Обобщение опыта работы по теме Использование на уроках современных образовательных технологий
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия №6»
г. Воркуты
Воркута
2012
Динамическое развитие общества требует формирование личности, способной использовать все приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения жизненно – практических задач и способной оставаться собой в постоянно меняющемся мире.
Цель образования – вырастить функционально грамотную личность.
человек самостоятельный человек познающий человек, умеющий жить среди людей
Современным детям свойственна прагматичность мыслей и действий, независимость и раскрепощенность. Главная социальная функция учителя состоит уже не в передаче базовых знаний учащимся, а в формировании у них умений находить, извлекать знания и использовать их в своей практике. Это требует новейших технологий взаимодействия учителя и ученика.
Данным требованиям соответствует образовательная система «Школа 2100», которая с 2006 года признана официально развивающей личностно – ориентированной программой. Прежде чем начать работать по данной программе, изучила методологические основы программы, прошла курсы повышения квалификации по теме «Концептуальные основы образовательной системы «Школа 2000», «Школа 2100».
Познакомила родителей с комплектом учебников образовательной системы «Школа 2100». Рассказала о преимуществе и отличии от традиционной системы. Изучила уровень психических процессов учащихся и уровень готовности к школе по результатам ПМПК, изучила медицинские карты и выявила сведения о состоянии здоровья детей.
В своей деятельности использую личностно – ориентированный подход в обучении и развитии личности: ребенок не для школы, а школа для ребенка.
В данной образовательной системе процесс обучения выстраивается через совместную деятельность учителя и учащихся. Поэтому использую в своей работе:
технологии активизации познавательной деятельности.
- игровые
- проблемное обучение
технологии личностной организации педагогического процесса.
- обучение в сотрудничестве
- гуманно – личностная
- технология развивающего обучения
- технология разнеуровневого обучения.
Данные технологии отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики. Они позволяют снижать нервно – психические нагрузки за счет стимуляции познавательной мотивации и открытия знаний детьми.
Основанная на принципе минимакса, программа позволяет учащимся достичь верхнего уровня стандарта, взять то, что ему дают и пойти выше. Все остальные учащиеся возьмут в соответствии со своими индивидуальными возможностями и способностями. Учащиеся сами выбирают на каком уровне они смогут выполнить то или иное задание.
Сложный материал, нестандартные ситуации выносятся на обсуждение мнений разных героев учебников, рассмотрению с разных точек зрений. Учащиеся поставлены в ситуацию необходимости слушать, слышать, принимать решения и действовать: задавать вопросы, выполнять задания. Готовность к сотрудничеству, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить компромиссы формируют коммуникативную компетенцию учащихся.
Именно в младшем возрасте ребёнок овладевает системой действий, необходимой для успешной познавательной деятельности на последующих этапах. Использую такие приёмы и методы, которые ориентированы на активный мыслительный и практический учебно – познавательный процесс.
На разных этапах урока использую различные современные образовательные технологий.
Использование современных образовательных технологий
в структуре урока
№ п/п
Этап урока
Варианты использования образовательных технологий
Методы и приёмы
1
Организационный момент
Здоровьесберегающие технологии
- Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга)
2
Актуализация знаний
Игровые технологии
- Создание игровой ситуации.
- Использование дидактических игр.
Обучение в сотрудничестве
- Совместная деятельность
- Эвристическая беседа
3
Постановка учебной проблемы
Проблемно – диалоговое обучение
Создание проблемной ситуации.
Побуждающий к осознанию проблемы диалог
Подводящий к теме диалог
Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Обучение в сотрудничестве
- Работа в группах, парах
- Эвристическая беседа
Информационно-коммуникационные технологии
Представление наглядного материала, использование Интернет – ресурсов.
4
5
Поиск решения учебной проблемы или «открытие» нового знания
Первичное закрепление
Проблемно – диалоговое обучение.
- Побуждающий к гипотезе диалог.
