Программа по УДД.01 Дизайн для профессии мастер сухого строительства
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Челябинский государственный промышленно-гуманитарный
техникум имени А.В. Яковлева»
рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УДД.01. Дизайн
по программе профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих
по профессии 08.01.06 Мастер сухого строительства
Челябинск, 2015 г.
РАССМОТРЕНА и ОДОБРЕНА
на заседании
ЦК СПД
Протокол от «___»_________20___г
№_____
Председатель ЦК
___________Э.Л. СитдиковаРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413, Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 270802.08 Мастер сухого строительства, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «02» августа 2013 г. № 898, зарегистрированного Министерством юстиции № 29743 от 20 августа 2013 г) – в редакции от 17.03.2015г № 247 и в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным директором Техникума ______гСОГЛАСОВАНО
Методист
__________О.А. Никитина
«____»_________20___г УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УПР
________А.Г. Вардугин«____»_________20___г
Составитель:
Ситдикова Э.Л. – преподаватель ГБОУ СПО « ЧГПГТ им. А.В.Яковлева»
Рецензенты:
Тарунтаева Е.Н.– зав. отделением ГБОУ СПО « ЧГПГТ им. А.В.Яковлева»
_______________________________________________________
(Ф.И.О., должность, место работы внешнего рецензента)
_______________________________________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины УДД.01 "Дизайн" предназначена для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по профессии «Мастер сухого строительства».
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «17» мая 2012 г. № 413, Федеральным образовательным стандартом по профессии среднего профессионального образования 270802.08 Мастер сухого строительства, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №898 от 02.08.2013 г., зарегистрированного Министерством юстиции № 29743 от 20. 08. 2013 г. Актуальность программы. Современный уровень развития производства, техники немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетичный вид предмета или изделия. Дизайн - это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Он во многом определяет внешний и внутренний вид городов, построек, транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к каждой вещи. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, дизайнер формирует человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества
ЗАДАЧИ:
совершенствовать общехудожественную подготовку;
познакомить с видами и объектами дизайна;
освоение приемов и методов, специфики творчества дизайнера;
способствовать выявлению и развитию творческих способностей , фантазии и дизайнерского мышления;
создать условия для творческого и личностного развития студентов
воспитание профессионального самосознания.
Целью программы является знакомство студентов с деятельностью в области дизайна.
Роль дисциплины в подготовке рабочего по профессии «Мастер сухого строительства» состоит в формировании общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Дисциплина «Дизайна» входит в раздел УДД.00 Учебные дисциплины дополнительные
Дисциплина формирует знание о создании архитектурных интерьеров, как системы развития художественных, социальных, демографических, технических и эстетических запросов общества, связана с такими дисциплинами как: «Черчение», «Материаловедение», «Строительное черчение»
На изучение дисциплины отводится 72 часа, из них 24 часа отводится на внеаудиторную самостоятельную работу.
Дисциплина изучается в течение одного семестра: IV (48 часов). Рабочая программа дисциплины предусматривает изучение следующих разделов: Введение.; 1 - История дизайна, 2 – Стили в дизайне; 3 - Основы формообразования; 4 - Композиция в дизайне; 5 - Цветоведение и гармонизация цвета; 6 - Современные материалы в дизайне Последовательность изучения разделов выбрана с учетом междисциплинарных, логических связей и усложнения учебного материала.
Для проведения занятий используются комбинированные уроки, включающие в себя элементы различных видов учебных занятий, а также практические занятия и контрольные работы. На занятиях применяются современные технические средства обучения и информационные технологии.
Практические занятия проводятся по группам, индивидуально, фронтально. Для выполнения практических работ разработаны индивидуальные задания, инструкции и методические рекомендации для студентов по выполнению и оформлению практических и самостоятельных работ.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); - выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды;
- принципы и законы композиции;
- элементы линейной перспективы;
- средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;
- специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов;
- принципы создания симметричных и асимметричных композиций;
- основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания;
- ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;
- свойства теплых и холодных тонов;
- особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне;
- свойства и применение современных отделочных материалов для отделки различных конструкций
уметь
- применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;
- определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
- объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;
- различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна;
- создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна;
- использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования;
- выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;
- выдерживать соотношение размеров;
- соблюдать закономерности соподчинения элементов;
- переводить изображения из одного масштаба в другой;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для эстетической оценки явлений окружающего мира;
- при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них;
- художественные материалы в своем творчестве;
- средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера). - для отделки различных конструкций.
