие воспитанника в совершение морально ценных поступков, в накопление опыта правильного поведения (убеждение, доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, вовлечение в интересную деятельность; пробуждение гуманных чувств; нравственные упражнения);
- строящиеся на понимании динамики чувств и интересов воспитанника (опосредование, “фланговый” подход; активизация сокровенных чувств воспитанника).
Тормозящие приемы:
- в которых открыто проявляется власть педагога (констатация поступка; осуждение; наказание; приказание; предупреждение; возбуждение тревоги о предстоящем наказании; проявление возмущения; выявление виновного);
- с открытым воздействием (параллельное педагогическое действие, ласковый упрек, намек, мнимое безразличие, ирония, развенчание, немое недоверие, организация естественных потребностей).Вспомогательные приемы:
- организация внешней опоры правильного поведения;
- отказ от фиксирования отдельных поступков.
Организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с подростком, используя методы и примы педагогического воздействия на него, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность. Приемы воздействия коллектива следующие:
- доверие – подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;
- постепенное приучение к деятельности на общую пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общей значимостью;
- поддержка коллективистических проявлений – поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;
- недоверие – коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое – либо дело данному подростку из – за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;
- отклонение недобросовестного и некачественного выполнения работы – коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;
- осуждение безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;
- переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;
- включение подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.
Немаловажна и позиция подростка к самому себе, к оценке своих действий и поступков. Желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, заняться своим самосовершенствованием и самовоспитанием. Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании, только при полном понимании им его необходимости целесообразно применять следующие приемы индивидуальной работы с подростком:
- мобилизация внутренних сил подростка на выполнение задания – перед учащимся раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него;
- активизация (создание) целевой установки – с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности (начатое дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять любую работу, оценивать ее результативность, анализировать ошибки);
- контрастность – от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней;
- стимулирование личного достоинства подростка, защита его самолюбия – предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка в трудных ситуациях;
- требовательное доверие – подчеркивается неизбежность выполнении задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что подросток эту деятельность осилит;
- поощрение – похвала – поддержка, похвала – побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.
Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно – педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.Таким образом коррекционная деятельность в ходе воспитательного процесса представляет собой единый процесс эмоционального, оперативного и содержательного свойства, что дает возможность корректировать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону.
Практическая реализация перечисленных направлений деятельности окажет позитивное, на наш взгляд, влияние на поведение несовершеннолетних, помогая предотвратить делинквентное и девиантное отклонения.
При отсутствии полноценной и своевременной коррекционной работы у ребенка возникает состояние запущенности, и сфера проявления его трудновоспитуемости расширяется.
Методы преодоления трудновоспитуемости:
методы разрушения отрицательного типа характера («метод взрыва», «метод реконструкции»);
методы перестройки мотивационной сферы и самосознания (объективное переосмысление своих достоинств и недостатков, переориентация сознания, переубеждение, прогнозирование последствий отрицательного поведения);
методы перестройки жизненного опыта (предписание, ограничение, переучивание, регламентация образа жизни);
методы предупреждения отрицательного и стимуляции положительного поведения (поощрения и наказания, соревнования, положительные перспективы).
Используя те или иные методы психологического воздействия надо учитывать, что методы исправления «Я» влияют на сознание, чувства, поведение, на развитие личности в целом. Поэтому методы преодоления трудновоспитуемости без взаимодействия друг с другом могут выступать как средство коррекции поведения, комплексное же их применение делает эти методы средством перестройки личностной системы подростка.
В комплексе приемов педагогического воздействия выделяют: - приемы задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанника и - создающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения трудновоспитуемых подростков.Надеюсь услышать ваши мнения, дорогие педагоги. Есть ли какая-нибудь возможность разорвать этот замкнутый круг: образ жизни – среда?..