- Подводящий от проблемы диалог.
Деятельностный подход в обучении
а) Метод алгоритмизированного обучения
б) Приём моделирования.
Обучение в сотрудничестве
Исследовательская работа в группах, парах
Гуманно – личностная технология.
- Создании ситуации успеха.
Развивающее обучение
Задания на развитие общеинтеллектуальных умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения
Игровые технологии
Игровая ситуация
Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка)
Гимнастика для тела, глаз; танцевально-ритмические паузы, дыхательная, пальчиковая гимнастика; упражнения на релаксацию
6
Самостоятельная работа
Индивидуальное и дифференцированное обучение
Разноуровневые задания
7
Повторение.
Дифференцированный обучение.
Разноуровневые задания
Развивающее обучение
Упражнения на развитие познавательных процессов
8
Подведение итогов урока.
Обучение в сотрудничестве
- коллективный вывод
- подведение итогов в паре (сравнение)
Гуманно-личностная технология
- создание ситуации успеха
9
Рефлексия
Гуманно-личностная технология
- создание ситуации успеха
- приём самооценки на шкале
- ситуации выбора дом. задания
- сюрпризный момент
Здоровьесберегающие технологии
- Тренинг: «Я смогЧто не получилось?»
Особую роль отвожу проблемно – диалоговому обучению.
Проблемно – диалоговое обучение предполагает творческий поиск решения учебной проблемы, обеспечивает познавательную мотивацию учащихся, сохраняет и повышает интерес учащихся к учению, формирует коммуникативную компетенцию учащихся.
При постановке проблемы на уроке учащиеся самостоятельно формулируют тему урока или вопрос для исследования.
Применяю 3 основных метода постановки учебной проблемы:
1 метод: Побуждающий к осознанию учебной проблемы диалог.
Проблема – конфликт, 2 разных мнения, столкновения.
При создании проблемной ситуации для побуждающего к осознанию учебной проблемы диалога использую следующие приёмы:
1 приём: Предъявляю классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или точеки зрения.
Например: Диалог героев учебника «Окружающий мир»:
Миша: «Грибы – это животные, они не зеленые».
Лена: «Грибы – это растения, они не передвигаются».
Учебная проблема как тема урока «Грибы – что это такое?»
2 приём: Противоречие между житейским представлением учеников и научным знанием или теорией.
Предлагается несколько ситуаций:
а) На карусели катались дети. Их сидения прикреплены к крепкой оси. Планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Что их удерживает?
б) Яблоко упало с дерева на землю. Почему так происходит?
Возникает вопрос: какое правило или какой закон природы здесь действует?
3 приём: Сталкиваю разные мнения учеников, предложив классу вопрос или задание по новому материалу.
Так, при ознакомлении с разделительным Ъ вызываю 2 учеников к доске, которые записывают слова в столбик под диктовку. 1 ученик пишет слова с разделительным Ь (на повторение). 2 ученик записывает слова с разделительным Ъ (проблема – слова с пропущенным Ъ или вместо Ъ записан Ь).
Учебная проблема как вопрос: «Когда пишетсяразделительный Ъ?».
4 приём: Предлагаю задания, с которым ранее учащиеся не сталкивались.
- Найти площадь прямоугольника со сторонами 38 и 26 см.
Учащиеся испытывают затруднения:
- Здесь надо умножить на двузначное число, мы не умеем умножать на двузначное.
Отсюда осознание учебной проблемы как темы: «Умножение на двузначные числа».
5 приём: Отличается от 4 приёма тем, что даю задание, не выполнимое вообще.
Учитель: Что такое склонение?
Учащиеся: Изменение по падежам.
Учитель: Какие известные вам части речи склоняются?
Учащиеся: Имена существительные, имена прилагательные.
Учитель: Попробуйте просклонять глагол читать.
Учитель: Смогли выполнить задание?
Учащиеся: Нет. Глаголы не склоняются.
Учитель: Какой возникает вопрос?
