Урок математики во 2 классе Переместительное свойство сложения



Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Переместительное свойство сложения
Предметы начальной школы(математика)
Назарова Марина Юрьевна
Учитель начальных классов
МБОУ Ялкынская СОШ
Алексеевского муниципального района РТ
(Технологическая карта изучения темы)
Тема
Переместительное свойство сложения

Цель темы
Вывести переместительное свойство сложения
Доказать необходимость его использования в математике и повседневной жизни

Планируемый результат
Научиться применять переместительное свойство для удобства вычислений

Основные понятия
Слагаемые,сумма, переместительное свойство сложения

Межпредметные связи
Литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:
- основные
- дополнительные
«Математика. 1 класс» часть 2 Авторы: Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова
Рабочая тетрадь по математике 1 класс ч.2

Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.


Технология проведения

Деятельность
ученика
Деятельность
учителя
Обучающие и развивающие задания каждого этапа

УУД


I этап. Самоопределение к деятельности.
Цель – включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Формулировать ответы на вопросы.
Объяснять понятие девиза



Настраивать детей на работу,
создать атмосферу хорошего настроения,
мотивировать к выполнению заданий
-Здравствуйте, ребята!
-Садитесь!
-Улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов. Начинаем наш урок математики
- Прочитайте девиз урока.(СЛАЙД 2)
«Хочу много знать!»
- Как вы его понимаете?
Ребята, сегодня я получила такое письмо:(СЛАЙД 3)
"Я в опасности. Пожалуйста, помогите мне . Меня лиса выгнала из дома. Жду вашей помощи."
И подписи нет.
Вы не догадались, кто прислал это письмо?
Ребята, это герой из какой сказки?(СЛАЙД 4)
А хотите ли вы ему помочь? Если мы ребята выполним все задания лисы, то она уйдет из избушки и зайчик вернется в свой дом. Итак, вперед, навстречу трудностям в сказочном лесу.
А доберемся мы туда на сказочном летучем корабле.(СЛАЙД 5)
Регулятивные УУД-осознавать необходимость получения знаний
Личностные УУД
осознанное построение речевого высказывания
Коммуникативные- умение слушать и вступать в диалог

II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цель – повторить названия компонентов сложения, тренировать в решении известных случаев сложения, выявить затруднение в деятельности одного ученика


Использовать математические термины при чтении математических записей
Вычислять сумму чисел в пределах 10


Организовать фронтальную работу по пройденной теме,
работу в парах на сложение чисел в пределах 10, подвести к затруднению.







Ребята, посмотрите на доску:(СЛАЙД 6 )
-Что вы видите ?(Выражения)
А можно ли ребята, назвать эти выражения одним словом?(Суммы)
Молодцы! Прочитайте , пожалуйста, эти выражения по -разному.
Назовите компоненты сложения.
Итак , ребята, я даю вам карточки с заданиями. Будьте внимательны и ответьте на вопросы правильно. Работаем в парах. Вспомните правила работы в парах.
Карточка 1
3+5=
4+6=
6+2=
Назовите первые слагаемые
Карточка 2
5+4=
2+8=
1+9=
Назовите вторые слагаемые
Карточка 3
3+4=
8+2=
9+1=
Назовите примеры с одинаковыми ответами
Карточка 4
2+6=
2+7=
1+8=
Расскажите о переместительном свойстве сложения.
Дети зачитывают ответы и отвечают на вопросы.
Оцените свою работу на карточках
"!"-справился
"+"-были ошибки
"--"- не справился

Познавательные УУД- умение анализировать объекты, выделять главное, устанавливать аналогии
Регулятивные УУД- соотносить то, что известно с тем, что неизвестно
Коммуникативные УУД- умение работать в парах






3. Постановка учебной задачи
Цель: обсудить затруднение и проговорить тему урока
Формулируют цели и тему урока

Подводит к появившемуся затруднению, которое становится темой урока
Какое задание выполняли ?Все ли справились с работой?(нет)
Может кто- нибудь ответить на вопрос?
(Нет)
А почему?(Не изучали еще эту тему)
-Какую цель поставим для нашего урока? (Узнать, что такое переместительное свойство)
-Это и есть тема нашего урока.(СЛАЙД 7)
-Цель поставлена, давайте приниматься за дело!