Внеаудиторная самостоятельная работа способствует оптимальному усвоению студентами учебного материала, развитие их познавательной активности, готовности и потребности в самообразовании. Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Основными видами внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:
составление опорного конспекта по темам, вынесенным на самостоятельное изучение;
подготовка и оформление рефератов, сообщений;
выполнение графических работ по заданию
составление кроссвордов по теме и ответов к ним;
создание презентаций.
В ходе изучения дисциплины предусмотрен промежуточный и итоговый контроль. Промежуточный контроль осуществляется в виде контрольных работ по темам (разделам).
Итоговый контроль по дисциплине в соответствии с рабочим учебным планом для профессии проводится в конце IV семестра в форме дифференцированного зачета
Тематический план
Наименование разделов и тем Максимальная учеб. нагрузка обучающегося, час Количество аудиторных часов при очной форме обучения Самостоятельная работа обучающегосяВсего Лаб.работы Практ.занятия1 2 3 4 5 6
Введение. Дизайн как сфера профессиональной деятельности. 2 2 - Раздел 1. История дизайна 8 2 2 4
Тема 1.1. Предметный мир в эпоху ремесленного производства 1 1 Тема 1.2. Промышленные революции и проблемы дизайна 1 1 Тема 1.3. Становление дизайна 3 1 2
Тема 1.4. Виды дизайна 3 1 2
Раздел 2. Стили в дизайне 14 8 6
Тема 2.1. Этногеографические стили. Кантри, скандинавский, средиземноморский, японский. 4 2 2
Тема 2.2. Исторические стили 4 2 2
Тема 2.3 Современные направления декора интерьера 6 4 2
Раздел 3. Основы формообразования 2 1 1 Тема 3.1. Зависимость формы от функции предметов 2 1 1 Раздел 4. Композиция в дизайне 2 1 Тема 4.1. Значение и роль композиции в дизайне 2 1 Раздел 5. Цветоведение и гармонизация цвета 16 2 10 5
Тема 5.1.Ахроматические цвета и хроматические цвета 2 2 Тема 5.2. Цветовой круг. Основные, смешанные и дополнительные (контрастные) цвета. 4 1 2 2
Тема 5.3. Тёплые и холодные цвета. 4 2 2
Тема 5.4 Тональность, светлотность, насыщенность 2 2 Тема 5.5. Ассоциативное восприятие цветов. Задачи, решаемые дизайнером в процессе проектирования 4 1 2 1
Раздел 6. Современные материалы в дизайне 28 1 18 9
Тема 6.1. Современные стеновые конструкции и их отделка 6 1 4 1
Тема 6.2. Декоративные окрасочные технологии в дизайне 8 6 2
Тема 6.3. Декоративные облицовочные материалы в дизайне 8 4 4
Тема 6.4. Современные потолочные системы в дизайне 6 4 2
Итого 72 8 - 40 24
Перечень практических занятий
№ темы Тема практического занятия Кол-во
часов
Тема 1.3 Становление дизайна 1
Тема 1.4 Виды дизайна 1
Тема 2.1 Этногеографические стили. 2
Тема 2.2 Исторические стили 2
Тема 2.3 Современные направления декора интерьера 4
Тема 3.1 Зависимость формы от функции предметов 1
Тема 4.1 Значение и роль композиции в дизайне 1
Тема 5.1 Ахроматические цвета и хроматические цвета 2
Тема 5.2 Цветовой круг. Основные, смешанные и дополнительные (контрастные) цвета. 2
Тема 5.3 Тёплые и холодные цвета. 2
Тема 5.4 Тональность, светлотность, насыщенность 2
Тема 5.5 Ассоциативное восприятие цветов. Задачи, решаемые дизайнером в процессе проектирования 2
Тема 6.1 Современные стеновые конструкции и их отделка 4
Тема 6.2 Декоративные окрасочные технологии в дизайне 6
Тема 6.3 Декоративные облицовочные материалы в дизайне 4
Тема 6.4. Современные потолочные системы в дизайне 4
Итого 40
Содержание образования по учебной дисциплине
Введение
В результате изучения студент должен
знать:
-цели, задачи и функции дисциплины «Дизайн»;
Становления представлений об истории дизайна, науки и техники. Предмет истории науки, техники, и дизайна. Цели, задачи и функции истории дизайна, науки и техники. Основные этапы развития науки, техники и дизайна. Основные подходы к изучению истории дизайна, науки и техники. Ценностный подход: история дизайна, науки и техники как совокупность ценностей, созданных людьми. Деятельностный подход: история дизайна, науки и техники как совокупность способов человеческой деятельности. Системный подход: история дизайна, науки и техники как самоорганизующаяся система.