Таким образом, осознаётся учебная проблема как вопрос: «Как изменяются глаголы?»
Следовательно:
1 шаг – создаю проблемную ситуацию,
2 шаг – побуждаю к осознанию или противоречию
3 шаг – побуждаю к формулировке учебной проблемы.
шаг – принятие формулировки.
2 метод постановки учебной проблемы: Подводящий к теме диалог.
Это система вопросов и заданий, которые пошагово приводят к формулировке темы. Здесь не требуется создание проблемной ситуации, но успешно формируется логическое мышление и речь ученика.
Записаны слова: Ночь, душ, мышь, сторож, помощь.
- Чем похожи эти слова? (Имена существительные с шипящими на конце)
- Чем отличаются? (Одни записаны с Ь, другие без)
- Над какой темой будем работать? (Правописание имён существительных с шипящими на конце)
3 метод постановки учебной проблемы: Сообщение темы с мотивирующим приёмом
– приём яркого «пятна» (использование кроссвордов, легенд, загадок, шуток, т.е. любой материал, связанный с темой урока, способный заинтересовать и захватить внимания учащихся и вывести на тему урока).
Например, при разгадывании кроссворда по вертикали получается слово: «Птицы»
- приём актуальности.
Пример: При ремонте квартиры сталкиваемся с темой «Площадь»
IV этап – Поиск решения учебной проблемы или «открытие» детьми нового знания. – это побуждающий к гипотезам диалог:
Так, изучая тему «Состав почвы» предлагаю рассмотреть рисунки, на которых нарисованы обитатели почвы. Подвожу к осознанию проблемной ситуации:
- Если они живут в почве, то что в ней содержится, необходимое для жизни?
Побуждение к выдвижению гипотез.
- Какими будут мнения? Предположения? Гипотезы?
Ответы учащихся: Не смогут прожить без воды, без воздуха. Если умирают, то остаются останки в почве.
- Каким способом можно решить проблему, проверить гипотезы?
2) Принятие гипотез.
3) Побуждение к проверке гипотез.
- А как вы думаете, все ли эти пути решения проблемы удобные?
4) Принятие проверок.
Провожу опыты, которые доказывают, что в состав почвы входят воздух, вода, перегной, песок, глина, соли.
5) Подведение к знаниям (система вопросов и заданий).
Если несколько гипотез, то возможна работа в группах.
Vэтап – Первичное закрепление.
Первичное закрепление заключается через комментирование искомой ситуации, проговаривание установленных алгоритмов действия. Ученик не только подкрепляет не только письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредствам которой ведётся поисковая работа его сознания.
VI этап – Самостоятельная работа с проверкой в классе
- самостоятельное решение типовых заданий.
- самостоятельная проверка учащимися своей работы.
Задача этого этапа – самоконтроль и самооценка.
VII этап – Повторение.
- включение нового материала в систему знаний.
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
VIII этап – Подведение итогов.
Он напрямую связан с I этапом постановки проблемы.
Анализ результата и анализ процесса – рефлексия. Это анализ деятельности, прогнозирование дальнейших действий. Он заключается в поддержании мотивации на следующем уроке. Для того, чтобы мотивация укрепилась, использую приёмы:
- ситуация выбора (при организации домашнего задания – разный вид сложности).
- сюрпризный момент.
- приём самооценки.
Оценивая себя, учащиеся делают пометки на шкале, насколько они достигли поставленной цели или приобрели знания.
Проблемные уроки очень эффективны и нравятся детям. Конечно, работа трудоёмка, ведь к каждому такому уроку нужно подбирать упражнения для актуализации знаний, продумывать постановку проблемы и путей её решения.
Основным способом подачи и изучения материала в начальной школе выступает игровая деятельность.
В своей работе широко использую игровые технологии.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития».
В.А.Сухомлинский.
Игра – мощный лечебный фактор. Благодаря ей ребёнок освобождается от агрессии, страха, нарушения поведения на уроке. Игра снижает утомляемость, напряжение, тревожность.