Познавательные УУД- постановка и формулирование проблемы
Регулятивные УУД-определять то, что известно и то, что неизвестно(контролировать себя)

4. Открытие нового знания


Цель – выяснить формулировку переместительного свойства сложения на основе решения
устной задачи
Участвовать в работе по решению задачи



Объяснять выбранное действие

Оценивать правильность выполнения заданий.









Сравнивать суммы, получившиеся в результате сложения одинаковых пар чисел
Делать вывод о том, что если сложить одни и те же числа, меняя их местами, получаются одинаковые суммы


















Выполняют упражнения
Организовать работу по решению задачи





Включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов.


Мотивировать на открытие нового знания
















Указывать на источник получения знаний


Помочь зафиксировать результат в виде опорной схемы












Создает условия для отдыха детей
Решение задачи в стихах.
Учитель:
Вышел Зайчик на крылечко и увидел:(СЛАЙД 8)
На берёзе 3 синички Продавали рукавички. Прилетело ещё 5. Сколько будут продавать?
Какое действие нужно выполнить Зайчику, чтобы решить задачу? (Сложение)
Составьте выражение по задаче
3+5=8
Ребята , какую цель мы поставили перед собой? (Узнать , что такое переместительное свойство сложения)
А кто из вас догадался , что можно переместить в этом примере?
(Если кто-то из детей догадывается, что нужно переместить слагаемые, то на доске записывается второе выражение 5+3= и находится его значение)
Если же никто не высказал предположения:
Появляется слайд (СЛАЙД 9)

5 1 3 2
1 5 2 3
Чему равны суммы?
Дети приходят к выводу, что если сложить эти числа получаются одинаковые суммы.
Ребята, что же мы поменяли местами?(Слагаемые)
А сумма изменилась? (Нет)
Ребята, это и есть переместительное свойство сложения.
А где мы можем проверить себя?(В учебнике)
Откройте учебник с.26 и прочитайте правило в синей рамочке.
Вы были правы?
А можете ли вы записать это правило коротко, с помощью схемы?
Как называется первое число при сложении? Можно его обозначить С1?
Тогда как обозначим второе число?(С2)
Поменялся ли результат их сложения, если поменять их местами?
Кто догадался как нужно записать правило ?
Появляется схема (СЛАЙД 10)
С1+С2=С2+С1
Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились и помогли зайчику.
Ребята, как вы думаете, зайчику уже не так одиноко?
Но это еще не все, лиса то хитрая и так запутала зайчика, что он еще не может разобраться во всем. Но сначала давайте отдохнем.
Физкультминутка
Зайцы скачут: скок-скок-скок,
Да на беленький снежок
Приседают, слушают ,
Не идет ли волк.
Раз- подняться на носки, улыбнуться
Два- руки вверх, потянуться,
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

Личностные УУД
формируется интерес к новому учебному материалу, способность к самооценке;
Коммуникативные УУД
формулировать собственное мнение и позицию , выслушивать мнение других;
Регулятивные УУД
Познавательные УУД- обращение к учебнику, как источнику для получения знаний





5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: проговаривание нового знания, применение его при решении известных типов задач

Анализировать условие задачи, наблюдать и объяснять, чем отличаются между собой две задачи, как применяется переместительное свойство при решении задач.
Выбирать
удобный способ решения.

Организовать работу по решению задачи

А сейчас ребята давайте посмотрим, как можно применить это правило при решении задач.
С.26№2 (устно)
1) На одной ветке растет 5 орехов, а на другой 2 ореха. Сколько всего орехов растет на двух ветках?
Прочитайте задачу.
О чем говорится в задаче?
Сколько орехов было на одной ветке?А на другой?
Каким действием будем решать задачу?(сложением)
5+2=7
Прочитайте вторую задачу.
1) На одной ветке растет 2 ореха, а на другой 5 орехов. Сколько всего орехов растет на двух ветках?
Чем отличаются задачи? Какой ответ в этой задаче?
Что вы можете сказать о получившихся выражениях?
Как звучит правило, которое применили сейчас?(дети проговаривают)
Какую задачу удобнее вам было решать? (первую)
Почему?(прибавить к пяти два легче)
А можем мы применять это правило в жизни?
В каких случаях?(дети высказывают свои мнения)
Коммуникативные УУД- осмысление собственного опыта.

Познавательные УУД-анализ, сравнение,выбор более легкого способа решения задачи





6.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель:проверить степень усвоения детьми нового знания путем самостоятельной оценки
Применять переместительное свойство сложения
Осуществлять взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.















Выполняют упражнения для подготовки к письму
Организует деятельность с
применением новых знаний.