Раздел I. История дизайна
В результате изучения студент должен
знать:
- историю становления дизайна
уметь:
- разбираться в терминах. Понимать многогранные проблемы взаимосвязи современной архитектуры и ее материально технической базы.
Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы. Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники и зарождение промышленного производства. Поиски в области теории формы строительных изделий. Технический прогресс Х1Х – начала ХХ веков и примитивность форм промышленной и строительной продукции. Особенности строительного развития России. Становление дизайна в строительстве.
Практические занятия
Анализ иллюстративного материала.
Выявление характерных особенностей
Самостоятельная работа
1. Подготовить сообщения:
Значение дисциплины «Дизайн» для твоей будущей профессии.
2. Подготовить реферат с презентацией «Виды дизайна»
Раздел II. Стили в дизайне.
В результате изучения студент должен
знать:
- архитектурные стили и стилевые направления;
- основные стили дизайна и их значение
уметь:
- определять отличия различных стилей дизайна
Архитектурные стили и стилевые направления. Стилевые особенности в европейском формообразовании. Американская модель «дизайн для всех». Основные тенденции развития дизайна в России. Российский дизайн в период становления рыночных отношений.
Практические занятия
Составление сводно-обобщающей таблицы по различным видам стилей дизайна.
Составление характеристик стилевых направлений развития архитектуры и строительства.
Составление сравнительной характеристики отличия интерьеров в различные эпохи.
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение «Стили архитектуры различных эпох и стран»
Подготовить презентацию «Стилевое многообразие в архитектуре»
Подготовить реферат с презентацией «Классификация стилей»
Раздел III. Основы формообразования
В результате изучения студент должен
знать:
- понятие «формообразование», применение в профессиональной деятельности
уметь:
- применять правила создания форм в дизайне интерьеров.
Понятие «формообразование» используется в различных сферах деятельности человека. Создание формы на производстве. Создание формы в дизайне, архитектуре. Смысловой центр. Деление на зоны. Вычленение главного и второстепенного. Учет психологического восприятия: близость, зависимость от осей, замкнутость, инерция, контраст, назначение, простота, противоборство, симметрия, сходство, узнаваемость, фигура – фон.Практические занятия
Составление изображения интерьера с учетом различных особенностей, характеристик. Создание эскиза интерьера жилой комнаты.
Самостоятельная работа
Составить сообщение с презентацией по теме «Симметрия и архитектура»
Раздел IV. Композиция в дизайне
В результате изучения студент должен
знать:
- определение понятия «композиция», основные виды и задачи.
уметь:
- применять законы композиции в профессиональной деятельности
Значение понятия «композиция». Cоединение частей в единое целое, сложение разнообразных элементов в определенном порядке при создании художественной формы. Композиция как средство для достижения наибольшей выразительности содержания произведения. Категории композиции — ритм, симметрия, асимметрия, динамичность или статичность формы. Три основных вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Задачи композиции.
Практические занятия
Определение оптимальных композиционных решений различных интерьеров.
Составление изображения интерьера с учетом различных композиций.
Изучение ассоциативной композиции.
Самостоятельная работа
Составить презентацию «Композиция в дизайне»
Раздел V. Цветоведение и гармонизация цвета
В результате изучения студент должен
знать:
- характеристики цветовых тонов, нюансы сочетания. Контрастные сочетания
уметь:
- создавать гармонирующие сочетания. Оптически изменять размеры. Учитывать основные факторы при отделке.
Цвет и свет. Механизмы восприятия цвета и света; воздействие цвета на человека. Учения о цвете и цветовом спектре. Смешение цветов: оптическое и механическое, аддитивное и субтрактивное. Математическое учение о цвете;
Физическое учение о цвете; Химическое учение о цвете; Физиологическое учение о цвете;
Психологическое учение о цвете Цветовой круг. Способы описания и систематизации цвета. Понятия светлоты, яркости, насыщенности. Холодные и теплые цвета и длина волны. Влияние светлоты на температуру цвета. Цвета нейтральные по температуре. Цвет и краска
Краска и ее свойства. Смешение красок. Применение цвета в различных областях.