Она вызывает живой интерес к процессу познания, воспитывает умственную активность детей.
Использую игру как форму обучения. Провожу:
Уроки в форме соревнования и игр.
- КВН.
- кроссворд.
- конкурс.
- турнир.
2. Уроки, основанные на имитации деятельности.
- заочная экскурсия.
- экскурсия в прошлое путешествие.
3. Уроки, опирающиеся на фантазию.
- сказка.
- подарок.
4. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений.
- цирк.
- ученый совет.
Большой интерес среди учащихся вызывают дидактические игры на уроках.
Я провожу следующие дидактические игры:
Игры, требующие от детей исполнительской деятельности (например, выполнить по образцу «Составь узор»).
Игры, требующие воспроизведения действий («Сорви яблоко», «Математическая рыбалка», «Забей гол в ворота»).
Игры, с помощью которых дети изменяют, преобразуют данные (например «Составь цепочку из примеров»).
Игры, в которых включены элементы творчества и поиска («Угадай загадку Буратино», «Найди ошибки Незнайки»).
В дидактической игре в отличие от учебных занятий, учебно – познавательные задачи ставятся не прямо, а косвенно.
Для овладения учебными действиями и освоения содержания темы использую метод моделирования (таблицы, схемы, модели).
С первых шагов обучения грамоте учащиеся работают с опорными схемами: схемы звуков, слов, предложений. На уроках русского языка опорные схемы – орфограммы, падежные окончания. Использую приём моделирования на уроках математики при изучении таблиц умножения: 4 = + + + .
При решении задач:
Так, на уроках окружающего мира учащиеся на доске заполняют таблицу:
знаю хочу узнать узнал
Пример: тема «Ледяная пустыня».
Знаю: Хочу узнать: Узнал:
Очень холодно. Какая погода. Климат:
Нет растений или мало. Какие растения. Растения:...
Животные какие животные. Животные:
Как выживают:
Прием моделирования использую на уроках литературного чтения при составлении опорных конспектов, оформлении таблиц о героях и сюжетах произведений.
В процессе поиска пути решения учебной проблемы организую коллективную, групповую работу.
В процессе коллективного и группового взаимодействия происходит развитие и совершенствование коммуникативных умений, где учащиеся не только обмениваются знаниями, помогают друг другу, дают комментарии, объясняют правила и учатся общаться. Данный вид работы помогает учащимся поверить в свои силы, а доверительные отношения освобождают учащихся от скованности и чувства неуверенности.
Организация внутригруппового взаимодействия осуществляется
- на основе выполнения правил работы в группе (даю в готовом виде или вырабатываются группой)
- если нужно - ролевого распределения
- определение способа организации обсуждения задания и его решения («мозговой штурм» или выполнение по частям: индивидуально, парами, мини - группами).
Для работы над решением проблемной ситуации определяю группы в соответствии с уровнем подготовки детей. Раздаю каждой группе карточку с проблемной задачей. Учащиеся работают над карточкой, решают задачи, формулируют вывод.
Проблемная задача на высоком уровне не содержит подсказки. На среднем – 1 – 2 подсказки. На низком уровне – роль подсказок выполняю вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к нужному выводу.
Высокий уровень – Внимательно прочитайте написанные слова, найдите разницу в их написании и сформулируйте правило.
/Дичь, грач, сторож, молодежь, уж, печь./
Средний уровень – Внимательно прочитайте написанные столбики слов и объясните принцип их группировки, сформулируйте правило их написания.
/дичь грач
молодежь сторож
печь уж/
низкий уровень – Внимательно прочитайте написанные в первом и во втором столбиках слова:
/дичь грач
молодежь сторож
печь уж/
Ответьте на следующие вопросы:
- К какой части речи относятся слова?
- Определите род имён существительных 1 и 2 столбиков.
- Какие согласные буквы стоят в конце имён существительных?