Контролирует степень усвоения детьми материала и объективности их оценки
-Для чего вы получали новые знания?(чтобы применять их при выполнении упражнений и тем самым помочь зайчику)
-Ребята, а что вы знаете о лисе?(высказывают ответы)(СЛАЙД 11)
-Оказывается, ...
-А где можно найти интересные сведения о животных, которых мы сегодня упоминали?(В энциклопедии или Интернете)
-Верно, ребята, это наши помощники, и мы всегда обращаемся к ним для получения новых сведений.
-Лиса предлагает вам выполнить задание№4 на с.27 самостоятельно.
- Проверьте работу своего друга по образцу(СЛАЙД 12)
3+2=2+3 4+5=5+4
5+1=1+5 2+6=6+2
Оцените работу своего соседа по парте
"!"-справился с заданием без ошибок
"+"-была 1 ошибка
"--"- больше 1 ошибки
Молодцы, ребята, зайчик очень доволен, что вы ему помогаете. Он предлагает вам отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту мнем, мнем.
Регулятивные:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном осознание качества и уровня усвоения;
Личностные УУД
формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра
Познавательные УУД- формирование умения обращаться к дополнительным источникам информации

7.Включение в систему знаний
Цель: закрепить ранее изученные знания с введением нового правила
Выбирать самостоятельно задания по изученной теме.
Работать в парах.
Выполнять задание по образцу, применяя новые знания.
Осуществлять проверку и оценивать работу других
Организовать работу в парах, обеспечить
контроль
за выполнением
задания.



























Применять индивидуальный подход к ученикам

Работа в тетрадях на печатной основе
-Ребята, откройте стр. 34 и выберите то задание, которое соответствует нашей сегодняшней теме.
-Верно ребята, это задание 1 и 2. Я попрошу вас выполнить их в парах.
1 задание Найди пару каждому ботинку так, чтобы ответы примеров совпадали. раскрась пару ботинок одинаково.
Получаются пары: 3+2и 2+3, 4+3 и 3+4, 5+1 и 1+5,4+5 и 5+4.
2 задание. Вставь в таблицу недостающие числа и рисунки.
////
//
4+2
//
////
2+4
6

///
/
3+

+



+
/////
///
5+



1+4


+


-Ребята, а сейчас поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Оцените работу с помощью наших карточек.
"!"-справился
"+"-были ошибки
"--"- не справился
-Если кто-то из учеников раньше других заканчивает работу, им предлагается выбрать из тетради любое задание для повторения ранее изученного:
-решить задачу
-выполнить вычисления и расшифровать слово
-вставить пропущенную фигуру в таблице
РегулятивныеУУД
прогнозирование (учащиеся самостоятельно выявляют типы заданий, где используется новый способ)



Познавательные УУД-анализировать образец и выполнять задание в соответствии с заданным эталоном

Коммуникативные УУД- обмениваться мнениями в парах, приходить к общему мнению, помогать друг другу

Личностные УУД
формулируют собственное мнение, контролируют действия партнёра










8.Рефлексия учебной деятельности.
Цель – подвести итог проделанной работе на уроке путем самооценки учащимися результатов своей деятельности
Осуществлять самооценку собственной учебной
деятельности, соотносить цель и результаты, степень их соответствия
Направлять детей к осознанию результатов учебной деятельности



-Какую цель ставили сегодня?
-Что же такое переместительное свойство сложения?
-Ребята, впереди вас ждёт ещё много открытий не только по математике, но и по другим предметам. Я желаю вам успехов.
-А самое главное, мы выполнили все задания лисы и помогли зайчику. Посмотрите, он благодарит вас..(СЛАЙД 13)
-Вспомните, каким вы были сегодня на уроке, как работали. Оцените себя.
-На партах перед вами лежат летучие корабли трёх цветов. Они нужны для следующего путешествия .
-У кого остались вопросы после нашего урока, поднимите корабль зелёного цвета.
-Кто понял тему – красный корабль.
-У кого нет вопросов, всё понял, может объяснить другому, поднимите корабль жёлтого цвета.
-Молодцы, вы заметили, что в классе прибавилось солнечного света? Подарите друг другу аплодисменты!
-Желаю вам дальнейших успехов. Спасибо вам за урок! (СЛАЙД 14)
Регулятивные УУД- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,
Познавательные УУД
умение структурировать знания.

Коммуникативные УУД
умение выражать свои мысли




15