Формирование у дошкольников эмоционального благополучия

Какова же роль педагога в формировании эмоционального благополучия детей дошкольного возраста?
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача педагога –заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Эмоции не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу вызвать у себя то или иное чувство: чувства не подвластны воле, они своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются.
Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит педагогу, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также любовное отношение к детям.
Планируя свою работу, педагоги дошкольного возраста стремятся не только научить чему-то нужному ребенка, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня.
Наблюдая за детьми младшего возраста, я заметила повышенный интерес детей к слушанию музыки, особенно к высокохудожественным классическим произведениям. Музыкальный язык богат и разнообразен. Это не просто звуки, а лад, гармония, тембр. Всеми этими элементами пользуются композиторы, создавая музыку. Особенно детскую музыку. Музыка – это такой вид искусства, который дает неограниченный простор для фантазии ребенка. Поэтому я решила создать проект «Классика для малышей». Знакомство и общение с классической музыкой станет ярким и радостным событием в жизни детей. Моя задача: сделать их понятными детям, доступными для их восприятия и привычными для их слуха. Детям не свойственна функция пассивного наблюдателя, и поэтому я буду «объяснять» музыку, она должна заинтриговать их, чтобы малыши смогли услышать в музыкальных созвучиях те картины, или образы, которые «рисует» нам музыка. Таким образом, будет осуществляться творческий процесс восприятия музыки, и, главное, решаться задача охраны и укрепления эмоционального благополучия детей дошкольного возраста.
Детская музыка в творчестве многих композиторов во все времена имела особое значение. Она отражала воспоминания, связанные с самой прекрасной порой в жизни каждого человека – детством. Детская музыка, предназначена для слушания и исполнения детьми. Лучшие ее образцы характеризуются конкретностью, живым поэтичным содержанием, образностью, простотой и четкостью формы. В основе музыкальных произведений для детей часто бывают картины жизни, народные сказки, картины природы, образы животного мира. Произведения пишутся в соответствии с их исполнительскими возможностями. 
«Для маленьких  любителей музыки сочиняли многие, почти все композиторы, но мало кто уделял этой области творчества столько внимания, столько серьезных размышлений и сердечного тепла, сколько уделял С.С.Прокофьев. Его детская музыка - не просто дар большого художника детям. Мир детей и юношества, запечатленный в музыкальных образах, - это одна из важнейших граней всего творческого облика Сергея Прокофьева» (Дмитрий Кабалевский).
 Среди русских композиторов-классиков имя П.И. Чайковского особенно выделяется. Оно дорого любителям музыки всего мира. Все своё творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к родине и русской природе, его стремлениям к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. Детская тема проходит сквозной линией через все творчество П.И. Чайковского. И именно музыка П.И.Чайковского  для детей может внести настоящую гармонию  в нашу современную бурную жизнь, потому что  она живая, в ней  есть  музыкальные образы, разные настроения и чувства человека.  Данная тема актуальна в наше время, время, когда люди стали  прагматичными и загруженными всевозможной информацией. А знание классической музыки, в частности, творчества  П.И.Чайковского  приобщает людей к формированию высоких ценностей жизни: красоте, добру, человечности,  духовности. Именно пьесы из «Детского альбома» П.Чайковского помогут воспитать в ребенке слушателя, развить его воображение и фантазию, научив понимать музыкальный язык и представлять то, о чем говорит музыка.
А вот творчество К.Сен-Санса должно вдохновить детей на их творческие проявления в танцевальных импровизациях, развить фантазию и воображение. Сюита написана для симфонического оркестра, а значит, малыши познакомятся с  неизвестными еще для них различными инструментами, некоторыми выразительными средствами звукоизобразительности.
В дошкольном возрасте эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи.



15