- В каком случае пишется ь?
Проверка результатов работы начинается с группы, решавшей задачу на низком уровне, затем – на среднем и высоком.
На уроках закрепления и обобщения занятий организую совместную проектную деятельность учащихся. На уроках окружающего мира проекты помогают детям глубоко проникнуть в тайны природы. Так, выполняя проект «Жизнь леса», учащиеся готовят сообщения о лесе, альбом «Красная книга леса», викторину «Лес в нашей жизни».
Выполняя проект по теме «Наши питомцы», учащиеся составляют альбом «Мой четвероногий друг», пишут сочинения «Мой друг». При оформлении альбома «Мой город родной Воркута» учащиеся сочиняют стихи о Воркуте, рисуют рисунки, изучают историю города. Делятся на группы: художники, историки, поэты.
Результатами проекта учащихся являются выставки рисунков, оформление стендов, фотоальбомы, экологические плакаты, газеты, выставки поделок «Природа и фантазия», рефераты, книжки – самоделки. Собранный материал в книжках – самоделках пополняю результатами других учеников.
Предлагаю учащимся выполнить индивидуальные проекты. Например, выпуск буклетов «Ценные советы»:
- «Как правильно питаться», «Береги зрение», «Здоровые зубы – белоснежная улыбка»
Учащиеся выполняют творческие работы – сочиняют сказки о буквах, частях речи, частях слова; пишут сочинения о героях литературных произведений.
На каждом уроке я стараюсь использовать здоровьесберегающие технологии.
Это чередование различных видов деятельности и применение современных технологий, каждая из которых является здоровьесберегающей.
Для того чтобы научить детей управлять своим поведением, провожу упражнения на релаксацию, физкультминутки на развитие эмоций и мимики, сюжетно – ролевые игры. Все это позволяет развивать саморегуляцию у детей, преодолевать замкнутость одних и агрессивность других детей. Дает перспективу уверенности в своих силах, а значит и добиваться хороших результатов в обучении. Дети легче адаптируются к школьным условиям.
При проведении физкультминутки использую физические упражнения для различных групп мышц. Эти упражнения необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить кровообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.
Очень эмоциональны и увлекательны упражнения «пальчиковой гимнастики», которые активизируют моторику рук.
Аутотренинги – релаксации позволяют детям расслабится, восстановить силы. Провожу их конце урока, чтобы дети отдохнули, а затем на перемене взбодрились и настроились на дальнейшую продуктивную работу.
Дифференцированный подход позволяет ребенку ощущать комфорт, защищенность. Измеряю с возможностями учащихся объём домашнего задания и степень сложности. Ведь если ребёнку тяжело справляться с заданиями, у него пропадает интерес к этому процессу.
Хороший терапевтический эффект дают классические музыкальные произведения Шопена, Штрауса, Бетховена. Они снимают тревогу, раздражительность, действуют успокаивающе. Подбираю звуковое сопровождение к урокам - звуки природы (голоса птиц, шум моря).
Использую на уроках такие приёмы как сказкотерапия и музыкотерапия. Сказка открывает ребёнку перспективу собственного роста, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого.
Оказываю методическую помощь родителям. Рекомендую, например, чтобы их гиперактивные дети читали успокаивающую литературу, а гипоактивные дети (эмоционально зажатые) читали книги, которые стимулируют эмоциональные переживания.
Функциональные звенья психики, обеспечивающие психические процессы, необходимые для усвоения знаний и переработки информации, являются инструментом познания человека.
Изучила уровень развития психических процессов детей, поступивших в школу, что позволило в дальнейшем осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Использую на различных этапах урока дополнительные виды заданий, развивающих психические качества учащихся: мышление, быстроту реакций и внимание, воображения и памяти. Ученик, успешно усваивающий все предметы, оказывается неспособным применить знакомое ему правило. Причина кроется в отсутствии дифференцированности восприятия. Поэтому восприятие является основным процессом, вокруг которого строится обучение в 1 классе. Основная задача первого года обучения – сформировать у учащихся навык и привычку осмысленно воспринимать учебный материал, умение слышать учителя и учеников.