Общие принципы планировки жилища. Цвет в интерьере Световой дизайн интерьера. Особенности формирования пространственной среды. Структура интерьера. Общий строй интерьера: стены; пол; потолок. Классификация интерьеров (закрытый и открытый, мужской и женский) Перепланировка. Виды зонирования: функциональное, коммуникационное, рациональное. Приемы и средства организации зональности. Принцип эргономики в зонировании.
Практические занятия
Составление анализа актуальных тенденций в дизайне интерьеров квартир.
Составление цветового круга и различных цветов.
Получение цветовых контрастов.
Изучение различных видов симметрии и асимметрии на примере различных произведений.
Оценка продуктов архитектурного дизайна и дизайна интерьера, с учетом признаков и принципов дизайна.
Изучение гармонии в холодной и теплой гамме.
Самостоятельная работа
Составить презентацию с решением применения смешанных и дополнительных (контрастных) цветов в отделке интерьеров.
Составить сообщение « Теплые и холодные цвета в отделке помещений».
Составить сообщение «Задачи дизайнера при выборе отделки конструкций»
Раздел VI. Современные материалы в дизайне.
В результате изучения студент должен:
- иметь представление об основных критериях эффективности строительных материалов в современной архитектурно-строительной практике;
- знать применение строительных материалов различного функционального назначения; материалы «мокрой» отделки интерьеров предназначенные для малярно – штукатурных работ; облицовочные материалы и изделия, полностью готовые к использованию; современный рынок потолков; модульные системы; подвесные системы; фирмы потолков; натяжные потолки.
- уметь оценивать возможность рационального применения строительных материалов; различать лакокрасочные материалы, декоративные штукатурки и набрызги; использовать различные приемы для достижения цели передачи образа; применять теорию на практике; применять системы потолков по назначению; различаться характеристики и назначение различных потолочных систем;
Гибкий камень. Внутренняя отделка стен деревом. Пробковое покрытие стен. Отделка стен пластиковыми панелями. Различные виды обоев. Виды и устройство межкомнатных перегородок. Оформление стен в квартире. Керамическая или каменная плитка. Стеновые панели. Гипсокартонные и гипсоволокнистые листы. Декоративная штукатурка. Системы отделки фасадов.
Современные тенденции в оформлении интерьера. Произведения искусства в интерьере. Текстиль. Основные отделочные материалы для стен, пола, потолка. Виды. Свойства. Особенности. Текстура. Фактура. Эмоциональное влияние материала на восприятие человека.
Практические занятия
Создание части интерьера с использованием фактуры и текстуры, имитирующие различные отделочные материалы.
Составление сводно-обобщающей таблицы с некоторыми видами отделочных материалов, их возможностей в процессе создания различных интерьеров.
Изучение способов построения жилой конструкции, с учетом функционала, индивидуальных характеристик.
Анализ иллюстративного материала. Овладение навыками изображения лестницы с учетом различных особенностей, характеристик.
Изучение интерьеров и современных технологий.
Самостоятельная работа
Составить сообщение с презентацией о ландшафтном дизайне.
Составление словаря архитектурных терминов.
Составление кроссворда по теме «Дизайн».
Составление сообщения с презентацией «Математика и архитектура. Конструктивные решения и строительные материалы».
Перечень обязательной и дополнительной литературы
Основные источники:
В.С. Кузин. Программа “Основы дизайна” – Москва. Дрофа. 2002г.
Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды: Учеб. пособие
– М.: «Архитектура-С», 2009. – 328с.
В.Б. Устин Художественное проектирование интерьеров. Учебник – М.:АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 288 с.
Дополнительные источники:
Крутских Е.Ю., Д.В. Литвинов. Интерьер вашего дома. Практическое руководство. – Екатеринбург. У – Фактория. 2005.
Майкл Грейс. Дизайн. Изд. Фалькин 1996г Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М. Академия, 2002.
Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – Москва. Молодая гвардия,1994.
Пономарева Е.С. Цвет в интерьере. – Минск. Высшая школа,1984
Рунге В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. Москва. МЗ – Пресс, 2001.
Хомянский Л.М. и Шипанов А.С. Дизайн. – Москва. Просвещение. 1985г
Черневич Е.В. Язык графического дизайна: материалы и методы художественного конструирования. – Москва. 1975.
Щичанкова Э.Г. У истоков дизайна. – Москва, Наука 1977
Интернет ресурсы:
Библиотека дизайн информации http://rosdesign.com/