Ввиду необходимости психического сопровождения процесса психического развития учащихся и отсутствии ставки психолога в школе, был налажен контакт с отделением психолого - педагогической помощи ГУ РК «Центр социальной помощи семье и детям».
На основе программы психологического сопровождения учащихся с 1 по 4класс (приложение 1) проведена работа, направленная на:
- изучение особенностей учебной мотивации учащихся;
- выявление школьной и личностной тревожности;
- исследование оценки собственного настроения в различных видах деятельности.
Дальнейшее сопровождение учащихся в текущем году проводится в рамках программы групповых занятий «Волшебные средства понимания» и индивидуально на базе Центра социальной помощи семьи и детям по результатам диагностической работы с классом.
Для определения эффективности системы обучения использую различные методики:
- тестирование
- анкетирование
- система диагностических средств
- самооценка
- опрос при помощи системы карточек
Результатом применения современных технологий в образовательной системе «Школа 2100» является:
Преобладание учебно – познавательных мотивов над узколичностными (результаты диагностики мотивационной сферы – приложение 2).
В результате анкетирования изучила факторы учебной мотивации класса.
Ведущие факторы мотивации (80%): «хочу получать хорошие отметки», «хочу больше знать», «хочу быть готов к будущей профессии», «нравится узнавать новое».
Так же значимыми являются следующие мотивы: «люблю думать, соображать», «считаю, что знания необходимы» (75%), «интересно, люблю мыслить» (60%).
Выяснилось, что у учащихся класса никем не отмечен мотив принуждения («мотивации прессом») – «заставляют родители». Минимальным количеством учащихся выбран мотив «хочу избежать неприятностей», «это даёт авторитет среди сверстников».
Низкий уровень тревожности учащихся 2А класса (приложение 3).
Исследуя школьную и самооценочную тревожность учащихся класса, максимально вызывает тревогу личностная реакция на успех, неудачу. Наименее тревожным фактором отмечены: общение с психологом, реакция на критику. Такие факторы тревожности, как «отвечать у доски», «писать контрольную работу», «на уроке учитель неожиданно задаёт тебе вопрос», «ждёшь родителей с родительского собрания», «разговаривать с директором школы или учителем» отметили не более 25% учащихся.
3) Повышение читательской культуры учащихся. Все учащиеся класса активно посещают школьную и городские библиотеки.
4) Успешное формирование коммуникативной компетентности и умений анализировать, систематизировать, выделять главное.
5) Повышение уверенности учащихся в своих силах.
6) Уменьшение утомляемости.
7) Положительная динамика успеваемости по предметам, высокий уровень качества знаний по предметам (68 – 89%), оптимальный уровень обученности (100%).
8) В конце прошлого учебного года у 3 учащихся снята программа коррекционного обучения и определена общеобразовательная программа.
Все свои достижения учащиеся заносят в портфолио. С результатами портфолио знакомлю родителей на родительских собраниях, при индивидуальных беседах. Оказываю родителям методическую помощь, консультации по вопросам воспитания и обучения.
Считаю необходимым в дальнейшей работе создавать благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся, обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания и развития его индивидуальности. Исходя из анализа своей работы, основной задачей считаю активизацию интеллектуально – информационной деятельности младших школьников. То есть организовывать уроки таким образом, чтобы все три сферы развития личности младших школьников (сознание, деятельность и общение) взаимодействовали в процессе учения. Чтобы ребенок активно и с интересом, увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Описание опыта работыTimes New RomanИспользование современныхTimes New Romanтехнологий в образовательной системе
Times New Roman«Школа 2100»Times New RomanАвтор: Золотова Светлана АнатольевнаTimes New Romanучитель начальных классов
Times New Roman15